Нравственное воспитание через фольклор
консультация на тему
Сегодня, как никогда, есть необходимость широкого использования произведений народного искусства в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie_detey_cherez_folklor.docx | 103.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание детей через фольклор
Фольклор, как и искусство, по значимости и силе воздействия на человека не имеет себе равных, т.к. способствует формированию нравственных качеств, всей личности ребенка, развитию его интеллектуальных и творческих способностей.
Важной стороной фольклора, влияющей на нравственное воспитание, является утверждение разнообразными средствами и методами моральных принципов и патриотических качеств.
Воздействуя на развитие патриотизма, эмоционально-чувственную основу ребенка, произведение фольклора дают примеры, достойные подрезания, внушают любовь родному слову, к земле, чувство собственного достоинства, формирует самосознание.
Сегодня, как никогда, есть необходимость широкого использования произведений народного искусства в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Фольклор, в силу своей образности, яркости, звучности способствует реализации задач нравственного воспитания.
Сила народного искусства в нравственном воспитании детей огромна. Известный народный композитор Д. Б. Кабалевский так говорил о его значении для детей: «Оставляя неизгладимые впечатления на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки нравственности, морали и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей».
Огромное значение народному искусству в деле патриотического воспитания подрастающего поколения придавали советские педагоги Н. К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Все они в своих речах, статьях, практической работе с детьми раннего возраста обращали внимания на широкое применение произведений народного искусства в патриотическом воспитании детей.
Вопросы использования народного творчества в воспитательно - образовательной работе с дошкольниками изучались Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, А. П. Усовой, Н. П. Саккулиной, Н.П. Карпинской, Е. И. Радиной, Е. И. Водовозовой и др. Они рассматривали народное творчество, как средство, которое закрепляет духовную связь с народом, представителем которого является ребенок, создаваемый общность мировоззрения.
Искусство заставляет ребенка задуматься над очень многим и почувствовать то, что затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни.
В патриотическом воспитании особое место занимает использование худшего слова, которое приводит к тому, что у ребенка происходят большие изменения в нравственно – эмоциональной сфере, способствует появлению живого отклика на различные события жизни.
Каждое произведение народного творчества, будь то сказка или предмет декоративно – прикладного искусства, вбирает в себя специфические черты данного народа.
В педагогике ставился вопрос о доступности различных жанров народного творчества пониманию дошкольника. В исследованиях психологов Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б.М.Теплов и др. и педагогов А.П.Усова, Р.И. Жуковская, М.М. Конина и др. доказана способность детей старшего дошкольного возраста понимать идейный смысл произведений фольклора, мотивы поступков героев, активно переживать изображаемым обстоятельствам, в результате чего создаются, как отмечал Б.М. Теплов, «Определенные оценки имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваемые».
Многие выдающиеся педагоги рассматривали родное слово как самый верный путь к воспитанию патриотических чувств детей.
Народное творчество давно привлекало внимание исследователей разных времен. Обращался к фольклору и А. С. Пушкин. В основе его знаменитых сказок лежат народные сюжеты и народные поэтические образы.
Подбор сказок в соответствии с целями воспитания и возрастными особенностями ребенка, мастерство рассказывания, преломление образов послушанной сказки в творчестве деятельности дошкольника, по мнению А. В. Запорожца, оказывают глубокое влияние на развитие, как отдельных психологических процессов, так детской личности в целом.
Восприятию народной сказки детьми дошкольного возраста посвящены работы Н.С. Карпинской. Она на основе анализа народных сказок и восприятия их детьми показывает, что хорошие поступки награждаются, а плохие наказываются.
Сказка – это большой нравственный урок, вызывающий жалость, сострадание, это источник мудрости жизненного опыта многих поколений. Нравственные и психологические законы народ облекают в форму сказки, являясь кротчайшим путем к созданию эмоций у ребенка.
Н. К. Карпинская делает выводы, что русская народная сказка представляет собой жанр, являющийся важным средством патриотического воспитания дошкольников. «Силой своего искусства, радостного, жизнеутверждающего, сказка вызывает глубокие нравственные переживания, обострение эмоций».
