Конспект интегрированного музыкального занятия в подготовительной к школе группе "Чудо балалайка"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
Главная воспитательная задача: воспитывать у детей чувство уважения к искусству своего народа и гордость за него.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированное музыкальное занятие для детей подготовительной к школе группе | 744.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Балалайка»
Интегрированное занятие
для детей подготовительной к школе группы.
Подготовила
Васильева Оксана Павловна
Музыкальный руководитель
МОУ детский сад № 257
Тракторозаводского района
города Волгограда
2018 год
Цель: Пропагандировать русскую национальную культуру и её традиции,
посредством образовательных областей.
Задачи:
Образовательные: - Учить воспринимать выразительное чтение взрослым
стихотворения.
- Продолжать работу по обогащению словаря детей
новыми словами, терминами, понятиями: оркестр
народных инструментов, корпус, гриф, колки.
Развивающие: - Развивать творческие способности и мышление детей.
- Закреплять навык использования знакомых плясовых
движений в свободной пляске.
- Закреплять умение петь дружно, передавая при
исполнении песни её шутливый характер.
- Развивать потребность в сознательной творческой
деятельности.
- Закреплять умение украшать городецким узором изделия
(балалайку)
- Использовать в рисовании элементы росписи (бутон,
цветок с узкими лепестками, листики, розан, купавка)
Воспитательные: - Воспитывать чувство уважения к искусству своего
народа и гордость за него.
Материал и оборудование: - Мультимедийное оборудование.
- Тонированная картонная заготовка
«Балалайка». Кисти, краски, гуашь, стаканы с
водой, салфетки. Образцы городецкой
росписи.
Ход занятия.
На экране слайд №1
Под звучание в записи русской народной песни
«Ай, кумушки, все домой!» дети заходят в зал, здороваются.
Музыкальный руководитель: Какая весёлая музыка встречает нас
сегодня в зале! Инструмент звучит бойко,
задиристо – так и хочется плясать!
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит!
А всего – то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка!
Это наша…
Дети: Балалайка!
(З.Петрова)
Слайд №2
М.Р.: Правильно, балалайка! Людям от неё радость, потеха, знаменита она
на весь мир. Все знают, что балалайка – это русский инструмент!
Звенит её голосок по белу свету и Россию славит! А хотите,
сказку расскажу вам про русскую балалайку? Садитесь поудобнее
и слушайте…
Жила красна девица на виду у честного народа. «Болтунья,
пустозвонка» - говорили одни. «Людям от неё радость да потеха» -
говорили другие. Давно ли то было, недавно ли, а ещё при царе
Петре Великом о ней слух ходил. Стала красна девица жить-
поживать припеваючи до пританцовываючи. Дружбу водила с
людьми весёлыми – в хороводах, на гуляньях. М всё бы шло так, да
появилась у ней соперница счастливая, заморская – гитара
семиструнная. Забывать стали люди потихоньку хохотунью нашу.
Всё больше по душе им приходилась нежная задумчивая гитара.
Была бы сказка грустная, кабы конец хороший не вышел. Давно
ли, недавно ли, а сто с лишним лет минуло, объявился добрый
молодец. Приметил нашу девицу и полюбил любовью великой.
Пришёл к мастеру –умельцу столичному, петербургскому. Сшей,
говорит, платье новое, нарядное, но по старому образцу –
треугольному. И голос укрепи. И стала наша девица с тех пор
знаменитой. И сольно выступает, и в ансамбле её почитают, и в
оркестре не забывают, и композиторы для неё сочиняют. Вот и
сказочке конец.
Ребята, а доброго молодца, который простонародному инструменту
дал новую жизнь, звали Василий Васильевич Андреев.
Слайд №3
Спасибо ему за это, а ещё за первый оркестр народных
инструментов!
Слайд №4
(берёт балалайку и показывает её детям)
Посмотрите, какая красавица! Вот треугольный корпус, вот длинный
гриф с ладами, три струны, колки.
(дети рассматривают инструмент, а музыкальный руководитель
читает стихотворение В.Саянова).
Три струны всего у балалайки,
Но широк её размах большой
Взмах руки, и пролетают чайки
С набежавшей песенной волной.
Парень укорачивает струны
Прижимает крепко их к ладам.
И плывёт напев простой и юный
По окрестным паркам и садам.
Слушаю его и молодею,
Прохожу по саду налегке.
Всё-то, видно, знает и умеет
Парень с балалайкою в руке.
Дай и мне к струне твоей певучей
Прикоснуться медленно рукой,
Может, прозвучит ещё получше
Песенка, придуманная мной.
М.Р.: Придумать песню нелегко! Но вы справитесь с этим заданием!.
Давайте с вами сейчас поиграем в композиторов. Предлагаю вам
сочинить небольшие мелодии, используя отдельные слоги: «трень»,
«брень», «ля-ля».
(Дети сочиняют мелодии – весёлые или грустные. Перед каждым
исполнением музыкальный руководитель задаёт соответствующее
трезвучие – мажорное или минорное).
Молодцы наши ребята! Настоящие композиторы! На балалайке
можно исполнять не только задорные плясовые мелодии, но и
задушевные, лирические, нежные.
