Конспект открытого музыкально-экспериментального занятия "Красота стеклянных звуков"
опыты и эксперименты по музыке (подготовительная группа)
Исследования и импровизация с предметами из стекла и детскими музыкальными инструментами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_krasota_steklyannyh_zvukov.docx | 81.1 КБ |
mnemoprezentatsiya_-_hrustalnye_spitsy.pdf | 499.51 КБ |
prezentatsiya_-_instrumenty_iz_stekla.pdf | 773.78 КБ |
fotootchet_-_krasota_steklyannyh_zvukov.docx | 2.64 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22 «Город детства»
Адрес:142718 Московская область, Ленинский городской округ, пгт. Дрожжино, Новое шоссе, д.4, к.1
Конспект открытого НОД
по музыкальному воспитанию
детей подготовительной группы -
«Красота стеклянных звуков»
(Исследования и импровизация с предметами из стекла и
детскими музыкальными инструментами)
Составила:
Музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Шелундова С. Г.
Январь 2022
Пгт. Дрожжино
НОД «Красота стеклянных звуков»
Цель: привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков в процессе экспериментальной и музыкальной деятельности.
Задачи:
развивающие:
- развивать логическое, образное мышление и память;
- побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами;
- развивать тонкость и чуткость тембрового слуха и изобретательность в звуко творчестве;
- развивать ассоциативное мышление и воображение.
образовательные:
- расширять и систематизировать элементарные музыкальные знания дошкольников;
- продолжить знакомство детей с способами игры на бытовых предметах из стекла;
- продолжать знакомить с выдающимися примерами музыкальной классики.
воспитательные:
- формировать умение работать в коллективе, маленьком оркестре;
- воспитывать умение внимательно слушать музыку, свою игру и товарищей;
- Учить использовать стеклянные звуки, соотносить образ и исполнительский прием.
Виды деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательная, исследовательская, творческая, исполнительская.
Методы и приемы:
Наглядный: просмотр, показ, исследование, игра.
Словесный: беседа, объяснение, вопросы.
Практический: поведение экспериментов со способами извлечения звуков из стеклянных предметов, озвучивание стихотворения, исполнительство.
Предварительная работа. Беседы с детьми по темам: «Музыкальные инструменты», разучивание песни «Зимушка хрустальная» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Бойко), знакомство с шумовым оркестром на песню «Саночки» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной), с ритмопластикой «Наступили холода» Т. Тютюнниковой.
Средства обучения:
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Пособия и материалы: стеклянные и хрустальные стаканы, бокалы, фужеры, бутылочки разных размеров и величины, детские музыкальные инструменты, емкость с водой, деревянные, пластмассовые и металлические палочки для звукоизвлечения, карточки с колокольчиками.
Демонстрационный материал: видео «Танец Феи Драже» П. Чайковского в исполнении стеклянной арфы, картинка «Стеклянный замок», презентация «Музыкальные инструменты из стекла», презентация -мнемотаблица на стихотворение «Хрустальные спицы» (автор Л. Николаенко) с изображением озвучиваемых предметов, видео-мнемотаблицы на песню «Саночки» (муз. А. Филиппенко).
Аудиозаписи: П. И. Чайковский «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик», фоновая музыка- Концерт А. Вивальди "Времена года» - «Зима» II часть, песня «Зимушка хрустальная» (муз. А. Филиппенко, сл. Т Бойко).
