Методическая разработка "Воспитание нравственных качеств через фольклор"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)
Фольклор – это духовная культура народа существующая в разных его формах: словестные тексты, музыка, танцы, театр, декоративно-прикладное творчество.
Фольклор как развитие творческих способностей детей дошкольного возраста является важным компонентов всей системы образования. Детский поэтический и музыкальный фольклор – настоящая кладезь для занятий с детьми. Это музыка и поэзия созданная взрослыми для детей и детьми для самих себя, веками передаваемые новым поколением в играх и забавах, с сохранением самого яркого и интересного.
Что же туда входит:
- Пестушки, потешки, топотушки, хлопушки
- Песни – попевки про комара, зайчика, мишку
- Детские музыкальные инструменты от погремушек до свирелей
- Кричалки, дразнилки, считалки, детские сказки.
- Музыкальные игры: ладушки, блинные, огородно-хороводные и другие.
Через фольклор можно решать следующие задачи:
- развивать творческие способности детей;
- знакомить детей с разными видами детского музыкального фольклора;
- знакомить детей с традициями и образами русского народа;
- развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
- расширять представление детей о народных праздниках, обычаях и традициях;
- расширять певческий диапазон детей, развивать вокально-хоровые навыков.
Детский поэтический фольклор –это надежна яоснова для речевого музицирования, которое потом становится основойдля пения, маленького театра и игры. Он очень богат разнообразен. Детский фольклор народов мира и наш отечественный, позволяет расширить кругозор детей новыми темами и эмоциями.
Танцевальный фольклор народов мира – это множество превосходных мелодий, служащих в работе с дошкольниками основой для танцев и ритмических игр, используется как музыкальное сопровождеие для игры в шумовом оркестре.
Детский мир един, в нем можно и естественно то, что нам, взрослым, кажется чуждо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gusi_lebedi_folklor.docx | 128.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка "Воспитание нравственных качеств через фольклор"
Фольклор – это духовная культура народа существующая в разных его формах: словестные тексты, музыка, танцы, театр, декоративно-прикладное творчество.
Фольклор как развитие творческих способностей детей дошкольного возраста является важным компонентов всей системы образования. Детский поэтический и музыкальный фольклор – настоящая кладезь для занятий с детьми. Это музыка и поэзия созданная взрослыми для детей и детьми для самих себя, веками передаваемые новым поколением в играх и забавах, с сохранением самого яркого и интересного.
Что же туда входит:
- Пестушки, потешки, топотушки, хлопушки
- Песни – попевки про комара, зайчика, мишку
- Детские музыкальные инструменты от погремушек до свирелей
- Кричалки, дразнилки, считалки, детские сказки.
- Музыкальные игры: ладушки, блинные, огородно-хороводные и другие.
Через фольклор можно решать следующие задачи:
- развивать творческие способности детей;
- знакомить детей с разными видами детского музыкального фольклора;
- знакомить детей с традициями и образами русского народа;
- развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
- расширять представление детей о народных праздниках, обычаях и традициях;
- расширять певческий диапазон детей, развивать вокально-хоровые навыков.
Детский поэтический фольклор –это надежна яоснова для речевого музицирования, которое потом становится основойдля пения, маленького театра и игры. Он очень богат разнообразен. Детский фольклор народов мира и наш отечественный, позволяет расширить кругозор детей новыми темами и эмоциями.
Танцевальный фольклор народов мира – это множество превосходных мелодий, служащих в работе с дошкольниками основой для танцев и ритмических игр, используется как музыкальное сопровождеие для игры в шумовом оркестре.
Детский мир един, в нем можно и естественно то, что нам, взрослым, кажется чуждо.
Ход отчетного мероприятия:
Дети: Скоморохи, Русские девицы и парни, гуси, Маша, Ваня, мама, папа, печка, яблоня, речка(4-5 девочек).
Взрослые: Баба Яга (Осень), Скоморох.
Выходит скоморох
Скоморох:
Здравствуйте почтенная публика!
Не хотите ли бублика?
Может, хотите сказку?...
Жили-были два карася вот и сказка вся
Не хотите такую?
Хорошо, расскажу другую
Жил был царь. У царя был двор.
На дворе был кол
На колу мочала
Начинать сначала?
