Конспект интегрированного музыкального занятия в подготовительной к школе группе "Чудо балалайка"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Васильева Оксана Павловна

Главная  воспитательная  задача: воспитывать  у  детей  чувство  уважения  к  искусству  своего  народа  и  гордость  за  него.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Балалайка»

Интегрированное  занятие  

для  детей  подготовительной  к  школе  группы.

C:\Users\Oksana\Desktop\балалайка.jpg

Подготовила

Васильева  Оксана  Павловна

Музыкальный  руководитель

МОУ детский  сад № 257

Тракторозаводского  района

города  Волгограда

2018 год

Цель: Пропагандировать  русскую  национальную  культуру и  её  традиции,        

           посредством  образовательных  областей.

Задачи:

Образовательные: - Учить  воспринимать  выразительное  чтение  взрослым  

                                  стихотворения.

                                - Продолжать  работу  по  обогащению  словаря  детей  

                                  новыми  словами, терминами, понятиями: оркестр  

                                  народных  инструментов, корпус, гриф, колки.

Развивающие: - Развивать  творческие  способности  и мышление детей.

                          - Закреплять  навык  использования  знакомых  плясовых  

                            движений  в  свободной  пляске.

                          - Закреплять  умение  петь  дружно, передавая  при  

                            исполнении  песни  её  шутливый характер.

                         - Развивать  потребность  в  сознательной  творческой  

                            деятельности.

                         - Закреплять  умение  украшать  городецким  узором   изделия

                            (балалайку)

                          - Использовать  в  рисовании  элементы  росписи (бутон,

                            цветок  с  узкими  лепестками, листики, розан, купавка)

Воспитательные: - Воспитывать  чувство  уважения  к  искусству  своего  

                                народа  и  гордость  за  него.

Материал  и  оборудование: -  Мультимедийное оборудование.

                                                    - Тонированная  картонная  заготовка                    

                                                   «Балалайка». Кисти, краски, гуашь, стаканы  с  

                                                   водой, салфетки. Образцы  городецкой      

                                                   росписи.

Ход  занятия.

На экране слайд №1

Под  звучание  в  записи  русской  народной  песни

«Ай, кумушки, все  домой!»  дети  заходят  в  зал, здороваются.

Музыкальный  руководитель: Какая  весёлая музыка  встречает  нас  

                                                        сегодня  в  зале! Инструмент  звучит  бойко,

                                                        задиристо – так  и  хочется  плясать!

                     Ой, звенит  она, звенит,

                     Всех  игрою  веселит!

                     А  всего – то  три  струны

                     Ей  для  музыки  нужны.

                     Кто  такая? Отгадай-ка!

                     Это  наша…

Дети: Балалайка!              

                               (З.Петрова)

Слайд №2

C:\Users\Прогимназия\Desktop\Оксана\214.jpg

М.Р.: Правильно, балалайка! Людям  от  неё  радость, потеха, знаменита  она  

          на  весь  мир. Все  знают, что  балалайка – это  русский  инструмент!  

          Звенит  её  голосок  по  белу  свету  и  Россию  славит! А  хотите,

          сказку  расскажу  вам  про  русскую  балалайку? Садитесь  поудобнее  

          и  слушайте…

          Жила  красна  девица  на  виду  у  честного  народа. «Болтунья,

          пустозвонка» - говорили  одни. «Людям  от  неё  радость  да  потеха» -

          говорили  другие. Давно  ли  то было, недавно  ли, а  ещё  при  царе  

          Петре  Великом  о  ней  слух  ходил. Стала  красна  девица  жить-

          поживать  припеваючи  до  пританцовываючи. Дружбу  водила  с  

          людьми  весёлыми – в  хороводах, на  гуляньях. М  всё  бы  шло  так, да  

          появилась  у  ней  соперница  счастливая, заморская – гитара  

          семиструнная. Забывать  стали  люди  потихоньку  хохотунью  нашу.

          Всё  больше  по  душе  им  приходилась  нежная  задумчивая  гитара.

          Была  бы  сказка  грустная, кабы  конец  хороший  не  вышел. Давно  

          ли, недавно  ли, а  сто  с  лишним  лет  минуло, объявился  добрый  

          молодец. Приметил  нашу  девицу  и  полюбил  любовью  великой.

