Интегрированное музыкальное занятие "Балалайка"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
Занятие рассказывает об истории пргоисхождения балалайки , о русских традициях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyat_dlya_port_balalayka.docx | 17.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированное музыкальное занятие «Балалайка»
Подготовительная группа
Программное содержание.
-Пропагандировать русскую народную культуру, приобщать детей к ее традициям.
-Развивать творческие способности детей, творческое мышление.
-Закреплять навыки использования знакомых плясовых движений в свободной пляске.
-Продолжать работу по обогащения словаря детей новыми словами, терминами, понятиями: оркестр народных инструментов, корпус, гриф, колки.
-Закреплять умение петь дружно, передавая при исполнении песни ее шутливый характер
-Закреплять умения украшать городецким узором изделия(балалайку)
-Использовать в рисовании элементы росписи (бутон, цветок с узкими лепестками, листики, розан, купавка)
Материал и оборудование
Тонированная картонная заготовка «Балалайка». Кисти, краски, гуаш, стаканы с водой, салфетки. Образцы городецкой росписи.
Ход занятия
Под звучание русской народной песни «Ай, все кумушки домой» дети заходят в зал. Здороваются.
Муз.рук.: Какая веселая музыка встречает вас сегодня в зале. Инструмент звучит бойко, задиристо – так и хочется плясать.
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит!
А всего - то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай – ка!
Это наша…
Дети: Балалайка!
Муз. рук.: Правильно, балалайка. Людям от нее радость и потеха, знаменита она на весь мир, все знают, что балалайка – это русский инструмент.
Звенит ее голос по белу свету и Россию славит. А хотите, сказку расскажу про балалайку? Садитесь, слушайте.
-Жила красна девица на виду у честного народа. «Болтунья, пустозвонка» -говорили одни. «Людям от нее радость да потеха» - говорили другие. Давно этот слух про нее ходил. Стала красна девица жить поживать припеваючи да пританцовываючи. Дружбу с людьми водила веселыми – в хороводах, на гуляньях. И все бы так шло, да появилась у нее соперница счастливая, заморская – гитара семиструнная. Забывать стали люди потихоньку хохотунью нашу. Все больше по душе им приходилась нежная задумчивая гитара. Была бы сказка грустная, кабы конец хороший не вышел. Давно ли, недавно ли, а сто с лишним лет минуло, обьявился добрый молодец. Приметил нашу девицу и полюбил ее. Пришел к мастеру – умельцу столичному, питербургскому. Сшей, говорит, платье новое, нарядное, но по старому образцу – треугольному. И голос укрепи. И стала наша девица с тех пор знаменитой И сольно выступает и в ансамбле ее почитают, и в оркестре не забывают, и и композиторы для нее сочиняют. Вот и сказочке конец!
А у меня к вам вопрос: как звали, величали добра молодца, который простонародному инструменту дал новую жизнь?(Василий Васильевич Андреев). Спасибо ему за это, а еще за первый оркестр народных инструментов(Берет в руки балалайку и показывает ее детям). Посмотрите, какая красавица! Вот треугольный корпус, вот длинный гриф с ладами, три струны, колки.(Дети рассматривают инструмент)
Балалайка, забавляй, с ребятишками играй!
( под русскую народную песню проводится «Игра с балалайкой». Дети стоят в кругу, один ребенок держит балалайку, под мелодию запева дети передают балалайку друг другу по кругу: на счет «раз» каждого такта ребенок с балалайкой, слегка присев и немного повернувшись вправо, протягивает инструмент соседу, тот его принимает и передает следующему. На мелодию припева ребенок, получивший балалайку на последнем такте запева, выходит в центр круга и «играет» на ней – остальные дети пляшут. С окончанием музыки ведущий произносит: Балалайка не играет, все на месте замирают». Дети замирают в любой танцевальной позе, Ведущий выбирает самую красивую позу и вручает ребенку, изобразившему ее, балалайку. Игра начинается сначала.
Дети (по очереди): Три струны всего у балалайки,
Но широк ее размах большой,
Взмах руки, и пролетают чайки
С набежавшей песенной волной.
