Инновационные методики и технологии: коррекционная работа с детьми в логопедической группе
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Инновационные технологии в работе логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imit_v_rabote_logopeda_.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка» -  детский сад комбинированного вида «имени Н.К.Крупской»

Тема:

Инновационные методики и технологии: коррекционная работа с детьми в логопедической группе.

Подготовила:

Захарова Елена Анатольевна

учитель – логопед

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

На сегодняшний день в арсенале логопедов, дефектологов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам. Над этими работами трудились такие авторы как М.А.Поваляева, М.И.Чистякова, Е.А.Пожиленко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.

По мнению В.М.Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ

  • арт. - терапевтические технологии;
  • современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
  • современные технологии сенсорного воспитания;
  • телесноориентированные техники;
  • Су - Джок – терапия;
  • информационные технологии.

Рассмотрим некоторые виды арт-терапии:

  • музыкотерапия 

  (Во время проведения расслабляющего логопедического массажа использую произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.)

(Также тонизирующие музыкальные произведения использую во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики).

(Для развития фонетического слуха использую игру на музыкальных инструментах).

  • изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);

техника «кляксография»;

пальцевая живопись (лексическая тема);

рисование на манке;

техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п.;

техника отпечатывания ватой;

техника «оттиск пробками»;

рисование ладонями.

Использую совместно с воспитателями логопедической группы.

  • кинезитерапия (телесно-ориентированная терапия)

 это растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела,  нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Активно использую на занятиях логоритмики и в физминутках;

дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, помогают достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Использую на индивидуальных и фронтальных занятиях.

 А также кинезиологические упражнения типа: «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др.

  • логоритмика 

это система музыкально - двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. В результате сочетания слова, музыки и движения дети становятся более  раскрепощенными, эмоциональными, значительно улучшают свои ритмические способности. У детей повышается выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью и с музыкой; совершенствование общей и мелкой моторики; они становятся  собраннее и внимательнее. Также заметна динамика в развитии голоса, дыхания и артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки, расширении лексического запаса, творческой фантазии и воображения.

Логоритмические занятия провожу совместно с музыкальным руководителем один раз в неделю соответственно лексической теме данной недели.

  • сказкотерапия; 

Коррекционные задачи:

создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;

совершенствование лексико-грамматических средств языка;

совершенствование звуковой стороны речи;  

развитие диалогической и монологической речи;

эффективность игровой мотивации детской речи;

взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;

создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;

приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Сказкотерапию использую практически на всех логопедических занятиях. Раз в квартал дети логопедической группы показывают мини сказки для своих родителей. Например, «Теремок», «Волки и козлята» и т.д.

  • Мнемотехника

 это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.  

  В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность.

В моей работе, как логопеда, мнемотехника помогает в развитии:

связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения,

ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Технологию мнемотехники я активно использую на занятиях по развитию связной речи.

  • Креативная игротерапия (песочная терапия).

 Игры с песком развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, снимают мышечную напряжённость,

стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

развивают творческие (креативные), действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

способствуют расширению словарного запаса;

помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма,

побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

развитию фантазии и образного мышления.

  • Логопедический массаж.    

  Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

          Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой  

          диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц,  

         участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.  

В своей коррекционной работе  я использую универсальную схему классического логопедического массажа лица.

         Массаж языка.

  • Пальцевый  массаж. 

Японская методика пальцевого массажа – массаж большого пальца повышает активность мозга. Если дети во время речи волнуются и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение. Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа.

В нее вошли: растирание подушечек пальцев, массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; прищепочный массаж; массаж орехами; массаж шестигранными карандашами; массаж чётками.

В своей логопедической работе практически перед каждым индивидуальным или фронтальным занятием использую прищепочный массаж, массаж шестигранными карандашами.

  • Су – Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Является одной из нетрадиционных логопедических технологий. В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики,  колючие валики).

В логопедических целях я использую су – джок терапию совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием, что активизирует развитие речи детей, способствует нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука), развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации.

  • Компьютерные технологии

Существует  два основных направления использования компьютера учителем – логопедом:

  1. Компьютер используется для ведения логопедической документации, обработки информации.
  2. Использование компьютера в процессе коррекционной работы.

Осознанное отношение ребенка к  своему речевому дефекту, а, следовательно, и желание его исправить, т.е. мотивация – одна из центральных задач в логопедической работе. Часто одного опыта владения методикой коррекции речи и желания логопеда не достаточно для успешного логопедического воздействия. Ребенок часто не хочет заниматься, ему просто надоедает ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. В этом случае одним из средств оптимизации процесса коррекции могут служить компьютерные программно-методические средства.

Компьютер помогает логопеду:

     При обследовании речи детей;

Для развития фонематического слуха;

Развития слоговой структуры слова;

Развития грамматического строя речи;

Обогащения словарного запаса;

Развития связной речи;

     Для автоматизации поставленных звуков.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта и речи, но и для развития мелкой моторики.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а также в формировании речевого и общего психического развития дошкольников. Следовательно, компьютерные программы вполне можно использовать в деятельности логопеда для повышения эффективности коррекционного процесса.

Для работы с дошкольниками разработаны следующие компьютерные программы:

- «Игры для Тигры», «Фабрика игр», «Развивай-ка для малышей», «Веселая азбука», «Гарфилд: малышам, дошкольникам», «Баба Яга учится читать» и другие.

На сегодняшний день я использую компьютер для ведения логопедической документации, обработки информации. В перспективе планирую использование компьютерных программ в работе с детьми логопедической группы.

Применение данных инновационных методик и технологий в коррекционной работе логопеда нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными. Их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Технологии коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП в дошкольном возрасте"

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения восп...

Инновационные методики и технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Инновационная деятельность воспитателя состоит в том, чтобы начать освоение нововведений развивающего характера, внедрять новые формы, методы, методики, средства, технологии, программы в воспитательно...

Инновационные методики в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуал...