Мастер – класс с педагогами дошкольных учреждений на тему: «Методы, приемы и наглядный материал по ознакомлению старших дошкольников с временными категориями»
методическая разработка на тему
Работа в данном направлении осуществляется путем интеграции всех образовательных областей и различных видов деятельности: познавательно-исследовательской, опытно-экспериментальной, коммуникативной, игровой, изобразительной. Что способствует активации познавательных интересов детей, формированию общей культуры личности и предпосылок успешного обучения в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechatnyy_material_na_master_klass.docx | 27.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс с педагогами дошкольных учреждений на тему: «Методы, приемы и наглядный материал по ознакомлению старших дошкольников с временными категориями»
Выступление педагога
Загадка
- Оно всегда есть, но его не видно, не слышно. Его не потрогаешь, не понюхаешь. Без него жизни нет, без него ничего не бывает. Оно есть всегда и длится ровно столько, сколько надо, не больше и не меньше. Это способ существования земного мира и всей Вселенной. Что это такое? (Время)
- А, что такое время? Странный вопрос.
- А между тем еще в древности один философ сказал: «Я прекрасно знаю, что такое время, пока не задумался об этом. Но стоило задуматься, и я не могу ответить на вопрос – Что же такое время?»
- Поэтому, с целью создания оптимальных условий для формирования у детей временных представлений, я использую в своей работе самые различные методы, средства и способы «материализации» времени.
- Это просто и легко сделать с помощью «ленты времени» - обычной, длинной полосы, состоящей из картинок, соответствующими каким-то определенным историческим событиям. Это могут быть самые разные вехи в истории Земли и цивилизации; динозавры, первые стоянки человека, Ледовое побоище, дата основания города, изобретение радио, Вторая Мировая война, первый полет человека в космос, появление компьютеров.
Описание пособий.
- «Лента времени»
- «Лента времени» символизирует неразрывность прошлого, настоящего и будущего. Такая лента времени поможет ребенку не только ориентироваться в течении времени, но и понять этот процесс, даст толчок к пониманию и закреплению таких понятий, как «предыдущий» и «последующий».
- «Колодец времени»
- Содержание игры заключается в следующем. К «Колодцу» привязаны три веревки. На веревках завязаны узелки, символизирующие разные эпохи и история развития разных вещей. К каждому узелку подбирается соответствующая картинка: на первой веревке – пещера первобытного человека, вигвам, деревянный дом, современный дом (история развития жилища человека); на второй – лошадь, карета, первая машина, современная машина (история развития транспорта); на третьей – первобытный человек в шкуре, человек во времена рыцарей, во времена Петра I, человек в одежде 19 века, человек в современной одежде (история развития одежды)
- «Колодец времени» демонстрирует его глубину, бездонность. Очень важно, чтобы дети осмыслили, какой узелок (эпоха) самый «древний». Подобное пособие развивает историческую интуицию ребенка, символическое мышление, способствует расширению ассоциативных связей.
- Альбом «Я расту»
- Подбор фотографий детей в разные возрастные периоды (годовалый ребенок, шестилетний ребенок) и рисунок «Кем я хочу стать, когда вырасту?». Дети начинают понимать временные отношения по возрасту.
- Альбом репродукций картин известных художников.
- Ознакомление с художественными произведениями позволяет ребенку понять , что на картинах отражаются события во времени, осознать взаимосвязь природных и социальных явлений в изображенном художником отрезке времени (утро, день, вечер, ночь)
- «Река времени» «По реке плывут недельки»
- Продуктивная деятельность организуется в форме совместной партнерской деятельности воспитателя и детей. В ее процессе успешно формируются представления о времени, единицах его измерения и представления о свойствах времени.
Дети рассматривают большой лист бумаги, на котором изображена река.
- Это необычная река! По этой реке плывут…недельки.
