Музыкальные инструменты народов Сурского района Ульяновской области
презентация по музыке
Музыкальные инструменты народов, проживающих Сурском районе Ульяновской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыкальные инструменты народов Сурского района Ульяновской области | 1.31 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Культура народов Среднего Поволжья является богатейшим материалом для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания. Поэтому одним из приоритетных направлений моей работы по приобщению детей к культуре народов Среднего Поволжья является ознакомление детей старшего дошкольного возраста с разными народами, их многообразием, традициями и обычаями, отношениями между народами
Цель : формирование познавательных действий, первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях народов Среднего Поволжья, об особенностях их обычаев и традиций.
Задачи: - Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой родного края; - Знакомить детей с культурой, традициями, праздниками народов ; Развивать у старших дошкольников интерес к родному краю, его достопримечательностями, событиям прошлого и настоящего; Воспитывать чувство гордости, бережное отношение к родному поселку; - Воспитание нравственно-патриотических чувств посредством знакомства детей с произведениями русского, татарского, мордовского и чувашского народов.
Интеграция регионального художественно-эстетического содержания с другими разделами может состоять в следующем: развитие эстетического восприятия и суждений в процессе слушания музыкальных произведений; разучивание движений к народным танцам обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников; знакомство с музыкальными инструментами коренных народов Поволжья.
В работе по приобщению дошкольников к истории и культуре родного края большую роль играет знакомство детей с музыкальным искусством народов, в частности с музыкальными инструментами. На территории Сурского района Ульяновской области проживает 19 430 человек , среди них: русские 16 583 (87,4 %) мордва 968 (5,1 %) чуваши 788 (4,1 %) татары 288 (1,5 %)
Русские народные музыкальные инструменты Виды русских народных инструментов: Струнные: -гусли -балалайка Духовые: -рожок - кувиклы Ударные: -ложки -бубен - трещетки Баян
СТРУННЫЕ ГУСЛИ Слово «гусли» свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово «гусли» выражает совокупность струн. « Гусль » (гусли) в смысле «струны» происходит, очевидно, от старославянского « гYctu » («гудеть»). Гудением, гудьбой в старину назывался именно звук струн.
БАЛАЛАЙКА Название «балалайка», иногда встречающееся в форме « балабайка » — народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры. «Балакать», «балагурить» на народном наречии значит болтать, пустозвонить.
ДУХОВЫЕ РОЖОК Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем вклеенный мундштук. Общая длина рожка колеблется от 320 до 830 мм. Мундштук вырезают в форме мелкой чашечки, а нижний конец ствола — в виде конического раструба. Звук у рожка сильный, но мягкий. Извлечение звука на инструменте довольно трудно. Диапазон рожка немного больше октавы. Существуют 2 типа рожка: для сольной и ансамблевой игры.
КУВИКЛЫ Кувиклы ( кугиклы ) — русская разновидность многоствольчатой флейты, известной науке под названием «флейта Пана». Инструмент этот распространён в разных частях, у каждого народа для него свои названия
УДАРНЫЕ ЛОЖКИ С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию , что существовало у всех народах мира с древности.
БУБЕН Бубен — музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы , а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.
ТРЕЩЕТКИ Трещётки — ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письменных свидетельств нет. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 г. были найдены 2 дощечки, которые, по предположению В. И. Поветкина , входили в комплект древних новгородских трещёток в XII веке.
БАЯН Баян - один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник . Впервые название "баян" встречается в афишах и рекламах начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника. Сделал популярным этот инструмент выдающийся музыкант - гармонист Яков Федорович Орланский-Титаренко . Мастер и виртуоз назвали инструмент в честь легендарного русского музыканта, сказителя и певца Бояна — «баяном». Было это в 1907 году. С той поры и существует на Руси баян — инструмент ныне настолько популярный, что нет нужды говорить о том, как он выглядит.
Чувашские народные музыкальные инструменты Все чувашские музыкальные инструменты можно разделить на 4 группы:
1. Струнные У струнных инструментов есть струны (х ě л ě х). К этой группе относятся скрипки (с ě рме куп ă с), домры (т ă мра), разные гусли (к ě сле, тренч ě л). Самым распространенным у чуваш была скрипка. Почти в каждой чувашской деревне были мастера по изготовлению скрипок, и ни один праздник не проходил без скрипачей. О скрипке с восхищением говорили: «Чун ě пур, юн ě ç ук» (Душа есть, крови нет )
2. Духовые. К духовым относятся инструменты, в которые нужно дуть, это – пузырный инструмент – ш ă п ă р, волынка (с ă рнай), деревяные флейты (н ă й), разные дудочки (палнай, ш ă хлич), трубы (х ÿ пх ÿ , пуч), рога(как ă р, кавал) и многие другие. К музыканту , владеющему ш ǎ п ǎ р, у чуваш было особое отношение. Считалось, что этот человек сродни волшебникам и звуками ш ă п ă р он может подчинять себе людей. Дети с удовольствием играли на глинянных свистульках (т ă м ш ă хлич)
3. Ударные. Это разные барабаны ( параппан , т ÿ нкки ) и бубны ( тунк ă р ). Барабаны могли использоваться для передачи команд вождей во время военных действий. Во время праздников часто играли одновременно на нескольких барабанах – трех, пяти, семи. В древности изготовляли мощные барабаны, которые держали 3-4 человека, а еще 3-4 человека выбивали мелодию.
