Конспект открытого занятия на тему "Дифференциация звуков Ч и Ть".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_na_temu.docx | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия на тему «Дифференциация звуков Ч и Ть»
Тема занятия «Дифференциация звуков Ч-ТЬ»
Цели занятия:
- упражнять детей в дифференциации звуков ч-ть на слух и в произношении
- учить детей сравнивать звуки по акустическим и артикуля-ционным признакам
- научить детей правильно употреблять глагол «хотеть» в настоящем времени
- упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений
- развивать словотворчество детей
- закрепить навыки чтения и печатания
- развивать слуховое внимание и фонематический слух
- воспитывать в детях доброе отношение друг к другу и к окружающим
Предварительная работа:
- Работа по теме «Звук и буква Ч».
- Звуко-слоговой анализ слов.
- Заучивание скороговорок.
Оборудование:
- Игрушки- телефон, Буратино, кукла Катя, черепаха Тортилла, кот Тим.
- Набор предметов – ящик посылочный, тетрадь, ластик, пластилин, телевизор, тюльпан, беретик, мячик, кисточка, ключик, очки, чепчик, бантик, тесемка, полотенце.
- Карандаши, карточки с пропущенными буквами, звуковые схемы слов, буквы Ч и Т, картинки с изображением кузнечика и часиков
Ход занятия
I. Оргмомент
1) Знакомство с гостями.
2) Отгадывание загадок
Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (телефон)
Что всегда идет, а с места не сойдет (часы)
Чудо-ящик – в нем окно, а в окошечке кино (телевизор)
II. Сообщение темы
- Какие звуки слышатся в начале слов-отгадок?
- Сегодня мы будем изучать звуки ч и ть, слушать их, сравнивать.
III. Изучение нового материала
1) Игра «Сравни»
- Произнесите звук Ч. Он какой?
Правильно, согласный, глухой, всегда мягкий.
- Чья это песенка? Ч-ч-ч-ч
Правильно, песенка кузнечика.
- Произнесите звук ТЬ. Он какой?
Правильно, согласный, глухой, мягкий.
- Чья это песенка? Ть-ть-ть
Правильно, песенка часиков.
Когда мы произносим звук Ч, где язычок, что делают губы, а зубы?
( язык за верхними зубами, губы «трубочкой», зубы сомкнуты)
Когда произносим звук ТЬ, где язык, что делают губы и зубы
(язык за нижними зубами, губы улыбаются, зубы сомкнуты)
2) Игра «Поймай звук»
Послушайте звуки. Если услышите Ч, поднимите руку. Если слышите звук ТЬ, хлопните в ладоши.
а) изолированные звуки: ть, ть, ч,ть,ч,ч,ть,ч,ть,ть,ч.
б) в слогах: ча, тя ,чи ,ти, тё, чё, чу, тю, те,че.
В словах: котята, зайчик, утёнок, зонтик, луч, плечи, паутина, трубач, пять, бычок.
г) игра «Что раньше, что потом ч и ть или ть и ч»
учитель, птичка, течёт, лечить, печать, тянучий, течь, учить, аптечка.
3) Произошение звуков Ч и Т.
Ребята, давайте пригласим к нам на занятие гостей из Сказочной страны гостей. В их именах должны быть звуки Ч и ТЬ. Но сначала отгадайте загадки.
У отца был мальчик странный
Необычный – деревянный.
На земле и под водой
Искал он ключик золотой.
Всюду ос совал он длинный.
Кто же это? (Буратино)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.(котенок)
С нею девочка играет:
Кормит, моет, одевает,
Спать укладывает в ночь,
Но не растет у мамы дочь.(кукла)
Спешить домой я не спешу.
Зачем спешить мне по-пустому?
Свой дом всегда с собой ношу,
И потому всегда я дома. (Черепаха)
Он был когда-то странной
Игрушкой безымянной,
К которой в магазине никто не подойдет.
Теперь он (Чебурашка)
И каждая дворняшка
При встрече сразу лапу подает.
Ребята, давайте назовем куклу Катей.
4) Узнавание слов по звуко-слоговым схемам.
- Какое из имен длиннее Катя или Буратино?
- Назовите гласные звуки в слове Буратино. Сколько гласных звуков? (четыре) Сколько в этом слове слогов? (четыре) А как вы узнали?
Дети: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
-Назовите 1 слог, 3тий слог, 2ой слог, 4 ый слог.
Детям предлагаются звуко-слоговые схемы слов Буратино, Катя, и дети узнают, где чье имя спряталось.
