Конспект занятия по лепке в средней группе "Балалайка - символ русской культуры"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)
Цель. Познакомить детей с русским народным музыкальным инструментом - балалайкой. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с историей русского народного инструмента – балалайка.
- Учить детей отражать характерные особенности оформления балалайки по образцу (Городецкая роспись) в нетрадиционной технике – пластилинография.
- Совершенствовать речь детей, умение свободно высказывать свои мысли
- Закреплять основные приёмы пластилинографии отщипывание раскатывания, скатывания, сплющивание прилепливание, размазывание.
правильно пользоваться инструментом – стекой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balalayka.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по лепке в средней группе "Балалайка - символ русской культуры" (пластилинография)
Цель. Познакомить детей с русским народным музыкальным инструментом - балалайкой. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с историей русского народного инструмента – балалайка.
- Учить детей отражать характерные особенности оформления балалайки по образцу (Городецкая роспись) в нетрадиционной технике – пластилинография.
- Совершенствовать речь детей, умение свободно высказывать свои мысли
- Закреплять основные приёмы пластилинографии отщипывание раскатывания, скатывания, сплющивание прилепливание, размазывание.
правильно пользоваться инструментом – стекой.
Развивающие задачи:
- Развивать у детей чувство композиции, цвета, учить располагать элементы узора на поверхности предмета.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать эстетическое восприятие, воображение, мышление.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству
любовь к Родине и чувство уважения к русскому народу.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца
- Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.
Методические приемы: беседа, вопросы, художественное слово, рассказ, показ, рассматривание, объяснение, напоминание, подвижная игра, прослушивание аудиозаписи
Словарная работа: "Балакать", резонаторное отверстие, народный промысел.
Предварительная работа: чтение пословиц, поговорок, прослушивание музыкальных произведений, беседы с детьми, просмотр презентации «Музыкальные инструменты», рассматривание альбома "Городецкая роспись", сюжетных иллюстраций по теме «Русские народные музыкальные инструменты», дидактические игры.
Материалы, оборудование: Музыкальный инструмент балалайка, шаблон балалайки из картона, готовый образец, схема поэтапного выполнения работы, пластилин, салфетки для рук, аудиозаписи игра на балалайке.
Ход занятия
1.Вводная часть
Воспитатель:
Отгадайте загадку
Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У нее лишь три струны,
Но она любовь страны.
Выйдет Ваня за плетень
И сыграет "трень"да "брень" (Балалайка)
2.Основная часть.
Воспитатель: Правильно, молодцы догадались. Да, это балалайка - русский народный музыкальный инструмент. В современном виде балалайка стала музыкальным символом нашей России. Давайте его рассмотрим, (показ инструмента)
Балалайка сделана из дерева. Изготавливают ее чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем. Самая большая часть у балалайки называется корпус. А на какую фигуру похож корпус?
Дети: На треугольник
Воспитатель: Значит корпус какой?
Дети: Треугольный
У балалайки треугольный деревянный корпус. На корпусе имеется гриф, на котором располагаются три струны. В передней части корпуса находится резонаторное отверстие. Балалайка - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах.
Воспитатель: - А хотите узнать ,чем интересна балалайка? Тогда слушайте
Давным-давно жили бедные люди, их называли крестьяне, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляньях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент… балалайкой.
В старину трудно было найти дом, где бы не звучала балалайка: и в крестьянских избах, и в дворянских, и даже при царском дворце нашлось ей место. Секреты игры игры на балалайке передавались от отца к сыну. Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками. Балалайка так полюбилась людям, что многие великие композиторы стали сочинять свои произведения, в которых звучит балалайка. Давайте послушаем, как звучит балалайка.
(Слушание отрывка игры на балалайке)
Воспитатель: - Понравилась вам музыка? Какая она? (ответы детей)
Воспитатель: - Правильно: веселая, озорная. Что хочется делать под эту музыку? (ответы детей)
Воспитатель: - Верно, это плясовая музыка. Под балалайку люди плясали и пели. Давайте и мы с вам немного отдохнем.
Подвижная игра «Весёлая балалайка».
Дети передают балалайку по кругу и говорят слова: «Балалайка, балалайка, вместе с нами поиграй-ка, в чьих окажешься руках, с тем пустись в весёлый пляс». У кого в руках окажется балалайка после того, как проговорены слова, тот выходит в круг и пляшет, а следующий имитирует игру на балалайке, остальные хлопают в ладоши.
(Воспитатель предлагает детям сесть за столы на свои места, чтобы начать работу на столах у детей силуэты балалайки из картона )
Воспитатель: Сегодня мы будем украшать балалайку по мотивам городецкой росписи в технике - пластилинография.
(Объясняет последовательность выполнения работы)
Городецкий цветок.(купавка) Для этого вам нужно отщипнуть кусочек красного пластилина, скатать шарик расплющить его и положить на намеченное место на балалайке. Получается круг. Затем отщипнем пластилин оранжевого цвета и сделаем круг по - меньше и накладываем на красный, чуть выше. Вокруг красного круга к намеченному месту мы добавляем маленькие расплющенные шарики того же цвета.
Листочки. Скатать из зеленого пластилина колбаску, расплющить затем пальцем размазать и вытянуть кончик. Стекой процарапать жилочки.
В завершении работы делаем оживку - скатываем пластилин большим и указательным пальцем маленьких шариков и украшаем работы
Самостоятельная деятельность детей.
3.Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, вы все успешно справились с необычной пластилиновой росписью под Городец. Посмотрите на ваши балалайки, какие они красивые! Вы молодцы! (организация выставки работ)
А теперь, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?
Что вам больше всего понравилось на занятии?
Какое у вас сейчас настроение? Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по лепки в средней группе. «Ути – Ути».
Программные задачи: учить детей передавать в лепке характерные особенности утят: тело и голову в форме овала, широкий клюв и широкие плоские лапки; подводить к сюжетной лепке через совместное со...
Конспект занятия по лепке в средней группе. Конспект занятия по лепке в средней группе «Медвежонок»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...
Конспект занятия по лепке в средней группе. Тема недели «Зима». Лепка «Снежинка».
Учить детей делить пластилин на части, скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет....
Конспект спортивного досуга "Приобщение детей среднего возраста к русской культуре посредством народных игр"
Конспект спортивного досуга "приобщение детей среднего возраста к русской культуре посредством народных игр"...
Конспект занятия по «Лепке» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Декоративная рельефная лепка. Изразцы «Цветы-сердечки»
Конспект занятия по «Лепке»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Декоративная рельефная лепка. Изразцы «Цветы-сердечки» Доминирующая образовательная область: худ...
Конспект занятия по «Лепке» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Декоративная рельефная лепка. Изразцы «Цветы-сердечки»
Конспект занятия по «Лепке»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Декоративная рельефная лепка. Изразцы «Цветы-сердечки» Доминирующая образовательная область: худ...
Конспект занятия по «Лепке» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Сюжетная лепка «Муха-цокотуха» (коллективная композиция)»
Конспект занятия по «Лепке»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Сюжетная лепка «Муха-цокотуха» (коллективная композиция)» Доминирующая образовательная обл...