Мастер-класс «Использование методики Зайцева в коррекционной работе с детьми ОНР»
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Плотникова Марина Николаевна

Познакомить педагогов с методикой Н.А. Зайцева; представить собственный опыт работы с данной методикой и предложить варианты использования её в ДОУ и дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_kubikam_zaytseva.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  №15»

Мастер-класс «Использование методики Зайцева в коррекционной работе с детьми ОНР»

Дата проведения: 29 марта 2017 года.

Цель: познакомить педагогов с методикой Н.А. Зайцева; представить собственный опыт работы с данной методикой и предложить варианты использования её в ДОУ и дома.

Задачи:

1.В доступной форме представить аудитории  представление о методики Н.А. Зайцева.

2.Представление и практическая отработка упражнений по коррекционной работе с детьми  ОНР.

Актуальность:

В связи с последними изменениями в сфере дошкольного образования, обучение грамоте детей по альтернативным методикам стали не актуальны.

ФГОС преследует цель создания равенства возможностей для каждого

ребёнка в получении качественного дошкольного образования. Стандарт требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать

дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Отличие дошкольного образования от общего заключатся и в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность, основу развития представляет игра.

Желание педагогов использовать в работе новые технологии вызвано в первую очередь спецификой детей с речевыми нарушениями. Используя фонемный метод обучения, педагоги часто чувствовали себя бессильными перед стойким неуспехом некоторых детей. Эти дети с трудом усваивали навыки звукобуквенного анализа и синтеза. Для них иногда оказываются недоступными: такие абстрактно-символические понятия, как «гласный звук», «твердый и мягкий согласный звук», «буква», «слог», «точка», «ударение», «схема слова, предложения» и т. д. Особую трудность для детей представляет усвоение йотированных гласных, мягких согласных. И хотя большинство выпускников логопедических групп поступают в школу, овладев механизмом чтения, среди них уже к концу первого класса выявляется огромный процент дисграфиков и дислексиков. Таким образом, традиционный подход к обучению грамоте в детском саду не всегда удовлетворяет современным требованиям школы, поскольку не достаточно хорошо решает проблему профилактики нарушений письменной речи.

Оборудование: набор  кубиков Зайцева, таблица, игрушки–животные, поезд с вагонами для игры «Зоопарк».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  №15»

Ход мастер – класса.

1. Организационный момент.      

        “Чтение дети осваивают даже легче и быстрее, чем продевание шнурков в дырочки и завязывание их бантиком. При одном условии: если у них есть “Кубики Зайцева". Это слова педагога, автора «Методики кубики Зайцева» Николая Зайцева.

2. Объявление темы мастер-класса.

Тема моего  мастер – класса и посвящена «Использованию методики Зайцева в коррекционной работе с детьми ОНР»

3.Теоретическая часть.

Методика Зайцева первая в России игровая методика. До Зайцева обучали детей чтению буквари, азбуки, но все они были направлены на то, что ребенок должен осознать желание читать, учиться, садиться за стол и  выучить по букве. Николай Зайцев придумал кубик, он естественен для детей, он игрушка. Из них можно строить домики, башни, паровозики, а потом обращать внимание на то, что на них написано и потихоньку выучиваться читать.

Методика даёт хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими. Но в нашей логопедической группе обучение чтению это не первостепенная задача, поскольку данная методика позволяет нам решить ряд коррекционных задач, успешная  реализация которых и приводит к чтению и грамотному письму.

Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры. Кубики различаются по цвету, объёму, весу, по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Эти особенности помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Работу в группе мы начинаем с активизации у детей  слухового внимания, без которого невозможна дальнейшая продуктивная коррекционная работа. Когда ребенок слышит слово или звук, но не видит, ему сложно сосредоточиться на том, как правильно его произнести. Благодаря тому, что кубики различаются по цвету, величине и звучанию,  кубики Зайцева одновременно воздействуют на основные анализаторные системы ребёнка: зрение, осязание и слух.  Сейчас я хотела бы провести небольшой эксперимент на вас. Послушайте эти 2 кубика, железный и деревянный. Запомнили, как они звучат? Закройте теперь, пожалуйста, глаза и попробуйте отгадать, какой сейчас кубик звучал? Таким же образом мы начинаем развивать у детей слуховое внимание и его переключаемость.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  №15»

Пропевая таблицу или кубик мы развиваем музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память. Попевки очень разные на известные детские,  народные песни. Вот послушайте как пропевается таблица на известную детскую песню «Антошка, Антошка, пойдем копать картошку».

Часто находясь в руках у детей, кубики разного размера будут воздействовать на мелкую моторику рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта. Если пособия грамотно размещены, вдоль стен по всему помещению и выше уровня глаз, можно навсегда забыть о потенциальной угрозе сколиоза, гиподинамии и перегруженности в результате занятий.

Несомненным преимуществом методики Зайцева обучения чтению является то, что она может жить как самостоятельной жизнью, так и сочетаться с многообразными методическими приёмами. Игры с кубиками Зайцева мы используем на всех занятиях, будь то художественное творчество, математика или физкультурные занятия. Когда ребёнок ищет нужный кубик, склад, букву и затем составляет слово, он учится самостоятельно выполнять действия и доводить дело до конца.

