Методическая разработка "Воспитание нравственных качеств через фольклор"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Фольклор – это духовная культура народа существующая в разных его формах: словестные тексты, музыка, танцы, театр, декоративно-прикладное творчество.

Фольклор как развитие творческих способностей детей дошкольного возраста является важным компонентов всей системы образования. Детский поэтический и музыкальный фольклор – настоящая кладезь для занятий с детьми. Это музыка и поэзия созданная взрослыми для детей и детьми для самих себя, веками передаваемые новым поколением в играх и забавах, с сохранением самого яркого и интересного.

Что же туда входит:

  1. Пестушки, потешки, топотушки, хлопушки
  2. Песни – попевки про комара, зайчика, мишку
  3. Детские музыкальные инструменты от погремушек до свирелей
  4. Кричалки, дразнилки, считалки, детские сказки.
  5. Музыкальные игры: ладушки, блинные, огородно-хороводные и другие.

Через фольклор можно решать следующие задачи:

  - развивать творческие способности детей;
   - знакомить детей с разными видами детского музыкального фольклора;
   - знакомить детей с традициями и образами русского народа;
   - развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
   - расширять представление детей о народных праздниках, обычаях и традициях;
   - расширять певческий диапазон детей,
развивать вокально-хоровые навыков.

Детский поэтический фольклор –это надежна яоснова для речевого музицирования, которое потом становится основойдля пения, маленького театра и игры. Он очень богат разнообразен. Детский фольклор народов мира и наш отечественный, позволяет расширить кругозор детей новыми темами и эмоциями.

Танцевальный фольклор народов мира – это множество превосходных мелодий, служащих в работе с дошкольниками основой для танцев и ритмических игр, используется как музыкальное сопровождеие для игры в шумовом оркестре.

Детский мир един, в нем можно и естественно то, что нам, взрослым, кажется чуждо.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gusi_lebedi_folklor.docx128.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка "Воспитание нравственных качеств через фольклор"

Фольклор – это духовная культура народа существующая в разных его формах: словестные тексты, музыка, танцы, театр, декоративно-прикладное творчество.

Фольклор как развитие творческих способностей детей дошкольного возраста является важным компонентов всей системы образования. Детский поэтический и музыкальный фольклор – настоящая кладезь для занятий с детьми. Это музыка и поэзия созданная взрослыми для детей и детьми для самих себя, веками передаваемые новым поколением в играх и забавах, с сохранением самого яркого и интересного.

Что же туда входит:

  1. Пестушки, потешки, топотушки, хлопушки
  2. Песни – попевки про комара, зайчика, мишку
  3. Детские музыкальные инструменты от погремушек до свирелей
  4. Кричалки, дразнилки, считалки, детские сказки.
  5. Музыкальные игры: ладушки, блинные, огородно-хороводные и другие.

Через фольклор можно решать следующие задачи:

  - развивать творческие способности детей;
   - знакомить детей с разными видами детского музыкального фольклора;
   - знакомить детей с традициями и образами русского народа;
   - развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
   - расширять представление детей о народных праздниках, обычаях и традициях;
   - расширять певческий диапазон детей, развивать вокально-хоровые навыков.

Детский поэтический фольклор –это надежна яоснова для речевого музицирования, которое потом становится основойдля пения, маленького театра и игры. Он очень богат разнообразен. Детский фольклор народов мира и наш отечественный, позволяет расширить кругозор детей новыми темами и эмоциями.

Танцевальный фольклор народов мира – это множество превосходных мелодий, служащих в работе с дошкольниками основой для танцев и ритмических игр, используется как музыкальное сопровождеие для игры в шумовом оркестре.

Детский мир един, в нем можно и естественно то, что нам, взрослым, кажется чуждо.

Ход отчетного мероприятия:

Дети: Скоморохи, Русские девицы и парни, гуси, Маша, Ваня, мама, папа, печка, яблоня, речка(4-5 девочек).

Взрослые: Баба Яга (Осень), Скоморох.

Выходит скоморох

Скоморох:

Здравствуйте почтенная публика!

Не хотите ли бублика?

Может, хотите сказку?...

Жили-были два карася вот и сказка вся

Не хотите такую?

Хорошо, расскажу другую

Жил был царь. У царя был двор.

На дворе был кол

На колу мочала

Начинать сначала?

