конспект Знакомство детей с гончарным ремеслом и мастерами Корсунского района Ульяновской области
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Филиппова Светлана Владимировна

Конспект НОД

 

Тема:

Знакомство детей    с гончарным ремеслом и мастерами   Корсунского района Ульяновской области

                                                                                                                                              Автор:

Филиппова С. В.., воспитатель МБДОУ №  223

Цель: Знакомство с народными ремеслами (гончарное ремесло) и воспитание интереса к народным традициям через   знакомство с мастерами – умельцами   мастерами   Корсунского района Ульяновской области

 

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить с гончарным ремеслом  и с особенностями работы мастера-гончара,  гончарным кругом и способами работы на нем.

Развивающие:

1.Формировать навыки работы с глиной.

2. Развить наблюдательность, расширить кругозор; 3.Создавать условия для возникновения у детей познавательного интереса  к  народным промыслам  родного края.

Воспитательные:  

Воспитывать  уважение к мастерам, сохраняющим народные промыслы, и результатам их труда.

Предварительная работа:

1.Рассказ о истории народного гончарного промысла Корсунского района  ;

2.Выставка глиняных изделий, проведение экскурсии для детей   по ней.

3 . Игра «Хорошо –плохо» - рассматривание свойств глиняной посуды.

4. Рассматривание глиняной посуды, игрушек, составление  детьми рассказов о понравившемся экспонате выставки глиняных изделий и презентация его  в игровой форме « Проведение экскурсии по выставке для гостя группы  ( сотрудника д\с, родителя, детей и пр.)

План рассказа:  

5. Просмотр презентации «Сухой карсун   Дом Ремесел».

6.Чтение и рассматривание иллюстраций книги М.В Коротковой «Быт и традиции русского народа», А. Вахрючева  «Сказы о самородках».

7. Изготовление  детьми совместно с педагогом письма-приглашения на встречу мастеру Дома Ремесел   и благодарности ему за мастер –класс по работе с глиной и рассказ о деятельности гончаров .

Расширение и активизация  словаря  детей

Гончары, горшечники, гончарный круг, обжиг, глазурь, рыльник, молочник, горшеня, кринка, миска, латка, …….)

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Посмотрите , на выставку наших изделий, и отгадайте загадки.

1.Если встретишь на дороге,

 То увязнут сильно ноги.

 А сделать миску или вазу -

 Она понадобится сразу. (Глина)

2.Посуды нет такой давно,
Всё металл и стекло,
А в старину у всех была
Чаще посуда (глиняная) …

3.В земле я родился,

В огне закалился. (Горшок)

4.Он «тесто» в кадке замесил.

Но цель его – не калачи.

Горшок цветочный смастерил,

Потом обжёг его в печи.(Гончар.)

Дети отвечают и поясняют , или подытоживает  воспитатель:

Гончар — мастер гончарного дела, изготавливающий изделия из глины: посуду, игрушки, малые скульптуры, строительные материалы. 

Воспитатель: Прочитаю стихотворение, а вы мне скажите ,о чем оно:

Горшки, кувшины, крынки,

Ты почеши им спинки,

И губкой приголубь их,

Родится новый стих.

Гончарные изделия,

Использовал Емеля их,

Как в сказках, в кухне носятся,

"Возьми меня!" все просятся.

Все гладкие, молочные

Лощёные и сочные,

К столу их подавай,

И чай всем наливай!

И крикни "Мурр!" в окошко!

Налей Мурёнке в плошку...

Себе - в Кандюшку чаю,

Садись, но ближе с краю.

В Кувшины - молоко,

Сменить посуду так легко!

И так приятно взляду и рукам,

Живая глина здесь и там..

Воспитатель: Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

 ( О гончарном промысле)

Гончарный промысел - это древнее ремесло. Давным-давно этим видом ремесла занимались и у нас в Ульяновской области . Изготавливались тогда предметы домашнего обихода и продавались на рынке. На всю округу славились Корсунские горшки. В наши дни гончарным ремеслом занимаются в Сухом Карсуне  Доме Ремесел.

Воспитатель :Ребята, сегодня  я

расскажу  о народных ремеслах и промыслах  Корсунского  района.

Расскажу я вам , ребята , что давным- давно,

В Сухом Карсуне  жило было ремесло.

Жило было  не тужило ,

людям пользу приносило,

и дернвня и село , свое имели ремесло.

ну а глиняные латки обжигали гончары.

Сегодня мастер – гончар Смирнова Ирина Владимировна покажет вам свое мастерство. Как из обыкновенного кусочка глины получаются необыкновенно красивые формы.

Мастер-класс на гончарном круге. Смирнова И.В

 обращает внимание детей на гончарный круг.

Дети, посмотрите на это устройство. Кто-нибудь из вас знает , что это ?