План НОД
Раздел | Орг. моменты | Технические приёмы и музыкальные номера |
Вступительная часть | Вход, приветствие | В сопровождении - музыка А. Вивальди II часть концерта «Зима». |
Слушание – знакомство с новой музыкой и новым музыкальным инструментом. Постановка вопроса | Просмотр видео «Танец Феи Драже» П. Чайковского в исполнении стеклянной арфы. | |
Основная часть |
путешествие – упражнение по показу. | Металлический колокольчик приглашает на посадку. Ритмопластика Т. Тютюнниковой – «Наступили холода». |
| Фото – Стеклянный замок, музыка – «Танец Феи Драже» П. Чайковского (традиционные исполнение). | |
а) ударяем металлическими, пластмассовыми и деревянными палочками; б) регулируем звуки от количества воды в стекле; в) превращаем стеклянные сосуды в шумовые и духовые инструменты | Попевка «Я шагаю вверх, я шагаю вниз» | |
| Презентация «Стеклянные музыкальные инструменты»; Озвучивание стиха «Хрустальные спицы» Л. Николаенко; Песня «Зимушка хрустальная», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Бойко. | |
Заключительная часть |
| Исполнение с помощью видео оркестра на песню «Саночки», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной |
| Закрепление материала с помощью вопросов, оценка занятия с помощью карточек. |
Ход НОД
Дети входят в зал под музыку А. Вивальди («Времена года – Зима» II часть Largo) Все стеклянные предметы в зале заранее закрыты тканью. На экране зимний пейзаж.
М.Р. Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
М.Р. А теперь мы с вами поздороваемся с гостями.
Дети и М.Р.: Здравствуйте, гости.
Ответ гостей.
М.Р.: Внимание, у меня есть что-то необычное для вас, располагайтесь поудобнее и посмотрите на экран
Просмотр видео игры на стеклянной арфе (муз. «Танец Феи Драже» П. Чайковского).
М.Р. Скажите, пожалуйста, что вы увидели и услышали на экране? (Ответы детей)
Правильно- мужчина и женщина играют красивую музыку, которая называется «Танец Феи Драже» композитора Петра Ильича Чайковского, на бокалах с помощью касания влажных пальцев.
Вспомните, мы с осени стали с вами знакомиться с необычными музыкальными инструментами, когда из бересты скручивали рожок, а из глиняных игрушек - свистульки (духовые инструменты). К прихвату, с помощью которого из печи доставали горшки с едой, привязывали колокольчики и ударяли им по полу (ударный инструмент). Неужели из стеклянной посуды тоже можно сделать музыкальные инструменты? Помогут ответить на этот вопрос жители Стеклянного королевства – они приглашают нас к себе в гости. Согласны? (Дети: Да)
М.Р. Быстрый поезд, лыжи и коньки с легкостью доставят нас туда. Внимание, сот звоном колокольчика начинается наше путешествие - стройтесь скорее за мной! (Звенит металлическим колокольчиком, дети строятся за М.Р. и двигаются «топотушками» по кругу).
Ритмопластика «Наступили холода» (Упражнение Т. Тютюнниковой)
1.Ехать в поезде тепло «крутят колёса»
Поглядим- ка мы в окно. изобразить руками «окно»
А на улице зима, «мёрзнут» (потирают свои плечи)
Наступили холода.
2.Да- да- да- да хлопки
Наступили холода. потирают ладошки
Да- да- да- да хлопки
Превратилась в лёд вода. раскрыть руки в стороны, замереть
Ду- ду- ду- ду хлопки
Прокачусь я по льду. скользящие движения ногами
Ду- ду- ду- ду хлопки
Я на лыжах иду. имитация «на лыжах»
3.Ды- ды- ды- ды хлопки
На снегу видны следы. широкие шаги
Ди-ди-ди- ди хлопки
Ну-ка, заяц, погоди! грозят указательным пальчиком.
М.Р. После такого путешествия нам надо отдохнуть – проходите на стульчики.
Звучит музыка «Танец Феи Драже» П. Чайковского (симфонический оркестр), на экране изображение стеклянного замка.
М.Р. Кажется, мы на месте, да и музыка нам уже знакома – «Танец Феи Драже» композитора П. Чайковского -, только исполняется она другими инструментами. Изображённый замок передает характер и настроение этой музыки, и вам нужно подобрать правильные слова при ответе на вопрос – какая эта музыка? (Дети: светящая, хрупкая, таинственная, легкая, прозрачная, летящая, воздушная, сказочная, загадочная.)
