Технологическая карта логопедического занятия в старшей группе «Постановка звука Ж»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
1. Уточнение артикуляции звука Ж, постановка звука Ж, закрепление в изолированном произношении;
2. Развитие речевой моторики;
3. Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_logopedicheskogo_zanyatiya.docx | 29.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия в старшей группе
«Постановка звука Ж»
Ф.И.О. учителя-логопеда | Рящина Лидия Викторовна | |||||
Группа (класс, логопедическое заключение) | ОНР 3 уровень. Старшая группа | |||||
Тема занятия | Постановка звука Ж. | |||||
Цель |
| |||||
Задачи | Образовательные: - Научить произносить звук Ж. - Учить давать чёткую характеристику изучаемому звуку. Коррекционно-развивающие: - Развивать слуховое и зрительное внимание. - Способствовать совершенствованию артикуляционной моторики, речевого дыхания, координации речи с движением. - Совершенствовать навыки звукового анализа. Воспитательные: - Формировать функции контроля и самоконтроля. | |||||
Универсальные учебные действия | ЛичностныеУУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
| |||||
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение, наименование | Оборудование: зеркало, игрушка «жук». Дидактический материал: карточки-буквы, профиль артикуляции звука, предметные картинки. | |||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ | ||||||
Этап логопедического занятия | Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | |
Этап мотивации | 2 мин | Беседа, загадывание загадки | Индивид. | - Сегодня к нам пришёл необычный гость. Отгадай загадку и узнаешь, кто это. Летит, жужжит Сядет, молчит. - Правильно, жук, посмотри, какой жучок к нам прилетел. | Отгадывает загадку. | |
Этап актуализации знаний | 4 мин | Артикуляционная гимнастика | -Жуку захотелось с тобой поиграть. «Сказка о Веселом язычке» 1.Для губ: Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так: рот открыт: «Улыбочка». Рот закрыт: «Трубочка» «Ребята-лягушата» Тянуть губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам, Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца. «Ребята-слонята» Подражаю я слону, Губки хоботком тяну. 2. Для языка: В этом домике, дружок, живет веселый язычок. Ох, и шустрый он мальчишка. И немножко, шалунишка. Вот он вышел погулять, на крылечке загорать (язык лежит на нижней губе) «Лопата» Язык лопатой положи, и немного удержи, Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит. - Вот подул легкий ветерок и язычок поежился. (язык «стрелочкой»),спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язычок не скучал дома, потолок побелил) «Маляры» (мы сегодня маляры – потолок побелим мы). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта) – «часики». до уголков рта) – “Часики” “Пора и мне спать”, - подумал Язычок. | Выполняет артикуляционную гимнастику сидя перед зеркалом. | ||
Этап выявления затруднений | 3 мин | Отгадывание загадки, выделение первого звука в слове. | А теперь посмотри на эти картинки и отгадай загадку. (На доске несколько картинок: жук, паук, птица) Логопед читает загадку: Жу-жу-жу - Кто это жужжит на ветке? Найди картинку. - Какой первый звук в слове «жук»? Этот звук напоминает жужжание жука. -Сегодня мы будем учиться произносить звук Ж. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали. | Отгадывает загадку, находит картинку-отгадку. Определяет первый звук в слове. Вместе с логопедом формулирует тему занятия: «Постановка звука Ж». | ||
Этап объяснения (добывания) нового знания | 3 мин | Постановка звука Ж. развитие фонематического слуха. | - А теперь жук хочет узнать, умеешь ли ты жужжать. Давай попробуем. А) по подражанию – от [ш]. - давай произнесем звук ш-ш-ш. А теперь положи руку на мое горло, а я на твое, и произнесем звук ш с голосом. Послушай, как я. Б) – сделай «Чашечку», заведи ее за верхние зубки и с голосом подуй на язычок. Губки окошечком, зубки слегка приоткрыты. В) с помощью зонда. - Молодец! А теперь давай полетаем вместе с жуком. (Летаем и присаживаемся на цветок, в этот момент делаем ударение на последний звук ж-ж-ж-ж) - Давай поиграем. Если услышишь звук Ж – хлопни в ладоши. Ж-Н-С-Ш-Д-Щ-Ч-З-Ж-К-Ц | Произносит звук Ш, далее с включением голоса. Устанавливает связь между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Осуществляет анализ и сравнение при произношении звуков. Выполняет самоконтроль за выполнением задания. | ||
