Проект «Приобщение детей к культуре и традициям народа Чувашии»
проект (средняя группа)

Морозова Вера Геннадьевна

В последнее время интерес к национальным традициям возрос. Это связано не только с возрастанием национального самосознания, но и с тем, что становится всё более очевидным, что человек есть продукт той культуры, в которой он вырос. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

В прошлом году мы работали по проекту «Маленькие патриоты России», в этом году продолжаем эту же тему под названием «Приобщение детей к культуре и традициям народа Чувашии».

Задачи проекта:

•        Развивать интерес и любовь к родному краю.

•        Воспитать нравственные качества ребёнка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями чувашского народа.

•        Познакомить детей с экологической культурой чувашского народа (это феномен, закрепленный в обычаях, традициях, проявляющийся в отношении человека к предметам живой и неживой природы)

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный, разработка проекта.

 - Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

- Провести опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня знаний о народном творчестве.

2. Практический

- Создание картотеки узоров «Народные промыслы и декоративно–прикладное искусство».

-Создание картотеки народных игр. Разучивание народных игр: «Надень тухью», «Уголки»,  «Луна и солнце»,  «Бросание пояса»,  «Тили – рам», «Расходитесь!»,  «Колечко»,  «В быка», «Колобок»,  «Хищник в море»,  «Цыган», «Сидит Миша»,  «Водяной медведь».

-Создание картотеки дидактических  игр: «Найди и назови» (элементы одежды чувашей),»Слова приветствия», «Найди такой же узор», «Найди значение узора», «Сложи чувашский узор», «Что лишнее», «Одень куклу».

- Знакомство детей с чувашскими музыкальными инструментами.

  - Изучение с детьми объектов живой и неживой природы.

- Обогащение уголка природы.

3. Заключительный

- Анализ и классификация собранного материала.

- Создание презентации из опыта работы над проектом.

Этапы реализации:

Экспериментальная работа предусматривает поэтапное прохождение следующих ступеней по тематическим блокам.

1 ступень - «Чувашская изба»:  знакомство с историей жилища как феномена культуры; семейный, бытовой уклад и его связь с интерьером традиционного жилища,  одеждой чувашского народа и вышивка в быту, украшение изделий вышивкой, изготовление женских головных уборов (январь).

Развитие музейной педагогики дает возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего, «Чувашская изба» стала комнатой психологической разгрузки не только для детей, но и для взрослых. Но самое главное – в ней проводятся развивающие занятия с детьми. В их содержании активно использую предметы чувашского национального быта. В мини-музее собрана коллекция старинных предметов быта чувашского народа, широко представлена крестьянская утварь. Экспонаты пополняются еженедельно.

2 ступень – «Я в Чувашии живу, я Чувашию люблю!» ознакомление детей с достопримечательностями, знаменитыми людьми нашего Аликовского района и Чувашской Республики (февраль).

Это одна из главных задач патриотического воспитания детей. Детям средней группы мы рассказываем, что в селе (деревне) много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Побуждаем  детей рассказывать о своей республике, районе, доме, улице, в котором они живут.  В течение месяца мы рассматриваем вместе с детьми открытки с достопримечательностями села Аликово, фотографии тех мест, где они побывали с родителями (парк, стадион, берег реки и т.д.). В группе имеется чувашский уголок. Уголок родного края обогатили фотоальбомами республики, района. Имеются дидактические игры на чувашском языке «Эреш ту», «Ҫумăр тумламӗсем», «Эреш мӗне пӗлтерет».

3 ступень- «Декоративно-прикладное искусство и чувашский фольклор»: знакомство с различными промыслами, с технологиями изготовления посуды (рукоделие, керамика, деревянные изделия), знакомство с устным народным творчеством (февраль).

В свободное от занятий время с детьми рассматриваем образцы салфеток, вышитых чувашскими мастерами. Знакомимся с устным народным творчеством чувашского народа (мифы, сказания, легенды, игры, песни, предания, загадки, поговорки). На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством и со старинными вещами в музее. Наиболее значительными и доступными для усвоения детьми, способными вызвать их отклик, являются такие элементы национальной культуры, как сказки, песни, игры, танцы, мифы, народные промыслы, искусство, традиции, обряды и т.д.

