Мастер-класс для воспитателей на тему "Игровая деятельность как эффективное средство развития творческой активности дошкольников"
методическая разработка (старшая группа)
Мастер-класс для воспитателей на тему "Игровая деятельность как эффективное средство творческой активности дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-klass.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Теремок»
Мастер-класс для воспитателей на тему:
«Игровая деятельность как эффективное средство
развития творческой активности дошкольников»
Разработала:
Воспитатель Тахирова О.В.
Акбулак, 2024
Мастер-класс
«Игровая деятельность как эффективное средство развития творческой активности дошкольников»
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов по развитию творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.
Задачи:
- Передать опыт использования развивающих игр для развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
- Продемонстрировать приемы организации развивающих игр для развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
- Формировать у участников мастер-класса мотивацию на использование развивающих игр для развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
Раздаточный материал: карточки с игровыми ситуациями, мяч, кукла, обруч,
барабан, неваляшка.
Регламент мастер-класса: - вводная часть (5 мин);
- основная часть (25 мин);
- заключительная часть (10 мин).
Ожидаемые результаты:
1. Понимание его участниками основ развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
2. Практическое освоение ими приемов в рамках транслируемого опыта.
3. Рост мотивации участников мастер-класса к использованию развивающих игр для развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
Содержание деятельности педагога-мастера
во время проведения мастер-класса:
Актуальность:
Творчество - самовыражение и самоутверждение личности. «Творчество - как отмечал JI.C. Выготский, - это необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть нота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». В дошкольной педагогике проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, т. к. именно они определяют прогресс человечества. Наше время так же требует нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Решение проблемы начинается уже в дошкольном возрасте, поскольку именно этот возраст является сензитивным для развития и формирования творческой личности. (Л. А. Векгер. Н. А. Ветлугина. Л. С. Выготский, и т. д.). Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.
Игра – это поле свободной творческой деятельности. Вхождение в роль, развитие ее отношений как своих, когда ребенок умеет вживаться в роль, чувствовать ее отношение, играет огромное значение в развитии творческих способностей. Для того, чтобы игра была интересной. Нужно развивать фантазию детей, учить их наделять привычные вещи необычными свойствами, овеществлять живое, одухотворять неживое, придумывать новые сюжеты, смешные истории.
Развивающие игры могут стать мощным стимулом для развития творческого потенциала. Там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры могут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребенка.
Развивающие творческие игры позволяют каждому ребенку подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.
Условия для успешного развития творческого потенциала:
- раннее начало;
Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего возраста. То есть с очень раннего по современным представлениям.
- необходимость окружения ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться;
- характер творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.
Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимается выше и выше.
- свобода в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким -либо делом, в выборе способов работы.
Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.
- ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых.
Игра должна отвечать следующим требованиям:
- быть интересной,
- доступной,
- увлекательной,
- включать детей в разные виды деятельности
В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:
- игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;
- игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
- игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Практическая часть:
Сегодня я продемонстрирую вам несколько развивающих игр, направленных на развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста.
Игра «Арифметика в словах»
Задача: развить у детей умение отгадывать загадки, составлять отгадку из заданных частей.
Описание. Взрослый на одном из слов показывает, как решить такой словесный пример, затем ребенок пробует сделать это самостоятельно.
БА + большой деревянный сосуд = летающее насекомое (БАБОЧКА)
БА + водное животное с клешнями = временное жилье (БАРАК) БА + полезный фруктовый напиток = низкий голос (БАСОК)
БА + музыкальный звук = белый хлеб вытянутой
формы (БАТОН)
БА + мягкая кожа + первая буква алфавита - тесемка с подвесками (БАХРОМА)
Игра «Задания на смекалку»
Задача: научить детей вдумываться в условие (текст) задачи, развить их слуховое внимание, сообразительность.
Оборудование: тексты подготовленных, доступных ребенку в этом возрасте заданий.
Описание. Взрослый старается медленно и выразительно читать текст загадки. Затем дает время ребенку поразмышлять над ней, при необходимости задавая ему наводящие вопросы и тем самым подводя к правильному решению.
1. В доме четыре угла. В одном углу стоит стол, у него четыре ножки. В другом углу лежит кошка, у нее четыре лапы. У кошки появилось четверо котят. Вошел в дом хозяин.
Сколько стало ног?
ОТВЕТ: Две ноги, так как у кошки и котят лапы, а у стола - ножки.