Закрепление во внешней речи | 2мин | Упражнение на развитие координации речи с движением | - У жука есть знакомый ёжик, который любит заниматься спортом. Ёж готовится к рекордам, Будет заниматься спортом. Ёжик лапки напрягает, Штангу кверху поднимает. Держит 1, 2, 3, 4, 5, Можно штангу опускать. Ёжик низко приседает, И по камушкам шагает, Возвращается обратно. Расслабление приятно. | Выполняет движения согласно текста. | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой | 2 мин | Закрепление положения органов артикуляции | - Произнесем еще раз звук Ж. В каком положении находятся губы? - В каком положении находятся зубы – сомкнуты или раскрыты? - Где находится кончик языка? Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки. - Что напоминает язычок? (чашечку). | Отвечает на вопросы логопеда. Анализирует положение органов артикуляции. | ||
Рефлексия. Включение нового в систему знаний. | 5 мин | Пропой «песенку жука»: произнеси звук ж-ж-ж длительно на одном выдохе. | Произносит звук ж-ж-ж. Устанавливает связь между движением артикуляционных мышц и восприятием звука на слух. | |||
Развитие фонематического анализа | А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/) Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж…. Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу… Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф …. Б) Распредели картинки под схемы: Ж_____________ (в начале слова) ______Ж_______ (в середине слова) Предварительно дети характеризуют звук Ж: согласный, твердый, звонкий. На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал. Надо распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук Ж в начале слова, под второй схемой – Ж в середине слова. В) Определение места звука /ж/ в слове по цифровому ряду: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Логопед произносит слова: ужин, кожа, пожар, сапожки, пружина. | Хлопает в ладоши, когда слышит звук. Даёт характеристику звуку. Распределяет картинки под схемами. Определяет место звука Ж в цифровом ряду. Определяет место звука Ж в словах. | ||||
3 мин | Знакомство с буквой Ж | - Посмотри внимательно. Это буква Ж. Как ты думаешь, на что она похожа? - Из каких элементов она состоит? - Молодец! А ты сможешь узнать букву Ж среди других? Ж К Х Л Ж С М Х - А сейчас дорисуй букву Ж Х К Ψ ѧ Ү Х | Соотносит звук с буквой. Устанавливает связь между звуком и буквой. Называет, из каких элементов состоит буква Ж. Дорисовывает букву Ж. | |||
1 мин | Итог занятия | - Кто прилетал к нам в гости? Какой звук мы учились вместе с ним произносить? Давай произнесем его еще раз Ж-Ж-Ж. - С какой буквой познакомились? Покажи мне ее еще раз. Молодец. Занятие окончено. | Говорит, кто прилетал в гости, и какой звук учились произносить. Называет букву, с которой познакомились. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков р-рь"
Подгрупповое логопедическое занятие для подготовительной группы "Дифференциация звуков р-рь"...
Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Дифференциация звуков [с - з], [с\' - з\']
Представленный вариант интересен тем, что включает применение технологии исследовательской деятельности на логопедическом занятии в группах для детей с ТНР....
Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Звук И
Представленный материал будет особенно интересен начинающим логопедам в качестве варианта занятия по формированию фонетико-фонематических представлений....
Технологическая карта логопедического занятия "Автоматизация звука /Р/ в слогах и словах".
Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности....
Технологическая карта логопедического занятия " Как дети учили зайчонка Саню звук С произносить". Автомактизация звука С. Актуализация словарного запаса по теме "Дикие животные"
Технологическая карта логопедического занятия с детьми дошкольного возраста...
Технологическая карта логопедического занятия «Как дети учили Машу звук Ш произносить. Автоматизация звука Ш»
Умение правильно произносить звуки способствует формированию положительных коммуникативных навыков и стремлению общаться (ты говоришь правильно – тебя понимают окружающие)...
Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе "Постановка звука С"
Конспект индивидуального занятия "Постановка звука С" будет полезен педагогам детского сада, логопедам и родителям детей с нарушением звукопроизношения свистящих звуков. Конспект позволяет к...