конспект Знакомство детей с гончарным ремеслом и мастерами Корсунского района Ульяновской области
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект НОД
Тема:
Знакомство детей с гончарным ремеслом и мастерами Корсунского района Ульяновской области
Автор:
Филиппова С. В.., воспитатель МБДОУ № 223
Цель: Знакомство с народными ремеслами (гончарное ремесло) и воспитание интереса к народным традициям через знакомство с мастерами – умельцами мастерами Корсунского района Ульяновской области
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить с гончарным ремеслом и с особенностями работы мастера-гончара, гончарным кругом и способами работы на нем.
Развивающие:
1.Формировать навыки работы с глиной.
2. Развить наблюдательность, расширить кругозор; 3.Создавать условия для возникновения у детей познавательного интереса к народным промыслам родного края.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к мастерам, сохраняющим народные промыслы, и результатам их труда.
Предварительная работа:
1.Рассказ о истории народного гончарного промысла Корсунского района ;
2.Выставка глиняных изделий, проведение экскурсии для детей по ней.
3 . Игра «Хорошо –плохо» - рассматривание свойств глиняной посуды.
4. Рассматривание глиняной посуды, игрушек, составление детьми рассказов о понравившемся экспонате выставки глиняных изделий и презентация его в игровой форме « Проведение экскурсии по выставке для гостя группы ( сотрудника д\с, родителя, детей и пр.)
План рассказа:
5. Просмотр презентации «Сухой карсун Дом Ремесел».
6.Чтение и рассматривание иллюстраций книги М.В Коротковой «Быт и традиции русского народа», А. Вахрючева «Сказы о самородках».
7. Изготовление детьми совместно с педагогом письма-приглашения на встречу мастеру Дома Ремесел и благодарности ему за мастер –класс по работе с глиной и рассказ о деятельности гончаров .
Расширение и активизация словаря детей
( Гончары, горшечники, гончарный круг, обжиг, глазурь, рыльник, молочник, горшеня, кринка, миска, латка, …….)
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Посмотрите , на выставку наших изделий, и отгадайте загадки.
1.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (Глина)
2.Посуды нет такой давно,
Всё металл и стекло,
А в старину у всех была
Чаще посуда (глиняная) …
3.В земле я родился,
В огне закалился. (Горшок)
4.Он «тесто» в кадке замесил.
Но цель его – не калачи.
Горшок цветочный смастерил,
Потом обжёг его в печи.(Гончар.)
Дети отвечают и поясняют , или подытоживает воспитатель:
Гончар — мастер гончарного дела, изготавливающий изделия из глины: посуду, игрушки, малые скульптуры, строительные материалы.
Воспитатель: Прочитаю стихотворение, а вы мне скажите ,о чем оно:
Горшки, кувшины, крынки,
Ты почеши им спинки,
И губкой приголубь их,
Родится новый стих.
Гончарные изделия,
Использовал Емеля их,
Как в сказках, в кухне носятся,
"Возьми меня!" все просятся.
Все гладкие, молочные
Лощёные и сочные,
К столу их подавай,
И чай всем наливай!
И крикни "Мурр!" в окошко!
Налей Мурёнке в плошку...
Себе - в Кандюшку чаю,
Садись, но ближе с краю.
В Кувшины - молоко,
Сменить посуду так легко!
И так приятно взляду и рукам,
Живая глина здесь и там..
Воспитатель: Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
( О гончарном промысле)
Гончарный промысел - это древнее ремесло. Давным-давно этим видом ремесла занимались и у нас в Ульяновской области . Изготавливались тогда предметы домашнего обихода и продавались на рынке. На всю округу славились Корсунские горшки. В наши дни гончарным ремеслом занимаются в Сухом Карсуне Доме Ремесел.
Воспитатель :Ребята, сегодня я
расскажу о народных ремеслах и промыслах Корсунского района.
Расскажу я вам , ребята , что давным- давно,
В Сухом Карсуне жило было ремесло.
Жило было не тужило ,
людям пользу приносило,
и дернвня и село , свое имели ремесло.
ну а глиняные латки обжигали гончары.
Сегодня мастер – гончар Смирнова Ирина Владимировна покажет вам свое мастерство. Как из обыкновенного кусочка глины получаются необыкновенно красивые формы.
Мастер-класс на гончарном круге. Смирнова И.В
обращает внимание детей на гончарный круг.
Дети, посмотрите на это устройство. Кто-нибудь из вас знает , что это ?
Гончарный круг — это станок для изготовления посуды и керамических изделий.