5 ступень –«Будь природе другом!» (апрель-май).

      Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Цель этой ступени: изучение с детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование  в детях осознанно-правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы. В группе организована экологически развивающая среда. В рамках проекта запланированы:

-        Альбомы «Птицы», «Птицы Чувашии», «Животные Чувашии», «Времена года», «Стихи и загадки  о птицах», «Народные приметы и пословицы о птицах», экологические игры, календарь наблюдений, рисунки детей и родителей.

- Рассады для цветника

- Экологическая беседа "К природе с добротой"

- Операция "Подарок птицам". (Изготовление скворечника, кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада).

- Уголок "Детская лаборатория" для опытов и экологических исследований.

Группу обогатили альбомами о вышивке, одежде чувашского народа, книгами-энциклопедиями,  дидактическими играми, динамическими моделями создания образов-символов чувашского узора, вышивками детей чувашских узоров. Собрали богатый материал для изучения устного народного творчества. Продолжая просвещение родителей проведем консультации: «Родной свой край люби и знай», «Знакомим с природой родного края», «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю». Создание такой развивающей среды в группе способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал.

Ожидаемые результаты:

- Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю, формирование чувств национального достоинства.

- Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.

-  Широкое использование всех видов фольклора.

- Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к чувашской национальной культуре. 

Вывод:

Приобщая детей к истокам чувашской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт чувашского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего. Мы живём в Чувашской республике, и   дети должны знать культуру своего народа.

Дальнейшее развитие проекта.

I. Продолжать приобщать детей к истокам чувашского народной культуры

II.  Проводить мероприятия по этнокультуре с детьми и родителями.

III. Создать   методическую копилку.

 

Список литературы:

1.      Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. - Чебоксары: Новое время, 2005.

2.      Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. – Чебоксары: Новое время, 2006.

3.      Васильева Л. Г. Хрестоматия «лку» (Родник, раздел «Художественное образование» с. 134-174 - Чебоксары -2006.

4.      Дети Ветра : чуваш.сказки / перераб. и обраб. Ирины Митта ; рис. Валерия Смирнова. - Чебоксары : Чуваш.кн. изд-во, 1988. - 32 с. : ил.

5.      Журнал «Куклы в народных костюмах», выпуск №27, 2013 – ООО

6.      Михайлова З.П. и др. Народные обряды – устои жизни. Чебоксары. 2003

7.      Смирнов А.П. Древняя история чувашского народа. Чебоксары, 1948.

8.      Старичок с ноготок : сказки / сост. А. К. Салмин. – Чебоксары : Чуваш.кн. изд-во, 2002. – 47 с. : ил.

9.      Красавица Тайслу : чуваш.нар. легенды, предания, сказки и потешные рассказы / сост. и перевод М. Н. Юхмы. – Чебоксары : Чуваш.кн. изд-во, 2006. - 399 с.

10.    Сказки и предания чуваш. – Чебоксары : Чуваш.кн. изд-во, 1963. – 131 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Культура и традиции народов Чувашии и соседних республик"

Здесь можно начти проект как знакомить культурой и традициями народов Чувашии и соседних республик...

проект по приобщению детей к культуре и традициям русского народа

творческий проект по приобщению детей к культуре и традициям русского народа через историю игрушки...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА КВЕСТ-ИГРА «НА РУССКОЙ ЯРМАРКЕ»

Образовательная область: социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: старший дошкольный возраст.Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммун...

Консультация для педагогов и родителей на тему: «Приобщение детей к культуре и традициям татарского народа»

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями татарского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре татарского...

Из опыта работы по приобщению детей к культуре и традициям русского народа.

Современный мир динамичен и противоречив. Смена эпох накладывает свой отпечаток на поведение и нравы общества, меняются общечеловеческие взгляды и ценности. Новое, так ли оно прекрасно?!В наше неспоко...

Воспитательная работа по приобщению к русской культуре и традициям народа.

Конспект по воспитательной работе с детьми 6-7 лет на тему "Рождество". Цель: познакомить детей с историей православных  празников  "Рождество Христово", "Святк...