М.Р. А сейчас закройте глаза и послушайте, какие красивые звуки у жителей Стеклянного королевства. (М.Р. убирает ткань и тихонько стучит по бокалам палочками.) Они изнеженные, хрупкие и капризные персоны: с ними надо быть очень осторожными. Открывайте глаза и подходите поближе. Давайте с ними поздороваемся. (Здороваются)
М.Р. Вы заметили, что передо мной лежат палочки из разного материала, опишите, пожалуйста, из какого? (Дети: из дерева, металла и пластмассы). Правильно. Как вы думаете, материал палочек будет влиять на качество звука при ударе о бокал? (Ответы детей) Примерим к этому вопросу научный подход - проведем эксперимент. (М.Р. выбирает трёх участников, которым предлагает ударять по бокалу по очереди одной из предложенных палочек. Дети и гости определяют разницу тембрового окраса.)
М.Р. После проведения научного эксперимента обязательно нужно сделать вывод – тембр звука зависит от качества материала! Вам понравилось экспериментировать? Продолжим? (Ответы детей)
М.Р. Эксперимент номер 2. Посмотрите внимательно на эти пять стеклянных бутылок: размер одинаковый, форма, цвет? (Дети: одинаковый.) Но есть в них какие-то различия? (Ответы детей) А давайте послушаем, как они звучат – я буду ударять одной и той же палочкой. (Дети: звуки отличаются по высоте.) И с чем же это связано? (Дети: налито разное количество воды) Вы уверены? Чтобы подтвердить ваше предположение, предлагаю взять 2 пустых бокала, послушать их звучание, а потом во второй налить воды и послушать еще раз. (Дети: из-за воды звук стал ниже) Итак, эксперимент показал, что высота звука в стеклянных предметах зависит от количества воды и воздуха в них. А вы заметили, что бутылочки звучат как наша музыкальная лесенка – поступенным звукорядом вверх и вниз? (Дети: да.)
Исполняется попевка «Я шагаю вверх, я шагаю вниз» под сопровождение игры на бутылочках (по желанию детей).
М.Р. Дети, вы заметили, что мы с вами извлекали все звуки с помощью удара? (Дети: заметили.) Когда мы ударяем, как мы называем такие инструменты? (Дети: ударные.) Может быть есть другие способы воздействия на стеклянные предметы, чтобы получить звук? (Ответы детей.) Предлагаю провести третий эксперимент по способам звукоизвлечений из стеклянных предметов, готовы? (Дети: да.) Для этого нам нужно вспомнить, какие виды инструментов бываю и как на них играют? (Дети: шумовые – шумят, трясут, ударные - ударяют, струнные – дергают и водят по струнам, духовые - дуют, клавишные – нажимают на клавиши.) Клавиш, как и струн, на наших стеклянных предметах не обнаружено, зато в стеклянные пустые предметы можно что-то положить. Есть у меня морские камушки, попробуем насыпать в стеклянную бутылочку и потрясти её– что получится? (Дети: будет шум, шумовой инструмент.) а сейчас попробуем подуть.
М.Р. показывает, как это нужно делать сбоку на нескольких примерах сосудов с разной формой и обращает внимание детей на форму предметов и их размер, наполненность воздухом и водой, и как от этого зависит высота звука. Дети рассматривают сосуды в виде стеклянной трубы, арфы и домры, а руководитель напоминает их названия. Предлагает определить – у какого сосуда самый низкий звук? (Дети: самой большой бутылки.)
М.Р. Итак, делаем вывод по результатам третьего эксперимента – к стеклянным предметам в зависимости от их формы можно применять разные виды звукоизвлечения. И в подтверждение этих слов я приготовила для вас презентацию про стеклянные музыкальные инструменты.
Просмотр презентации «Стеклянные музыкальные инструменты».