Детям предлагается разделится на 4 группы и нарисовать недели разными способами (1-ая группа рисует неделю – цифрами; 2-ая – кружками цветами радуги; 3-ая – геометрическими фигурами; 4-ая – количеством кругов)
- Ребята, а что получилось из четырех недель? А если мы нарисуем еще четыре недели? А из двенадцати месяцев получится…
- Что делает вода в реке?
- Вода в реке останавливается?
- А недельки и месяцы останавливаются или следуют друг за другом?
- Можно сказать, что время течет, бежит?
Обсуждение: - Что длится дольше: неделя или месяц? Месяц или день? Год или месяц?
Использование наглядных моделей позволяет ориентироваться в реальности и получать о ней новую информацию.
- Пособие «Наша неделя»
- Данное пособие помогает детям ориентироваться в организации интересных играх и занятий в группе каждый день.
- Опыт «Цветик – семицветик»
- Пособие в виде цветка, которое разделено на семь лепестков (цвета радуги).
- С помощью этого пособия дети хорошо запоминают дни недели, их последовательность. Закрепляют такие понятия как: вчера, сегодня, завтра.
- Стихотворение – схема «Муха – Чистюха»
- С помощью наглядной схемы дети легко запоминают само стихотворение, последовательность событий в разные дни недели и развивает чувство юмора.
- Опыт «Что можно сделать за 1, 2 минуту?...»
- Один ребенок раскладывает горошины в прозрачные колбы, другой рисует кружочки на бумаге. Во время опыта поставлены песочные часы на 1 и 2 минуты. Когда время на песочных часах заканчивается, дети рассматривают количество горошин в каждой колбе и количество кружков на рисунках. После чего делают свой вывод.
- «Делаем часы сами»
- С помощью пластиковых тарелок пластилина можно изготовить самодельные часы. Дети научаться правильно располагать цифры на циферблате и различать время на часах, переставляя часовую и минутную стрелки.
- Каталог – образцы часов «Такие разные часы»
- Подбор иллюстраций различных часов с древних времен по сегодняшний день. Рассматривая такой каталог, дети видят изменения и прогресс в истории развитии создания часов.
- С помощью этих пособий дети могут увидеть временные изменения или увидеть «следы» времени. Ведь представление о времени напрямую не воспринимается органами чувств.
- Как можно потрогать руками «следы» времени? С детьми можно проводить наблюдения и записывать их в альбом.
(Листья на деревьях весной и осенью; хлеб свежий, проходит время, он черствеет)
- Оставляет ли время звучащие «следы»? (Днем машины шумят, телевизор работает, люди разговаривают, а ночью тишина. Летом в лесу птицы поют, а зимой – нет. У детей голос тонкий, а у взрослых другой)
- Значит можно сделать вывод, что время не такое уж невидимое, оно оставляет свои «следы»
Итог выступления: - Работа в данном направлении осуществляется путем интеграции всех образовательных областей и различных видов деятельности: познавательно-исследовательской, опытно-экспериментальной, коммуникативной, игровой, изобразительной. Что способствует активации познавательных интересов детей, формированию общей культуры личности и предпосылок успешного обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений "Волшебный фитбол"
Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений...
Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений по теме «Ознакомление дошкольников с профессиями, как способ формирования позитивных установок к труду»
Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений по теме «Ознакомление дошкольников с профессиями, как способ формирования позитивных установок к труду»...
Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений "Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша"
февраль 2018...
«Мастер – класс» (Для педагогов дошкольных учреждений) Тема: «Развитие эмоционального мира дошкольника посредством творческого самовыражения»
Повышение профессиональной компетентности педагогов . посредсвом применения простых и эффективных технологий, форм , методов и приемов работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников....
Мастер- класс для воспитателей дошкольных учреждений на тему «Пластилинография- как средство развития творческих способностей старшего дошкольного возраста »
Мастер- класс«Пластилинография- как средство развития творческих способностей старшего дошкольного возраста »...
Мастер- класс для воспитателей дошкольных учреждений на тему «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»
Повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности....