педагогический проект «Знакомство детей с культурой и бытом народов ханты и манси посредством народного декоративно - прикладного искусства»
проект (старшая группа)

Старченко Светлана Михайловна

Информационно-творческий  проект реализует комплексный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с культурой и бытом народов ханты и манси и предусматривает активное участие каждого дошкольникав различных видах деятельности совместно со взрослыми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_starchenko_s.m.docx37.17 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Знакомство детей с культурой и бытом народов ханты и манси посредством народного декоративно - прикладного искусства»

Аннотация

        Данный проект представляет собой организацию совместной деятельности педагога, детей и родителей, создание предметно - развивающие среды по ознакомлению с коренными народами родного округа, использование наглядных методов: фильмы, презентации, картинки, иллюстрации, возможность познакомиться с народным декоративно – прикладным искусством.

        Народное декоративно - прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка.

Паспорт проекта

Тип проекта: информационно - творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители, педагоги.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Охваченные образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Актуальность:

        Сегодня ХМАО-Югру населяют люди разных национальностей. В связи с развитием нефтегазовой отрасли в округе, лесной, рыбной промышленности, ежегодно осуществляется приток в наш округ людей из разных городов, регионов, стран.

        Для большинства людей, проживающих на территории ХМАО-Югры, традиционная культура народов ханты и манси, которых на сегодня осталось очень малое количество, остаётся загадкой. Жизнь коренных жителей отличается от жизни современных людей. Отличается и культура, традиции.

        Сегодня каждый житель должен иметь представления об особенностях жизни и деятельности коренных жителей, брать пример с гармонии отношений ханты и природы, проявлять уважение к их традициям и обычаям. Ведь все это составляет культуру современного человека, причастного к развитию нашего округа Югры и являющегося гражданином Ханты-мансийского автономного округа.

        Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для воспитания любви к родному краю, так как знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь. В этом возрасте у детей формируется интерес, потребность в знаниях. Важным этапом формирования у детей знаний о родном крае является накопление им социального опыта, приобщение к культуре и традициям народа.

Постановка проблемы.

        Опыт работы показал, что у воспитанников старшего и подготовительного возраста недостаточно сформированы знания о родном крае Ханты - мансийском автономном округе, о коренных жителях ханты и манси, их культуре и традициях.

Гипотеза: у каждого ребёнка сформируется интерес к жизни родного края, природе ХМАО,  расширятся знания о природных и культурных особенностях жизни Югры. Повысится   степень  включённости  родителей в организацию образовательного процесса.

Новизна проекта: комплексное приобщение детей к  культуре, традиции народов Югры, изучение истории, богатств  родного края через проектную деятельность.

Цель: формирование представлений детей о коренном народе Ханты – Мансийского автономного округа, его традициях, культуре и особенностях быта, через народное декоративно - прикладное искусство.

Задачи:

-Развивать интерес к жизни народов Ханты и Манси, их обычаям, традициям;

-Формировать знания детей о народном декоративно - прикладном искусстве;

-Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками, речь детей в различных формах и видах детской деятельности;

-Развивать художественное восприятие, эстетический вкус, зрительное внимание, моторику рук;

-Закреплять умения внимательно воспринимать полезную информацию;

-Формировать у детей предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

        Проект реализуется поэтапно. Каждый этап включает совместные мероприятия с детьми, с родителями воспитанников, с социальными партнерами. Это позволяет помочь осуществлению поставленной цели и задач проекта, и тем самым достижению оптимальных результатов в обучении, развитии ребенка и готовности к школьному обучению путем внедрения в образовательный процесс эффективных инновационных технологий.

Этапы реализации проекта:

1 этап - Подготовительный:

  • определение целей и задач проекта;
  • подбор материала, необходимого для реализации проекта (иллюстрации, презентации, книги и т.д.);
  • создание папки – передвижки для родителей: «Народное декоративно - прикладное искусство народов Ханты и Манси»;
  • прогнозирование результата.

2 этап - Практический:

        Практический этап заключается в построении образовательной деятельности на основе предлагаемого проекта:

  • циклы тематических занятий;
  • совместные с родителями развлечения, мастер – классы;
  • досуговая деятельность;
  • экскурсии;
  • продуктивная деятельность.

        Реализация проекта обусловлена совместной деятельностью взрослых и детей. Педагогом создаются условия, которые позволяют детям совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его, анализировать его и преобразовывать. Организация проектной деятельности позволяет педагогу осуществлять интеграцию всех образовательных областей.

1. «Познавательное развитие» - тематические занятия «Мой родной край», «Коренные жители – ханты и манси», «Природа родного края», «Об истории праздников ханты и манси», «О народном декоративно – прикладном искусстве коренных жителей», «Одежда народов Ханты и Манси», «Дом народов Севера», рассказы детям о животном, растительном мире нашего края.

На данном этапе ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, об окружающих его людях.

2. «Речевое развитие» - беседы по ознакомлению с историей родного города, составление мини-рассказов о семье, детском саде, о природе края, чтение произведений поэтов и авторов Югры, устного народного творчества народов севера, экологических сказок, разучивание стихотворных произведений о родном крае, городе.

 Обогащение представлений детей о быте, культуре, труде коренного народа, его нравственных качествах, сближает, роднит, становится понятным дошкольнику, способствует развитию социальных эмоций, чувств, воспитывает уважение к людям разных национальностей.

3. «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества северных народов, выставки детских рисунков и поделок, создание мини музея, знакомство с одеждой народов ханты и манси, знакомство с орнаментами и узорами Хантов, разучивание народных песен и элементов танца.

4. «Физическое развитие» - разучивание подвижных игр народов ханты и манси и виды спортивных состязаний коренных народов Севера.