4. Самозвучащие. К самозвучащим инструментам относятся разные колотушки ( шак ă ртма , шакмак ), трещетки ( ç ат ă ркка ), колокольчики( ш ă нк ă рав ) и т.п. Дети часто делали для себя музыкальные игрушки из растений, трав, дощечек. Одной из таких была жужжалка (с ě р ).
Татарские народные музыкальные инструменты ДУМБЫРА Среди исторически бытовавших музыкальных инструментов татар Поволжья недостаточно изученным является двухструнный хордофон , называемый думбыра . У современного инструмента, как и у старинного, корпус грушевидный или овально-плоский, деревянный (долбленый или клееный). Длина грифа от 800 до 1300 мм, с 19 врезными ладами. Наряду с возрождающимся традиционным репертуаром на Д. исполняются композиторские инструментальные сочинения
Госла Как инструмент, гусли всегда был неотъемлемой частью атрибутики древнейших народных культов. в качестве непременного ритуала включили и игру на госле , поэтому инструмент практически был распространен повсеместно среди татар. Ритуальная игра на гуслях всегда имела особое таинство, торжественность и одухотворенность.
Гыжик Струнный смычковый татарский народный инструмент
Кубыз КУБЫЗ ( kумыз , варган) самозвучащий язычковый муз. инструмент типа варгана. К. - один из самых древних муз. инструментов, известных человеку. Археология связывает его возникновение с эпохой позднего неолита. К. представляет собой металл. дугу с язычком посередине. При игре К. зажимают губами и придерживают левой рукой, слегка приблизив к зубам. Язычок защипывают пальцем правой руки.
Курай Курай - Открытая, продольная флейта из стебля зонтичного растения, представляет собой трубку с цилиндрическим или коническим каналом, изготовленную из древесины или из металла. Звук просто волшебный. Самый распространенный вид курай из стебля зонтичные растения. Стебель курай составляет 2-3 метров.
Сорнай Сорнай - духовой инструмент традиционно изготавливающийся из рога животных
Гармонь
Дэф Ударный татарский национальный инструмент
Мордовские национальные музыкальные инструменты Мордовские народные музыкальные инструменты — памятники традиционной музыкальной культуры этноса. Оказали влияние на зарождение и развитие многих форм традиционной музыки. По признаку вибратора (источника звука) основными классами мордовских инструментов являются идиофоны (самозвучащие), хордофоны (струнные) и аэрофоны (духовые).
. Торама (мокша), дорама (эрзя) — сигнальный инструмент. Изготавливался из ветви берёзы или клёна длиной от 800 до 1 000 мм, которая раскалывалась продольно и из каждой половины выдалбливалась сердцевина. Затем обе половины прикладывались и обматывались берестой
Волынка Этимология термина восходит к слову пузырь , какого-либо животного, который служил исходным материалом для одной из составных частей (воздушного резервуара) инструмента. Волынка состоит из пяти основных частей: (деревянная колодка), (игровые трубки две), (пищики два), шÿвыр п (раструб), (пузырь (воздушный резервуар).
Деревянные пластины из ясеня неодинаковой длины, скрепленные лыком или ремешком из кожи. При ударах по пластинам деревянными молоточками или ложками они издавали разные по высоте звуки. По тембру инструмент напоминал ксилофон
Гудок - инструмент , имеющий общую длину 615 мм, длина резонаторной коробки — 370 мм, ширина у нижнего конца — 180 мм, верхнего — 155 мм. На верхних и нижних досках инструмента находились 3 отверстия треугольной или круглой формы. Инструмент имел 3 струны из конских волос, смычок без механизма натяжки волоса.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Музыкальные инструменты народов Южного Урала"
При ознакомлении детей с культурой народов Южного Урала может использоваться данная презентация.Она знакомит детей с группами музыкальных инструментов, их особенностями, принадлежностья тому или иному...
Мини- музей "Музыкальные инструменты народов мира"
Знакомство с разными музыкальными инструментами народов мира. Презентация...
Конспект музыкального занятия "Музыкальные инструменты народов мира" для подготовительной группы
Конспект является авторской разработкой, может использоваться музыкальными руководителями, воспитателями....
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ФОЛЬКЛОР И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НАРОДОВ ЮЖНОГО УРАЛА: РУССКИХ, УКРАИНЦЕВ,ТАТАР,КАЗАХОВ»
Формирование основ народной культуры (фольклора) и развитие творческого потенциала детей через ознакомление с музыкальными инструментами народов Южного Урала: русских, украинцев, татар, ка...
Приобщение дошкольников к музыкальной культуре народов Сурского района Ульяновской области
Приобщение дошкольников к музыкальной культуре народов Сурского района Ульяновской области...
конспект Знакомство детей с гончарным ремеслом и мастерами Корсунского района Ульяновской области
Конспект НОД Тема:Знакомство детей с гончарным ремеслом и мастерами Корсунского района Ульяновской области ...
Годовой план работы педагога-психолога МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области» на 2023-2024 учебный год
Годовой план работы педагога-психолога МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской област...