-Парень укорачивает струны,
Прижимает крепко их к ладам,
И плывет напев простой и юный
По окрестным паркам и садам.
-Слушаю его – и молодею,
Прохожу по саду налегке, Все – то видно, знает и умеет
Парень с балалайкою в руке.
-Дай и мне к струне моей певучей
Прикоснутся медленно рукой,
Может, прозвучит еще получше
Песенка, придуманная мной. (В. Саянов)
Муз.рук,: Придумать песню нелегко! Но вы справитесь с этим заданием. Поиграем в композиторов. Предлагаю вам сочинить небольшие мелодии, используя отдельные слоги: «трень», «плим», «брень», «ля – ля». (Дети сочиняют мелодии – веселые или грустные. Перед каждым исполнением муз. руководитель задает соответствующее трезвучие – мажорное или минорное). Молодцы наши ребята! Настоящие композиторы. На балалайке можно исполнять не только задарные плясовые мелодии, но и задушевные, лирические, нежные. ( Показывает иллюстрацию Ю. Васнецова к русской народной песне «Лебедушка»)
-Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет,
Белым крылышком помахивает,
На цветы водичку стряхивает.
Назовите знакомые вам музыкальные произведения в исполнении балалайки и оркестра народных инструментов, где музыкальными средствами изображены плавные, нежные движения лебедя (Русская народная песня «Лебедушка») Кто из девочек сможет выразить настроение этой музыки в движении?
Девочки «лебеди» исполняют танец импровизацию. Затем муз. руководитель исполняет вступление к песне «Чудо – балалайка» муз. и слова З. Роот
Муз. рук.: Вступление к какой песне я сыграла? Как ее нужно исполнять? (Вступление к песне «Чудо балалайка». Петь ее нужно весело и шутливо.)
Дети исполняют песню «Чудо – балалайка»
Балалаечка играет и плясать вас приглашает!
Дети исполняют свободную пляску под русскую народную песню «Я с комариком плясала», используя знакомые движения народного танца.
В зал заходит домовенок Кузя.
Ой, ребята, к нам гость пожаловал! К нам Кузя пришел(Кузе) Как поживаешь? Где бываешь?
Кузя:Я сегодня на базаре побывал
И друзьям в подарок балалайки покупал.
Для Нафани, Бабки Ежки,
Для хорошеньких матрешек,
Для девчонок – хохотушек
И для сказочниц старушек.
Только жаль, мои подарочки,
Развеселые балалаечки,
Без цветочка и листочка,
Без красивого завиточка.
Муз. рук.: Будем Кузеньку выручать – балалаечки украшать! (Дети украшают уголки балалаек в технике «Городец» под негромкое звучание музыки) Посмотрим, что у нас получилось! (Все рассматривают работы. Кузя рассуждает, какие балалайки подарить и кому, а какую балалайку себе оставить.
Кузя: Балалаечка – игрушка,
Ты играй, моя подружка!
Есть и струны, и колки,
И в цветочках уголки!
Спасибо вам, ребята! Побегу друзей порадую (уходит)
Муз.рук.: Сегодня на нашем занятии прозвучало много стихов, посвященных балалайке. Закончить занятие мне тоже хочется стихами.
Пронесите любовь сквозь года
К балалаечке, русской красавице!
Пусть звучанье трех струн навсегда
В вашей памяти, дети, останется!
Загрустите – она опечалится,
Станет весело – радостно ей!
Пусть звучит, пусть поет и не старится
Для всех добрых на свете людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста."
Методическая разработка по теме:"Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста." А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет ва...
Методическая разработка "Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста"
Значение игры в жизни ребёнка, сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр; основные элементы дидактических игр,организация и проведение их в ДОУ....
Проект на тему "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ
Музыкально-дидактические игры известны давно, их необходимость и эффективность многократно подтверждена на практике специалистами. Теоретически, работа с музыкально дидактическими играми в ДОУ строитс...
Интегрированное музыкальное занятие в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие к музыкальным гномикам»
Цель: обогатить детей новой информацией о музыкальной грамоте; развить познавательный интерес, любовь к творчеству, самостоятельности, развивать творческое воображение, используя музыкально - ритмичес...
«Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»
«Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»...
Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»...