Конспект ОД "Радуга звуков"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Конспект ОД "Радуга звуков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_raduga_zvukov.docx21.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                         Конспект

образовательной деятельности 

«Радуга звуков»

в рамках проекта «Музыкальная палитра»

для детей подготовительной группы.

Область «Художественно-эстетическое развитие»

     

       подготовила:

Назарова Марина Николаевна

2021 г.

Ход ОД:

Цель: Создание условий для развития музыкальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

  1. Продолжать закреплять умение выполнять разнообразные движения в соответствии с характером музыки.
  2. Закреплять умение выкладывать на магнитной доске ритмические формулы, проговаривать их, прохлопывать, играть на музыкальных инструментах.
  3. Формировать основы музыкальной культуры у детей подготовительной группы, эмоциональную отзывчивость и устойчивый интерес к музыке зарубежных композиторов.
  4. Учить слышать в произведении динамику, темп, определять характер.
  5. Расширять музыкальные впечатления детей.
  6. Закреплять знания детей о средствах музыкальной выразительности – темпе, ритме, высоте звуков, динамике, ладе.
  7. Продолжать знакомить детей с основами нотной грамоты.

Развивающие:

  1. Развивать музыкальный вкус.
  2. Развивать песенное творчество, побуждать детей к творческой активности.
  3. Развивать детскую творческую инициативу.
  4. Побуждать к активным самостоятельным действиям.
  5. Развивать умение работать в коллективе.
  6. Развивать образную речь

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к классической музыке.
  2. Воспитывать личностные качества, инициативность, активность, креативность.
  3. Воспитывать культуру поведения на занятиях.
  4. Воспитывать уважительное отношение к партнеру.

Зал оформлен изображением нотного стана, скрипичного ключа и цветных ноток. Звучит музыка «Волшебные сны» из кинофильма «Дорога добра». Дети старшей группы, вместе с воспитателем входят в зал и встают полукругом у центральной стены.

М.Р.: Здравствуйте, мои друзья!

Дети: Здравствуйте!

М. Р.: А теперь, поздороваемся по музыкальному. Сначала я вас поприветствую, а потом вы мне ответите. Сначала споем в мажоре. А потом в миноре.

М.Р.: А еще я хочу научить вас, здороваться по-особенному, с помощью «Звучащих жестов». Наше тело – это тоже музыкальный инструмент. Ведь мы умеем петь, хлопать, топать, шептать – то есть издаем разные звуки. Я придумала для вас вот такую интересную игру. Сейчас мы станем исследователями, то есть будем, как ученые искать «звуки своего тела». Для этого нужно встать в круг и выполнять предложенные движения.

Проводится авторская игра-исследование «Звуки нашего тела»

Все наше тело – тоже инструмент, (выполняем «пружинки»)

Мы на нем играем и не замечаем:

Что наши ладошки - хлопают, как ложки, (хлопаем)

А наш животик – звучит как барабан, (хлопаем по животу)

Наши губки – бренчат, как звоночки, («бренчим» пальчиком по губам)

А коленки – словно молоточки. (хлопаем по коленкам)

По щечкам ударяем, на барабанчиках играем, (хлопаем по щекам)

Наши ноги зашагали, (топаем ногами)

Музыкантами мы стали! (кланяемся)

М.Р.: Ребята, посмотрите на экран, что вы видите?

Дети: Радугу.

М.Р.: А из скольких цветов состоит радуга. (из семи) Назовите мне эти цвета. Дети: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

М.Р.: А вы знаете, сколько нот у музыки? Тоже семь!

Ровно семь цветов у радуги.
А у музыки – семь нот.
На земле для нашей радости.
Вечно музыка живёт!

Ребята, а вы знаете, что и музыка быть такой же красочной, как радуга? У музыки особенные краски -

Их нельзя увидеть, не возьмешь их в руки.

Можно только слышать. Что же это?

Дети: Звуки!

М.Р.: Музыкальные звуки бывают вокальные – голос певца, певицы и инструментальные – их издает музыкальный инструмент.

Вы знаете, что музыкальные звуки могут быть громкими и тихими, высокими и низкими, длинными и короткими, звонкими и нежными. (Музыкальный руководитель исполняет на инструменте громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Можно использовать барабан, металлофон, колокольчик, ложки и т.д.)

