Традиции весны
материал по музыке (старшая группа)

На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_vesny.docx16.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ И ВСТРЕЧИ ВЕСНЫ

Весна. На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

После суровой, холодной, а часто и голодной зимы первые лучи мартовского солнышка дарили надежду на новую жизнь, новый урожай. Недаром и начало Нового года на Руси  раньше отмечали не 1 января, а в марте – ведь именно весной начинается возрождение природы, ее новый жизненный цикл.

Искренне веря в магическую силу весенних обрядов, в языческие времена люди выходили за околицу, забирались повыше – на пригорки, на крышу дома или сарая, на копну сена – и закликали весну, зазывали ее прийти поскорее.

По Православному же календарю – это время Великого Поста, пора углубленной молитвы, духовного очищения, когда шумные игры и веселые песни неуместны. Крестьянки говорили: "Песни играть в эти дни грех, кликать же можно".

В весенних закличках - веснянках - обращались к самой весне и верным ее спутникам – перелетным птицам. Нередко при этом обращались и к Богу, Богородице с предварительной просьбой о божественном благословении на то, чтобы «весну кликать».

Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снег тает, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день. 

Заклички 22 марта

22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки.

В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.

Обрядовое дерево

Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

Выпекание жаворонков (Слайд4)

Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", (которых называли детьми или братьями перелетных птиц) их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

  Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним. А кто постарше  и гадали: запекали в птичку: кольцо, монету, щепку, уголек. Кольцо – свадьба, монеты – богатство, щепка – гроб, и т. д. (причём, чтоб хорошее сбылось, обязательно должны были присутствовать  и плохие приметы)

(Слайд5)Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички. 

Хоровод «Ручеек»

Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна… 

Слайд 6 -Детям делали свистульки, и ребята, подражая голосам птиц, приманивали, как считалось, своим свистом весну, навораживали счастливый год, богатый урожай. Отсюда и пошло название “Весновка-свистунья”.

 Слайд 7 Свистульки могли быть деревянные, глиняные, а в нашем детстве были уже пластмассовые.

. На  первом уроке  мои ребята готовили свистульки из подручного материала( ручки и их колпачки, фломастеры)  на другой урок несли уже  домашние заготовки. Давайте и мы попробуем  посвистеть

 Слайд 8  ритмическая работа

( слайд 9) Обряд отпускания птиц на волю

Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз.

Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна. Выпуская птиц приговаривали:

Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

Как  же встречали Весну  в Коми крае ? Многие  коми традиции совпадают с русскими. Но всё же я нашла кое-что интересное.

(Слайд 10) Посмотрите, кто знает, как называется эта птица?

В народном календаре коми-язьвинцев наступление весны связывается с прилетом птицы трясогузки, которая на коми-язьвинском языке зовется сарчиком. Истоки обряда встречи сарчика - в глубинной истории народа. Сохраняется убеждение, что птицу, как символ весны и лета, необходимо встретить и задобрить, чтобы она помогла вырастить хороший урожай, избавиться от несчастий.

                  Ну вот мы добрались до веснянок. Коротенькие, максимально простые и удобные, Веснянки предоставляют учителю музыки бесценный интонационный материал. Их можно петь в полуречевой манере, благо сам жанр это предполагает. Более того, весеннюю закличку не грех и прокричать. Особенно если выйти на улицу, и не переживать по поводу временного выпадения из академической манеры пения.

Но многие веснянки хорошо звучат и в классической манере и прекрасно «работают» на вокальное развитие классного хора. Компактный диапазон, повторяющиеся мотивы делают их очень наглядными и для целей освоения нотной грамоты. Единственное ограничение, о котором нельзя забывать касается времени исполнения – веснянки должны звучать все-таки  весной. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции.

Март, 1-я неделя: «8 марта – Международный женский день»Цели:  способствовать воспитанию бережного и чуткого отношения к самым близким людям, формированию потребности радовать их добрыми делами; ...

Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Март, 2-я неделя: «Народные промыслы»

Цели: расширять представление детей о народном искусстве и художественных промыслах; знакомить с народными песнями и плясками, в том числе и коренного населения; воспиывать интерес к промыслам родного...

Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Праздник «Пасха»

Цели: знакомить  с культурой празднования ПасхиПланируемые результаты: сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности; соблюдает элементарные правила здорового ...

Сценарий праздника встречи весны по русским народным традициям «Жаворонушки» для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей

Сценарий праздника встречи весныпо русским народным традициям «Жаворонушки» для детей старшего дошкольного возраста с участием родителейЦель: продолжать знакомить детей с  традициями и обычаями р...

Конспект занятий на темы: " Народная культура и традиция" , " Весна", " Любите книги! " ( поэзия), " Калейдоскоп сказок!" ( проза) для второй младшей группы.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;способствовать проявлению положительных эмоций.Образовательные: Продолжение знакомства с устным ...

«Традиции встречи весны. Лепка « Жаворонки» для детей 6-7 лет.

Конспект по дополнительной образовательной деятельности (тестопластика)...

Совместная деятельность воспитателя и детей по теме: « Народные праздники и традиции. Встреча весны».(интеграция областей-художественно-эстетическое,социально -коммуникативное развитие,развитие речи.

совместно с детьми и гостями (воспитателями детского сада и других детских садов) делали жаворонков из  дрожжевого теста, закликали в гости весну....