Гончарный круг — это станок для изготовления посуды и керамических изделий.

Мастер помещает в центр вращающегося гончарного круга ком глины, смачивает руки водой и далее нажатием больших пальцев делает углубление и формирует донышко. Далее заготовка вытягивается в цилиндр нужной высоты. Работают, как правило, обеими руками: одна — внутри, другая — снаружи. Руки перемещаются от дна вверх. Их необходимо постоянно смачивать водой, чтобы они хорошо скользили по глине.

Показ изделия, выполненного мастером.

Староверова. – Чтобы сделать такое изделие мастеру помогли гончарный круг, умелые руки , и материал с которым он работал.

Как называется этот материал?

Дети  - глина.

Староверова.  Как вы думаете, ребята, а что еще нужно для того , чтобы получились такие изделия?

Дети  - нужно учиться, много трудиться

Староверова.  Ребята у каждого мастера есть ученики и подмастерья, которые помогают мастеру, мять глину, готовить ее к работе, шлифовать изделия, готовить изделия к обжигу.

Сегодня мы с Ириной Владимировной приглашаем вас  в помощники мастера.

А пока мы готовим материал, вы   готовите ручки и пальчики к  работе с глиной.

(Можно заранее положить на стол  салфетки х/б или небольшие клееночки или доски. Влажные губки для мытья посуды.

 Раздаем комочки глины.

Воспитатель  Физкультурная минутка. (стоя у своих столов)

Руки хорошо потрём,

до тепла их разотрём.

Чтобы глина не серчала.

Нежно их погладим,

слова такие скажем:

«Ручки, ручки помогите,

нам поделочку слепите»

Практическая часть. Изготовление тарелочки из глины из целого куска. Староверова А.В.

Из комочка глины, не прибегая к гончарному кругу, сделаем тарелочку.  

Переминаем комок глины в кулачке, разминаем пальчиками, прощупываем глину, собираем все в комок., продавливаем ладошками. Отщипываем небольшое количество глины на украшения и дополнительные детали.

- скатать шар (можно показать движение рук в воздухе);

- сплющить шар между ладонями (показать);

- сделать небольшой бортик, прищипывая край (показать).

Дети лепят тарелочки. индивидуальная помощь жестами, советами, вопросами.

Переходим к украшению тарелочки. Украсить можно оттисками в виде листочков, кружочков с помощью тех инструментов, которые находятся у вас на столе. Это стеки. Стек увлажняем о  губку и прижимаем к изделию.

Второй способ украшения- налепами. Отщипываем небольшое количество глины от комочка который остался, катаем горошинку , увлажняем огубку и прикрепляем к изделию. Элементом украшения может служить жгутик и капелька. \Чистим руки, губкой, чистим стеки. тарелочки ставим на край стола.

Давайте посмотрим, что у нас получились. (презентация своей  поделки) (необычные, красивые, все разные у кого-то края повыше, у кого-то  ниже, украсили по разному. вот видите ребята вы делали одинаковую тарелку, но они отличаются украшением, формой. Так и у гончарных мастеров есть отличительные черты )

Апплодисменты нашим мастерам!

Староверова. Ребята из глины лепили не только предметы посуды, а также и  глиняную игрушку.

 Тарелки из глины и фарфора обжигают в печи, чтобы они стали прочными.

Каждая игрушка хранит тепло рук мастера, ведь сначала каждую игрушку он лепит, потом сушит, обжигает в печи, раскрашивает яркими красками.

Для вас принесла в подарок глиняные игрушки

- Дети, а почему вам нравятся эти игрушки? (Ответы детей.)

- Я с вами согласна. Они красивые, яркие, блестящие, это не просто игрушки - это свистульки. Каждая из них издает определенный звук.   Сделал их мастер – игрушечник.

Воспитатель. Сегодня мы  рассказали  вам о народном творчестве, волшебной глине, познакомили вас с мастерами глиняных дел. А в следующий раз мы с вами познакомимся с другими видами народного творчества, которыми занимаются мастера в Корсунском  Доме Ремесел и не только понаблюдаем процесс изготовления изделий, но и сами поучаствуем в этом процессе

Вопросы

Что вы ощущали, когда лепили, работали с глиной?

Что вам больше всего понравилось?

Что узнали нового?

Ремесла наши постигать – старайся ты умело.

Твори, выдумывай, дерзай и фантазируй, смело

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_filippova.docx857.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Тема:

Знакомство детей    с гончарным ремеслом и мастерами   Корсунского района Ульяновской области

                                                                                                                                              Автор:

Филиппова С. В.., воспитатель МБДОУ №  223

Цель: Знакомство с народными ремеслами (гончарное ремесло) и воспитание интереса к народным традициям через   знакомство с мастерами – умельцами   мастерами   Корсунского района Ульяновской области

Задачи: 

Образовательные:

1.Познакомить с гончарным ремеслом  и с особенностями работы мастера-гончара,  гончарным кругом и способами работы на нем.

