Конспект открытого музыкально-экспериментального занятия "Красота стеклянных звуков"
опыты и эксперименты по музыке (подготовительная группа)
Исследования и импровизация с предметами из стекла и детскими музыкальными инструментами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 81.1 КБ |
![]() | 499.51 КБ |
![]() | 773.78 КБ |
![]() | 2.64 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22 «Город детства»
Адрес:142718 Московская область, Ленинский городской округ, пгт. Дрожжино, Новое шоссе, д.4, к.1
Конспект открытого НОД
по музыкальному воспитанию
детей подготовительной группы -
«Красота стеклянных звуков»
(Исследования и импровизация с предметами из стекла и
детскими музыкальными инструментами)
Составила:
Музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Шелундова С. Г.
Январь 2022
Пгт. Дрожжино
НОД «Красота стеклянных звуков»
Цель: привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков в процессе экспериментальной и музыкальной деятельности.
Задачи:
развивающие:
- развивать логическое, образное мышление и память;
- побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами;
- развивать тонкость и чуткость тембрового слуха и изобретательность в звуко творчестве;
- развивать ассоциативное мышление и воображение.
образовательные:
- расширять и систематизировать элементарные музыкальные знания дошкольников;
- продолжить знакомство детей с способами игры на бытовых предметах из стекла;
- продолжать знакомить с выдающимися примерами музыкальной классики.
воспитательные:
- формировать умение работать в коллективе, маленьком оркестре;
- воспитывать умение внимательно слушать музыку, свою игру и товарищей;
- Учить использовать стеклянные звуки, соотносить образ и исполнительский прием.
Виды деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательная, исследовательская, творческая, исполнительская.
Методы и приемы:
Наглядный: просмотр, показ, исследование, игра.
Словесный: беседа, объяснение, вопросы.
Практический: поведение экспериментов со способами извлечения звуков из стеклянных предметов, озвучивание стихотворения, исполнительство.
Предварительная работа. Беседы с детьми по темам: «Музыкальные инструменты», разучивание песни «Зимушка хрустальная» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Бойко), знакомство с шумовым оркестром на песню «Саночки» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной), с ритмопластикой «Наступили холода» Т. Тютюнниковой.
Средства обучения:
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Пособия и материалы: стеклянные и хрустальные стаканы, бокалы, фужеры, бутылочки разных размеров и величины, детские музыкальные инструменты, емкость с водой, деревянные, пластмассовые и металлические палочки для звукоизвлечения, карточки с колокольчиками.
Демонстрационный материал: видео «Танец Феи Драже» П. Чайковского в исполнении стеклянной арфы, картинка «Стеклянный замок», презентация «Музыкальные инструменты из стекла», презентация -мнемотаблица на стихотворение «Хрустальные спицы» (автор Л. Николаенко) с изображением озвучиваемых предметов, видео-мнемотаблицы на песню «Саночки» (муз. А. Филиппенко).
Аудиозаписи: П. И. Чайковский «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик», фоновая музыка- Концерт А. Вивальди "Времена года» - «Зима» II часть, песня «Зимушка хрустальная» (муз. А. Филиппенко, сл. Т Бойко).
