Мастер - класс по теме " Инновационные методики в музыкально - коррекционной работе с детьми ОВЗ"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)
Отчёт по теме самообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы и приёмы музыкально - коррекционной работы | 32.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Теремок»
с. Александровское.
МАСТЕР- КЛАСС
по теме: «Инновационные методики в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ».
Музыкальный руководитель
Денисова Ирина Александровна
2023г.
«Задача педагога - облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям»
(Э. Жак-Далькроз).
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.
Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей.
Музыкально-коррекционная деятельность направлена на решение значимых для жизни ребенка проблем: развитие познавательных процессов, моторики, эмоционально-волевой и личностной сфер, стимулирование речевой деятельности.
Развивая музыкальные способности ребенка, мы развиваем его внутренний мир, его память, координацию движения и ритмическую активность, фонематический слух, организованность и внимание. Все эти качества нужны каждому человеку в современном мире.
Каждый год я стараюсь обновлять методы и приёмы, которые помогают улучшить музыкально - речевые способности детей ОВЗ. Ведь для того, чтобы вовлечь ребёнка в любую совместную деятельность, необходимо, прежде всего самому загореться интересом к этой работе.
Музыка и движения занимают особое место в развитии и коррекции отклонений у детей с различными проблемами.
Цель: изучение инновационных методикв музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Задачи коррекционно-образовательной работы.
- Развивать артикуляционный аппарат.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать дыхание.
- Развивать координацию движений и моторные функции.
- Развивать чувство ритма, ритмическую, интонационную выразительность.
- Формировать способность восприятия музыкальных образов.
- Совершенствовать коммуникативные качества.
Направления музыкальной работы.
1.Ритмическая разминка. Приветствие.
(Коммуникативная игра «Ты шагай»)
2. Артикуляционная гимнастика.
(«Часики»Фиксики)
3.Дыхательные упражнения.
(«Летка-енька»)
4.Упражнения фонематической ритмики.
Автомотизация гласных звуков.
5.Логоритмика Е.С. Железнова.
(Ли-ли), («Ми- ма - мэ»)
6.Ритмодекламация. Музыкально – ритмическая работа.
(Оркестр « Добрый мастер»)
7.Варежковый театр.
Инсценировка песни «Ёлочка»
8.Хор рук.
Ожидаемые результаты
*Повышение уровня речевого развития
*Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка
*Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
Музыкальное приветствие – самый первый и важный раздел музыкального занятия, который настраивает ребёнка на позитив, создаёт атмосферу заинтересованности и активного участия. В игровой форме дети учатся взаимодействовать в коллективе, осваивают коммуникативные навыки.
Так же решаются музыкально ритмические задачи – ориентировка в пространстве, развитие чувства ритма, артикуляция, музыкальная память, слух, интонационная выразительность.
1. Ритмическая разминка. Приветствие.
Коммуникативная игра «Ты шагай»муз. Коротаевой
Припев: Ты шагай, ты шагай своей дорогой, не зевай.
Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай.
1куплет. Поздоровайся ладошкой и своей красивой ножкой.
Плечиком и локотком и, конечно, язычком.
- Здравствуйте! (говорят)
Припев: Ты шагай, ты шагай своей дорогой, не зевай.
Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай.
2куплет. Поздоровайся головкой, как ты делаешь все ловко.
Пальчиком и кулачком и, конечно, язычком.
- Здравствуйте!
Припев: Ты шагай, ты шагай своей дорогой, не зевай.
Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай.
3куплет. Поздоровайся макушкой и своим красивым ушком.
Спинкой, тепленьким бочком.
И, конечно, язычком.
- Здравствуйте!
При разучивании песен на музыкальных занятиях я часто наблюдаю, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата.
Вокально-артикуляционные упражнения способствуют разогреву речевого аппарата и работе над певческой дикцией и артикуляцией. Для того, чтобы упражнения не превращались в рутину, подбираю музыкальное или видео сопровождение. Такой приём вносит игровой момент в упражнение.
Упражнение «часики», «качелька», «лошадка», «конфетка», ритмические движения.
2. Артикуляционная гимнастика.
«Часики» - Фиксики.
Тики-тики-тики-тики так-так-так,
Тики-тики-тики-тики так-так-так –
Часики идут, часики идут,
Часики минуты берегут.
Тики-тики-тики-тики так-так-так,
Тики-тики-тики-тики так-так-так –
Часики идут, часики идут,
Часики лениться не дадут.
Тики-так, тики-так –
Нам без часиков никак.
Дыхательная гимнастика - очень сложный раздел музыкального занятия. Как научить ребёнка правильно пользоваться дыханием? Как сделать дыхательную гимнастику не скучно? Закрепить и автоматизировать навык.
