Фоноритмика, как способ развития слухового внимания и формирования произносительных навыков у детей с ОНР
опыты и эксперименты по логопедии (старшая группа) на тему

Швецова Галина Николаевна

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов). Использование фоноритмики  снижает время автоматизации, а в некоторых случаях и постановки звука. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonoritmika.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы.

Тема: «Фоноритмика, как способ развития слухового внимания и формирования произносительных навыков у детей с ОНР»

        Работая с детьми, имеющими речевое недоразвитие, обратила внимание на длительный процесс автоматизации звуков.

Изучив и апробировав опыт работы других логопедов,  по приёмам работы над автоматизацией звуков, методические рекомендации Мухиной Аллы Яковлевны, Власовой Татьяны Михайловны  пришла к выводу, что использование фоноритмики  снижает время на автоматизацию, а в некоторых случаях и на постановку звука. В своей работе я опираюсь на технологию проведения фоноритмики Мухиной Аллы Яковлевны.

Эта методика органически вошла в мою работу с детьми по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи детей с ОНР, так и в развитии у них общей моторики. Она позволяет мне решать следующие задачи:

  1. Развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного произношения на основе совершенствования уровня общих движений;
  2. Формирование навыков естественной речи с выраженной интонацией, путём развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;
  3. Развитие основных психических процессов (восприятия, памяти, внимания) и пространственных представлений.

Итак, фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов).

       В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. (Связь движений и речи в целом и отдельных частей).

Дело в том, что микродвижения нашего речевого аппарата, которые мы совершаем, произнося определённый звук, соответствует определённым микродвижениям нашего тела. Движения тела помогают отрабатывать сложнейшие движения речевого аппарата и улучшать произношение. Мобилизуются подражательные способности детей, ведь они повторяют движения за взрослым. Но главное, вместе работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы, в конечном итоге произношение улучшается.

         Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительные воздействия на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего  артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются  в речи как «моторный стержень эмоций».

Все упражнения проводятся по подражанию и направлены на:

  1. Нормализацию речевого дыхания;
  2. Правильное произнесение звуков, слогов;
  3. Соединение слухового и речевого анализаторов с развитием общей моторики.

Движения детей на занятиях фоноритмики характеризуются

тремя основными элементами:

  1. Напряжённостью;
  2. Интенсивностью;
  3. Временем.

        Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, по разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений.

 При характеристике движений, напряжённость фиксируется в терминах «напряжённо», слегка напряжённо» и «ненапряжённо».

Интенсивность определяет динамику речи и она фиксируется в терминах «сильно», «слабо».

Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости и фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».

Двигательные упражнения, которые сопровождают произнесение гласных и согласных звуков, начинаю с 3 основных положений:

  1. Исходное положение - стоя, ноги узкой дорожкой, руки опущены. С этого положения начинаются движения многих звуков, кроме звука «р», «л», «ц».
  2. И.П. - стоя, ноги узкой дорожкой, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч. С этого исходного положения начинаются движения для звуков «л», «ц».
  3. И.П. - стоя, ноги узкой дорожкой, руки согнуты на уровне груди. Это исходное положения  для звуков «р», «ы».

 

          Фоноритмику начинаю со старшей группы, провожу ежедневно в утреннее время. Провожу её со всеми детьми, построив их в круг. Каждое движение выполняю 2-3 раза. Отработку звуков и движений начинаю с гласных звуков. Чётко отрабатываю артикуляцию произнесения.

         Например, при отработке звука «а» слежу за тем, чтобы дети не оттягивали язык назад. Затем постепенно ввожу звуки свистящие, шипящие и соноры. Следует отметить, если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости, при произнесении изолированных гласных, то упражнение провожу в сочетании гласных с согласными, если у ребёнка есть горловой звук «р», то предлагаю ему не выполнять упражнение, особо внимательно отношусь к детям с межзубным произношением.

Результативность

Работаю логопедом пятый год и всё это время использую фоноритмику. За это время могу отметить, что:

1. Использование фоноритмики  способствует достаточной сформированности фонематического восприятия, что положительно влияет на развитие фонематической стороны речи.

2. При систематическом использовании данной технологии  дети намного лучше овладевают артикуляционным укладом, правильным речевым дыханием.

 3. Через организацию работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, используя  фоноритмику, добилась следующих результатов:

в 2013  и в 2015  годах  100%  дошкольников  моей группы ушли в школу с чистой речью, дети овладели:

--  звуковым анализом слов;

-- и успешно дифференцируют  акустически и артикуляционно близкие фонемы.

Я считаю, что неоценимую помощь в этом мне оказала фоноритмика.

Этот опыт используется у нас в саду, как воспитателями  логопедических групп, так и воспитателями общеразвивающих групп детского сада.

Комплекс упражнений фоноритмики для проблемных звуков.

Все звуки говорим на выдохе.

Гласные звуки.

Звук А

И.П. – стоя, ноги на узкой дорожке. Руки внизу пальцы вытянули.