Благодаря таким краскам музыка всегда красочная, как радуга. А если музыкальные звуки красиво сочетаются друг с другом, или как говорят музыканты - «живут в ладу», то получается прекрасная музыка, которая раскрашивает разными красками нашу жизнь. Она влияет на наше настроение, делает нас лучше, умнее, добрее.

Ребята, предлагаю отправиться в Страну Музыки, а поможет нам в этом радужная карусель.

Музыкально-ритмические движения

Упражнение «Марш, прямой галоп и бег»

Возьмемся за петли левой рукой и раскрутим нашу карусель. Сначала карусель будет крутится медленно, мы будем маршировать, затем она начнет разгоняться - перейдем на галоп. А чтобы карусель еще быстрее закружилась, перейдем на легкий бег. А чтобы остановить карусель мы снова будем маршировать и когда музыка закончится остановимся. Внимательно слушайте музыку – она вам подскажет, когда нужно переходить к следующему движению! А теперь скажем волшебные слова «Карусель, крутись, путешествие начнись!»

Молодцы, вы очень внимательно слушали музыку и правильно выполняли движения. Ну вот наша карусель и перенесла нас в Страну Музыки.

Выдвигается доска с нотками. На экране слайд «Страна музыки»

Вот мы уже в Стране музыки, перед нами нотный стан из пяти линеек, на которых поселились разноцветные нотки. Я предлагаю вам, отправиться на прогулку по музыкальной радуге из ноток. А по дороге будем выполнять задания. Согласны? (Ответы детей).

Раскрутим радужную карусель и узнаем, задание какой нотки нам нужно выполнить.

Упражнение с лентами

М.Р: Стрелка остановилась на красном цвете. Красная нотка «ДО» живет на отдельной – добавочной линеечке. Я ее снимаю, первое задание узнаю: Нота «ДО» нам предлагает нам разукрасить музыку краской темп – она показывает быстро или медленно звучит музыка. Нам помогут ленточки. Возьмите ленту в правую руку. Под медленную и плавную музыку мы будем неторопливо рисовать большие круги, а под быструю будем быстро двигать ленточкой вправо-влево и превратим ее в проворную змейку.

Молодцы, а теперь переложите ленту в левую руку и выполните упражнение другой рукой. Ну вот мы и украсили музыку краской темп и выполнили задание красной нотки «ДО».

Кладут ленты и садятся

Развитие чувства ритма. Ритмические карточки.

 Снова покрутим нашу радужную карусель. Стрелка указывает нам на оранжевый цвет. Оранжевая нотка «Ре» живет под первой линеечкой нотного стана. Она предлагает нам разукрасить музыку краской, которая называется «Ритм». Ритм в музыке – чередование длинных и коротких звуков. Я предлагаю вам поиграть. (Вызываю ребенка) Вытяни карточку, прикрепи ее к доске и выложи ритмическую формулу из рыбок. Напоминаю вам, что больших рыбок зовут та, а маленьких ти. Проговори ритм, называя рыбок по имени, затем прохлопай его (сначала один, потом вместе с детьми, затем проигрывает на бубне). Мы выполнили задание нотки «Ре», вернем ее на нотный стан.

Музицирование. «Загадка»

Пришло время снова раскрутить нашу карусель. Нам выпал желтый цвет. Это самый радостный цвет у радуги и яркая нотка желтого цвета – это «МИ». Желтую нотку с радуги снимаем, что же там внутри узнаем! (читает) Ребята, нота ми дала нам задание использовать музыкальную краску, которая называется высота звука. Мы с вами знаем попевку, которая называется «Загадка». Давайте ее споем. (Поем) Дети скажите, вначале мелодия изменяла свое направление, она двигалась вверх или вниз? (Нет, она оставалась на одном звуке) А в последней фразе? Мелодия двигалась вниз. Предлагаю записать эту фразу нотками и сыграть ее на металлофоне. Включить игру (Вызываю ребенка). А теперь, предлагаю придумать свой вариант мелодии этой фразы, записать ее, спеть и сыграть. Молодцы, на следующих занятиях мы обязательно продолжим сочинять новые прекрасные мелодии.

Слушанье. «В пещере горного короля».

Выключаю игру и запускаю презентацию. Карусель опять кручу, поиграть еще хочу.

