Технологическая карта музыкального занятия в старшей группе ДОУ.
учебно-методический материал по музыке (старшая, подготовительная группа)
Технологическая карта музыкального занятия в старшей группе
на основе технологии развития музыкальных способностей детей
«Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».
Автор технологии Т.Э. Тютюнникова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsyudu_muzyka_zhivet.docx | 23.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта музыкального занятия в старшей группе
на основе технологии развития музыкальных способностей детей
«Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».
Автор технологии Т.Э. Тютюнникова.
Музыкальный руководитель-Куртова Марина Ивановна.
Возрастная группа- старшая.
Вид деятельности- музыкальная.
Форма ОД- групповая.
Тип занятия- доминантное.
Тема занятия- «Всюду музыка живет»
Цель | Развитие музыкальных способностей детей. Создание условий для самостоятельных музыкальных импровизаций. |
Предварительная работа | - Групповая работа с детьми: беседы о музыке и композиторах; - Слушание музыкальных произведений Д.Шостаковича, А. Жилинского, П. И. Чайковского; - Знакомство со звучанием инструментов симфонического оркестра; - Заучивание стихов о музыке «Прекрасно, что есть музыка на свете!»автор- М.Сидорова, «Музыка всюду живёт» автор- В.Семернин; - Разучивание песни «Осеннее настроение» автор Т.Э.Тютюнникова; - Разучивание оркестровой партии чешской нар. мелодии «Аннушка». |
Используемые средства | Наглядные: Музыкально- дидактическая игра «Музыкальные картинки» (карточки для определения средств музыкальной выразительности); Мультимедийные: Видеоролик «Часовой механизм», экран; Детские музыкальные инструменты: клависы, металлофоны, арфа, дудочка, бубны, треугольники,бубенцы, диатонические колокольчики. |
Программное содержание | Образовательные задачи: - Формировать систему ключевых знаний о музыке, элементарные умения и навыки практического музицирования в различных видах музыкальной деятельности; - Вызвать эмоциональный отклик на музыкальное произведение, позитивное самоощущение себя в звучащей музыке; - Формировать творческое воображение и способность детей к самовыражению; Развивающие задачи: - Развивать эмоциональную отзывчивость; - Развивать дифференцированностьслуховых впечатлений, способность к слуховому представлению, отражающему темповые, тембровые и динамические изменения в музыке; - Развивать метроритмическое чувство. Воспитательные задачи: - Прививать интерес, любовь и потребность в музицировании; - Повысить уверенность детей в своих способностях; - Создать атмосферу радости и взаимного общения. |
Методы и приемы Репертуар | Действия педагога | Действия детей | |
Организационная часть | |||
Создать эмоциональный настрой на предстоящую музыкальную деятельность. Звучит фрагмент «Детской польки» М.Глинки, затем IIчасть «Итальянской польки» С.Рахманинова | Педагог активизирует внимание детей на движение под музыку: легкий поскок, при ее изменении движение в свободном направлении, занимая все пространство зала. | Дети выполняют задание под музыку. По окончании звучания, останавливаются. | |
Педагогические разделы технологииТ.Э.Тютюнниковой | Методы и приемы Репертуар | Действия педагога | Действия детей |
Авторский сборник оркестровых партитур «Под солнечным парусом» Оркестровый урок «Магазин музыкальных инструментов» | Практический и проблемный методы. Импровизация в вопросно- ответной форме «Музыкальное приветствие» | Педагог выполняет роль дирижера, приветствует детей. | С помощью звучащих жестов дети отвечают на приветствие педагога (каждый ребенок подбирает свой ритмический вариант музыкального приветствия). |
Наглядно- слуховой метод восприятия музыки. Звучит главный лейтмотив «Итальянской польки» С.Рахманинова. Метод размышления о звучащей музыке. | Вопросы к детям: - Бывает ли настроение у звучащей музыки? - Какое настроение в музыке можно услышать? - Что есть у каждой мелодии? (дыхание, движение, пульс) - Послушайте фрагмент музыкальной пьесы. Что вы, ребята, можете сказать о ее звучании и настроении? (легкая, игривая, быстрая, озорная…) | Дети отвечают на вопросы. | |
Словесный метод. Оценка характеристики детей эмоционально- образного содержания музыки. | Педагог дает оценку ответов детей на заданные вопросы. - Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на все вопросы, выразительно прочитали стихи о красоте музыки, ее удивительной способности передавать разные эмоции и настроение. Ребята, хотите узнать, отчего же меняется характер и настроение? Что делает музыку такой разной? Приглашаю вас к экрану. | Дети читают выученные стихи о музыке. Рассаживаются на стулья к экрану. | |
Основная часть | |||
Семинар №2, №12 «Видеть музыку и танцевать стихи» | Наглядно- зрительный метод. Видеоролик «Часовой механизм» | - Часы бывают разные. Есть детские. Есть важные. Но, песенка у всех одна- Тик-так, тик-так, Ритмичная и четкая она. | Дети смотрят видеоролик |
Словесный и практический методы. «Маленькие часики» И.Иконен | - Вот вам первое задание: Проявите все старанье! Пульс ритмично отмечайте- Клависами ударяйте, Не спешите, не зевайте Дружно, вместе начинайте. Педагог выступает в роли дирижера. | Дети берут клависы (ритмические палочки) и исполняют ритм музыкальной пьесы. | |
