Мастер – класс для педагогов ДОУ с видеоматериалом Тема: «Сказки - шумелки, как эффективный способ развития слухового внимания дошкольников»
методическая разработка по музыке
Шумовое оформление сказок -это озвучивание роли какого либо персонажа сказки на музыкальных инструментах, в основном музыкальные инструменты (колокольчики, музыкальные ложки, бубны, барабаны, трещетки и. т. д., а также могут использоваться подручные материалы: пакеты, калька, щетки, ведра, бутылки пластиковые, орешки грецкие и. т. д. Все это приносит радость, веселое настроение детям. Они не только знакомятся с сюжетом сказки, но и участвуют в нем, а значит знакомятся с музыкальными инструментами, их звучанием. Занятия, посвященные театральному искусству с помощью звуковых предметов это эффективные, веселые упражнения для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, памяти, эстетического вкуса, внимания и фантазии, а также развития речи детей.
сказку шумелку представленную в мастар классе, можно посмотреть пройдя по ссылке: https://youtu.be/1A6YsNWFrzs
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_shumelki_v_setevoy_nt.docx | 24.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательной учреждение «Детский сад №1» г. Уфа
Мастер – класс для педагогов ДОУ
Тема: «Сказки - шумелки, как эффективный способ развития слухового внимания дошкольников»
подготовила педагог
Аюпва Лиана Александровна
Цель: создать условия для профессионального самосовершествования педагогов.
Задачи: 1. Передача своего опыта путѐм прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приѐмов и форм педагогической деятельности.
2. Совместная отработка методических подходов и приѐмов при показе сказки-шумелки. Целевая аудитория: педагоги ДОУ Время проведения: 20 минут Оборудование: мультибор, шумовые музыкальные инструменты, атрибуты для ряжения по желанию педагога (шапочки).
Этапы мастер-класса: 1. Вступительное слово (с показом презентации);
2. Сказка-шумелка «Зима в лесу».
Ход мастер-класса: 1. Вступительное слово. Сказка- шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребѐнку дается возможность что-либо изобразить шумом. Сказка с шумовым оформлением является весѐлым и эффективным упражнением для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребѐнок реализует свои образные представления в шумах, звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями, способствует созданию эмоционального благополучия.
Алгоритм работы со сказкой:
1. Знакомство со сказкой: чтение или просмотр мультфильма.
2. Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.
3. Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования.
4. Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания.
5. Озвучивание сказки. Для таких сказок предполагается использование шумовых инструментов и различных звуков Что же такое шумовые инструменты? В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты. К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д.,
К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: ∙ барабаны ∙ тарелки ∙ бубен ∙ треугольник ∙ кастаньеты и т. д. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать. Это пластиковые банки с рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, целлофан. Важно знать методику рассказывания сказки-шумелки. Сказка должна быть выучена так, чтобы можно было рассказывать почти наизусть. Определите, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте. Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ. Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объѐму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы в тексте. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом. Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребѐнка, его творческую инициативу. Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Актуальность использования сказок –шумелок заключается в том, что: 1. Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. 2. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения. 3. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания. 4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок. 5. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка. Сказки-шумелочки могут стать интересным сюрпризным моментом на любом детском утреннике и подарят детям удовольствие от ежедневных занятий. 2. Практическая часть. А сейчас мы сами попробуем поиграть в сказку «Зима в лесу». Для начала распределим роли (выбираю, при желании детей надеваю шапочки). Кроме этого нам нужны специалисты по озвучиванию нашей сказки. Они еще называются звукорежиссеры, либо им может быть сам педагог (выбираем и раздаю инструменты: ксилофон + палочка, металлофон, барабан, картонная трубка, картонная коробка, бубен, крышка кастрюли, стакан с водой и трубочкой). Итак, начинаем нашу сказку.
ЗИМА В ЛЕСУ (слайд 1)
12 шумов
(слайд 2) Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму.
ТРЕЩОТКА
(слайд 3) Белочки прыгали по веткам, собирая орешки.
ЛОЖКИ
По тропинке заяц Поскакал собирать себе запасы.
БАРАБАН (быстро)
Даже дятел по сосне стучит, тоже запасается!
КОРОБОЧКА
(слайд 4) И вот с неба стали падать белые снежинки.
МЕТАЛЛОФОН
(слайд 5) Снег укрыл землю пушистым белым одеялом. А на снегу были видны следы маленьких лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК
(слайд 6) Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях. А Мышки попрятались в свои норки и делали себе гнёздышки из травы.
ШУРШАТЬ БУМАГОЙ
(слайд 7) У всех было много еды. Белки грызли орешки
КСИЛОФОН
(слайд 8) Мышки грызли зёрнышки
ТОН - БЛОК (рубель)
(слайд 9) В лесу шумел холодный зимний ветер.
ДУТЬ
(слайд 10) Но белочкам было тепло в своих гнёздах.