Дети: Нет

Хорошо, расскажу еще одну

Жила-была Баба-Яга,

Добрая-предобрая, модная-премодная, но такая одинокая…

(Появляется Баба-Яга, перебирает жуков-червяков, подметает избу, танцует, протирает портрет Кощея.)

Баба-Яга:

Червячки да букашечки мои любимые…

Ух! Как вы мне надоели. Эх! Был бы у меня внучёк-совсем другая жизнь началась бы. Гуси-и!!!

(Появляются Гуси)

Баба-Яга:

Идите-ка сюда!

Принесите мне мальчонку,

Чтоб был не толстый, не тонкий.

В меру упитанный да в меру воспитанный.

Гуси:

А куда, Яга, лететь?

Баба-Яга:

Надо в книгу посмотреть!

Где там мой навигатор? (Достаёт из-за камина книгу, открывает и сдувает пыль).

Летите в деревню и без мальчонки не возвращайтесь! (Гуси улетают).

Скоморох:

А в это время в деревне народ на ярмарку собирался.

(Из домика выходят Матушка, Батюшка, Машенька. Ваня остаётся в домике.)

Матушка:

Машенька, доченька,

Мы на ярмарку пойдём,

Вам гостинцев привезём.

Ты за братиком следи,

Со двора не выходи.

Батюшка:

Мы поедем!

Маша:

В добрый путь!

Матушка:

Ты про Ваню не забудь. (Родители уходят. Маша сажает Ваню перед домиком.)

Маша:

Милый братец мой послушай

Поиграй один, Ванюша

Здесь на травке посиди

Ни куда не уходи!

 Скоморох:

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали, посадила братца под окошко, сама побежала на улицу.

Парный танец «По малину в сад пойдем»

Маша:

Разошлись друзья подружки

Побегу ка я к Ванюшке.

(Подбегает к дому)

ААА! Ваня! Ваня! Отзовись! Где ты, братик покажись!

(плачет)

Скоморох:

Улетели гуси прочь -

Слезами горю не помочь.

Маша:

Что сидеть да унывать –

Надо браться выручать.

(Маша отправляется в путь.)

Выходит печка

Маша: Здравствуй печка!

Печка поворачивается

Печка поет

Пых, пых, чух, чух, мчалась печка во весь дух,

На полянке встала, встала и устала.

Выпекала целый день я

С пылу с жару объеденье

Вынимайте из печи

Пироги и калачи

Маша: здравствуй печка(кланяется)

Скажи куда гуси-лебеди полетели?

Печка:

Съешь моего пирожка – скажу.

(Маша пробует пирожок)

Печка:

По тропинке ты пойдёшь,

В лес дремучий попадёшь.

Далеко тебе идти,

Не сворачивай с пути.

Маша:

Спасибо, печка!

Скоморох:

Пошла Маша дальше, видит – яблоня, а на ней яблочек видимо-невидимо, наливные, сладкие, сочные да гладкие.

Маша: Здравствуй, яблонька!

Яблонька:

Золотые яблочки мёдом наливаются.

Яблочки яблонька для вас растит, старается!

Если долго яблочки вами не срываются,

Яблонька гнётся, яблонька ломается.

Маша:

Здравствуй, Яблонька! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня: Обязательно скажу и дорогу укажу!

Ты мне яблочки скорей собери

А то ветки гнутся до земли.

Маша:

Все друзья мне помогайте

Яблочки все собирайте!

Эстафета собери яблочки

Яблоня:

По тропинке ты пойдёшь,

В лес дремучий попадёшь.

Далеко тебе идти,

Не сворачивай с пути.

Маша:

Спасибо, яблонька!

Скоморох:

Долго ли, коротко ли шла Маша, видит: течёт-переливается, волна с волной играет молочная река – кисельные берега.

Хоровод «Реченька»

Маша:

Реченька-река, кисельные берега,

Ты бежишь, журчишь,

На месте не стоишь. Ты не видела моего братца?

Речка:

В чаще леса, на опушке

Стоит старая избушка,

Кого ищешь, там найдёшь,

Коль с дороги не свернёшь!

Маша:

Вот спасибо, побежала…

Речка:

Кисельку испей сначала.