Мастер помещает в центр вращающегося гончарного круга ком глины, смачивает руки водой и далее нажатием больших пальцев делает углубление и формирует донышко. Далее заготовка вытягивается в цилиндр нужной высоты. Работают, как правило, обеими руками: одна — внутри, другая — снаружи. Руки перемещаются от дна вверх. Их необходимо постоянно смачивать водой, чтобы они хорошо скользили по глине.
Показ изделия, выполненного мастером.
Староверова. – Чтобы сделать такое изделие мастеру помогли гончарный круг, умелые руки , и материал с которым он работал.
Как называется этот материал?
Дети - глина.
Староверова. Как вы думаете, ребята, а что еще нужно для того , чтобы получились такие изделия?
Дети - нужно учиться, много трудиться
Староверова. Ребята у каждого мастера есть ученики и подмастерья, которые помогают мастеру, мять глину, готовить ее к работе, шлифовать изделия, готовить изделия к обжигу.
Сегодня мы с Ириной Владимировной приглашаем вас в помощники мастера.
А пока мы готовим материал, вы готовите ручки и пальчики к работе с глиной.
(Можно заранее положить на стол салфетки х/б или небольшие клееночки или доски. Влажные губки для мытья посуды.
Раздаем комочки глины.
Воспитатель Физкультурная минутка. (стоя у своих столов)
Руки хорошо потрём,
до тепла их разотрём.
Чтобы глина не серчала.
Нежно их погладим,
слова такие скажем:
«Ручки, ручки помогите,
нам поделочку слепите»
Практическая часть. Изготовление тарелочки из глины из целого куска. Староверова А.В.
Из комочка глины, не прибегая к гончарному кругу, сделаем тарелочку.
Переминаем комок глины в кулачке, разминаем пальчиками, прощупываем глину, собираем все в комок., продавливаем ладошками. Отщипываем небольшое количество глины на украшения и дополнительные детали.
- скатать шар (можно показать движение рук в воздухе);
- сплющить шар между ладонями (показать);
- сделать небольшой бортик, прищипывая край (показать).
Дети лепят тарелочки. индивидуальная помощь жестами, советами, вопросами.
Переходим к украшению тарелочки. Украсить можно оттисками в виде листочков, кружочков с помощью тех инструментов, которые находятся у вас на столе. Это стеки. Стек увлажняем о губку и прижимаем к изделию.
Второй способ украшения- налепами. Отщипываем небольшое количество глины от комочка который остался, катаем горошинку , увлажняем огубку и прикрепляем к изделию. Элементом украшения может служить жгутик и капелька. \Чистим руки, губкой, чистим стеки. тарелочки ставим на край стола.
Давайте посмотрим, что у нас получились. (презентация своей поделки) (необычные, красивые, все разные у кого-то края повыше, у кого-то ниже, украсили по разному. вот видите ребята вы делали одинаковую тарелку, но они отличаются украшением, формой. Так и у гончарных мастеров есть отличительные черты )
Апплодисменты нашим мастерам!
Староверова. Ребята из глины лепили не только предметы посуды, а также и глиняную игрушку.
Тарелки из глины и фарфора обжигают в печи, чтобы они стали прочными.
Каждая игрушка хранит тепло рук мастера, ведь сначала каждую игрушку он лепит, потом сушит, обжигает в печи, раскрашивает яркими красками.
Для вас принесла в подарок глиняные игрушки
- Дети, а почему вам нравятся эти игрушки? (Ответы детей.)
- Я с вами согласна. Они красивые, яркие, блестящие, это не просто игрушки - это свистульки. Каждая из них издает определенный звук. Сделал их мастер – игрушечник.
Воспитатель. Сегодня мы рассказали вам о народном творчестве, волшебной глине, познакомили вас с мастерами глиняных дел. А в следующий раз мы с вами познакомимся с другими видами народного творчества, которыми занимаются мастера в Корсунском Доме Ремесел и не только понаблюдаем процесс изготовления изделий, но и сами поучаствуем в этом процессе
Вопросы
Что вы ощущали, когда лепили, работали с глиной?
Что вам больше всего понравилось?
Что узнали нового?
Ремесла наши постигать – старайся ты умело.
Твори, выдумывай, дерзай и фантазируй, смело
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_filippova.docx | 857.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Тема:
Знакомство детей с гончарным ремеслом и мастерами Корсунского района Ульяновской области
Автор:
Филиппова С. В.., воспитатель МБДОУ № 223
Цель: Знакомство с народными ремеслами (гончарное ремесло) и воспитание интереса к народным традициям через знакомство с мастерами – умельцами мастерами Корсунского района Ульяновской области
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить с гончарным ремеслом и с особенностями работы мастера-гончара, гончарным кругом и способами работы на нем.
Развивающие:
1.Формировать навыки работы с глиной.
2. Развить наблюдательность, расширить кругозор; 3.Создавать условия для возникновения у детей познавательного интереса к народным промыслам родного края.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к мастерам, сохраняющим народные промыслы, и результатам их труда.
Предварительная работа:
1.Рассказ о истории народного гончарного промысла Корсунского района ;
2.Выставка глиняных изделий, проведение экскурсии для детей по ней.
3 . Игра «Хорошо –плохо» - рассматривание свойств глиняной посуды.
4. Рассматривание глиняной посуды, игрушек, составление детьми рассказов о понравившемся экспонате выставки глиняных изделий и презентация его в игровой форме « Проведение экскурсии по выставке для гостя группы ( сотрудника д\с, родителя, детей и пр.)
План рассказа:
5. Просмотр презентации «Сухой карсун Дом Ремесел».
6.Чтение и рассматривание иллюстраций книги М.В Коротковой «Быт и традиции русского народа», А. Вахрючева «Сказы о самородках».
7. Изготовление детьми совместно с педагогом письма-приглашения на встречу мастеру Дома Ремесел и благодарности ему за мастер –класс по работе с глиной и рассказ о деятельности гончаров .
Расширение и активизация словаря детей
( Гончары, горшечники, гончарный круг, обжиг, глазурь, рыльник, молочник, горшеня, кринка, миска, латка, …….)
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Посмотрите , на выставку наших изделий, и отгадайте загадки.
1.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (Глина)
2.Посуды нет такой давно,
Всё металл и стекло,
А в старину у всех была
Чаще посуда (глиняная) …
3.В земле я родился,
В огне закалился. (Горшок)
4.Он «тесто» в кадке замесил.
Но цель его – не калачи.
Горшок цветочный смастерил,
Потом обжёг его в печи.(Гончар.)
Дети отвечают и поясняют , или подытоживает воспитатель:
Гончар — мастер гончарного дела, изготавливающий изделия из глины: посуду, игрушки, малые скульптуры, строительные материалы.
Воспитатель: Прочитаю стихотворение, а вы мне скажите ,о чем оно:
Горшки, кувшины, крынки,
Ты почеши им спинки,
И губкой приголубь их,
Родится новый стих.
Гончарные изделия,
Использовал Емеля их,
Как в сказках, в кухне носятся,
"Возьми меня!" все просятся.
Все гладкие, молочные
Лощёные и сочные,
К столу их подавай,
И чай всем наливай!
И крикни "Мурр!" в окошко!
Налей Мурёнке в плошку...
Себе - в Кандюшку чаю,
Садись, но ближе с краю.
В Кувшины - молоко,
Сменить посуду так легко!
И так приятно взляду и рукам,
Живая глина здесь и там..
Воспитатель: Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
( О гончарном промысле)
Гончарный промысел - это древнее ремесло. Давным-давно этим видом ремесла занимались и у нас в Ульяновской области . Изготавливались тогда предметы домашнего обихода и продавались на рынке. На всю округу славились Корсунские горшки. В наши дни гончарным ремеслом занимаются в Сухом Карсуне Доме Ремесел.
Воспитатель :Ребята, сегодня я
расскажу о народных ремеслах и промыслах Корсунского района.
Расскажу я вам , ребята , что давным- давно,
В Сухом Карсуне жило было ремесло.
Жило было не тужило ,
людям пользу приносило,
и дернвня и село , свое имели ремесло.
ну а глиняные латки обжигали гончары.
Сегодня мастер – гончар Смирнова Ирина Владимировна покажет вам свое мастерство. Как из обыкновенного кусочка глины получаются необыкновенно красивые формы.
Мастер-класс на гончарном круге. Смирнова И.В
обращает внимание детей на гончарный круг.
Дети, посмотрите на это устройство. Кто-нибудь из вас знает , что это ?
Гончарный круг — это станок для изготовления посуды и керамических изделий.
Мастер помещает в центр вращающегося гончарного круга ком глины, смачивает руки водой и далее нажатием больших пальцев делает углубление и формирует донышко. Далее заготовка вытягивается в цилиндр нужной высоты. Работают, как правило, обеими руками: одна — внутри, другая — снаружи. Руки перемещаются от дна вверх. Их необходимо постоянно смачивать водой, чтобы они хорошо скользили по глине.