ЦОКАТЬ ЯЗЫКОМ
(слайд 11) А мышкам было хорошо и уютно в своих маленьких норках.
ПИЩАТЬ
(слайд 12)
На этой веселой ноте мы заканчиваем наш мастер-класс по сказкам шумелкам. Вопросы для рефлексии: 1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся? 2. Возник ли у вас интерес к использованию таких сказок-шумелок в своей работе?
"Сказки – шумелки"
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания, памяти в дошкольном возрасте. И однажды, бороздя просторы интернета в поисках чего-то нового для проведения занятий с ребятами, я наткнулась на "Сказки – шумелки", которые меня восхитили настолько, что я тут же попробовала одну из них на ближайшем занятии. Затем их применение вошло у меня в систему.
Шумовое оформление сказок -это озвучивание роли какого либо персонажа сказки на музыкальных инструментах, в основном музыкальные инструменты (колокольчики, музыкальные ложки, бубны, барабаны, трещетки и. т. д., а также могут использоваться подручные материалы: пакеты, калька, щетки, ведра, бутылки пластиковые, орешки грецкие и. т. д. Все это приносит радость, веселое настроение детям. Они не только знакомятся с сюжетом сказки, но и участвуют в нем, а значит знакомятся с музыкальными инструментами, их звучанием. Занятия, посвященные театральному искусству с помощью звуковых предметов это эффективные, веселые упражнения для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, памяти, эстетического вкуса, внимания и фантазии, а также развития речи детей.
Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются веселыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. Проводить занятия с детьми можно как в дошкольных учреждениях, так и в семье. Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребенка:
1.Ребенок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
3.Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и ребенка формирует навыки общения.
4.Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
5.Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания громкости, продолжительности, высоты, тембра, акцента и ритма.
6.Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.
С помощью этих замечательных сказок, дети знакомятся с детскими музыкальными инструментами, учатся извлекать звуки различными приемами, развивают слуховую память, учатся воспроизводить разные оттенки звучания: громкость, продолжительность, тембр, ритм.
Дети переживают эмоционально-радостные ощущения от участия в совместном музицировании. Буду рада, если моя картотека кому-то придется по вкусу и поможет в работе с детьми.
«Весеннее приключение зверят»
Звучит спокойная мелодия.
Наступила весна. Яркое солнышко стало все больше греть нашу землю, становилось все теплее и теплее. Природа проснулась от зимнего сна. На проталинке возле леса расцвели удивительные, нежные цветы-подснежники (металлофоны). И забавный ручеек вдруг запел свою песенку (вода, емкость для воды, стаканчики- переливают из стаканчика в стаканчик). Запели птички - колокольчики и радостно стали летать вокруг ручейка. Даже лесные звери вышли посмотреть на весеннюю красоту. Сначала прибежали медвежата, и стали танцевать вокруг ручейка (Барабаны, играют под мелодию барабаны). За ними прибежали лисички (бубны) и удивлялись как поет ручеек (переливание воды) и цветущим подснежникам (металлофон). А тут и ежи за ними прибежали (шуршат пакетами). Даже с ближайшей деревни прискакали лошадки - мама лошадь (ложки), папа -конь (коробочка), жеребята (палочки и скорлупа ореха). Собрались все зверята на полянке (все играют) и вместе с ручейком и с подснежниками стали дружно танцевать. (Под веселую музыку играют на инструментах).
«РОСЛА В ЛЕСУ ЕЛОЧКА»
Росла в лесу елочка - стоим на месте, вытянув руки в стороны. По ее веточкам прыгали белки – прыгаем с продвижением вперед (стучим палочкой по ксилофону). Прилетал дятел – «летим» или шлепаем руками по бокам. И громко стучал клювом – вытягиваем указательные пальцы вперед, барабаним ими по туловищу (стучим палочками). Иногда мимо проходил большой медведь – ходим, переваливаясь с ноги на ногу (медленно стучим ладонями по барабану). Иногда пробегал маленький зайчик – подпрыгиваем на месте (играем на ксилофоне). Вечером на нее дул ветерок – дуем. Ночью над ней загорались звездочки - вытянув указательные пальцы, как бы рисуем точки- звездочки над головой (играем на треугольнике). Летом около нее летали комарики – шевелим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з». Зимой на нее падали белые снежинки – рисуя указательными пальцами точки сверху вниз, показываем, как падают снежинки (щипаем? струны) и укрывали елочку теплым снежным одеялом.
«Заяц трусишка»
Жил-был заяц трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трех шагов сделать, а ежик как зашуршит в кустах! Шуршим бумагой или пакетом). Испугался заяц и бежать (Стучим по барабану или используем деревянные ложки (быстро). Бежал-бежал, присел на пенек отдохнуть, а дятел на сосне как застучит! (Стучим палочкой по деревяшке). Бросился заяц бежать (Стучим по барабану или используем деревянные ложки (быстро). Бежал-бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает (Натягиваем руками ткань). Побежал заяц из леса к речке (Стучим по барабану или используем деревянные ложки (быстро). А на берегу лягушки сидели. Увидели они зайца – и скок в воду (Проводим палочкой по ксилофону или шлепаем ладонями по ногам). Тут заяц остановился и говорит: - А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся! Сказал так и смело поскакал обратно в лес (Стучим по барабану или используем деревянные ложки (медленно).
«МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ»
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)
Грызли зёрнышки
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСТКЕ)
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)
А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.
(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)
«Три поросенка»
Жили-были три маленьких поросѐнка, три брата. ХРЮКАТЬ
Целыми днями они бегали, КСИЛОФОН
прыгали по лужам МЕТАЛЛОФОН и выкапывали из земли вкусные корешки. СКРЕСТИ ПАЛОЧКОЙ КСИЛОФОН
Но наступила осень, и стал часто идти дождь. МЕТАЛЛОФОН
Поросята мокли и мѐрзли. ГОЛОС: ДРРРРРР
Старший брат стал себе строить домик из тяжѐлых камней. БАРАБАН Средний брат построил себе домик из дощечек. КСИЛОФОН
А младший поросѐнок построил себе домик из соломы. Быстрей всех. ЦЕЛЛОФАН
А потом пошѐл снег, и стало совсем холодно. Поросята грелись в своих домиках, а из леса слышался вой волка. ГОЛОС В КАРТОННУЮ ТРУБКУ Волку захотелось есть, и он побежал за младшим поросѐнком. БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ
Волк подбежал к соломенному домику и зарычал: РЫЧАТЬ
В дверь застучал. БАРАБАН
Волк подул! ДУТЬ В КОРОБОЧКУ
И соломенный домик разлетелся! ВИЗГ
Поросѐнок бросился бежать, БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ
а волк за ним! БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ
Поросѐнок вбежал в дом среднего брата и захлопнул дверь! УДАР В БУБЕН
Волк подбежал к дому и зарычал, ГОЛОС В дверь застучал. БАРАБАН Волк подул!! ДУТЬ И деревянный домик развалился! КСИЛОФОН (глиссандо) Поросята бросились бежать, БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ а волк за ними! БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ ПО БАРАБАНУ Поросята вбежали в дом старшего брата и захлопнули дверь! БАРАБАН Волк подбежал к дому и зарычал, РЫЧАТЬ в дверь застучал, БАРАБАН волк подул! ДУТЬ
Но дом не развалился! Волк подул ещѐ сильней. ДУТЬ
Но дом даже не покачнулся. Волк подул изо всех сил!! ДУТЬ
Но дом стоял, как раньше. Ведь он был каменный. Волк полез на крышу. Поросята услышали шаги на крыше. БУБЕН
Они сняли крышку с большого котла, КРЫШКА КАСТРЮЛИ а в котле грелся суп. ДУТЬ В ВОДУ ЧЕРЕЗ ТРУБКУ Волк залез в трубу на крыше и съехал по трубе вниз! КСИЛОФОН ГЛИССАНДО (нисходящее)
Из трубы он упал прямо в котѐл с горячим супом! КРЫШКИ КАСТРЮЛИ Волк выпрыгнул из котла! БАРАБАН Выскочил из дома! КСИЛОФОН ГЛИССАНДО (восходящее)
Побежал в лес! БАРАБАН (стук пальцами) И поросята его больше никогда не видели! ХРЮКАТЬ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фоноритмика, как способ развития слухового внимания и формирования произносительных навыков у детей с ОНР
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов). Испол...
Презентация на тему "Коллективное изготовление макетов как эффективный способ развития коммуникативных навыков дошкольников"
Значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в творческом выражении. Основной причиной является: недостаточный уровень познавательных интересов, отс...
Консультация для педагогов ДОУ "Коллективное изготовление макетов как эффективный способ развития коммуникативных навыков дошкольников."
В этой консультации я рассказываю о том, как коллективное изготовление макетов помогает развивать коммуникативные навыки дошкольников....
Мастер – класс с педагогами дошкольных учреждений на тему: «Методы, приемы и наглядный материал по ознакомлению старших дошкольников с временными категориями»
Работа в данном направлении осуществляется путем интеграции всех образовательных областей и различных видов деятельности: познавательно-исследовательской, опытно-экспериментальной, коммуникативной, иг...
Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений по теме «Ознакомление дошкольников с профессиями, как способ формирования позитивных установок к труду»
Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений по теме «Ознакомление дошкольников с профессиями, как способ формирования позитивных установок к труду»...
Игры на развитие слухового внимания дошкольников.
В материале представлены названия и ход игр, направленных на развитие у детей дошкольного возраста слухового внимания....
Мастер-класс для воспитателей на тему "Игровая деятельность как эффективное средство развития творческой активности дошкольников"
Мастер-класс для воспитателей на тему "Игровая деятельность как эффективное средство творческой активности дошкольников"...