Приобщение дошкольников к музыкальной культуре народов Сурского района Ульяновской области
методическая разработка

Ануров Евгений Николаевич

Приобщение дошкольников к музыкальной культуре народов Сурского района Ульяновской области

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ  ДОШКОЛЬНИКОВ  К МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ  СУРСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

      Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, поэтому в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно-патриотическое воспитание.

     Культура народов Ульяновской области является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания. Поэтому одним из приоритетных направлений  работы по приобщению детей к культуре народов мира является ознакомление детей старшего дошкольного возраста с разными народами, их многообразием, традициями и обычаями, отношениями между народами.  

     Сурский         район является многонациональным районом Ульяновской области. Здесь происходят соприкосновение и взаимопроникновения культур разных национальностей: русских, татар, чуваш, мордвы. На поволжской земле названные культуры существовали рядом друг с другом долгие годы, и веками формировали самобытную культуру данного края. Культура  Ульяновского региона вообще и Сурского района в частности богата и разнообразна по своему содержанию, в ней находит отражение устное и музыкальное народное творчество, бытовые обряды, обычаи, традиции и народные праздники. Использование произведений музыкального народного творчества многонационального района в общеобразовательной работе с детьми дошкольного возраста способствует   практике воспитания основных педагогических принципов педагогики, реализации регионального  компонента образования.

       Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному поселку, способствующих проявлению активной деятельностной позиции. Следует организовывать просмотр слайдов и видеофильмов о народах, которые проживают на его территории, их традициях, национальных костюмов, праздников.

       Цель: формирование познавательных действий, первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях народов Сурского района,  об особенностях их обычаев и традиций.      

        Основными задачами  являются:

        систематизация образовательной работы, обеспечивающей речевое развитие дошкольников.

        патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой родного края.

знакомить детей с культурой, традициями, праздниками народов ;

познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых граждан;

развивать у старших дошкольников интерес к родному краю, его достопримечательностями, событиям прошлого и настоящего;

воспитывать чувство гордости, бережное отношение к родному поселку.

Представления о малой родине являются содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями.

Интеграция регионального художественно-эстетического содержания с другими разделами может состоять в следующем:

развитие эстетического восприятия и суждений в процессе слушания музыкальных произведений;

разучивание движений к народным танцам обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;

знакомство с музыкальными инструментами коренных народов Сурского района.

     Воспитание строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

     Содержание образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

      Для эффективной реализации культурной  дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:

- формирование культурной направленности личности дошкольника на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;

- подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;

-  создание культурно развивающей среды ДОУ;

- организация эффективного взаимодействия ДОУ и семьи;

         При организации образовательного процесса   в качестве региональных особенностей, применяет разработанные программы, методические пособия и рекомендации по направлениям инновационной деятельности в регионе:

- Программа «Симбирский Венец» доу № 78  г. Ульяновска Кавардакова М.А., Майданкина Н.Ю;

- Программа «Распахни окно в мир прекрасного».

- Программа по экологии «Земля наш общий дом» Н.А.Щетининой;

- Программа «Школа театра» И. Ю.. Пугачёвой, Л.П. Бочкарёвой

- Программа «Юный эколог» С.Н.Николаева:

- Программа этического образования детей. Центр развития ребёнка –д/сад № 45

- Программа «Родное Присурье» в двух частях. Под ред. Е.И. Андриановой.

     Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами русского, татарского, чувашского, мордовского  музыкального, декоративно-прикладного, литературного искусства включает в себя:

-создание условий для проявления детьми своих способностей в музыке, живописи, танцах, театре и литературе;

- развитие продуктивной деятельности через приобщение детей к изобразительному, декоративно-прикладному искусству народов, проживающих в Ульяновской области, родном посёлке.

- воспитание нравственно-патриотических чувств посредством знакомства детей с произведениями русских, татарских и других народов.

      Реализация программы организуется  по следующим разделам: слушание и пение, музыкально-ритмические движения, народные игры, народные праздники и развлечения.

      Разделы программы отличаются от общепринятых компонентов дошкольного музыкального воспитания (по видам музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах). Данные различия объясняются особенностями народной культуры. Прежде всего, слушание и пение в народной культуре неразделимы в ходе усвоения. В народной педагогике овладение певческими навыками происходит в процессе слушания чужого исполнения и подпевания ему по мере освоения музыкального рисунка и текста.  Кроме того, многие песни являются хороводными, обрядовыми, поэтому пение их сопровождается музыкально-ритмическими движениями.