Показ изделия, выполненного мастером.
Староверова. – Чтобы сделать такое изделие мастеру помогли гончарный круг, умелые руки , и материал с которым он работал.
Как называется этот материал?
Дети - глина.
Староверова. Как вы думаете, ребята, а что еще нужно для того , чтобы получились такие изделия?
Дети - нужно учиться, много трудиться
Староверова. Ребята у каждого мастера есть ученики и подмастерья, которые помогают мастеру, мять глину, готовить ее к работе, шлифовать изделия, готовить изделия к обжигу.
Сегодня мы с Ириной Владимировной приглашаем вас в помощники мастера.
А пока мы готовим материал, вы готовите ручки и пальчики к работе с глиной.
(Можно заранее положить на стол салфетки х/б или небольшие клееночки или доски. Влажные губки для мытья посуды.
Раздаем комочки глины.
Воспитатель Физкультурная минутка. (стоя у своих столов)
Руки хорошо потрём,
до тепла их разотрём.
Чтобы глина не серчала.
Нежно их погладим,
слова такие скажем:
«Ручки, ручки помогите,
нам поделочку слепите»
Практическая часть. Изготовление тарелочки из глины из целого куска. Староверова А.В.
Из комочка глины, не прибегая к гончарному кругу, сделаем тарелочку.
Переминаем комок глины в кулачке, разминаем пальчиками, прощупываем глину, собираем все в комок., продавливаем ладошками. Отщипываем небольшое количество глины на украшения и дополнительные детали.
- скатать шар (можно показать движение рук в воздухе);
- сплющить шар между ладонями (показать);
- сделать небольшой бортик, прищипывая край (показать).
Дети лепят тарелочки. индивидуальная помощь жестами, советами, вопросами.
Переходим к украшению тарелочки. Украсить можно оттисками в виде листочков, кружочков с помощью тех инструментов, которые находятся у вас на столе. Это стеки. Стек увлажняем о губку и прижимаем к изделию.
Второй способ украшения- налепами. Отщипываем небольшое количество глины от комочка который остался, катаем горошинку , увлажняем огубку и прикрепляем к изделию. Элементом украшения может служить жгутик и капелька. \Чистим руки, губкой, чистим стеки. тарелочки ставим на край стола.
Давайте посмотрим, что у нас получились. (презентация своей поделки) (необычные, красивые, все разные у кого-то края повыше, у кого-то ниже, украсили по разному. вот видите ребята вы делали одинаковую тарелку, но они отличаются украшением, формой. Так и у гончарных мастеров есть отличительные черты )
Апплодисменты нашим мастерам!
Староверова. Ребята из глины лепили не только предметы посуды, а также и глиняную игрушку.
Тарелки из глины и фарфора обжигают в печи, чтобы они стали прочными.
Каждая игрушка хранит тепло рук мастера, ведь сначала каждую игрушку он лепит, потом сушит, обжигает в печи, раскрашивает яркими красками.
Для вас принесла в подарок глиняные игрушки
- Дети, а почему вам нравятся эти игрушки? (Ответы детей.)
- Я с вами согласна. Они красивые, яркие, блестящие, это не просто игрушки - это свистульки. Каждая из них издает определенный звук. Сделал их мастер – игрушечник.
Воспитатель. Сегодня мы рассказали вам о народном творчестве, волшебной глине, познакомили вас с мастерами глиняных дел. А в следующий раз мы с вами познакомимся с другими видами народного творчества, которыми занимаются мастера в Корсунском Доме Ремесел и не только понаблюдаем процесс изготовления изделий, но и сами поучаствуем в этом процессе
Вопросы
Что вы ощущали, когда лепили, работали с глиной?
Что вам больше всего понравилось?
Что узнали нового?
Ремесла наши постигать – старайся ты умело.
Твори, выдумывай, дерзай и фантазируй, смело
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению детей с миром профессий «Знакомство с гончарным ремеслом»
Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению детей с миром профессий «Знакомство с гончарным ремеслом»...
Музыкальные инструменты народов Сурского района Ульяновской области
Музыкальные инструменты народов, проживающих Сурском районе Ульяновской области...
беседа знакомство детей" с гончарным ремеслом"
Познакомить детей с гончарным ремеслом....
Приобщение дошкольников к музыкальной культуре народов Сурского района Ульяновской области
Приобщение дошкольников к музыкальной культуре народов Сурского района Ульяновской области...
Годовой план работы педагога-психолога МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области» на 2023-2024 учебный год
Годовой план работы педагога-психолога МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской област...