Оценка Метод закрепления знаний. Вопросы Наглядно- зрительный метод. Оценка выполнения задания. Метод закрепления знаний. | - Спасибо, ребята! Четкий и ритмичный ход получился у наших часиков. -Какой приём исполнения этой мелодии мы применили? -Какие приемы вы еще знаете? - Ребята, посмотрите на свою карточку и скажите, плавные или отрывистые звуки подходят к изображению на вашей карточке? (часы- ходики, капельки дождя, плавающий лебедь, катание по льду на санках или коньках и т.д.) - Молодцы, ребята! С помощью ритмических палочек вы показали отрывистые, короткие звуки. В музыке такие звуки называются «стаккато». А плавные, протяжные музыкальные звуки называются «легато» и «глиссандо». Посмотрите на музыкальные инструменты, вспомните их звучание и скажите, какие из них могут исполнить мелодию плавно. | Ответы детей: «стаккато» Ответы детей: «легато», «глиссандо». Выполнение задания музыкально- дидактической игры. Ответы детей: арфа, металлофон, дудочка, пианино. | |
Материалы семинара №1. Методика «Шумовой оркестр» Стр.25. | Практический приём. Игра в оркестре. «Аннушка» Чешская народная мелодия. | Педагог исполняет мелодическую партию на фортепиано. | Дети берут свои музыкальные инструменты и исполняют в оркестре мелодию на металлофонах, а ритмическое остинато на шумовых инструментах: бубны и треугольники. |
Оценка исполнения. | - Благодарю вас, ребята. Вы очень старались, поэтому заслужили аплодисменты. Оставьте музыкальные инструменты, я приглашаю вас в зал. Встаньте, пожалуйста, в хоровод. | Дети выполняют указания педагога. Дети встают в хоровод в центре зала. | |
Объяснение. | - Есть еще одно средство музыкальной выразительности. Это- сила, громкость звучания музыки. «Форте»- обозначает «громко», а «пиано»- обозначает «тихо». Ребята, я знаю точно, все вы любите играть и сказки вы тоже любите, правда? Мы не будем сейчас выбирать, А сразу и сказку послушаем и поиграем! | Дети слушают. Дети отвечают на вопрос педагога. | |
Оркестровый урок «Магазин музыкальных инструментов» | Практический приём. Метод побуждения. Игры с динамическими изменениями в звучащей музыке: «Ветерок и ветрище» «Гром и дождик» Оценка | Педагог предлагает детям сесть на ковёр и предлагает им послушать сказку о ветре и дожде. - Приготовьте пожалуйста свои музыкальные ладошки для озвучиваниянаших сказок и вместе со мной выполняйте движения. Будьте внимательны, звучать наши руки будут по-разному. Молодцы, ребята! | Дети садятся удобно, слушают сказку и повторяют движения руками (от еле слышного колебания пальцами «пиано» до энергичного тремоло кистями рук «форто») |
«Бим! Бам! Бом!» Сто секретов музыки для детей. Выпуск №1. Игры звуками. Стр.67. | Ритмодекламация под музыку «Осеннее настроение». Метод пластического интонирования. Оценка исполнения. | - Осенний ветер бывает разным- и тихим и громким. Но у нас при любой погоде настроение хорошее. Правда, ребята? Для украшения песни нам нужны сейчас подходящие инструменты. Возьмите их. Как выразительно и красочно мы рассказали с вами о нашем осеннем настроении. Молодцы, ребята. | Дети самостоятельно подбирают музыкальные инструменты для ритмодекламации. Дети исполняют песню, сопровождая ее ДМИ. |
Заключительная часть. | |||
Слуховое восприятие. | - Что может с музыкой сравниться по звучанию? Шум леса? Пенье соловья? Грозы раскаты? Ручейка журчанье? Сравнения найти не в силах я! Всем праздники нужны нам, Нет сомненья! И вот – день Музыки, и в праздник пожелать, Хочу вам, музыканты, вдохновенья! И снова, снова музыку играть! Ребята, я называю вас «музыкантами». Да, вы- музыканты. Потому что вы научились не только слушать, но исполнять и украшать музыку. | Дети слушают стихотворение. | |
Метод музыкальных обобщений | - Подходит к концу наша музыкальная встреча. Что нового вы сегодня узнали? Вам было интересно? | Ответы детей. | |
Подведение итогов. | - Я очень рада и жду, с нетерпением, новых встреч с вами и хозяйкой нашего зала…… Музыкой. | Дети- «Музыкой»! | |
Попевка «До свидания, ребята» | Педагог исполняет прощальную попевку. | Дети поют «до свидания!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта итогового занятия в старшей группе
Технологичкеская карта итогового интегрированного занятия в старшей группе "Космические спасатели". Задачи:ОО «Познавательное развитие» - развитие интересов детей, любознательности и познавательн...
Технологическая карта логопедического занятия в старшей группе «Постановка звука Ж»
1. Уточнение артикуляции звука Ж, постановка звука Ж, закрепление в изолированном произношении;2. Развитие речевой моторики;3....
Технологическая карта подгруппового занятия воспитателя старшей группы компенсирующей направленности
Технологическая карта подгруппового занятия воспитателя старшей группы компенсирующей направленности. Тема: «Зимние домики. Кто как зимует?»....
Технологическая карта интегрированного занятия в старшей группе с использованием приёмов социо-игровой педагогики «Готовим заметку о транспорте»
Технологическая карта интегрированного занятия в старшей группе с использованием приёмов социо-игровой педагогики «Готовим заметку о транспорте»...
Технологическая карта интегрированного занятия в старшей группе на тему «День снятия блокады Ленинграда»
Цель: Расширять представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. Предоставить возможность проявить свои творческие спос...
Методическая разработка "Технологическая карта музыкального занятия в средней группе "Разноцветное настроение".
Методическая разработка "Технологическая карта музыкального занятия в средней группе"Разноцветное настроение".Музыкальный руководитель: Анастасия ДмитриевнаТема занятия: Разноцветное на...