Проект «Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана!»
проект по музыке (подготовительная группа)

Развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса к истории
народов республики Дагестан в процессе ознакомления с национальными
праздниками, традициями и обычаями.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР - детский сад № 58»

Проект

«Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана!»

                                                      Разработала:

                                                                                музыкальный руководитель

                                                             Нестеренко О.В.

                                                    ЗАТО Северск


Тема проекта:

«Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана

Структура и характеристика проекта:

Краткосрочный

Вид проекта: творческо-информационный

По содержанию: фронтальный

Направление: социализация и проблема

Срок реализации: 3 месяца

Название проекта: «Знакомство с обычаями и традициями народов Дагестана»

Участники проекта:

Музыкальный руководитель Нестеренко О.В.

творческая группа из состава детей подготовительной группы;

воспитатель группы;

родители.

Цель проекта:

Развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса к истории народов республики Дагестан в процессе ознакомления с национальными праздниками, традициями и обычаями.

Задачи проекта:

• Развивать у детей эмоциональное отношение и интерес к культуре дагестанского народа;

• знакомить детей с праздниками, обычаями, обрядами которые отмечают в разные времена года«Праздник сбора урожая», «Праздник первой борозды»«Навруз - Байрам»«Праздник цветов» «День Чабана»; и т. д.

• вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством через заучивание потешек, стихов, считалок;

•знакомить детей с музыкальным репертуаром;

• развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно - прикладного искусства дагестанской культуры;

• воспитывать у детей чувство уважения к культуре народов Дагестана, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием своего народа;

• воспитывать у детей уважение ко всем традициям и обычаям разных народов нашей страны.

 Закрепить знания детей о традициях гостеприимства дагестанской семьи.

 Расширять знания об особенностях национальной дагестанской кухни.

Воспитывать внимание, интерес детей к традициям дагестанского народа: предложить гостю самое почётное место в жилище, угостить вкусными блюдами.

 Познакомить детей с историей Дагестана

2. Развивать познавательный интерес, любознательность, творческие способности.

Методы и средства реализации проекта:

Реализация принципа оптимального соотношения между процессами развития, детерминированными действиями взрослых, познавательной активностью ребёнка.

Мероприятия в ходе проекта:

 1.  Изучение дагестанской литературы.

 2.Проведение бесед с детьми.

3. Показ видео материалов «музеи, выставки, театры».

4. Привлечение родителей к работе по проекту.

5. Разработка перспективного планирования по всем видам

образовательной деятельности.

6. Разработка сценариев развлечений и праздников.

7.Чтение книг, разучивание стихов, поговорок, песен, частушек.

9.Выставка рисунков детей.

10.Знакомство с национальными музыкальными инструментами Дагестана.

11. Презентация проекта.  

Основные направления работы с детьми:

  1. Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
  2. Самостоятельная деятельность детей.
  3. Развитие речи.
  4. Развитие музыкальных способностей.
  5.  Работа с детьми по всем видам образовательной деятельности.
  6. Организованные формы обучения на занятиях.
  7. Национальные игры, дидактические игры.
  8. Создание танцевальной группы «Лезгинка».
  9. Подготовка детей к участию городского мероприятия «Фестиваль национальных культур».
  10. Участие детей в праздниках и развлечениях.

Объект изучения:

дагестанские праздники, традиции, обычаи, обряды, костюмы, посуда, игры, танцы, музыка, фольклор и т. д.

Ресурсное обеспечение:

• Информация в музыкальном уголке группы, в котором собраны иллюстрации предметов быта, символика, олицетворяющая Дагестан.

• собран наглядный материал: иллюстрации рассказов, сказок, фотографий, картины, фотографии костюмов народов Дагестана;

• подобранна фонотека, флеш-носители, аудио записи дагестанской народной музыки;

•презентация проекта;

•технические средства: ноутбук, мультимедийное оборудование, флеш-носители.  

Ожидаемый результат:

• сформированы устойчивые знания и интерес к истории дагестанских народных праздников, обычаев, традиций.

• создан устойчивый интерес к устному народному, декоративно - прикладному искусству;

• установление взаимоотношений между детьми и педагогами, благодаря совместной деятельности в ходе организации проведения совместных фольклорных праздников и развлечений.

• вовлечение каждого ребенка в творческую - поисковую деятельность, предполагающую реализацию образовательных областей речевого, музыкального, коммуникативного развития личности, социализации ребёнка на всех этапах проекта.

• Поддержка индивидуальности инициативы детей в ходе проекта.

• Обеспечение эмоционального благополучия при реализации мероприятий проекта.

• Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно - прикладного искусства народностей Дагестана.

Введение:

 «Через красивое к человечному- такая закономерность воспитания!»

В. А. Сухомлинский.