Данная методика позволяет нам решить такие коррекционные задачи:  развитие слухового внимания, формирование чувства ритма, фонематического слуха, делает доступным фонематический анализ, способствует развитию речи, обогащению словаря, развитию слоговой структуры, помогает в профилактике и коррекции    нарушений письменной речи,  значительно облегчает процесс исправления речевых недостатков у детей с ОНР.

Таким образом, кубики Зайцева – это уникальное в своей простоте, но настолько эффективное наглядное пособие и качественный строительный материал, который педагог или родители могут использовать для решения самых разнообразных проблем в речевом развитии ребёнка, начиная от развития слухового внимания и заканчивая развитием связной речи, а также   приобщать детей к увлекательному процессу чтения и письма. Главное, надо самим этим увлечься и играть в кубики от души, придумывая свои собственные игры!

4.Практическая часть.

«Пение попевок»  пропевание таблицы в разных направлениях, с различным исполнением.

«Поющие башенки»

С маленькими детьми из кубиков можно строить башенки, домики, замки. А потом все склады башни  весело пропевает воспитатель и потом вместе.

 «Паровоз»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  №15»

По группе раскладываем кубики. Говорим детям: сейчас поедем на поезде. Когда поезд едет, надо говорить: «чух-чух-чух», а когда подъезжает к станции «ту-ту». - Все пассажиры готовы? Двигаемся, держась друг за друга,

а когда подъезжаем к какому-нибудь кубику на пути, пропеваем его: «Мы приехали на станцию – БУ».

«Неси кубик!»

Детки очень хорошо отзываются на такую игру: «Неси мне кубик, я спою тебе песенку». Спели – отложили в сторону, просят принести другой. Даже если дети не пытаются повторить песенку, надо продолжать  играть, пока играется.

«Обед»

Предложить малышу сварить обед. То есть написать из кубиков слова, которые обозначают различные блюда. Ребенок вполне может вспомнить такие слова, как суп, компот, макароны. Вместе с малышом ставьте нужные кубики на полочку. А затем обед съешьте, то есть каждое слово прочитайте. Эти же слова можно написать указкой по таблице, если ребенок захочет добавки.

«Зоопарк»

Пусть ребенок назовет тех животных, которых помнит. Перед ребенком вагоны, в них садятся и животные и первые их слоги. (по такому принципу едут герои любимой сказки и т.д.) При желании ребенок пишет эти же слова указкой по таблице (вместе с вами, конечно).

«Какие слова начинаются на первый кубик этого слова?»

Выложить из кубиков любое слово. Например, слово корова начинается на КО. Предложите ребятам вспомнить, какие еще слова начинаются с этой грани кубика: козы, кошка, ком, колобок, корь, конь, корыто. Подходящие под условия слова, которые получаются в результате подбора, обязательно фиксируются. Их можно собирать из кубиков, писать указкой по таблице или мелом на доске.

         «Слоны и птички» — также используются 2 кубика: под звук «деревянного» топают как слоны, под звук «железного» — летают как птички.

«Угадай, какой звучит» — с закрытыми глазами угадать, каким кубиком произвёл звук педагог или другой ребёнок.

«Угадай, где звучит» — дети в кругу, один ребёнок с закрытыми глазами. Одному из детей даётся кубик и он издаёт им звук, ребёнок с закрытыми глазами показывает направление звука рукой, если угадал, то меняются местами.

«Прыжки» - дети строятся в команду. На полу в ряд стоят кубики         ЛА, СА, ЖА, НА, ФА, МА, ДА, ЧА. Задача назвать и перепрыгнуть кубик. Если ребенок не назвал, ищем склад на таблице и пропеваем ее, так

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  №15»

найден для произнесения склад на кубике. Игра усложняется, разбавляя разными складами ТУ, РИ, ЗЫ, ГЮ, БЕ, ХА, НЪ, ВО, ДЬ

5.Рефлексия.

Педагоги делятся своими впечатлениями  мастер – класса .

1. Что я сегодня узнала нового?

2. Что для меня было интересно?

3.  Я приобрела…

4. Я поняла, что…

5. Теперь я могу…

6. Что меня удивило?

7.  Что я возьму для своей работы?

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  №15»

Мастер-класс

Тема: «Использование методики Зайцева в коррекционной работе с детьми ОНР».

Подготовила: воспитатель логопедической группы

Плотникова Марина Николаевна

Ст. Барсуковская 2017 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класса «Использование театрализованных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Использование театрализованных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи...

Мастер – класс «Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста».

Задачи:— Развитие мелкой моторики рук— Развитие мышления— Развитие внимания и памяти— Развитие сенсорных способностей (умения различать цвета; находить цвет по образцу и по  словесному обозначени...

Мастер - класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста» «Дышите на здоровье!»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29247202","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29247235","attributes":{"alt":"","class"...

Мастер-класс для учителей-логопедов «Логосказки в коррекционной работе с детьми»

Мастер-класс для учителей-логопедов «Логосказки в коррекционной работе с детьми»...

Мастер-класс «Упражнения с природным материалом в коррекционной работе с детьми ОВЗ»

С древних времен на русской земле детей забавляли шишками, чурочками, желудями, орехами, косточками, камушками и прочим природным материалом. Из него строили, делали игрушки, выкладывали узоры, перебр...