Развивающие: 

1.Формировать навыки работы с глиной.

2. Развить наблюдательность, расширить кругозор; 3.Создавать условия для возникновения у детей познавательного интереса  к  народным промыслам  родного края.

Воспитательные:  

Воспитывать  уважение к мастерам, сохраняющим народные промыслы, и результатам их труда.

Предварительная работа:

1.Рассказ о истории народного гончарного промысла Корсунского района  ;

2.Выставка глиняных изделий, проведение экскурсии для детей   по ней.

3 . Игра «Хорошо –плохо» - рассматривание свойств глиняной посуды.

4. Рассматривание глиняной посуды, игрушек, составление  детьми рассказов о понравившемся экспонате выставки глиняных изделий и презентация его  в игровой форме « Проведение экскурсии по выставке для гостя группы  ( сотрудника д\с, родителя, детей и пр.)

План рассказа:  

5. Просмотр презентации «Сухой карсун   Дом Ремесел».

6.Чтение и рассматривание иллюстраций книги М.В Коротковой «Быт и традиции русского народа», А. Вахрючева  «Сказы о самородках».

7. Изготовление  детьми совместно с педагогом письма-приглашения на встречу мастеру Дома Ремесел   и благодарности ему за мастер –класс по работе с глиной и рассказ о деятельности гончаров .

Расширение и активизация  словаря  детей

Гончары, горшечники, гончарный круг, обжиг, глазурь, рыльник, молочник, горшеня, кринка, миска, латка, …….)

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Посмотрите , на выставку наших изделий, и отгадайте загадки.

1.Если встретишь на дороге,

 То увязнут сильно ноги.

 А сделать миску или вазу -

 Она понадобится сразу. (Глина)

2.Посуды нет такой давно,
Всё металл и стекло,
А в старину у всех была
Чаще посуда (глиняная) …

3.В земле я родился,

В огне закалился. (Горшок)

4.Он «тесто» в кадке замесил.

Но цель его – не калачи.

Горшок цветочный смастерил,

Потом обжёг его в печи.(Гончар.)

Дети отвечают и поясняют , или подытоживает  воспитатель:

Гончар — мастер гончарного дела, изготавливающий изделия из глины: посуду, игрушки, малые скульптуры, строительные материалы. 

Воспитатель: Прочитаю стихотворение, а вы мне скажите ,о чем оно:

Горшки, кувшины, крынки,

Ты почеши им спинки,

И губкой приголубь их,

Родится новый стих.

Гончарные изделия,

Использовал Емеля их,

Как в сказках, в кухне носятся,

"Возьми меня!" все просятся.

Все гладкие, молочные

Лощёные и сочные,

К столу их подавай,

И чай всем наливай!

И крикни "Мурр!" в окошко!

Налей Мурёнке в плошку...

Себе - в Кандюшку чаю,

Садись, но ближе с краю.

В Кувшины - молоко,

Сменить посуду так легко!

И так приятно взляду и рукам,

Живая глина здесь и там..

Воспитатель: Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

 ( О гончарном промысле)

Гончарный промысел - это древнее ремесло. Давным-давно этим видом ремесла занимались и у нас в Ульяновской области . Изготавливались тогда предметы домашнего обихода и продавались на рынке. На всю округу славились Корсунские горшки. В наши дни гончарным ремеслом занимаются в Сухом Карсуне  Доме Ремесел.

Воспитатель :Ребята, сегодня  я

расскажу  о народных ремеслах и промыслах  Корсунского  района.

Расскажу я вам , ребята , что давным- давно,

В Сухом Карсуне  жило было ремесло.

Жило было  не тужило ,

людям пользу приносило,

и дернвня и село , свое имели ремесло.

ну а глиняные латки обжигали гончары.

Сегодня мастер – гончар Смирнова Ирина Владимировна покажет вам свое мастерство. Как из обыкновенного кусочка глины получаются необыкновенно красивые формы.

Мастер-класс на гончарном круге. Смирнова И.В

 обращает внимание детей на гончарный круг.

Дети, посмотрите на это устройство. Кто-нибудь из вас знает , что это ?

Гончарный круг — это станок для изготовления посуды и керамических изделий.

Мастер помещает в центр вращающегося гончарного круга ком глины, смачивает руки водой и далее нажатием больших пальцев делает углубление и формирует донышко. Далее заготовка вытягивается в цилиндр нужной высоты. Работают, как правило, обеими руками: одна — внутри, другая — снаружи. Руки перемещаются от дна вверх. Их необходимо постоянно смачивать водой, чтобы они хорошо скользили по глине.