Ребёнок - будущий полноправный член социума, ему предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение своего народа. В условиях возрождения культуры нашей страны возникает потребность в теоретической основе и методических разработках проблем национального воспитания в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения. Проблема освоения ребёнком национальной культуры разных республик до настоящего времени рассматривалась ограниченным кругом педагогов. Можно сказать, что только в недавнее время проблема приобщения детей к культуре народов разных стран стали привлекать более пристальное внимание педагогов дошкольного образования.

Культура - как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе.

Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы традиций, обычаев культуры многих народов. Одной из важных задач воспитания детей мы определяем приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого народа актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно народ способен обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.

Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций всех народов, но и как приобщение детей к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь - возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство - то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры своего народа.

Формы взаимодействия участников проекта

Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если

педагогическая технология обеспечивает взаимодействие в системе

«педагог - ребёнок - родитель»

-дидактическая модель приобщения к традициям дагестанского народа будет реализовываться через субъектно-субъективное взаимодействие педагогов и детей, свободную самостоятельную деятельность.

В проекте разработаны все виды непосредственно- образовательной деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная, социальная, музыкальная.

Методическая копилка:

1. Разработка сценариев, занятий, развлечений;

2. Подбор музыкального материала (игры, загадки, стихи, потешки, песни, частушки)

3. Изготовление атрибутов, костюмов с привлечением детей и родителей.

4. Подбор консультационного материала работы с родителями.

5. Разучивание музыкально- ритмических элементов дагестанских танцев.

6. Детские работы по ИЗО отображающие традиции и обычаи Дагестана.

Итогом образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении:

В ходе реализации проекта у детей отмечается повышенный интерес к музыкально - творческой деятельности.

Дети с удовольствием воспринимают полученную информацию о традициях и обычаях дагестанского народа, у них формируется представление об их национальных танцах, костюмах, музыке, кухне.

При создании танцевальной группы, дети с огромным желанием вникали и разучивали своеобразные движения национального танца «Лезгинка». Именно это позволило детям принять участие в городском мероприятии «Фестиваль национальных культур», где дети нашего дошкольного учреждения представляли дагестанский народ. Выступление было необычным и имело большой успех. Всё сопровождалось бурными аплодисментами, улыбками и восторгом, что положительно повлияло на эмоциональный настрой детей, стремление к изучению нового, желание выступать перед огромной аудиторией.

Итогом нашей совместной работы с детьми и родителями станет самостоятельная возможность продолжать овладевать и узнавать культуру и быт разных народов, толерантно относиться к людям разных национальностей.

Литература:

1. «Народная педагогика Дагестана!» Мирзоев Ш. А.

2. «Фольклор и литература Дагестана!» Гасанова Р. Х.

3. «Дети гор!» Кондрашова В. В.

4. «Сказки народов Дагестана!» Махмудов Х. Х.

5. «Система комплексных занятий по ознакомлению детей старшего \ дошкольного возраста с народно-прикладным искусством Дагестана!» Байрамбекова М. М.

6. «Музыкальное воспитание дошкольников!» Агабекова С. С.

7. «Дагестанский фольклор!» Хидирова Э. С.

8. «Национально художественная культура!» Гамзатов Г. Г.

9. «Народная культура-летопись мира!» Сулейманов О. О.

10. «Фольклор и литература народов Дагестана!» Далгатов У. Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы с детьми младшего дошкольного возраста (вторая младшая, средняя группа) по теме «Знакомство детей с жизнью, бытом, традициями народов разных стран»

Перспективное планирование работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.  В лане отражена работа во всех разделах программы, а так же работа с родителями....

педагогический проект «Знакомство детей с культурой и бытом народов ханты и манси посредством народного декоративно - прикладного искусства»

Информационно-творческий  проект реализует комплексный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с культурой и бытом народов ханты и манси и предусматривает активное ...

Презентация проекта. Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...

Проект «Приобщение детей к культуре и традициям народа Чувашии»

В последнее время интерес к национальным традициям возрос. Это связано не только с возрастанием национального самосознания, но и с тем, что становится всё более очевидным, что человек есть продукт той...

Конспект театрализованного ООД для детей 4-5 лет Тема: «Культура и традиция народов Дагестана»

Цель: Сформировать и расширить знания о своем крае, народных промыслах и умельцах Дагестана.Задачи: Развивать речь и творческие способности....

Знакомство дошкольников с обычаями и традициями калмыцкого народа

Знакомство дошкольников с обычаями и традициями калмыцкого народаАктуальность: В педагогической копилки немало игр, позволяющих знакомить детей с обычаями и традициями калмыцкого народа. Однако э...

Культура и традиции народов Дагестана.Знакомство с творчеством поэта Р.Гамзатова

Через стихи Расула Гамзатова детей знакомила с культурой и традициями народов Дагестана...