Технологическая карта логопедического занятия в старшей группе «Постановка звука Ж»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Рящина Лидия Викторовна

1.      Уточнение артикуляции звука Ж, постановка звука Ж, закрепление в изолированном произношении;

2.      Развитие речевой моторики;

3.      Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_logopedicheskogo_zanyatiya.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия в старшей группе

 «Постановка звука Ж»

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Рящина Лидия Викторовна

Группа (класс, логопедическое заключение)

ОНР 3 уровень. Старшая группа

Тема занятия

Постановка звука Ж.

Цель

  1. Уточнение артикуляции звука Ж, постановка звука Ж, закрепление в изолированном произношении;
  2. Развитие речевой моторики;
  3. Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа.

Задачи

Образовательные:

- Научить произносить звук Ж.

- Учить давать чёткую характеристику изучаемому звуку.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать слуховое и зрительное внимание.

- Способствовать совершенствованию артикуляционной моторики, речевого дыхания, координации речи с движением.

- Совершенствовать навыки звукового анализа.

Воспитательные:

- Формировать функции контроля и самоконтроля.

Универсальные учебные действия

ЛичностныеУУД:  

  1. Формировать положительное отношение к учебной деятельности.
  2. Формировать интерес к учебному материалу.

Регулятивные УУД:

  1. Выработать правильные, полноценные движения органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.
  2. Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности.
  3. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Коммуникативные УУД:

  1. Формировать умение слушать педагога.

Познавательные УУД:

  1. Формировать умение на основе анализа делать выводы.
  2. Устанавливать связь между движением артикуляционных мышц и восприятием звука на слух.
  3. Устанавливать связь между звуком и буквой.

Средства ИКТ, аппаратное обеспечение,

наименование

Оборудование: зеркало, игрушка «жук».

Дидактический материал: карточки-буквы, профиль артикуляции звука, предметные картинки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этап логопедического занятия

Длительность этапа

Методы и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

Этап мотивации

2 мин

Беседа, загадывание загадки

Индивид.

- Сегодня к нам пришёл необычный гость. Отгадай загадку и узнаешь, кто это.

Летит, жужжит

Сядет, молчит.

- Правильно, жук, посмотри, какой жучок к нам прилетел.

Отгадывает загадку.

Этап актуализации знаний

4 мин

Артикуляционная гимнастика

-Жуку  захотелось  с тобой поиграть.

«Сказка о Веселом язычке»

1.Для губ:

Этот домик – рот.

Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так: рот открыт: «Улыбочка».

Рот закрыт: «Трубочка»

«Ребята-лягушата»

Тянуть губки прямо к ушкам –

 очень нравится лягушкам,

Улыбаются, смеются,

а глаза у них как блюдца.

«Ребята-слонята»

Подражаю я слону,

Губки хоботком тяну.

2. Для языка:

В этом домике, дружок,

живет веселый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка.

И немножко, шалунишка.

 Вот он вышел погулять,

на крылечке загорать (язык лежит на нижней губе)

«Лопата»

Язык лопатой положи, и немного удержи,

Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.

- Вот подул легкий ветерок и язычок поежился. (язык «стрелочкой»),спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»).

Язычок не скучал дома, потолок побелил)

«Маляры» 

(мы сегодня маляры – потолок побелим мы).

Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта) – «часики».

до уголков рта) – “Часики”

“Пора и мне спать”, - подумал Язычок.

Выполняет артикуляционную гимнастику сидя перед зеркалом.

Этап выявления затруднений

3 мин

Отгадывание загадки, выделение первого звука в слове.

А теперь посмотри на эти картинки и отгадай загадку.

(На доске несколько картинок: жук, паук, птица)

Логопед читает загадку:

Жу-жу-жу
Жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
Букву ж все твержу
Зная твердо букву эту
Я твержу весной и летом.

- Кто это жужжит на ветке? Найди картинку.

- Какой первый звук в слове «жук»? Этот звук напоминает жужжание жука.

-Сегодня мы будем учиться произносить звук Ж. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

Отгадывает загадку, находит картинку-отгадку. Определяет первый звук в слове. Вместе с логопедом формулирует тему занятия: «Постановка звука Ж».

Этап объяснения (добывания) нового знания

3 мин

Постановка звука Ж. развитие фонематического слуха.

- А теперь жук хочет узнать, умеешь ли ты жужжать. Давай попробуем.

А) по подражанию – от [ш].

- давай произнесем звук ш-ш-ш. А теперь положи руку на мое горло, а я на твое, и произнесем звук ш с голосом. Послушай, как я.