М.Р. А еще я знаю одно стихотворение про стеклянные спицы, и для его исполнения мне понадобится ваша помощь. Готовы? (Дети: да.) Вам нужно поделиться на две команды – команда стеклянных и команда детских музыкальных инструментов (дети второй команды подходят ко второму столу, где расположены музыкальные инструменты). Ответьте на вопрос, какие металлические музыкальные инструменты тоже имеют нежные, прозрачные, звонкие голоса? (Дети: колокольчики, металлофоны, треугольники.)
Внимательно смотрите на экран – сначала идут слова, которые я зачитаю, а внизу картинка с изображением звучащего после слов инструмента. Будьте внимательны, начинайте и заканчивайте игру на стеклянных предметах и музыкальных инструментах по показу дирижёрской палочки. Проверим, чья команда самая внимательная!
Озвучение стиха с помощью мнемопрезентации.
Хрустальные спицы (автор Л. Николаенко)
Однажды у старой царицы Разбились хрустальные спицы. | ||
| ||
Посыпался звон из окон, из окон… | ||
| ||
Его подхватили синицы. | ||
| ||
Прислушайся к песенке, если случится, Что рядом с тобой распевает синица- | ||
| ||
И сразу услышишь тот звон из окон. | ||
| ||
Звон, звон, звон… | ||
|
М.Р. Молодцы, обе команды поработали слаженно. Среди стеклянных звуков есть королевские особы- это звуки хрустальные. Их нежные и переливающиеся голоса так красивы, что их хочется долго слушать. Кажется, что они рождаются из тишины и создают нежную, волшебную сказку. Послушайте звучание хрустального колокольчика.
Давайте вспомним, в какой песне нам встречается слово хрустальная? (Дети: «Зимушка хрустальная») Правильно, исполним её для наших дорогих зрителей и попрощается со стеклянным королевством.
Исполнение песни «Зимушка хрустальная» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Бойко).
М.Р. Ну а теперь, пора нам возвращаться назад. Помогут нам в этом саночки и детские музыкальные инструменты.
Исполнение оркестровки на песню «Саночки» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) с помощью ритмического видео.
М.Р. Дети, где вы сегодня побывали? (Дети: в стеклянном королевстве.) Что вы нового узнали? (Ответы детей.) Что влияет на звучание стеклянных инструментов? (Дети: из чего сделано, от количества воды и воздуха, от формы и размера.)
У меня есть для вас карточки с изображением большого хрустального и маленького металлического колокольчиков. Если вам понравилось наше занятие, то выберите хрустальный колокольчик, а если не понравилось, тогда выбирайте металлический. Посмотрим, сколько окажется хрустальных. Покажите выбранные карточки нашим зрителям, и попрощаемся с ними. Споём: «До свиданья, гости!» «До свидания!»
Спасибо вам за оценку и активное участие, эти карточки можете взять себе на память.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Путешествие в страну звука и буквы Ж
Конспект занятия рассчитан на детей подготовительной группы с ФФН. Очень интересное занятие. Был открытый показ - прошел на УРА!...
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну звуков»
Конспект открытого занятия...
Конспект открытого занятия "Весёлые гости. Автоматизация звука "л"."
Конспект открытого индивидуального занятия по автоматизации звука (по заданию логопеда). Целью данного занятия является закрепление произношения звука "л" в прямых слогах, словах и фразах На занятии п...
Конспект открытого занятия на тему "Дифференциация звуков Ч и Ть".
Конспект открытого занятия на тему...
Конспект открытого занятия по логопедии.Тема : « Звуки С , З . Буквы С и З »
Конспект открытого занятия на Тему : « Звуки С , З . Буквы С и З » в подготовительной логопедической группе...
Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»
Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель: Уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепит...
Инновационный педагогический проект музыкально-экспериментальной направленности "Тайна музыкального звука" в рамках работы инновационной площадки АНО ДПО "НИИ дошкольного образования "Воспитатели России" по проекту "ТехноМир"
Основная цель инновационных площадок — это реализация инновационных форм работы в дошкольном образовании и содействие внедрению результатов совместной деятельности научных работников и педагогов...