Я практикую такие упражнения, как «цветок», «пылесос», «вертолёт», «бегимотик», «погреем руки», «накачаем шины».
Сегодня я представляю вашему вниманию упражнение на короткий вдох, задержку дыхание и несколько коротких выдохов. Такой приём позволит ребёнку правильно взять дыхание и при пении равномерно распределить на всю музыкальную фразу. Эта методика представляется мне интересной, продуктивной. Проходит в игровой форме, пользуется интересом у детей.
В данном случае мелодия служит ритмической поддержкой для тренировки дыхания. В качестве игрового моментами мною найден мультфильм к песне, который позволяет проводить дыхательное упражнение с удовольствием и автоматизировать навык.
3. Дыхательные упражнения на мелодию песни.
«Летка-енька» М. Пляцковский
Учёными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно влияя на функцию речевых зон головного мозга.
Фонетическая ритмика предлагает ребёнку комбинацию движений в сочетании с произношением звуков, слогов, фраз и коротких текстов.
Моё внимание привлек метод вызывания гласных звуков. С этим связаны такие нарушения, как ринолалия( залаженность носа, оденоиды, риниты), дизартрия ( нарушение произношения, высокий или низкий тонус мягкого нёба). Часто ребёнок не может направить воздух через рот, обеспечить правильное положение языка при пении. Часть воздуха уходит в нос, что влияет на качество звука.
4.Упражнения фонематической ритмики.
Вызывание гласных звуков.
Звук а: руки перед грудью, произнося звук а_, широко, плавно развести руки в стороны;
Звук о: руки в стороны, произнося звук о_, руки плавно округло соединить перед грудью (над головой).
Звук у: руки перед грудью, кисти обращены друг к другу, произнося звук у_, плавно вытянуть напряженные руки вперед.
Звук э: руки вытянуты вперед на уровне плеч, произнося звук э_, напряженные руки медленно согнуть в локтях, приблизить к плечам. Если получается звук близкий к а, то на ранних этапах обучения это допустимо.
Звук и: кисти рук у плеч, произнося звук и_, очень напряженные руки поднимать вверх; педагог может за пальчики как бы тянуть детей все выше. Если вместо и_ получается звук, похожий на э, то это в начале обучения допустимо.
5. Логоритмика Е.С. Железнова.
Методика Железновых - способ разговорить молчуна.
Жизнь ребёнка – это игра, в которой он познаёт мир, учится, развивается, растёт. Логоритмика, речь с движением – это тоже игра. Ребёнок перевоплощается, принимает другой образ, и в нём ему уже не страшно, он может показать то, над чем другие не будут смеяться – ведь сейчас он другой…
Во всех этих песнях одинаковая мелодия. И всего 2 ноты. Одна нота выше, другая ниже. Распевки похожи на русские народные потешки и очень нравятся детям. Просты в исполнении и образны.
Жа – мы нашли в лесу ежа
Жу – дали яблоко ежу
Же - ежик съел его уже
Жи - нам животик покажи
Ши – как конфетки хороши
Шо – мойте ручки хорошо
Шу – я к столу вас приглашу
Ша – будем кушать не спеша
Су – не пускают в дом лису
Са – ждет за дверью 2 часа
Сы – она хочет колбасы
Си – ей кусочек отнеси
Ли – улетели журавли
Ло – все дорожки замело
Ля – побелела вся земля
Лю – Новый год встречать люблю
Развитие музыкального слуха у дошкольников с нарушением речи вызывает определённые трудности. Очень важно при этом уделять внимание комплексному сочетанию слова, музыки и движения.
Речевое музицирование открывает большие возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств общим для речи и музыки.
К ним относятся: темп (агогика), ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок (линия), артикуляция, динамика, тесситура, фразировка, форма.
Ритмодекламация - одна из перспективных форм коррекционной работы с дошкольниками. Ее использование в работе способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения настроений в речевом или музыкальном материале.
Ритмодекламация – это четкое произношение текста или стихов в заданном ритме, представляет собой синтез поэзии и музыки.
6. Ритмодекламация. Музыкально – ритмическая работа.
«Добрый мастер» Ю. Селивёрстова
1. Добрый мастер в сказке славной инструменты мастерил,
Ложки, бубны и звоночки детям с радостью дарил.
Тук-тук, ложки в руки, тук-тук, туки-туки,
Тук-тук, поиграйте, от меня не отставайте
Тук-тук, ну-ка, вместе, тук-тук, эту песню,
Тук-тук, посмелее, тук-тук, веселее!
2.Добрый мастер в сказке славной даже бубны вырезал,
Песенки припев забавный он всё время повторял:
Шлёп-шлёп, бубен в руки, шлёп-шлёп, туки-туки,
Шлёп-шлёп, поиграйте, от меня не отставайте.