Б) – сделай «Чашечку», заведи ее за верхние зубки и с голосом подуй на язычок. Губки окошечком, зубки слегка приоткрыты.

В) с помощью зонда.

- Молодец! А теперь давай полетаем вместе с жуком. (Летаем и присаживаемся на цветок, в этот момент делаем ударение на последний звук ж-ж-ж-ж)

- Давай поиграем. Если услышишь звук Ж – хлопни в ладоши.

Ж-Н-С-Ш-Д-Щ-Ч-З-Ж-К-Ц

Произносит звук Ш, далее с включением голоса. Устанавливает связь между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Осуществляет анализ и сравнение при произношении звуков.

Выполняет самоконтроль за выполнением задания.

Закрепление во внешней речи

2мин

Упражнение на развитие координации речи с движением

-  У жука есть знакомый ёжик, который любит заниматься спортом.

Ёж готовится к рекордам,

Будет заниматься спортом.

Ёжик лапки напрягает,

Штангу кверху поднимает.

Держит 1, 2, 3, 4, 5,

Можно штангу опускать.

Ёжик низко приседает,

И по камушкам шагает,

Возвращается обратно.

Расслабление приятно.

Выполняет движения согласно текста.

Самостоятельная работа с самопроверкой

2 мин

Закрепление положения органов артикуляции

- Произнесем еще раз звук  Ж.

В каком положении находятся губы?

- В каком положении находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

- Где находится кончик языка?

Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

- Что напоминает язычок?

(чашечку).

Отвечает на вопросы логопеда. Анализирует положение органов артикуляции.

Рефлексия. Включение нового в систему знаний.

5 мин

Пропой «песенку жука»:

произнеси звук ж-ж-ж длительно на одном выдохе.

Произносит звук ж-ж-ж. Устанавливает связь между движением артикуляционных мышц и восприятием звука на слух.

Развитие фонематического анализа

А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)

Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….

Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…

Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….

Б) Распредели картинки под схемы:

Ж_____________

(в начале слова)

______Ж_______

(в середине слова)

Предварительно дети характеризуют звук Ж: согласный, твердый, звонкий.

На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.

Надо распределить картинки

под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук  Ж  в начале слова, под второй схемой – Ж  в середине слова.

В) Определение места звука /ж/ в слове по цифровому ряду: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Логопед произносит слова: ужин, кожа, пожар, сапожки, пружина.

Хлопает в ладоши, когда слышит звук.

Даёт характеристику звуку. Распределяет картинки под схемами.

Определяет место звука Ж в цифровом ряду.

Определяет место звука Ж в словах.

3 мин

Знакомство с буквой Ж

- Посмотри внимательно. Это буква Ж. Как ты думаешь, на что она похожа?

- Из каких элементов она состоит?

- Молодец! А ты сможешь узнать букву Ж среди других?

Ж  К  Х  Л  Ж  С  М  Х

- А сейчас дорисуй букву Ж

Х  К  Ψ ѧ Ү  Х

Соотносит звук с буквой. Устанавливает связь между звуком и буквой. Называет, из каких элементов состоит буква Ж.  Дорисовывает букву Ж.

1 мин

Итог занятия

- Кто прилетал к нам в гости? Какой звук мы учились вместе с ним произносить? Давай произнесем его еще раз Ж-Ж-Ж.

- С какой буквой познакомились? Покажи мне ее еще раз. Молодец. Занятие окончено.

Говорит, кто прилетал в гости, и какой звук учились произносить. Называет букву, с которой познакомились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков р-рь"

Подгрупповое логопедическое занятие для подготовительной группы "Дифференциация звуков р-рь"...

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Дифференциация звуков [с - з], [с\' - з\']

Представленный вариант интересен тем, что включает применение технологии исследовательской деятельности на логопедическом занятии в группах для детей с ТНР....

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Звук И

Представленный материал будет особенно интересен начинающим логопедам в качестве варианта занятия по формированию фонетико-фонематических представлений....

Технологическая карта логопедического занятия "Автоматизация звука /Р/ в слогах и словах".

Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности....

Технологическая карта логопедического занятия «Как дети учили Машу звук Ш произносить. Автоматизация звука Ш»

Умение правильно произносить звуки способствует формированию положительных коммуникативных навыков и стремлению общаться (ты говоришь правильно – тебя понимают окружающие)...

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе "Постановка звука С"

Конспект индивидуального занятия "Постановка звука С" будет полезен педагогам детского сада, логопедам и родителям детей с нарушением звукопроизношения свистящих звуков. Конспект позволяет к...