Дети: Нет
Хорошо, расскажу еще одну
Жила-была Баба-Яга,
Добрая-предобрая, модная-премодная, но такая одинокая…
(Появляется Баба-Яга, перебирает жуков-червяков, подметает избу, танцует, протирает портрет Кощея.)
Баба-Яга:
Червячки да букашечки мои любимые…
Ух! Как вы мне надоели. Эх! Был бы у меня внучёк-совсем другая жизнь началась бы. Гуси-и!!!
(Появляются Гуси)
Баба-Яга:
Идите-ка сюда!
Принесите мне мальчонку,
Чтоб был не толстый, не тонкий.
В меру упитанный да в меру воспитанный.
Гуси:
А куда, Яга, лететь?
Баба-Яга:
Надо в книгу посмотреть!
Где там мой навигатор? (Достаёт из-за камина книгу, открывает и сдувает пыль).
Летите в деревню и без мальчонки не возвращайтесь! (Гуси улетают).
Скоморох:
А в это время в деревне народ на ярмарку собирался.
(Из домика выходят Матушка, Батюшка, Машенька. Ваня остаётся в домике.)
Матушка:
Машенька, доченька,
Мы на ярмарку пойдём,
Вам гостинцев привезём.
Ты за братиком следи,
Со двора не выходи.
Батюшка:
Мы поедем!
Маша:
В добрый путь!
Матушка:
Ты про Ваню не забудь. (Родители уходят. Маша сажает Ваню перед домиком.)
Маша:
Милый братец мой послушай
Поиграй один, Ванюша
Здесь на травке посиди
Ни куда не уходи!
Скоморох:
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали, посадила братца под окошко, сама побежала на улицу.
Парный танец «По малину в сад пойдем»
Маша:
Разошлись друзья подружки
Побегу ка я к Ванюшке.
(Подбегает к дому)
ААА! Ваня! Ваня! Отзовись! Где ты, братик покажись!
(плачет)
Скоморох:
Улетели гуси прочь -
Слезами горю не помочь.
Маша:
Что сидеть да унывать –
Надо браться выручать.
(Маша отправляется в путь.)
Выходит печка
Маша: Здравствуй печка!
Печка поворачивается
Печка поет
Пых, пых, чух, чух, мчалась печка во весь дух,
На полянке встала, встала и устала.
Выпекала целый день я
С пылу с жару объеденье
Вынимайте из печи
Пироги и калачи
Маша: здравствуй печка(кланяется)
Скажи куда гуси-лебеди полетели?
Печка:
Съешь моего пирожка – скажу.
(Маша пробует пирожок)
Печка:
По тропинке ты пойдёшь,
В лес дремучий попадёшь.
Далеко тебе идти,
Не сворачивай с пути.
Маша:
Спасибо, печка!
Скоморох:
Пошла Маша дальше, видит – яблоня, а на ней яблочек видимо-невидимо, наливные, сладкие, сочные да гладкие.
Маша: Здравствуй, яблонька!
Яблонька:
Золотые яблочки мёдом наливаются.
Яблочки яблонька для вас растит, старается!
Если долго яблочки вами не срываются,
Яблонька гнётся, яблонька ломается.
Маша:
Здравствуй, Яблонька! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Яблоня: Обязательно скажу и дорогу укажу!
Ты мне яблочки скорей собери
А то ветки гнутся до земли.
Маша:
Все друзья мне помогайте
Яблочки все собирайте!
Эстафета собери яблочки
Яблоня:
По тропинке ты пойдёшь,
В лес дремучий попадёшь.
Далеко тебе идти,
Не сворачивай с пути.
Маша:
Спасибо, яблонька!
Скоморох:
Долго ли, коротко ли шла Маша, видит: течёт-переливается, волна с волной играет молочная река – кисельные берега.
Хоровод «Реченька»
Маша:
Реченька-река, кисельные берега,
Ты бежишь, журчишь,
На месте не стоишь. Ты не видела моего братца?
Речка:
В чаще леса, на опушке
Стоит старая избушка,
Кого ищешь, там найдёшь,
Коль с дороги не свернёшь!
Маша:
Вот спасибо, побежала…
Речка:
Кисельку испей сначала.
Маша:
Спасибо, Речка…
(Девочки в роли Речки передают чашу друг другу и вручают Маше. Маша «пьёт» и убегает, Речка уходит. Появляется Баба – Яга и Ваня).