План НОД
Раздел | Орг. моменты | Технические приёмы и музыкальные номера |
Вступительная часть | Вход, приветствие | В сопровождении - музыка А. Вивальди II часть концерта «Зима». |
Слушание – знакомство с новой музыкой и новым музыкальным инструментом. Постановка вопроса | Просмотр видео «Танец Феи Драже» П. Чайковского в исполнении стеклянной арфы. | |
Основная часть |
путешествие – упражнение по показу. | Металлический колокольчик приглашает на посадку. Ритмопластика Т. Тютюнниковой – «Наступили холода». |
| Фото – Стеклянный замок, музыка – «Танец Феи Драже» П. Чайковского (традиционные исполнение). | |
а) ударяем металлическими, пластмассовыми и деревянными палочками; б) регулируем звуки от количества воды в стекле; в) превращаем стеклянные сосуды в шумовые и духовые инструменты | Попевка «Я шагаю вверх, я шагаю вниз» | |
| Презентация «Стеклянные музыкальные инструменты»; Озвучивание стиха «Хрустальные спицы» Л. Николаенко; Песня «Зимушка хрустальная», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Бойко. | |
Заключительная часть |
| Исполнение с помощью видео оркестра на песню «Саночки», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной |
| Закрепление материала с помощью вопросов, оценка занятия с помощью карточек. |
Ход НОД
Дети входят в зал под музыку А. Вивальди («Времена года – Зима» II часть Largo) Все стеклянные предметы в зале заранее закрыты тканью. На экране зимний пейзаж.
М.Р. Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
М.Р. А теперь мы с вами поздороваемся с гостями.
Дети и М.Р.: Здравствуйте, гости.
Ответ гостей.
М.Р.: Внимание, у меня есть что-то необычное для вас, располагайтесь поудобнее и посмотрите на экран
Просмотр видео игры на стеклянной арфе (муз. «Танец Феи Драже» П. Чайковского).
М.Р. Скажите, пожалуйста, что вы увидели и услышали на экране? (Ответы детей)
Правильно- мужчина и женщина играют красивую музыку, которая называется «Танец Феи Драже» композитора Петра Ильича Чайковского, на бокалах с помощью касания влажных пальцев.
Вспомните, мы с осени стали с вами знакомиться с необычными музыкальными инструментами, когда из бересты скручивали рожок, а из глиняных игрушек - свистульки (духовые инструменты). К прихвату, с помощью которого из печи доставали горшки с едой, привязывали колокольчики и ударяли им по полу (ударный инструмент). Неужели из стеклянной посуды тоже можно сделать музыкальные инструменты? Помогут ответить на этот вопрос жители Стеклянного королевства – они приглашают нас к себе в гости. Согласны? (Дети: Да)
М.Р. Быстрый поезд, лыжи и коньки с легкостью доставят нас туда. Внимание, сот звоном колокольчика начинается наше путешествие - стройтесь скорее за мной! (Звенит металлическим колокольчиком, дети строятся за М.Р. и двигаются «топотушками» по кругу).
Ритмопластика «Наступили холода» (Упражнение Т. Тютюнниковой)
1.Ехать в поезде тепло «крутят колёса»
Поглядим- ка мы в окно. изобразить руками «окно»
А на улице зима, «мёрзнут» (потирают свои плечи)
Наступили холода.
2.Да- да- да- да хлопки
Наступили холода. потирают ладошки
Да- да- да- да хлопки
Превратилась в лёд вода. раскрыть руки в стороны, замереть
Ду- ду- ду- ду хлопки
Прокачусь я по льду. скользящие движения ногами
Ду- ду- ду- ду хлопки
Я на лыжах иду. имитация «на лыжах»
3.Ды- ды- ды- ды хлопки
На снегу видны следы. широкие шаги
Ди-ди-ди- ди хлопки
Ну-ка, заяц, погоди! грозят указательным пальчиком.
М.Р. После такого путешествия нам надо отдохнуть – проходите на стульчики.
Звучит музыка «Танец Феи Драже» П. Чайковского (симфонический оркестр), на экране изображение стеклянного замка.
М.Р. Кажется, мы на месте, да и музыка нам уже знакома – «Танец Феи Драже» композитора П. Чайковского -, только исполняется она другими инструментами. Изображённый замок передает характер и настроение этой музыки, и вам нужно подобрать правильные слова при ответе на вопрос – какая эта музыка? (Дети: светящая, хрупкая, таинственная, легкая, прозрачная, летящая, воздушная, сказочная, загадочная.)
