Сценарий интегрированного музыкального занятия «Балалайка – символ русской старины»
план-конспект занятия по музыке (старшая, подготовительная группа)

Губенко Наталья Николаевна

Сценарий праздника включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности детей. Подобран интересный и доступный информационный материал, направленный на расширение кругозора ребенка о русском народном инструменте.. Но главная цель праздника - воспитание любви дошкольников к русской музыкальной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_balalayki_mini-sayt.docx21.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                               ГБОУ Школа № 667   

                Сценарий праздника

«Балалайка – символ русской старины»

          старшая, подготовительная группы

                                             Музыкальный руководитель Губенко Н.Н.

Дети заходят спокойно в зал под звуки балалайки и рассаживаются на места.       

Муз.руководитель -  (Здоровается с детьми) Ребята, отгадайте загадку:

- Деревяшка, три струны натянутых, тонких,

Вы узнать ее должны – поет очень звонко!

Поскорее угадай-ка, что же это?  (Балалайка)  - показ слайда№ 1

Правильно! А что это такое – балалайка? (Музыкальный инструмент) Верно, и сегодня мы будем говорить о балалайке, играть с ней, прославлять этот замечательный инструмент!

Можете себе представить, что балалайка появилась так давно, что никто даже не знает точно, когда – может 400 лет назад, может 350. Известно только, что этот инструмент придумали крестьяне. А скоморохи с балалайками разъезжали по всей нашей огромной стране и, выступая на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют.

                  Просмотр слайда «Скоморохи»

 Но веселье продолжалось недолго -  царь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять далеко в ссылку.

Так и потерялась балалайка, только не совсем, так как время шло, царь умер, и балалайка снова зазвучала в деревнях, крестьяне опять стали музицировали на трехструнке.

      Просмотр слайда «Мужик с балалайкой» с прослушиванием музыки

Однажды, во время путешествия, молодой дворянин Василий Андреев  (показ слайда портрета Андреева)  услышал балалайку у своего крестьянина. Андреева поразило особенное звучания этого инструмента, и решил Василий Васильевич сделать из балалайки знаменитый инструмент.

Для начала сам потихоньку научился играть, потом задумал изменить, усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру, чтобы тот улучшил звучание инструмента. (показ слайда скрипичного мастера) Мастер же воспротивился и сказал, что балалайку ни за что делать не будет! Тогда Андреев достал старую балалайку, и так виртуозно исполнил народную песню, что мастер не устоял перед таким натиском и согласился. После долгой и трудной работы новая балалайка была изготовлена. Но как сделать, чтобы этот инструмент услышали все? А вот как: всем солдатам, проходящим военную службу стали выдаваться балалайки, (показ слайда солдата с балалайкой) и, уходя из армии, военные забирали инструмент с собой и привозили в свои деревни и села.

Проводится игра «Балалайка шла по кругу»: дети встают в круг, под музыку передают балалайку по кругу, с окончанием музыки у кого в руках оказался инструмент, тот пляшет.

Муз. руководитель - Таким образом, балалайка вновь стала одним из самых популярных инструментов в России. Ее звучание используют не только на концертах и праздниках, но и включают в мультфильмы.

                  Игра «Угадай мультфильм»

(По показу фрагментов, в которых есть балалайка, дети отгадывают название мультфильма)

Муз. руководитель - Василий Васильевич Андреев задумал изготовить семейство балалаек разных размеров: (показ слайдов балалаек разных размеров) пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра (показ слайда оркестра народных инструментов), который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. Давайте сейчас посмотрим, какие же инструменты играли в этом оркестре.

                 Проводится игра «Назови инструмент» (показ слайдов с народными инструментами,  дети называют их)

Муз. руководитель – Как вы думаете, кто управляет всеми музыкантами оркестра? (Дирижер)

                         Игра «Собери оркестр и стань дирижером»

Ведущий – А сейчас мы сами станем музыкантами оркестра народных инструментов. (Раздать инструменты всем детям)

              Исполняется музыка « Светит месяц» под аккомпанемент детского общего оркестра.        (Собрать инструменты, дети сели)

                                 –(Показ слайда с балалайкой)

Муз.руководитель -

Поиграй-ка, пострадай-ка, символ русской старины,
Балалайка, балалайка – немудреных три струны!
Разудала, бесшабашна, не даёт она скучать.
С балалаечкой не страшно горе горькое встречать.
Широка и непонятна, словно русская душа.
С балалаечкой приятно радоваться, грусть круша.
С балалаечкой не стыдно и в концертах выступать.
И порой ей так обидно «Иностранцам» уступать!
... Вот опять смеётся, плачет, перебором душу рвет,
В удали кручину прячет, а как за сердце берет!

Ребята, наш разговор о балалайке подошел к концу. Давайте всегда любить этот инструмент и прославлять его, как наш русский народный инструмент, как символ нашей культуры!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного музыкального занятия «Русский колокольчик»

Занятие рекомендовано для летей старшей группы. Цель занятия: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (музыкального и изобразительного....

Интегрированное музыкальное занятие "Балалайка"

Занятие рассказывает об истории пргоисхождения балалайки , о русских традициях....

Конспект интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе «Осень Петербурга в картинах художников из Русского музея и Эрмитажа, в картинах современных петербуржских художников» с использованием интерактивной доски.

Музыкальный руководитель Долгова А. Н.ГБДОУ детский сад №69 Приморский район город Санкт-ПетербургаИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие&r...

Конспект интегрированного музыкального занятия по теме: "Русский народный фольклор в жизни современных дошкольников"

На занятии использованы различные виды деятельности: игры - танцы, ритмические игры, коммуникативные игры направленные на развитие слухового восприятия, чувтва ритма и речевого творчества дошкольников...

Конспект интегрированного музыкального занятия в подготовительной к школе группе "Чудо балалайка"

Главная  воспитательная  задача: воспитывать  у  детей  чувство  уважения  к  искусству  своего  народа  и  гордость  за  него....

Сценарий по проведению творческой мастерской "Забавы русской старины" (народные игры на Пасху)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеУнэгэтэйский детский сад «Колосок»  МАСТЕРСКАЯ  «ДВИЖЕНИЕ» «ЗАБАВЫ русской старины»...