педагогический проект «Знакомство детей с культурой и бытом народов ханты и манси посредством народного декоративно - прикладного искусства»
проект (старшая группа)
Информационно-творческий проект реализует комплексный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с культурой и бытом народов ханты и манси и предусматривает активное участие каждого дошкольникав различных видах деятельности совместно со взрослыми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_starchenko_s.m.docx | 37.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Знакомство детей с культурой и бытом народов ханты и манси посредством народного декоративно - прикладного искусства»
Аннотация
Данный проект представляет собой организацию совместной деятельности педагога, детей и родителей, создание предметно - развивающие среды по ознакомлению с коренными народами родного округа, использование наглядных методов: фильмы, презентации, картинки, иллюстрации, возможность познакомиться с народным декоративно – прикладным искусством.
Народное декоративно - прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка.
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно - творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители, педагоги.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Охваченные образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Актуальность:
Сегодня ХМАО-Югру населяют люди разных национальностей. В связи с развитием нефтегазовой отрасли в округе, лесной, рыбной промышленности, ежегодно осуществляется приток в наш округ людей из разных городов, регионов, стран.
Для большинства людей, проживающих на территории ХМАО-Югры, традиционная культура народов ханты и манси, которых на сегодня осталось очень малое количество, остаётся загадкой. Жизнь коренных жителей отличается от жизни современных людей. Отличается и культура, традиции.
Сегодня каждый житель должен иметь представления об особенностях жизни и деятельности коренных жителей, брать пример с гармонии отношений ханты и природы, проявлять уважение к их традициям и обычаям. Ведь все это составляет культуру современного человека, причастного к развитию нашего округа Югры и являющегося гражданином Ханты-мансийского автономного округа.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для воспитания любви к родному краю, так как знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь. В этом возрасте у детей формируется интерес, потребность в знаниях. Важным этапом формирования у детей знаний о родном крае является накопление им социального опыта, приобщение к культуре и традициям народа.
Постановка проблемы.
Опыт работы показал, что у воспитанников старшего и подготовительного возраста недостаточно сформированы знания о родном крае Ханты - мансийском автономном округе, о коренных жителях ханты и манси, их культуре и традициях.
Гипотеза: у каждого ребёнка сформируется интерес к жизни родного края, природе ХМАО, расширятся знания о природных и культурных особенностях жизни Югры. Повысится степень включённости родителей в организацию образовательного процесса.
Новизна проекта: комплексное приобщение детей к культуре, традиции народов Югры, изучение истории, богатств родного края через проектную деятельность.
Цель: формирование представлений детей о коренном народе Ханты – Мансийского автономного округа, его традициях, культуре и особенностях быта, через народное декоративно - прикладное искусство.
Задачи:
-Развивать интерес к жизни народов Ханты и Манси, их обычаям, традициям;
-Формировать знания детей о народном декоративно - прикладном искусстве;
-Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками, речь детей в различных формах и видах детской деятельности;
-Развивать художественное восприятие, эстетический вкус, зрительное внимание, моторику рук;
-Закреплять умения внимательно воспринимать полезную информацию;
-Формировать у детей предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Проект реализуется поэтапно. Каждый этап включает совместные мероприятия с детьми, с родителями воспитанников, с социальными партнерами. Это позволяет помочь осуществлению поставленной цели и задач проекта, и тем самым достижению оптимальных результатов в обучении, развитии ребенка и готовности к школьному обучению путем внедрения в образовательный процесс эффективных инновационных технологий.
Этапы реализации проекта:
1 этап - Подготовительный:
- определение целей и задач проекта;
- подбор материала, необходимого для реализации проекта (иллюстрации, презентации, книги и т.д.);
- создание папки – передвижки для родителей: «Народное декоративно - прикладное искусство народов Ханты и Манси»;
- прогнозирование результата.
2 этап - Практический:
Практический этап заключается в построении образовательной деятельности на основе предлагаемого проекта:
- циклы тематических занятий;
- совместные с родителями развлечения, мастер – классы;
- досуговая деятельность;
- экскурсии;
- продуктивная деятельность.
Реализация проекта обусловлена совместной деятельностью взрослых и детей. Педагогом создаются условия, которые позволяют детям совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его, анализировать его и преобразовывать. Организация проектной деятельности позволяет педагогу осуществлять интеграцию всех образовательных областей.
1. «Познавательное развитие» - тематические занятия «Мой родной край», «Коренные жители – ханты и манси», «Природа родного края», «Об истории праздников ханты и манси», «О народном декоративно – прикладном искусстве коренных жителей», «Одежда народов Ханты и Манси», «Дом народов Севера», рассказы детям о животном, растительном мире нашего края.
На данном этапе ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, об окружающих его людях.
2. «Речевое развитие» - беседы по ознакомлению с историей родного города, составление мини-рассказов о семье, детском саде, о природе края, чтение произведений поэтов и авторов Югры, устного народного творчества народов севера, экологических сказок, разучивание стихотворных произведений о родном крае, городе.
Обогащение представлений детей о быте, культуре, труде коренного народа, его нравственных качествах, сближает, роднит, становится понятным дошкольнику, способствует развитию социальных эмоций, чувств, воспитывает уважение к людям разных национальностей.
3. «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества северных народов, выставки детских рисунков и поделок, создание мини музея, знакомство с одеждой народов ханты и манси, знакомство с орнаментами и узорами Хантов, разучивание народных песен и элементов танца.
4. «Физическое развитие» - разучивание подвижных игр народов ханты и манси и виды спортивных состязаний коренных народов Севера.
3 этап - Заключительный:
- уточнение и формулирование выводов, выявление перспективы последующего развития проекта;
- мастер класс с родителями: изготовление ханта из соленого теста, разукрашивание национальной одежды;
- открытие выставки детских творческих работ «Народное искусство своими руками по мотивам народов Ханты и Манси».