          Пришёл  к  мастеру –умельцу  столичному, петербургскому. Сшей,

          говорит, платье  новое, нарядное, но  по  старому  образцу –

          треугольному. И  голос  укрепи. И  стала  наша  девица  с  тех  пор  

          знаменитой. И  сольно  выступает, и  в  ансамбле  её  почитают, и  в

          оркестре  не  забывают, и  композиторы  для  неё  сочиняют. Вот  и  

          сказочке  конец.

          Ребята, а  доброго  молодца, который  простонародному  инструменту

          дал  новую  жизнь, звали  Василий  Васильевич  Андреев.

Слайд №3

C:\Users\Прогимназия\Desktop\Оксана\img11.jpg

           Спасибо  ему  за  это, а  ещё  за  первый  оркестр  народных  

           инструментов!

Слайд №4

C:\Users\Прогимназия\Desktop\Оксана\img11 (1).jpg

          (берёт  балалайку  и  показывает  её  детям)

          Посмотрите, какая  красавица! Вот  треугольный  корпус, вот  длинный  

          гриф  с  ладами, три  струны, колки.

          (дети  рассматривают  инструмент, а  музыкальный  руководитель  

          читает  стихотворение  В.Саянова).

          Три  струны  всего  у  балалайки,

          Но  широк  её  размах  большой

          Взмах  руки, и  пролетают  чайки

          С  набежавшей  песенной  волной.

         Парень  укорачивает  струны

         Прижимает  крепко  их  к  ладам.

         И  плывёт  напев  простой  и  юный

         По  окрестным  паркам  и  садам.

        Слушаю  его  и  молодею,

        Прохожу  по  саду  налегке.

        Всё-то, видно, знает  и  умеет

        Парень  с  балалайкою  в  руке.

       Дай  и  мне  к  струне  твоей  певучей

       Прикоснуться   медленно  рукой,

       Может, прозвучит  ещё  получше

       Песенка, придуманная  мной.

М.Р.: Придумать  песню  нелегко! Но  вы  справитесь  с  этим  заданием!.

          Давайте  с  вами  сейчас  поиграем  в  композиторов. Предлагаю  вам  

          сочинить  небольшие  мелодии, используя  отдельные  слоги: «трень»,  

          «брень», «ля-ля».

          (Дети  сочиняют  мелодии – весёлые  или  грустные. Перед  каждым  

           исполнением  музыкальный  руководитель  задаёт  соответствующее  

           трезвучие – мажорное  или  минорное).

           Молодцы  наши  ребята! Настоящие  композиторы! На  балалайке  

           можно  исполнять  не  только  задорные  плясовые  мелодии, но  и  

           задушевные, лирические, нежные.

           (показыкает  иллюстрацию  Ю.Васнецова  к  русской  народной  песне

           «Лебёдушка»)

Слайд №5

C:\Users\Прогимназия\Desktop\Оксана\8.jpg

           Вдоль  по  реченьке  лебёдушка  плывёт,

           Выше  бережка  головушку  несёт.

           Белым  крылышком  помахивает,

           На  цветы  водичку  стряхивает.

          Ребята! А  я  знаю  песню, которая  так  и  называется  «Лебёдушка».              

          Давайте  её  послушаем.

          (Дети  слушают  русскую  народную  песню  «Лебёдушка»).

          Слушая  это  произведение, мы  видим, как  музыкальными  средствами    

          изображены  плавные, нежные  движения  лебедя. Давайте  и  наши  

          девочки   сейчас  превратятся  в  Лебёдушек. Выходите, «лебёдушки»!

          (дети  ещё  раз  слушают  песню, а  девочки  исполняют  танец -  

          импровизацию).

М.Р.: Сейчас  балалайка  показала  нам, как  на  ней  можно  исполнять  

          плавные, задушевные  мелодии.  А  ведь  балалайка  может  быть  ещё  

          и  весёлой, и  шутливой. Я  знаю  одну  замечательную  песенку  «Чудо

          – балалайка». Написала  эту  песню   З.Роот. Давайте   мы  с  вами  

          сейчас  попробуем  её  исполнить.

         Балалаечка  играет –

         Песню  спеть  нас  приглашает.

       (Вместе  с  музыкальным  руководителем   дети  слушают  куплет  

       песни, а  припев  поют  вместе).

М.Р.: Ой, ребята, Петрушка  услышал  нашу  песню  и решил  придти  к  нам  

          в  гости.

          (заходит  Петрушка)

          К  нам  Петрушка  пришёл! Хорошо, что  время  для  нас  нашёл!

          (Петрушке)

          Как  поживаешь? Где  бываешь?