Шлёп- шлёп, ну-ка, вместе, шлёп-шлёп, эту песню,
Шлёп-шлёп, посмелее, шлёп-шлёп, веселее!
3.Добрый мастер в сказке славной инструменты мастерил,
И бубенчики -звоночки детям с радостью дарил.
Дзынь-дзынь, пошумите, дзынь-дзынь, позвените,
Дзынь-дзынь, поиграйте, от меня не отставайте,
Дзынь-дзынь, ну-ка вместе, дзынь-дзынь, эту песню,
Дзынь-дзынь, посмелее, дзынь-дзынь, веселее!
4. Добрый мастер в сказке славной очень музыку любил,
Музыкальных инструментов много детям подарил.
Тук-тук, ложки в руки, тук-тук, туки-туки,
Дзынь-дзынь, колокольчик, развесёлый ты звоночек,
Шлёп-шлёп, ну-ка, вместе, шлёп-шлёп, эту песню
Все-все, посмелее, все-все, веселее!
7. Варежковый театр.
Инсценировка песни более полно и красочно раскрывает музыкальный образ произведения. Пение в движении в театральных костюмах часто используется в детских театрализованных представлениях.
Варежковый театр- приём индивидуальной театрализации вместе со всеми. Необычность в том, что дети хором исполняют произведение и каждый ребёнок имеет возможность самовыражения по - своему. Здесь задействованы сразу множество способностей маленького исполнителя. Он поёт, танцует, показывает руками сюжет действия, задействован в игре. Детям очень нравится такая музыкальная деятельность. И главное, что все музыкальные способности развиваются в игре.
Инсценировка песни «Ёлочка» С. Крючкова
1.Ёлочка стояла,стройной вырастала.
Вот такой, вот такойстройной вырастала.
2.Жил под ёлкой зайка, зайка – побегайка.
Вот такой, вот такой зайка - побегайка.
3.Как увидел волка, спрятался за ёлку.
Там сидит и дрожит,спрятался за елку.
4.Как увидел мишку,выглянул зайчишка.
В прятки будет играть зайка вместе с мишкой.
5.К елочке лисичкакак –то подбежала
И зайчишку онатут же увидала.
Лиса: Я – лиса-плутовка, зайчиков поймаю,
Но не буду их есть,только поиграю.
8. «Хор рук»-одна из инновационных музыкально-педагогических технологий, и одна из линий авторской методики Татьяны Анатольевны Боровик.
Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера».
Вначале мы отрабатываем один музыкальный образ. Я беру роль ведущего – дирижёра на себя, дети быстро вовлекаются в действие и с удовольствием пробуют себя в этой деятельности.
Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку.
И действительно все без исключения дети хотят побывать в роли дирижёра.
Эта технология может быть использована как на занятии, так и в любой концертной деятельности.
«Хор рук» «Звёзды и цветы» муз. В. Косма
Музицирование – мощный фактор развития жизненно важных умений и навыков, способ коррекции особенностей развития.
У детей с ограниченными возможностями могут быть
неограниченные творческие способности.
И наша задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку открыть для себя прекрасный мир музыки.
Список литературы
- Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010
- Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.
- Воронова А.Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.
- Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей – Аверсэв, 2005
- Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика. ООО «Гном – Пресс». 1998.
- Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Использование методики Зайцева в коррекционной работе с детьми ОНР»
Познакомить педагогов с методикой Н.А. Зайцева; представить собственный опыт работы с данной методикой и предложить варианты использования её в ДОУ и дома....
Описание практической части мастер класса на тему: «Использование степ - платформ в оздоровительной работе с детьми».
Преставлен методический материал из опыта работы по физической культуре с детьми дошкольного возраста....
Инновационные методики и технологии: коррекционная работа с детьми в логопедической группе
Инновационные технологии в работе логопеда...
Инновационные методики в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуал...
Мастер - класс на тему: "Современные образовательные технологии в коррекционной работе педагога-дефектолога в ДОУ".
Провела мастер-класс на РМО на тему: "Современные образовательные технологии в коррекционной работе педагога-дефектолога в ДОУ". На данном мастер-классе познакомила коллег с авторским тактил...
Мастер-класс на тему: «Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми.
Современные дошкольники легко и с удовольствием обращаются с гаджетами. Давайте узнаем, как с помощью гаджетов реализовать индивидуальный подход в работе с воспитанниками и расширить рамки образовател...
Мастер-класс "Использование планшетов,системы контроля знаний в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста,имеющими ОНР"
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) способствуют развитию информационной компетентности современного дошкольника. Они являются мощным орудием развития формирующегос...