М.Р. А сейчас закройте глаза и послушайте, какие красивые звуки у жителей Стеклянного королевства. (М.Р. убирает ткань и тихонько стучит по бокалам палочками.) Они изнеженные, хрупкие и капризные персоны: с ними надо быть очень осторожными. Открывайте глаза и подходите поближе. Давайте с ними поздороваемся. (Здороваются)
М.Р. Вы заметили, что передо мной лежат палочки из разного материала, опишите, пожалуйста, из какого? (Дети: из дерева, металла и пластмассы). Правильно. Как вы думаете, материал палочек будет влиять на качество звука при ударе о бокал? (Ответы детей) Примерим к этому вопросу научный подход - проведем эксперимент. (М.Р. выбирает трёх участников, которым предлагает ударять по бокалу по очереди одной из предложенных палочек. Дети и гости определяют разницу тембрового окраса.)
М.Р. После проведения научного эксперимента обязательно нужно сделать вывод – тембр звука зависит от качества материала! Вам понравилось экспериментировать? Продолжим? (Ответы детей)
М.Р. Эксперимент номер 2. Посмотрите внимательно на эти пять стеклянных бутылок: размер одинаковый, форма, цвет? (Дети: одинаковый.) Но есть в них какие-то различия? (Ответы детей) А давайте послушаем, как они звучат – я буду ударять одной и той же палочкой. (Дети: звуки отличаются по высоте.) И с чем же это связано? (Дети: налито разное количество воды) Вы уверены? Чтобы подтвердить ваше предположение, предлагаю взять 2 пустых бокала, послушать их звучание, а потом во второй налить воды и послушать еще раз. (Дети: из-за воды звук стал ниже) Итак, эксперимент показал, что высота звука в стеклянных предметах зависит от количества воды и воздуха в них. А вы заметили, что бутылочки звучат как наша музыкальная лесенка – поступенным звукорядом вверх и вниз? (Дети: да.)
Исполняется попевка «Я шагаю вверх, я шагаю вниз» под сопровождение игры на бутылочках (по желанию детей).
М.Р. Дети, вы заметили, что мы с вами извлекали все звуки с помощью удара? (Дети: заметили.) Когда мы ударяем, как мы называем такие инструменты? (Дети: ударные.) Может быть есть другие способы воздействия на стеклянные предметы, чтобы получить звук? (Ответы детей.) Предлагаю провести третий эксперимент по способам звукоизвлечений из стеклянных предметов, готовы? (Дети: да.) Для этого нам нужно вспомнить, какие виды инструментов бываю и как на них играют? (Дети: шумовые – шумят, трясут, ударные - ударяют, струнные – дергают и водят по струнам, духовые - дуют, клавишные – нажимают на клавиши.) Клавиш, как и струн, на наших стеклянных предметах не обнаружено, зато в стеклянные пустые предметы можно что-то положить. Есть у меня морские камушки, попробуем насыпать в стеклянную бутылочку и потрясти её– что получится? (Дети: будет шум, шумовой инструмент.) а сейчас попробуем подуть.
М.Р. показывает, как это нужно делать сбоку на нескольких примерах сосудов с разной формой и обращает внимание детей на форму предметов и их размер, наполненность воздухом и водой, и как от этого зависит высота звука. Дети рассматривают сосуды в виде стеклянной трубы, арфы и домры, а руководитель напоминает их названия. Предлагает определить – у какого сосуда самый низкий звук? (Дети: самой большой бутылки.)
М.Р. Итак, делаем вывод по результатам третьего эксперимента – к стеклянным предметам в зависимости от их формы можно применять разные виды звукоизвлечения. И в подтверждение этих слов я приготовила для вас презентацию про стеклянные музыкальные инструменты.
Просмотр презентации «Стеклянные музыкальные инструменты».