Показ изделия, выполненного мастером.

Староверова. – Чтобы сделать такое изделие мастеру помогли гончарный круг, умелые руки , и материал с которым он работал.

Как называется этот материал?

Дети  - глина.

Староверова.  Как вы думаете, ребята, а что еще нужно для того , чтобы получились такие изделия?

Дети  - нужно учиться, много трудиться

Староверова.  Ребята у каждого мастера есть ученики и подмастерья, которые помогают мастеру, мять глину, готовить ее к работе, шлифовать изделия, готовить изделия к обжигу.

Сегодня мы с Ириной Владимировной приглашаем вас  в помощники мастера.

А пока мы готовим материал, вы   готовите ручки и пальчики к  работе с глиной.

(Можно заранее положить на стол  салфетки х/б или небольшие клееночки или доски. Влажные губки для мытья посуды.

 Раздаем комочки глины.

Воспитатель  Физкультурная минутка. (стоя у своих столов)

Руки хорошо потрём,

до тепла их разотрём.

Чтобы глина не серчала.

Нежно их погладим,

слова такие скажем:

«Ручки, ручки помогите,

нам поделочку слепите»

Практическая часть. Изготовление тарелочки из глины из целого куска. Староверова А.В.

Из комочка глины, не прибегая к гончарному кругу, сделаем тарелочку.  

Переминаем комок глины в кулачке, разминаем пальчиками, прощупываем глину, собираем все в комок., продавливаем ладошками. Отщипываем небольшое количество глины на украшения и дополнительные детали. 

- скатать шар (можно показать движение рук в воздухе);

- сплющить шар между ладонями (показать);

- сделать небольшой бортик, прищипывая край (показать).

Дети лепят тарелочки. индивидуальная помощь жестами, советами, вопросами.

Переходим к украшению тарелочки. Украсить можно оттисками в виде листочков, кружочков с помощью тех инструментов, которые находятся у вас на столе. Это стеки. Стек увлажняем о  губку и прижимаем к изделию.

Второй способ украшения- налепами. Отщипываем небольшое количество глины от комочка который остался, катаем горошинку , увлажняем огубку и прикрепляем к изделию. Элементом украшения может служить жгутик и капелька. \Чистим руки, губкой, чистим стеки. тарелочки ставим на край стола.

Давайте посмотрим, что у нас получились. (презентация своей  поделки) (необычные, красивые, все разные у кого-то края повыше, у кого-то  ниже, украсили по разному. вот видите ребята вы делали одинаковую тарелку, но они отличаются украшением, формой. Так и у гончарных мастеров есть отличительные черты )

Апплодисменты нашим мастерам!

Староверова. Ребята из глины лепили не только предметы посуды, а также и  глиняную игрушку.

 Тарелки из глины и фарфора обжигают в печи, чтобы они стали прочными.

Каждая игрушка хранит тепло рук мастера, ведь сначала каждую игрушку он лепит, потом сушит, обжигает в печи, раскрашивает яркими красками.

Для вас принесла в подарок глиняные игрушки

- Дети, а почему вам нравятся эти игрушки? (Ответы детей.)

- Я с вами согласна. Они красивые, яркие, блестящие, это не просто игрушки - это свистульки. Каждая из них издает определенный звук.   Сделал их мастер – игрушечник.

Воспитатель. Сегодня мы  рассказали  вам о народном творчестве, волшебной глине, познакомили вас с мастерами глиняных дел. А в следующий раз мы с вами познакомимся с другими видами народного творчества, которыми занимаются мастера в Корсунском  Доме Ремесел и не только понаблюдаем процесс изготовления изделий, но и сами поучаствуем в этом процессе

Вопросы

Что вы ощущали, когда лепили, работали с глиной?

Что вам больше всего понравилось?

Что узнали нового?

Ремесла наши постигать – старайся ты умело.

Твори, выдумывай, дерзай и фантазируй, смело

img_user_file_54edd1b0e4e7e_4.jpg

6097f5b928dda09b802570eda1f957b3407aa68f.jpg

img9.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению детей с миром профессий «Знакомство с гончарным ремеслом»

Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению детей с миром профессий «Знакомство с гончарным ремеслом»...

Музыкальные инструменты народов Сурского района Ульяновской области

Музыкальные инструменты народов, проживающих  Сурском районе Ульяновской области...

беседа знакомство детей" с гончарным ремеслом"

Познакомить детей с гончарным ремеслом....

Приобщение дошкольников к музыкальной культуре народов Сурского района Ульяновской области

Приобщение дошкольников к музыкальной культуре народов Сурского района Ульяновской области...

Годовой план работы педагога-психолога МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области» на 2023-2024 учебный год

Годовой план  работы педагога-психолога  МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка  муниципального образования  «Мелекесский район» Ульяновской област...