Формирование нравственных качеств через экологическую деятельность дошкольников.
статья на тему

Козлова Оксана Геннадьевна

Главный смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни» – говорит С.Н. Николаева, автор многих программ по экологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование нравственных качеств через экологическую деятельность дошкольников.

                «Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир          природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой

        красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума».

В. Сухомлинский

В настоящее время система непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня развития в своем начальном звене – сфере воспитания дошкольников.

Главный смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни» – говорит С.Н. Николаева, автор многих программ по экологии. Экологическое отношение к миру, формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для нравственного воспитания.

Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств.

Вот почему, определяя направление воспитательно-образовательной работы с детьми, я остановилась на проблеме эколого-нравственного воспитания. Я считаю, что оно обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей, способствует развитию наблюдательности и практического опыта по уходу за растениями.

В своей работе я использую лично – ориентированную модель воспитания, целью которой является содействие становлению ребенка, как личности. Принципы, которыми руководствуюсь в работе:

уважение к свободе и достоинству маленького человека;

создание условий для развития индивидуальности;

обеспечение психологического комфорта;

учет возрастных психологических особенностей детей.

В процессе творческого общения у меня сложились с детьми отношения, построенные на принципе доброты и сердечности, уважения друг к другу и бережной заботы о природе. Занятия по экологии, наблюдения и опыты раскрывают духовный потенциал ребенка и дают реальную возможность адаптироваться в окружающей среде.

Главной формой познавательной деятельности в экологическом воспитании является наблюдение. Разнообразные, экологически правильно созданные условия жизни для животных и растений, проживающих в мини-центре, демонстрируют морфофункциональную приспособленность живых организмов к среде обитания .

Известно, что развивающий познавательный интерес – это проявление нравственности ребенка, которая в дальнейшем может стать устойчивым и глубоким стремлением к познанию окружающего мира. Вопросы ребенка, его самостоятельные наблюдения, сообщения о своих наблюдениях – это, по сути, внешние проявления такой нравственности. И именно от поддержки воспитателя, взрослых зависит последующее развитие ребенка. Элементы нравственности (воодушевление, эмоциональное переживание воображаемой ситуации) можно наблюдать, когда дети заняты изобразительной деятельностью (рисование, лепка, игра и другое), содержанием которой являются впечатления о природе. Я считаю, если воспитатель находит нужные слова, нужную интонацию, чтобы показать дошкольникам красоту природных явлений, гармонию взаимоотношений живых существ с окружающей средой, способен вызвать душевный отклик, тогда можно видеть сосредоточенную деятельность детей, стремление как можно тщательнее качественнее изобразить явления природы. Особенно ярко это проявляется, если мотивизация деятельности достаточно сильная у ребенка (например, сделать любимому человеку подарок, рисунок, поделку).

По моему мнению, общение с живыми существами, особенно симпатичными зверьками – еще одна важная деятельность в процессе экологического воспитания, которая способна пробуждать в детях душевность, бескорыстность, доброту и гуманность, т.е. нравственные качества.

Необходимо организовать общение с живыми существами, чтобы пробудить в детях нравственную духовность. Эта деятельность важна еще и потому, что правильные формы общения с животными, приобретенные под руководством педагога, дети обязательно принесут в семью, где нередко содержатся кошки, собаки, птицы и прочая живность.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственных качеств через театрализованную деятельность

К 5 годам резко возрастает потребность в общении со сверстниками. Но мои наблюдения в начале года показали, что дети не умеют играть дружно, вежливо обращаться друг к другу, часто ссорятся, конфликтую...

«Формирование нравственных качеств через игру. Картотека игр».

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста достаточно актуальна в современном мире. Актуальность данной проблемы заключается в том, что на сегодняшний день, люди стараются создать пр...

"Формирование нравственных качеств посредством экологического воспитания"

Одним из основополагающих средств нравственного воспитания дошкольников является природа. Эмоционально-положительное отношение к природе, практические умения, направленные на охрану природы должны дат...

план самообразования "Совершенствование двигательных навыков и развития физических качеств через игровую деятельность дошкольника"

План самообразованияИнструктора по физической культуре Чухаевой Юлии Юрьевны на тему: «Совершенствование двигательных навыков и ...

Информация на тему: «Формирование нравственных качеств дошкольника через различные виды музыкальной деятельности»

Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, – путь к формированию его нравственности. Отсюда вытекает основная задача: формирование хорошего в...

Обобщение опыта работы по теме самообразования «Формирование нравственных качеств дошкольников через экологическое воспитание»

Презентация  по теме самообразования "Формирование нравственных качеств дошкольников через экологическое воспитание"...