Петрушка: Я  сегодня  на  базаре  побывал

                     И  друзьям  в  подарок  балалайки  покупал.

                     Для  девчонок - хохотушек

                     И  для  сказочниц – старушек.

                     Только  жаль, мои  подарочки,

                     Развесёлые  балалаечки

                     Без  цветочка  и  листочка,

                     Без  красивого  завиточка.

М.Р.: Будем  Петрушку  выручать – балалаечки  украшать.

Слайд №6

C:\Users\Прогимназия\Desktop\Оксана\700-nw.jpg

          (дети  украшают  уголки  балалаечек  в технике  «Городец  под  

          негромкое  звучание  музыки)

          Посмотрим, что  у  нас  получилось!

          (Все  рассматривают  работы, обмениваются  впечатлениями).

Петрушка: Балалаечка – подружка,

                     Ты  играй  моя  подружка!

                     Есть  и  струны, и  колки,

                     И  в  цветочках  уголки!       (Э.Котляр)

                    Спасибо  вам, ребята! Побегу, друзей  порадую!

                    (уходит)

М.Р.: Ребята, такие  красивые  балалаечки  вы  сегодня  изготовили. Ну  как  

          же  нам  не  поиграть?

          Балалайка, забавляй,

          С  ребятишками  играй!

         Под  русскую  народную  песню  «Калинка»  проводится  «Игра  с  

         балалайкой» (автор  С.Захарова)

Слайд №7

C:\Users\Прогимназия\Desktop\Оксана\20397_6123c47a7f62c49c0ee20e9102ce0d2a.jpg

         Дети  стоят  по  кругу, один  ребёнок  держит  балалайку. Под  мелодию  

         запева  дети  передают  балалайку  друг  другу: на  счёт «раз»  каждого  

         такта  ребёнок  с  балалайкой, слегка  присев  и  немного  повернувшись  

         вправо, протягивает  инструмент  соседу, тот  его  принимает  и  

         передаёт  следующему. На  мелодию  припева  ребёнок, получивший  

         балалайку  на  последнем  такте  запева, выходит  в  центр  круга  и  

         «играет»  на  ней – остальные  дети  свободно  пляшут. С  окончанием  

         музыки  ведущий  произносит: «Балалайка  не  играет, все  на  месте  

         замирают!» дети  замирают  в  любой  танцевальной  позе. Ведущий  

         выбирает  самую  красивую  позу  и  вручает  ребёнку, изобразившему  

         её, балалайку. Игра  начинается  сначала.

М.Р.: Ребята, сегодня  на  нашем  занятии  прозвучало  много  музыки  в  

          исполнении  балалайки, русская  песня  про  балалайку, стихов,

          посвящённых  балалайке. Закончить  занятие  мне  тоже  хочется  

          стихами.

         Пронесите  любовь  сквозь  года

         К  балалаечке, русской  красавице!

         Пусть  звучанье  трёх  струн  навсегда

         В  Вашей  памяти, дети, останется!

         Загрустите – она  опечалится,

         Станет  весело – радостно  ей!

         Пусть  звучит, пусть  поёт  и  не  старится

         Для  всех  добрых  на  свете  людей!

         

             

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного физкультурного занятия в подготовительной к школе группе

Интеграция образовательных областей: физическое и речевое развитие. Воспитание желания и умения слушать художественное произведение, следить за развитием действия;- Совершенствовать технику основ...

ИНТЕГРИРОВАННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ в подготовительной к школе группе « ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВАЛЬСА»

Занятие направленно на развитие эмоциональной сферы ребенка посредством интеграции музыкальной и художественно творческой областей....

Конспект комплексного музыкального занятия для подготовительной к школе группы «Сказка в музыке живёт»

Познакомить детей с творчеством выдающегося русского композитора М. П. Мусоргского, пробудить интерес к серьёзной музыке; устное и графическое иллюстрирование прослушанного произведения....

Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной к школе группе тема "Путешествие по музыкальной планете"

Цель данного занятия-развитие и обогащение музыкально-интеллектуального кругозора детей, воспитание интереса к различным культурам мира....

Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной к школе группе "Необычное путешествие"

Необычный гость приходит к ребятам на музыкальное занятие и приглашает их в путешествие. На пути им встречается много препятствий и заданий....

Конспект интегрированного итогового занятия в подготовительной к школе группе «Белоснежка и семь гномов»

Интегрированное итоговое занятие в подготовительной к школе группе «Белоснежка и семь гномов»...