Так же средством воспитания дошкольников является пословицы и поговорки, которые отражают отношение к родному городу, к Родине. Их язык прост и понятен детям.
Загадка является полезным упражнением для ума: в поиске ответа дошкольника учится сравнивать, сопоставлять, обобщать, выявлять общественную значимость явлений. Загадки требуют определительных усилий, умственной деятельности ребенка, большой наблюдательности, умение представлять себе тот предмет, к которому надо приложить указанные признаки.
Таким образом, устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, частушки, колыбельные песни – это неоценимое богатство каждого народа, громадный пласт культуры как национальной, так и мирный показатель способностей и таланта народа.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народ, получает новые представления о ней.
Решая задачу формируя у детей патриотических чувств, мы должны помнить, что народное искусство, с его яркой образностью, выразительностью дает для этого благоприятную почву.
Ребенку доступна народная музыка и понятно народное творчество, которые способствуют воспитанию патриотических чувств, приобщают к миру прекрасного.
Мир фольклора – это мир, в котором человек гармонично живет с природой, где он зависим и одновременно всесилен, где он проситель и повелитель, это мир, помогает ребенку войти в атмосферу различных образов.
Исходя из этого, можно предположить, что в дошкольном учреждении народное искусство должно рассматриваться комплектно, в тесной связи всех видов фольклора, включаться как в процесс обучения, так и самостоятельную деятельность, художественное творчество детей дошкольного возраста и является средством патриотического воспитания ребенка.
Важной задачей является развитие нравственной личности, знающей свою культуру, этику, имеющей в своих интеллектуальных началах нравственных воззрения наших предков.
Именно фольклор позволяет формировать нравственные отношения к действительности, развивать гамму патриотических чувств детей.
Интерес к фольклору – одно из появлений интереса к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, личностям, к его языку и поэзии.
Воспитание патриотических чувств необходимо осуществлять, создавая педагогические условия в дошкольном учреждении и учитывая особенности народного искусства, оно может стать средством для формирования и развития детей.
Мастерство педагога заключается в том чтобы, учитывая индивидуальность детей, их склонности, уже с раннего дошкольного возраста развивать умение понимать и ценить богатство, красоту вековых народных традиций, обычаев, родного языка. Тогда личность ребенка будет духовной богатой, гармоничной.
Ценность народного искусства в воспитании детей имеет терапевтический характер. Народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует чувству удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для воспитания детей.
Таким образом, фольклор является неисчерпанным источником в развитии патриотических чувств. Фольклор – достоинство и ум народа, напоминавший глубоким смыслом и содержанием всю ее размеренную жизнь, текущую по обычаям и образам, связанную с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов. Сегодня все это очень важно передать в душу наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Умные слова" (нравственное воспитание через художественное слово) младший возраст
Программа дополнительного образования «Умные слова».Пояснительная записка.В трудах педагогов Н.К. Крупской и А.С.Макаренко неоднократно подчеркивалось, что дошкольный возраст является чрезвычайно отве...
Духовно -нравственное воспитание через театральную деятельность
Духовно -нравственное воспитание...
Духовно-нравственное воспитание через экологию, воспитание любви к природе родного края"
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Там - лес погубили, там ...
Духовно-нравственное воспитание посредством фольклора
Авторский проект Татьяны Владимировны Супрун подуховно-нравственному воспитанию...
Методическая разработка "Воспитание нравственных качеств через фольклор"
Фольклор – это духовная культура народа существующая в разных его формах: словестные тексты, музыка, танцы, театр, декоративно-прикладное творчество.Фольклор как развитие творческих способностей...
Конспект занятия в группе раннего возраста по нравственно-патриотическому воспитанию (через фольклор) "Поможем бабушке испечь оладушки"
Клнспект занятия в группе раннего возраста "Колобок" по нравственно-патриотическому воспитанию (через потешку "Ладушки, ладушки! Будем печь оладушки!)....