Руки поднимаем вперёд, в стороны и опускаем.

Следить за тем, чтобы язык лежал за нижними зубами.

Произносим звук А.

Звук У

И.П. тоже. Руки согнули в локтях, указательные пальцы прижимаем к уголкам рта. Наклоняемся вперёд, вытягиваем руки вперёд и губы трубочкой.

Произносим звук У.

Звук О

И.П. тоже. Опущенные руки развернём ладошками вверх. Возьмём в ладошки крупные яблоки, крепко сожмём их и  через стороны будем поднимать руки вверх. Губы тоже круглые.

Произносим звук О.

Звук И

И.П. тоже. Руки согнуты в локтях и прижаты к бокам. Пальцы сжаты в кулачки, указательные пальцы подняли вверх.

Поднимаем голову вверх, потягиваемся на носочках и вытягиваем руки вверх.

Губы сильно растянули в улыбке. Произносим звук И.

Звук Э  - «Погончики»

И.П. тоже. Руки опущены, в ладошках яблоки.

Через стороны поднимаем руки вверх и пальцы кладём на плечи.

Произносим звук Э.

Звук Ы

И.П. тоже.  Руки согнуты на уровне груди. Пальцы сжаты в кулаки, кулаком жмём на кулак, большие пальцы направлены в середину круга. С напряжением разворачиваем кулаки к груди.

Произносим звук Ы.

Мы выполнили упражнения для гласных звуков.

Теперь выполним для согласных.

Согласные свистящие  звуки.

Звук С.

И.П. тоже. Руки согнуты на уровне груди.

Представьте, что у вас надут  огромный воздушный шар. Кладём ладошки на этот шар, пальцы раскрыли, напрягли.

С силой давим на шар и пытаемся выпустить воздух, наклоняемся вперёд.

Губы улыбаются, язычок упирается в нижние зубы.

Произносим звук С.

Звук З

И.П. тоже. Артикуляция такая же, только с голосом.

Руки согнули в локтях и прижали к бокам, пальцы сжали в кулаки, подняли вверх. Мы «замёрзли», трясём кулаками и произносим: «з-з-з-з».

Звук Ц – «Покормим цыпляток»

И.П. тоже. Руки согнуты в локтях, пальцы пучком.

Разжимаем пальцы и произносим: «цып – цып – цып»

Согласные шипящие звуки.

Звук Ш

И.П. тоже. Руки согнуты в локтях. Растопыренные, напряжённые пальцы кладём как бы на стекло и делаем движения в правую сторону, при этом чуть-чуть приседаем на коленках.

Губы округлены и вытянуты немного вперёд.

 

Звук Ж

Тоже самое, только выполняем с голосом и в левую сторону.

Звук Ч – «Ковырялочка»

И.П. тоже. Руки опущены. Пальцы сгибаем в кулак, большие пальцы выставляем вперёд. Руки слегка отвели назад.

На раз – руки подводим к бёдрам, на два – поднимаем вперёд.

Упражнение делаем резко.

Произносим звук Ть, но при этом губы вытягиваем вперёд.

Сонорные звуки

Звук Л

И. П. тоже. Руки согнули в локтях – «фонарики».

Губы улыбнулись. Произносим слоги «ла – ла – ла».

Звук Р

И.П. тоже. Руки согнуты на уровне груди, пальцы сжали в кулачки.

Бороду отпустили, прижали к груди.

«Моторчик»: «р-р-р-р»

Использовала ресурсы Интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие слухового внимания (речевого и неречевого слуха) для детей младшего возраста

Уважаемые педагоги дошкольники! Хочу Вашему вниманию предложить материал, который направлен на развитие речи детей, в основе своей формирующейся на развитии фонематического слуха. Мною сделана п...

Развитие слухового внимания и формирование фонематического слуха у детей раннего возраста

для воспитателей и родителей упражнения в игровой форме на развитие лухового внимания и формирование фонематического слуха....

Статья "О развитии слухового внимания и формирование фонематического слуха"

В статье рассказывается о необходимости развития фонематического слуха в раннем и младшем дошкольном возрасте, описаны игры по данной проблеме, предложена литература для более глубого освещения рассма...

Развитие слухового внимания и формирование фонематического слуха у детей раннего возраста

Для того чтобы ускорить процесс развития слухового внимания и формирования фонематического слуха работу необходимо начинать с раннего возраста. Используя специальные упражнения, игры (которые проводят...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи для обучающихся с нарушенным слухом по теме "Прогулка по зимнему лесу".

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи для обучающихся с нарушенным слухом (возраст 4-5лет) по теме "...

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» Доклад по теме: Компьютерные игры «Мерсибо» в работе учителя-логопеда с д

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоров Доклад по Компьют...

Мастер – класс для педагогов ДОУ с видеоматериалом Тема: «Сказки - шумелки, как эффективный способ развития слухового внимания дошкольников»

Шумовое оформление сказок -это озвучивание роли какого либо персонажа сказки на музыкальных инструментах, в основном музыкальные инструменты (колокольчики, музыкальные ложки, бубны...