Баба Яга: Ну что Ванюшка припечалился?
Ваня:
Отпусти меня домой,
Очень страшно мне с тобой.
Баба-Яга:
Не болтай ты всякий вздор,
Скушай лучше мухомор.
(Ваня отворачивается, Яга принюхивается).
Чую, чую чем-то пахнет!
Сам обед пришёл сюда!
Будет сытою Яга!
Будет у меня сегодня Маша под простаквашей!
Скоморох:
Мадам, вы же женщина в возрасте, а делаете такие подлости.
Вы же такая умница!
Баба-яга: Ой!
Скоморох: Красавица!
Баба-яга: Ой!
Скоморох: Не к лицу вам злиться-печалиться! (Баба-Яга расцвела)
Ну-ка ребятки, давайте станцуем для Бабы Яги
Бабулю мы повеселим….
А потом её съедим!
Баба Яга: что ты, что ты! (Надвигается на него).
Скоморох: Пошутила!
Баба-Яга:
Ух, раздайся, народ,
Меня пляска берёт.
Пойду попляшу,
Себя людям покажу.
Танец Бабка-Ежка
Б.Я.: Ну, ладно, ладно так и быть я отпускаю мальчонку!
Сама пойду в сторонку!
Маша: Ваня! (обнимаются, бежут к домику)
Выходят мама и папа:
Мама: Вот мы и приехали.
Папа: Бери Машенька платок
А тебе, Ваня, поясок.
Вместе: Спасибо!
Скоморох: Вот так и закончилась наша замечательная сказка «Гуси –Лебеди». Баба-Яга, а ты чего стоишь такая грустная?
Б.Я: Я одинокая женщина! Я просто бабушка Ягуша.(Плачет)
Скоморох:(Б.Я. подслушивает о чем говорят) Ребята у нас ведь сегодня праздник? Давайте Бабу-Ягу превратим в осень и поиграем с ней?
Дети: Да!
Скоморох: БабаЯга, у нас сегодня осенины и мы хотим превратить тебя в осень. Раз два три покружись и в осень превратись!
(Б.Я.) Осень:
Осень-это я! Привет огромный вам друзья! я пришла сегодня к вам петь и веселиться. И хочу сегодня я со всеми подружиться!
Скоморох:
Нельзя нам на свете прожить без чудес.
Они нас по всюду встречают.
Песня по выбору музыкального руководителя
После танца все собираются в кучу
Осень: Намело листвы не мало,
Нужно во дворе прибрать.
Я возьму метлу побольше буду листья собирать
Я мету мету-мету(дети разбегаются)
Не пойму, куда листочки делись
Ну спасибо вам, мои касатики,
Порадовали вы меня!
Вот бы каждому молодцу с огорода да по огурцу.
Но пока вы меня слушали, в огороде все огурцы зайцы скушали!
Ну ни чего, незачем нам печалиться, вместо огурцов
Угощу вас леденцом. Сейчас, сейчас…
Раздаем подарки
Б.Я. Пора прощаться с вами ждет детишек дом родной
И мы встретимся с вами в сказке, но теперь уже в другой!
Выход из зала
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание нравственных качеств через театрализованную деятельность
К 5 годам резко возрастает потребность в общении со сверстниками. Но мои наблюдения в начале года показали, что дети не умеют играть дружно, вежливо обращаться друг к другу, часто ссорятся, конфликтую...
Формирование нравственных качеств через знакомство с русским народным фольклором
Педагогический проект реализованный с детьми 3-4 лет...
«Формирование нравственных качеств через игру. Картотека игр».
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста достаточно актуальна в современном мире. Актуальность данной проблемы заключается в том, что на сегодняшний день, люди стараются создать пр...
Формирование нравственных качеств через экологическую деятельность дошкольников.
Главный смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологиче...
Нравственное воспитание через фольклор
Сегодня, как никогда, есть необходимость широкого использования произведений народного искусства в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста....
Воспитание нравственных качеств через художественную литературу
Воспитание нравственных качеств через художественную литературуКонспект совместной деятельности для детей старшей группы...
"Воспитание нравственных качеств через знакомство детей с русскими народными сказками"
В статье представлен опыт работы по проблеме: "Воспитание нравственных качеств через знакомство детей с русскими народными сказками". В своей работе с детьми по данной теме я опир...