Этапы реализации проекта
Направления информационно-творческого проекта реализуются посредством взаимодействия педагога, детей и родителей, тесно взаимосвязанные между собой и взаимодополняющие друг друга.
Этапы реализации проекта | |
Подготовительный этап | |
Задачи (1) | Формы реализации (2) |
1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме; 2. Выявить характер и содержание представлений детей о коренном народе ХМАО; 3. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями; 4. Разработать учебно - методическое сопровождение к проекту; 5. Разработать методические рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с коренными народами округа. | -психолого-педагогическая, методическая литература; -перспективный план по работе с детьми и родителями; -анкеты; -диагностический инструментарий; -консультации; -буклеты; -листы-памятки; -конспекты непосредственно-образовательной деятельности, бесед; -конспекты досугов и развлечений; |
Практический этап | |
1 | 2 |
1. Организовать и провести работу над реализацией проекта в соответствии с календарно-тематическим планом, включающим в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей с участием родителей воспитанников и сотрудников детского сада. 2. Знакомить родителей с системой работы по ознакомлению с профессиями. | -беседа «Народы Ханты и Манси»; -беседа «Мой край»; -беседа на тему: «Где ты живёшь?»; -беседа «Культура, обычаи народов ханты – манси»; -настольная игра: «Составь орнамент», -картотека дидактических и словесных игр «Кто что делает?», «Опиши, а мы узнаем», -игры с использованием интерактивной доски. -сборник ресурсного материала: чтение произведений поэтов и авторов Югры, устного народного творчества народов севера, экологических сказок, разучивание стихотворных произведений о родном крае, городе. -чтение стихотворения Т. Царенко «Обь – река» -чтение художественной литературы «Лиса и гуси» (хантыйская сказка); -НОД «Мой родной край», «Коренные жители – ханты и манси», «Природа родного края», «Об истории праздников ханты и манси», «О народном декоративно – прикладном искусстве коренных жителей», «Одежда народов Ханты и Манси», «Дом народов Севера», -Рисование: «Орнаменты и узоры одежды Хантов»; -аппликация: «Чум»; -аппликация «Девочка в малице и кисах» -Пластилинография: «Северный олень»; -рисование нетрадиционным методом: «Брусника для гостей»; -рисование: «Украшение хантыйской утвари орнаментом»; -открытое мероприятие «Что мы знаем о коренном населении округа»; -беседы; -театрализованный мини-спектакль «Сказки народов Манси»; -драматизация сказки «Хлебушко» (Хантыйская народная сказка); -чтение хантыйской сказки «Мышка»; -постановка и драматизация сказки «Мышка»; -слушание музыки народов Севера и разучивание песни -досуг «В гостях у куклы Акань», -КВН «Знатоки»; -дидактические игры и упражнения -игры на интерактивной доске; -сюжетно-ролевые игры; -выставки детских работ; -информационные стенды для родителей; -участие родителей в подборке фотографий города; -участие родителей в изготовлении атрибутов. |
Заключительный этап | |
1 | 2 |
-уточнение и формулирование выводов, выявление перспективы последующего развития проекта; -мастер класс с родителями: изготовление охотника из соленого теста, разукрашивание национальной одежды; -открытие выставки детских творческих работ «Народное искусство своими руками по мотивам народов ханты и манси». |
Механизм оценки и ожидаемые результаты.
Критериями оценки результатов проекта будут приобретенные конкретные знания педагогов, детей и их родителей.
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационное: - литература: детская, учебно-методическая, энциклопедическая; интернет - ресурсы;
Материально-техническое: аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат, CD-диски с информацией о Югре, художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, изделия народов ханты и манси, альбомы, макеты, рисунки.
Заключение
Реализация данного проекта позволила максимально обогатить знания и представления воспитанников о родном крае, о коренных жителях - народах ханты и манси, о природных богатствах ХМАО. Совместная деятельность с родителями воспитанников способствовала заинтересованности и проявлению активности и собственной инициативы в формировании у детей интереса к традициям и обычаям северных народов ХМАО - Югры.
Список литературы:
1. Вагатова М., Тарханов А. Ханты-мансийские сказки. Свердловск «Средне-Уральское книжное издательство», 1977.
2. Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург «СВ – 96», 2001.
3. Грасмик А.Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области. г. Ханты-Мансийск, 1993.
4. «Мир животных и растений Югры». «Сократ» Екатеринбург, 2009.
5. Палаткина С.П. «Экологические игры для детей дошкольного возраста». - Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист», 2004.
6. Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008.
7. Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры», 2004.
8. http://newsruss.ru/ Коренные народы.
9. https://infourok.ru/material.html?mid=98576 Коренные народы ханты и манси.
10. goturist Народ ханты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством
материал содержит цикл бесед по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством....
«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством приобщения к искусству, культуре и быту народа ханты»
Сформировать у детей познавательный интерес на основе приобщения к культуре и традициям северных народов....
«Приобщение детей к культуре и быту народов ханты посредством народного декоративно-прикладного искусства»
Край, в котором мы живем – это наша малая родина, часть великой страны, наши корни и, именно с этого малого, берет свое начало великое – любовь к Отечеству. Любой край нашей необъятной Род...
НОД по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Знакомство с жизнью и бытом народа ханты и манси»
Знакомство детей с жизнью народов севера...
Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...
Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов
Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...
Конспект мастер–класса по развитию речи посредством народного декоративно-прикладного искусства для педагогов: «Загадки русской матрёшки»
Конспект мастер–класса по развитию речи посредством народного декоративно-прикладного искусства для педагогов: «Загадки русской матрёшки»...