2. Шли гурьбой: теща с зятем да муж с женой, мать с дочерью, да бабушка с внучкой, да дочь с отцом.
Много ли всех?
ОТВЕТ: Четверо - бабушка, мать, отец, дочь.
3. Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток?
ОТВЕТ: Всего летело три утки, одна за другой.
4. Что это такое: две ноги сидели на трех, а когда пришли четыре и утащили одну, то две ноги, схватив
три, бросили их в четыре, чтоб четыре оставили одну.
ОТВЕТ: Человек сидел на стуле, у которого три ножки. Вдруг пришла собака и утащила куриную ногу. Человек бросил стул в собаку, чтобы она оставила куриную ногу.
5. Два отца и два сына поймали трех зайцев, каждому досталось по одному зайцу.
Возможно ли это?
ОТВЕТ: Это были дедушка, его сын и внук. Из троих двое являются отцами и двое - сыновьями. Каждому досталось по одному зайцу.
Игра «Что на что похоже?»
Задача: развить ассоциативное мышление детей, умение сравнивать предметы между собой, фантазировать, совершенствовать связную речь.
Описание. Взрослый предлагает для сравнения любые знакомые детям слова. На начальном этапе можно использовать соответствующие им картинки. Взрослый может также прочитать ребенку стихотворение по теме игры, написанное Р. Сефом, и сам придумать какое-либо сравнение для примера, объяснив, почему он сравнил именно эти два предмета. Например, фары у машины как глаза у человека, стрекоза похожа на самолет и т. п. На свете все на все похоже, Змея - на ремешок из кожи, Луна - на круглый глаз огромный, Журавль - на тощий кран подъемный, Кот полосатый - на пижаму, Ты на меня, а я - на маму.
При обучении грамоте для быстрого и эффективного запоминания букв полезно сравнивать их с каким-либо предметом, придумывать, фантазировать, на что они похожи.
Например, буква Д - на дом, У - рогатка, Ж -жук, Т - молоток, О - пирожок, блюдо или дупло и т. д.
Игра «Правильные поступки»
Задача: сформировать у детей представления о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни.
Оборудование: серия картинок, на которых изображены правильные и неправильные поступки детей, стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Описание. Взрослый предлагает рассмотреть картинки, дать оценку поступкам героев или разложить на кучки картинки с положительными и отрицательными поступками, объясняя свое решение.
Игра «Превращалки»
Задача: расширить словарный запас детей, умение переставлять, изменять буквы в словах.
Описание. Взрослый дает задание придумать и вписать в клеточки такие слова, чтобы первое слово превратилось в последнее или цепочка опять вернулась к исходному слову. В каждом следующем слове меняется только одна буква.
МЯЧ - меч - мел - мол - ГОЛ
СОК - сак - лак - лай - ЧАЙ
ЛУГ - лук - лик - лис - ЛЕС
УРОК - срок - сток - стон - СЛОН
РОЗА - роса - рост - тост - тест - тент - тень -пень - пена - вена - вина - виза - риза - РОЗА
Игра «Сказочные истории»
Игра направлена на умение использовать элементы анимизма («одушевления» предметов). Подумайте и скажите, на кого похожи столовая и чайная ложки (мама с дочкой, бабушка с внучкой и т.п.).
Придумайте сказочную историю, которые могут с ними произойти. Историю придумываем по цепочке: каждый участник по одному предложению.
В результате применения развивающих игр для развития творческого потенциала у детей группы отмечается:
- умение создавать новые образы из предметов;
- дети проявляют любопытство ко многим вещам, постоянно задают вопросы;
- увеличилось количество идей при проигрывании;
- увеличилась оригинальность творческих работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для воспитателей ДОУ по теме "Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников
Мастер класс учит создавать картину с помощью нетрадиционной техники рисования - пластилинографии золотую рыбку....
Консультация для педагогов: «Театральная деятельность как одно из средств развития творческой активности дошкольников»
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем ...
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Театрализованная деятельность, как педагогическое средство развития связной речи дошкольников»
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования Эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования Эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...
Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»
Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»...
Конкурс "Воспитатель года- 2023". Мастер- класс для педагогов "Использование развивающих игр В. В. Воскобовича для развития познавательной активности дошкольников"
Конспект мастер- класса...
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Цель: Повышение мотивации педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования, как средством развития воображения, фантазии у детей дошкольного возраста....