        Игра на народных инструментах как разновидность народного творчества, своеобразный вид детской музыкальной деятельности. С одной стороны, дошкольникам доступны общие для многих народов простейшие народные инструменты, в основном. С другой стороны, специфические национальные инструменты сложны для детей, используются в основном во взрослом исполнительстве (балалайка, домра и т.п.).

      Каждый основной раздел программы (слушание и пение, музыкально-ритмические движения, народные игры, народные праздники и развлечения) имеет блочную подструктуру, соответствующую основным национальностям, проживающим на территории Поволжского региона: русская, мордовская, чувашская, татарская культуры.

      Система работы по выполнению данной программы предусматривает приобщение ребёнка к народной музыкальной культуре разных этносов Сурского района и  освоение дошкольниками элементов народного музыкального творчества, творческое самовыражение каждого ребёнка на основе усвоения способов и приёмов исполнения через  персонализацию.

       Всё это реализуется на музыкальных занятиях, в процессе проведения самостоятельной деятельности детей в группах в утренние и вечерние отрезки времени, на прогулках. Первоначально музыкальный материал осваивается дошкольниками на музыкальных занятиях, где музыкальный руководитель включает сведения о музыкальной народной культуре как структурную составляющую занятия. Также проводятся  народные праздники и развлечения.

          Содержание работы с учетом национально – регионального  компонента

      2 младшая группа (от 3 до 4 лет). Развитие интереса к русской национальной музыке, закрепление понятий трех основных музыкальных жанров: песня, танец, марш на основе национального репертуара.  Использование народных хороводных игр.

      Средняя группа  (от 4 до 5 лет). Ознакомление с народными музыкальными инструментами: гармонь, балалайка. Совершенствование умения детей чувствовать характер музыки, ознакомление с простейшими движениями, характерными для русского национального танца. Воспитывать любовь к родному краю. Знакомить с достопримечательностями  родного поселка. Развивать интерес к культурному наследию русского народа. Воспитывать уважение ко всему, что создано руками предыдущих поколений.

     Старшая группа  (от 5 до 6 лет). Расширять представление детей о родной стране, о государственных и народных праздниках. Почитать обычаи народов Поволжья, Формировать уважительное отношение к сверстникам разных национальностей. Прививать любовь к музыке и искусству народов Поволжья (Россия, Татарстан, Чувашия, Мордовия).

     Подготовительная группа (от 6 до 7 лет). Ознакомление  с классическими, народными, современными образцами народной музыки, со звучанием национальных инструментов: трещотка (рус), волынка («сарпай»- чув), комуз («кубыз» тат). Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, к родному языку, желание разговаривать на родном языке. Продолжать знакомить детей с музыкой и искусством народов Поволжья (Россия, Татарстан, Чувашия, Мордовия). Ознакомление с лучшими образцами вокальной, инструментальной, оркестровой народной музыки, с народными инструментами: дудка, деревянные ложки (рус), свирель («шахлич» - чув), гусли («карш» марийс), волынка («шювыр» мари), скрипка, ложки (удм), домра («думбра» тат.). Изучение произведений классиков национальной музыкальной культуры. Слушание государственных гимнов России, Татарстана, Чувашии, Мордовии.              

       Музыкальная культура народов Сурского района (русские, татары, чуваши, мордва) обладает богатым педагогическим потенциалом развития личности ребенка, который проявляется в ее особых возможностях влиять на чувства, эстетические вкусы, творческие потребности, мотивы саморазвития и достижений и формировать личностные новообразования через искусство.       Приобщения детей дошкольного возраста к музыкальной культуре своей малой  родины строится на единстве развития  основных культур Среднего Поволжья и России в целом: русской, татарской, чувашской, мордовской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ СУРСКОГО РАЙОНА.

Мы считаем, что именно в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, любовь и преданность к родному дому и семье. Мы считаем, что без знания своих ...

Сообщение: «Приобщение дошкольников к музыкальной культуре через совместное музицирование в детском оркестре»

В собщении рассказывается о роли совместного музицирования в детском оркестре....

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к музыкальной культуре»

Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радост­ных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Чтобы открыть перед ребенком дверь в э...

Приобщение дошкольников к национальной культуре народов родного края

Цель: развивать начало нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим. Воспитывать интерес к национальной культуре своего родного кр...

Музыкальные инструменты народов Сурского района Ульяновской области

Музыкальные инструменты народов, проживающих  Сурском районе Ульяновской области...

конспект Знакомство детей с гончарным ремеслом и мастерами Корсунского района Ульяновской области

Конспект НОД Тема:Знакомство детей    с гончарным ремеслом и мастерами   Корсунского района Ульяновской области                   ...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к музыкальной культуре»

Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствую­щих про...