Конспект занятия по лепке в средней группе "Балалайка - символ русской культуры"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Паршина Светлана Михайловна

Цель.  Познакомить детей с русским народным музыкальным инструментом - балалайкой. Приобщать детей к истокам  русской народной культуры.

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с историей русского народного инструмента – балалайка.
  • Учить детей отражать характерные особенности оформления балалайки по образцу (Городецкая роспись) в нетрадиционной технике – пластилинография.
  • Совершенствовать речь детей, умение свободно высказывать свои мысли
  • Закреплять основные приёмы пластилинографии отщипывание раскатывания, скатывания, сплющивание прилепливание, размазывание.

            правильно пользоваться инструментом – стекой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balalayka.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по лепке в средней группе "Балалайка - символ русской культуры" (пластилинография)

Цель.  Познакомить детей с русским народным музыкальным инструментом - балалайкой. Приобщать детей к истокам  русской народной культуры.

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с историей русского народного инструмента – балалайка.
  • Учить детей отражать характерные особенности оформления балалайки по образцу (Городецкая роспись) в нетрадиционной технике – пластилинография.
  • Совершенствовать речь детей, умение свободно высказывать свои мысли
  • Закреплять основные приёмы пластилинографии отщипывание раскатывания, скатывания, сплющивание прилепливание, размазывание.

            правильно пользоваться инструментом – стекой.

 Развивающие задачи:

  • Развивать у детей чувство композиции, цвета, учить располагать элементы узора на поверхности предмета.
  • Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
  • Развивать эстетическое восприятие, воображение, мышление.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству

любовь к Родине и чувство уважения к русскому народу.

  • Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца
  • Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.

Методические приемы: беседа, вопросы, художественное слово, рассказ, показ, рассматривание, объяснение, напоминание, подвижная игра, прослушивание аудиозаписи

 Словарная работа: "Балакать", резонаторное отверстие, народный промысел.

Предварительная работа: чтение пословиц, поговорок, прослушивание музыкальных произведений, беседы с детьми, просмотр презентации «Музыкальные инструменты», рассматривание альбома  "Городецкая роспись", сюжетных иллюстраций по теме «Русские народные музыкальные инструменты», дидактические игры.

Материалы, оборудование: Музыкальный инструмент балалайка, шаблон балалайки  из картона, готовый образец, схема поэтапного выполнения  работы, пластилин, салфетки для рук, аудиозаписи игра на балалайке.

Ход занятия

1.Вводная часть

Воспитатель:

Отгадайте загадку

Всем известна на Руси,

Хоть кого о ней спроси!

У нее лишь три струны,

Но она любовь страны.

Выйдет Ваня за плетень

И сыграет "трень"да "брень" (Балалайка)

2.Основная часть.

Воспитатель: Правильно, молодцы догадались. Да, это балалайка - русский народный музыкальный инструмент. В современном виде  балалайка стала  музыкальным символом нашей России. Давайте его  рассмотрим, (показ инструмента)

Балалайка сделана из дерева. Изготавливают ее чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют  специальным клеем. Самая большая часть у балалайки называется корпус. А на какую фигуру похож корпус?

Дети: На треугольник

Воспитатель: Значит корпус какой?

Дети: Треугольный

У балалайки треугольный деревянный корпус. На корпусе имеется гриф, на котором располагаются  три струны. В передней части корпуса находится резонаторное отверстие. Балалайка - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах.

Воспитатель: - А хотите узнать ,чем интересна балалайка? Тогда слушайте

Давным-давно жили бедные люди, их называли  крестьяне, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляньях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент… балалайкой.

В старину трудно было найти дом, где бы не звучала балалайка: и в крестьянских избах, и в дворянских, и даже при царском дворце нашлось ей место. Секреты игры игры на балалайке передавались от отца к сыну. Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками. Балалайка так полюбилась людям, что многие великие композиторы стали сочинять свои произведения, в которых звучит балалайка. Давайте послушаем, как звучит балалайка.

(Слушание  отрывка  игры на балалайке)

Воспитатель: -  Понравилась вам музыка? Какая она? (ответы детей)

Воспитатель: - Правильно: веселая, озорная. Что хочется делать под эту музыку? (ответы детей)

Воспитатель: - Верно, это плясовая музыка. Под балалайку люди плясали и  пели. Давайте и мы с вам немного отдохнем.

Подвижная игра «Весёлая балалайка».

 Дети передают балалайку по кругу и говорят слова: «Балалайка, балалайка, вместе с нами поиграй-ка, в чьих окажешься руках, с тем пустись в весёлый пляс». У кого в руках окажется балалайка после того, как проговорены слова, тот выходит в круг и пляшет, а следующий имитирует игру на балалайке, остальные хлопают в ладоши.

(Воспитатель предлагает детям сесть за столы на свои места, чтобы начать работу на столах у детей силуэты балалайки из картона )

Воспитатель: Сегодня мы будем украшать балалайку по мотивам городецкой росписи в технике - пластилинография.

 (Объясняет последовательность выполнения работы)

Городецкий цветок.(купавка) Для этого вам нужно отщипнуть кусочек красного пластилина, скатать шарик расплющить его и положить на намеченное место на  балалайке. Получается круг. Затем отщипнем    пластилин  оранжевого цвета и сделаем круг  по - меньше и  накладываем на красный, чуть выше. Вокруг красного круга  к намеченному месту мы добавляем маленькие расплющенные шарики того же цвета.

Листочки. Скатать  из  зеленого пластилина колбаску, расплющить затем пальцем размазать и вытянуть кончик. Стекой процарапать жилочки.

В завершении работы делаем оживку - скатываем  пластилин большим и указательным пальцем маленьких шариков и украшаем работы

Самостоятельная деятельность детей.

3.Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, вы все успешно справились с  необычной пластилиновой росписью под Городец. Посмотрите на ваши балалайки, какие они красивые! Вы молодцы! (организация выставки работ)

А теперь, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?

Что вам больше всего понравилось на занятии?

Какое у вас сейчас настроение? Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лепки в средней группе. «Ути – Ути».

Программные задачи: учить детей передавать в лепке характерные особенности утят: тело и голову в форме овала, широкий клюв и широкие плоские лапки; подводить к сюжетной лепке через совместное со...

Конспект занятия по лепке в средней группе. Конспект занятия по лепке в средней группе «Медвежонок»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Конспект занятия по лепке в средней группе. Тема недели «Зима». Лепка «Снежинка».

Учить детей делить пластилин на части, скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет....

Конспект спортивного досуга "Приобщение детей среднего возраста к русской культуре посредством народных игр"

Конспект спортивного досуга "приобщение детей среднего возраста к русской культуре посредством народных игр"...

Конспект занятия по «Лепке» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Декоративная рельефная лепка. Изразцы «Цветы-сердечки»

Конспект занятия по «Лепке»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Декоративная рельефная лепка. Изразцы «Цветы-сердечки» Доминирующая образовательная область: худ...

Конспект занятия по «Лепке» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Декоративная рельефная лепка. Изразцы «Цветы-сердечки»

Конспект занятия по «Лепке»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Декоративная рельефная лепка. Изразцы «Цветы-сердечки» Доминирующая образовательная область: худ...

Конспект занятия по «Лепке» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Сюжетная лепка «Муха-цокотуха» (коллективная композиция)»

Конспект занятия по «Лепке»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Сюжетная лепка «Муха-цокотуха» (коллективная композиция)» Доминирующая образовательная обл...