(показыкает иллюстрацию Ю.Васнецова к русской народной песне
«Лебёдушка»)
Слайд №5
Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водичку стряхивает.
Ребята! А я знаю песню, которая так и называется «Лебёдушка».
Давайте её послушаем.
(Дети слушают русскую народную песню «Лебёдушка»).
Слушая это произведение, мы видим, как музыкальными средствами
изображены плавные, нежные движения лебедя. Давайте и наши
девочки сейчас превратятся в Лебёдушек. Выходите, «лебёдушки»!
(дети ещё раз слушают песню, а девочки исполняют танец -
импровизацию).
М.Р.: Сейчас балалайка показала нам, как на ней можно исполнять
плавные, задушевные мелодии. А ведь балалайка может быть ещё
и весёлой, и шутливой. Я знаю одну замечательную песенку «Чудо
– балалайка». Написала эту песню З.Роот. Давайте мы с вами
сейчас попробуем её исполнить.
Балалаечка играет –
Песню спеть нас приглашает.
(Вместе с музыкальным руководителем дети слушают куплет
песни, а припев поют вместе).
М.Р.: Ой, ребята, Петрушка услышал нашу песню и решил придти к нам
в гости.
(заходит Петрушка)
К нам Петрушка пришёл! Хорошо, что время для нас нашёл!
(Петрушке)
Как поживаешь? Где бываешь?
Петрушка: Я сегодня на базаре побывал
И друзьям в подарок балалайки покупал.
Для девчонок - хохотушек
И для сказочниц – старушек.
Только жаль, мои подарочки,
Развесёлые балалаечки
Без цветочка и листочка,
Без красивого завиточка.
М.Р.: Будем Петрушку выручать – балалаечки украшать.
Слайд №6
(дети украшают уголки балалаечек в технике «Городец под
негромкое звучание музыки)
Посмотрим, что у нас получилось!
(Все рассматривают работы, обмениваются впечатлениями).
Петрушка: Балалаечка – подружка,
Ты играй моя подружка!
Есть и струны, и колки,
И в цветочках уголки! (Э.Котляр)
Спасибо вам, ребята! Побегу, друзей порадую!
(уходит)
М.Р.: Ребята, такие красивые балалаечки вы сегодня изготовили. Ну как
же нам не поиграть?
Балалайка, забавляй,
С ребятишками играй!
Под русскую народную песню «Калинка» проводится «Игра с
балалайкой» (автор С.Захарова)
Слайд №7
Дети стоят по кругу, один ребёнок держит балалайку. Под мелодию
запева дети передают балалайку друг другу: на счёт «раз» каждого
такта ребёнок с балалайкой, слегка присев и немного повернувшись
вправо, протягивает инструмент соседу, тот его принимает и
передаёт следующему. На мелодию припева ребёнок, получивший
балалайку на последнем такте запева, выходит в центр круга и
«играет» на ней – остальные дети свободно пляшут. С окончанием
музыки ведущий произносит: «Балалайка не играет, все на месте
замирают!» дети замирают в любой танцевальной позе. Ведущий
выбирает самую красивую позу и вручает ребёнку, изобразившему
её, балалайку. Игра начинается сначала.
М.Р.: Ребята, сегодня на нашем занятии прозвучало много музыки в
исполнении балалайки, русская песня про балалайку, стихов,
посвящённых балалайке. Закончить занятие мне тоже хочется
стихами.
Пронесите любовь сквозь года
К балалаечке, русской красавице!
Пусть звучанье трёх струн навсегда
В Вашей памяти, дети, останется!
Загрустите – она опечалится,
Станет весело – радостно ей!
Пусть звучит, пусть поёт и не старится
Для всех добрых на свете людей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного физкультурного занятия в подготовительной к школе группе
Интеграция образовательных областей: физическое и речевое развитие. Воспитание желания и умения слушать художественное произведение, следить за развитием действия;- Совершенствовать технику основ...
ИНТЕГРИРОВАННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ в подготовительной к школе группе « ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВАЛЬСА»
Занятие направленно на развитие эмоциональной сферы ребенка посредством интеграции музыкальной и художественно творческой областей....
Конспект комплексного музыкального занятия для подготовительной к школе группы «Сказка в музыке живёт»
Познакомить детей с творчеством выдающегося русского композитора М. П. Мусоргского, пробудить интерес к серьёзной музыке; устное и графическое иллюстрирование прослушанного произведения....
Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной к школе группе тема "Путешествие по музыкальной планете"
Цель данного занятия-развитие и обогащение музыкально-интеллектуального кругозора детей, воспитание интереса к различным культурам мира....
Конспект интегрированного игрового занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности "Загадки Деда Мороза"
Обобщение систематизация знаний детей по теме "Зима. Признаки зимы"...
Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной к школе группе "Необычное путешествие"
Необычный гость приходит к ребятам на музыкальное занятие и приглашает их в путешествие. На пути им встречается много препятствий и заданий....
Конспект интегрированного итогового занятия в подготовительной к школе группе «Белоснежка и семь гномов»
Интегрированное итоговое занятие в подготовительной к школе группе «Белоснежка и семь гномов»...