М.Р. А еще я знаю одно стихотворение про стеклянные спицы, и для его исполнения мне понадобится ваша помощь. Готовы? (Дети: да.) Вам нужно поделиться на две команды – команда стеклянных и команда детских музыкальных инструментов (дети второй команды подходят ко второму столу, где расположены музыкальные инструменты). Ответьте на вопрос, какие металлические музыкальные инструменты тоже имеют нежные, прозрачные, звонкие голоса? (Дети: колокольчики, металлофоны, треугольники.)
Внимательно смотрите на экран – сначала идут слова, которые я зачитаю, а внизу картинка с изображением звучащего после слов инструмента. Будьте внимательны, начинайте и заканчивайте игру на стеклянных предметах и музыкальных инструментах по показу дирижёрской палочки. Проверим, чья команда самая внимательная!
Озвучение стиха с помощью мнемопрезентации.
Хрустальные спицы (автор Л. Николаенко)
Однажды у старой царицы Разбились хрустальные спицы. | ||
| ||
Посыпался звон из окон, из окон… | ||
| ||
Его подхватили синицы. | ||
| ||
Прислушайся к песенке, если случится, Что рядом с тобой распевает синица- | ||
| ||
И сразу услышишь тот звон из окон. | ||
| ||
Звон, звон, звон… | ||
|
М.Р. Молодцы, обе команды поработали слаженно. Среди стеклянных звуков есть королевские особы- это звуки хрустальные. Их нежные и переливающиеся голоса так красивы, что их хочется долго слушать. Кажется, что они рождаются из тишины и создают нежную, волшебную сказку. Послушайте звучание хрустального колокольчика.
Давайте вспомним, в какой песне нам встречается слово хрустальная? (Дети: «Зимушка хрустальная») Правильно, исполним её для наших дорогих зрителей и попрощается со стеклянным королевством.
Исполнение песни «Зимушка хрустальная» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Бойко).
М.Р. Ну а теперь, пора нам возвращаться назад. Помогут нам в этом саночки и детские музыкальные инструменты.
Исполнение оркестровки на песню «Саночки» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) с помощью ритмического видео.
М.Р. Дети, где вы сегодня побывали? (Дети: в стеклянном королевстве.) Что вы нового узнали? (Ответы детей.) Что влияет на звучание стеклянных инструментов? (Дети: из чего сделано, от количества воды и воздуха, от формы и размера.)
У меня есть для вас карточки с изображением большого хрустального и маленького металлического колокольчиков. Если вам понравилось наше занятие, то выберите хрустальный колокольчик, а если не понравилось, тогда выбирайте металлический. Посмотрим, сколько окажется хрустальных. Покажите выбранные карточки нашим зрителям, и попрощаемся с ними. Споём: «До свиданья, гости!» «До свидания!»
Спасибо вам за оценку и активное участие, эти карточки можете взять себе на память.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Путешествие в страну звука и буквы Ж
Конспект занятия рассчитан на детей подготовительной группы с ФФН. Очень интересное занятие. Был открытый показ - прошел на УРА!...

Конспект открытого занятия "Весёлые гости. Автоматизация звука "л"."
Конспект открытого индивидуального занятия по автоматизации звука (по заданию логопеда). Целью данного занятия является закрепление произношения звука "л" в прямых слогах, словах и фразах На занятии п...
Конспект открытого занятия на тему "Дифференциация звуков Ч и Ть".
Конспект открытого занятия на тему...

Конспект открытого занятия по логопедии.Тема : « Звуки С , З . Буквы С и З »
Конспект открытого занятия на Тему : « Звуки С , З . Буквы С и З » в подготовительной логопедической группе...

Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»
Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель: Уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепит...

Инновационный педагогический проект музыкально-экспериментальной направленности "Тайна музыкального звука" в рамках работы инновационной площадки АНО ДПО "НИИ дошкольного образования "Воспитатели России" по проекту "ТехноМир"
Основная цель инновационных площадок — это реализация инновационных форм работы в дошкольном образовании и содействие внедрению результатов совместной деятельности научных работников и педагогов...