3 этап - Заключительный: 

  • уточнение и формулирование выводов, выявление перспективы последующего развития проекта;
  • мастер класс с родителями: изготовление ханта из соленого теста, разукрашивание национальной одежды;
  • открытие выставки детских творческих работ «Народное искусство своими руками по мотивам народов Ханты и Манси».

Этапы реализации проекта

Направления информационно-творческого проекта реализуются посредством взаимодействия педагога, детей и родителей, тесно взаимосвязанные между собой и взаимодополняющие друг друга.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Задачи (1)

Формы реализации (2)

1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме;

2. Выявить характер и содержание представлений детей о коренном народе ХМАО;

3. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

4. Разработать учебно - методическое сопровождение к проекту;

5. Разработать методические рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с коренными народами округа.

-психолого-педагогическая, методическая литература;

-перспективный план по работе с детьми и родителями;

-анкеты;

-диагностический инструментарий;

-консультации;

-буклеты;

-листы-памятки;

-конспекты непосредственно-образовательной деятельности, бесед;

-конспекты досугов и развлечений;

Практический этап

1

2

1. Организовать и провести работу над реализацией проекта в соответствии с календарно-тематическим планом, включающим в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей с участием родителей воспитанников и сотрудников детского сада.

2. Знакомить родителей с системой работы по ознакомлению с профессиями.

-беседа «Народы Ханты и Манси»;

-беседа «Мой край»;

-беседа на тему: «Где ты живёшь?»;

-беседа «Культура, обычаи народов ханты – манси»;

-настольная игра: «Составь орнамент»,

-картотека дидактических и словесных игр «Кто что делает?», «Опиши, а мы узнаем»,

-игры с использованием интерактивной доски.

-сборник ресурсного материала: чтение произведений поэтов и авторов Югры, устного народного творчества народов севера, экологических сказок, разучивание стихотворных произведений о родном крае, городе.

-чтение стихотворения Т. Царенко «Обь – река»

-чтение художественной литературы «Лиса и гуси» (хантыйская сказка);

-НОД «Мой родной край», «Коренные жители – ханты и манси», «Природа родного края», «Об истории праздников ханты и манси», «О народном декоративно – прикладном искусстве коренных жителей», «Одежда народов Ханты и Манси», «Дом народов Севера»,

-Рисование: «Орнаменты и узоры одежды Хантов»;

-аппликация: «Чум»;

-аппликация «Девочка в малице и кисах»

-Пластилинография: «Северный олень»;

-рисование нетрадиционным методом: «Брусника для гостей»;

-рисование: «Украшение

хантыйской утвари орнаментом»;

-открытое мероприятие «Что мы знаем о коренном населении округа»;

-беседы;

-театрализованный мини-спектакль «Сказки народов Манси»;

-драматизация сказки «Хлебушко» (Хантыйская народная сказка);

-чтение хантыйской сказки «Мышка»;

-постановка и  драматизация сказки «Мышка»;

-слушание музыки народов Севера и разучивание песни

-досуг «В гостях у куклы Акань»,

-КВН «Знатоки»;

-дидактические игры и упражнения

-игры на интерактивной доске;

-сюжетно-ролевые игры;

-выставки детских работ;

-информационные стенды для родителей;

-участие родителей в подборке фотографий  города;

-участие родителей в изготовлении атрибутов.

Заключительный этап

1

2

-уточнение и формулирование выводов, выявление перспективы последующего развития проекта;

-мастер класс с родителями: изготовление охотника из соленого теста, разукрашивание национальной одежды;

-открытие выставки детских творческих работ «Народное искусство своими руками по мотивам народов ханты и манси».

Механизм оценки и ожидаемые результаты.

        Критериями оценки результатов проекта будут приобретенные конкретные знания педагогов, детей и их родителей.

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационное: - литература: детская, учебно-методическая, энциклопедическая; интернет - ресурсы;

Материально-техническое: аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат, CD-диски с информацией о Югре, художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, изделия народов ханты и манси, альбомы, макеты, рисунки.

Заключение

        Реализация данного проекта позволила максимально обогатить знания и представления воспитанников о родном крае, о коренных жителях - народах ханты и манси, о природных богатствах ХМАО. Совместная деятельность с родителями воспитанников способствовала заинтересованности и проявлению активности и собственной инициативы в формировании у детей интереса к традициям и обычаям северных народов ХМАО - Югры.

Список литературы:

1. Вагатова М., Тарханов А. Ханты-мансийские сказки. Свердловск «Средне-Уральское книжное издательство», 1977.

2. Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург «СВ – 96», 2001.

3. Грасмик А.Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области. г. Ханты-Мансийск, 1993.

4. «Мир животных и растений Югры». «Сократ» Екатеринбург, 2009.

5. Палаткина С.П. «Экологические игры для детей дошкольного возраста». - Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист», 2004.

6. Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008.

7. Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры», 2004.

8. http://newsruss.ru/ Коренные народы.

9. https://infourok.ru/material.html?mid=98576 Коренные народы ханты и манси.

10. goturist Народ ханты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством

материал содержит цикл бесед по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством....

«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством приобщения к искусству, культуре и быту народа ханты»

Сформировать у детей  познавательный интерес на основе приобщения к культуре и традициям северных народов....

«Приобщение детей к культуре и быту народов ханты посредством народного декоративно-прикладного искусства»

Край, в котором мы живем – это наша малая родина, часть великой страны, наши корни и, именно с этого малого, берет свое начало великое – любовь к Отечеству. Любой край нашей необъятной Род...

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель:  Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...

Конспект мастер–класса по развитию речи посредством народного декоративно-прикладного искусства для педагогов: «Загадки русской матрёшки»

Конспект мастер–класса по развитию речи посредством народного декоративно-прикладного искусства для педагогов: «Загадки русской матрёшки»...