5) Практические усвоение глагола «хотеть»
-Кто хочет поиграть с игрушками?
Спроси у Насти и Саши. (Дети: Вы хотите поиграть с Чебурашкой?)
Спроси у Арины и Илюши.( Дети: Вы хотите поиграть с котенком?)
Спросите у меня. (Дети: Вы хотите поиграть с черепахой?)
IV. Физкульминутка
Логопед : Я хочу поиграть с Буратино.
Буратино потянулся
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
V. Закрепление темы.
1) Игра «Подари гостям подарки»
(Раздается стук в дверь)
Логопед: Кто там?
Почтальон: Это я – почтальон Печкин, принес посылку для ваших гостей.
Логопед: Сколько много здесь подарков! Ребята, давайте так распределим подарки : гостям, в имени которых есть звук Ч или ТЬ – подарим соответст-вующие подарки.
(Дети дарят Буратино – тетрадь, ластик, пластилин.
Кукле Кате –телевизор, тюльпан, беретик.
Чебурашке – мячик, кисточку, значок.
Котенку Тиму- бантик, тесемку, полотенце.
2) Произношение Ч и ТЬ в словах, предложениях, чистоговорках.
а) Игра «Повтори, не ошибись»
Мяч- мять, печь- петь, честно – тесно, чёлка – тёлка, чётко – тётка,
Печка- Петька, речка – редька, вечер – ветер, зачем – затем.
б) Составление предложений с этими словами
в) договаривание чистоговорок
Ач-ач-ач, купим Танечке (калач)
Оч-оч-оч, рады мы друзьям (помочь.)
Уч-уч-уч, ветер, ветер ты (могуч)
Ты гоняешь стаи (туч)
Ич-ич-ич, а кирпич кладем (кирпич)
Ать-ать-ать, будем весело (шагать, плясать)
Оть-оть-оть, орех нам надо (расколоть)
Уть-уть-уть, в дудочку я буду (дуть)
Ить-ить-ить, кошка хочет (пить)
г) проговаривание скороговорок от лица персонажей
У четырех черепах по четыре черепашонка.
Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик
Чебурашка, Чебурашка, нос, как черная букашка.
Пять котят есть хотят.
3) Игра «Буква потерялась»
-Какую букву надо писать, если слышится звук Ч? Звук ТЬ?
(Детям предлагаются карточки с пропущенными буквами в словах:
Грачи, зонтик, утёнок, врачи, тишина, котёнок, чемодан, теремок, качели, паутина, темно, трубачи, кирпичи, зайчик, ботинки, внучата, утята, чашка, тучи, гости, дети, пятёрка. Дети вставляют пропущенные буквы)
4) Чтение слов по карточкам
-Сначала читаем слова с буквой Ч, затем с буквой Т
5) Практическое усвоение сложноподчиненных предложений.
-Загадайте желание
Дети: Я хочу, чтобы…..
VI. Итог занятия.
- Ребята, чем мы сегодня занимались.? Правильно, мы различали звуки Ч и ТЬ. Какая игра вам больше всего понравилась? Вы сегодня все прекрасно справились со всеми заданиями, активно участвовали в занятии. Спасибо вам всем. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по теме "Звуки П-ПЬ.Буква П"
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психичес...
Конспект открытого занятия "В мире звуков"
Программное содержание:Речевые задачи:Закрепить с детьми правильное произношение согласных звуков С и З;Развивать фонематический слух: учить детей звуковому анализу слов;Закреплять навыки дифференциац...
Конспект открытого занятия по теме: «Звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Определение наличия/отсутствия гласного звука в словах».
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17076319","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"338","width":"480"}}]] Форма проведения: индивидуальная. Тема: &laqu...
Конспект открытого занятия на тему "Звук и буква Ш"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла РТ «Конспект педагогического ме...
Конспект открытого занятия на тему: «Звук [Р]. Автоматизация звука [Р]»
ЦЕЛИ: коррекционно-образовательная: - закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений; - автоматизировать звук в словах, стихах, чистоговорках; - учить выделять звук [р] из ряда слов; ...
Конспект открытого занятия "В мире звуков".
Тема: Формирование представления о звуках.В мире звуков.Цель: Формирование представления о речевых и неречевых звуках. Обучающие задачи.1.Дать представление об органах артикуляционного аппарата.2...
Конспект открытого занятия « Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков"
laquo; Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Работа с предложением. Игры на развитие внимания, мышления и памяти. Роль воздуха».Цели занятия:Закрепить знания детей о йотирова...