Маша:

Спасибо, Речка…

(Девочки в роли Речки передают чашу друг другу и вручают Маше. Маша «пьёт» и убегает, Речка уходит. Появляется Баба – Яга и Ваня).

Баба Яга: Ну что Ванюшка припечалился?

Ваня:

Отпусти меня домой,

Очень страшно мне с тобой.

Баба-Яга:

Не болтай ты всякий вздор,

Скушай лучше мухомор.

(Ваня отворачивается, Яга принюхивается).

Чую, чую чем-то пахнет!

Сам обед пришёл сюда!

Будет сытою Яга!

Будет у меня сегодня Маша под простаквашей!

Скоморох:

Мадам, вы же женщина в возрасте, а делаете такие подлости.

Вы же такая умница!

Баба-яга: Ой!

Скоморох: Красавица!

Баба-яга: Ой!

Скоморох: Не к лицу вам злиться-печалиться! (Баба-Яга расцвела)

Ну-ка ребятки, давайте станцуем для Бабы Яги

Бабулю мы повеселим….

А потом её съедим!

Баба Яга: что ты, что ты! (Надвигается на него).

Скоморох: Пошутила!

Баба-Яга:

Ух, раздайся, народ,

Меня пляска берёт.

Пойду попляшу,

Себя людям покажу.

Танец Бабка-Ежка

Б.Я.: Ну, ладно, ладно так и быть я отпускаю мальчонку!

Сама пойду в сторонку!

Маша: Ваня! (обнимаются, бежут к домику)

Выходят мама и папа:

Мама: Вот мы и приехали.

Папа: Бери Машенька платок

А тебе, Ваня, поясок.

Вместе: Спасибо!

Скоморох: Вот так и закончилась наша замечательная сказка «Гуси –Лебеди». Баба-Яга, а ты чего стоишь такая грустная?

Б.Я: Я одинокая женщина! Я просто бабушка Ягуша.(Плачет)

Скоморох:(Б.Я. подслушивает о чем говорят) Ребята у нас ведь сегодня праздник? Давайте Бабу-Ягу превратим в осень и поиграем с ней?

Дети: Да!

Скоморох: БабаЯга, у нас сегодня осенины и мы хотим превратить тебя в осень. Раз два три покружись и в осень превратись!

(Б.Я.) Осень:

Осень-это я! Привет огромный вам друзья! я пришла сегодня к вам петь и веселиться. И хочу сегодня я со всеми подружиться!

Скоморох:

 Нельзя нам на свете прожить без чудес.

Они нас по всюду встречают.

Песня по выбору музыкального руководителя

После танца все собираются в кучу

Осень: Намело листвы не мало,

Нужно во дворе прибрать.

Я возьму метлу побольше буду листья собирать

Я мету мету-мету(дети разбегаются)

Не пойму, куда листочки делись

Ну спасибо вам, мои касатики,

Порадовали вы меня!

Вот бы каждому молодцу с огорода да по огурцу.

Но пока вы меня слушали, в огороде все огурцы зайцы скушали!

Ну ни чего, незачем нам печалиться, вместо огурцов

Угощу вас леденцом. Сейчас, сейчас…

Раздаем подарки

Б.Я. Пора прощаться с вами ждет детишек дом родной

И мы встретимся с вами в сказке, но теперь уже в другой!

Выход из зала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственных качеств через театрализованную деятельность

К 5 годам резко возрастает потребность в общении со сверстниками. Но мои наблюдения в начале года показали, что дети не умеют играть дружно, вежливо обращаться друг к другу, часто ссорятся, конфликтую...

«Формирование нравственных качеств через игру. Картотека игр».

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста достаточно актуальна в современном мире. Актуальность данной проблемы заключается в том, что на сегодняшний день, люди стараются создать пр...

Формирование нравственных качеств через экологическую деятельность дошкольников.

Главный смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологиче...

Нравственное воспитание через фольклор

Сегодня, как никогда, есть необходимость широкого использования произведений народного искусства в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

Воспитание нравственных качеств через художественную литературу

Воспитание нравственных качеств через художественную литературуКонспект совместной деятельности для детей старшей группы...

"Воспитание нравственных качеств через знакомство детей с русскими народными сказками"

В статье представлен опыт работы  по проблеме: "Воспитание нравственных качеств через знакомство детей с русскими народными сказками". В своей работе с детьми по данной теме я опир...