Следующий цвет радуги и нотки «ФА» – зеленый. Нотка «Фа» живет между первой и второй линейкой нотного стана.  Посмотрим, какое задание спряталось за нотой «ФА» (читает задание): Эта нота предлагает нам вспомнить еще об одной краске музыки – динамике или силе звука. Мы с вами знаем произведение норвежского композитора Эдварда Грига «В пещере горного короля». В нем очень хорошо можно услышать изменения динамики. Давайте прослушаем фрагмент и вспомним, как звучит музыка вначале произведения? Очень тихо, она доносится из-под земли. Да, именно оттуда начинается шествие гномов. Послушаем следующий фрагмент и вспомним, как звучит музыка в конце произведения? Музыка становится более громкой. Верно, постепенно, вместе с приближением гномов сила звучания нарастает. Предлагаю превратиться в гномиков и передать в движениях силу звука. Под тихую музыку нужно двигаться тихо, крадучись, а под громкую шагать бодро, чётко, а потом и вовсе перейти на поскоки.

Молодцы, вы справились с заданием. Присаживайтесь.

Распевание. «Ежик и бычок»

Снова карусель покручу и задание получу.

Голубая нотка «Соль» поселилась на второй линеечке снизу. Она тоже предлагает нам украсить музыку – придать ей настроение с помощью лада – мажорного или минорного. Как звучит мажорная музыка? Какое у нее настроение? – светлое, радостное, бодрое, веселое. А какое настроение у минорной музыки – грустное, задумчивое, печальное. Мажор и минор отличаются друг от друга как яркое солнышко и осенний дождик. Мы с вами знаем попевку про ежика и бычка. Исполним ее сначала в мажоре – бодро и весело, а затем в миноре. Вот какое разное настроение мажорный и минорный лад могут подарить одной и той же музыке.

Пение.

Радуга

Карусель кручу верчу поиграть еще хочу

Следующий цвет радуги и нотки «ЛЯ» – синий. Эта нотка поселилась между второй и третьей линеечкой. Посмотрим, какое задание спряталось за нотой «ЛЯ» (читает задание). Эта нота предлагает нам с вами разучить новую песню, которая называется «Радуга».

Показ песни, беседа

Ребята, о чем нам рассказала эта песенка. О радуге, о ее разноцветных ленточках. А какая эта песенка по характеру? Нежная, задумчивая. Она мажорная или минорная. Минорная. Начнем разучивание с припева.

Разучивание припева

Послушайте первую строчку припева. Обратите внимание, что в этой песне есть паузы. Прохлопаем ритм и покажем паузы, разводя руки в стороны. Скачки.

Хорошо у нас в садуА следующую песню предлагаю вам узнать по мелодии. «Хорошо у нас в саду». Правильно, это песня «Хорошо у нас в саду». А эта песня мажорная или минорная? Мажорная. Правильно, мажорная, а значит веселая, радостная. Исполним ее стоя. Пойте весело, не забывайте о дыхании, хорошо открывайте ротик и четко пропевайте каждый слог.

Вот мы и выполнили задание синей нотки «Ля», возвращаем ее на место.

Игра «Ищи»

Осталась всего одна нотка. Покрутим карусель в последний раз.  

Следующий цвет радуги и нотки «СИ» – фиолетовый. Она живет на третьей линеечке. Посмотрим, какое задание спряталось за последней нотой «СИ» (читает задание): Ой ребята, а здесь сюрприз. За то, что вы сегодня были добрыми, искренними и дружными, музыкальная радуга приготовила вам подарок! Но его нужно отыскать. Поиграем в игру «Ищи».

Ой ребята, посмотрите, пока вы играли под музыкальной радугой что-то появилось. Это расцвел цветок-разноцветный лепесток. Лепесточки открываем, что внутри – сейчас узнаем. Дети, здесь же сладкие нотки – подарок от музыкальной радуги. Вы возьмете их с собой в группу.

Ну, вот, друзья и подошло к концу наше путешествие. Сейчас я раскручу радужную карусель, и она отправит нас обратно в детский сад.

Давайте скажем волшебные слова «Карусель, кручу верчу в детский сад попасть хочу!» Покружимся!

Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями. Вы показали хорошие знания и проявили свои музыкальные способности, молодцы!

Рефлексия

Ребята, а в конце нашего путешествия по Музыкальной радуге, давайте вспомним, что вам особенно запомнилось? (ответы детей)

Что нового вы узнали? (ответы детей)

Какие впечатления остались у вас? (ответы детей)

А завершаем мы наше путешествие с помощью «звучащих жестов»

Если вам было интересно, похлопайте.

Если вам было весело, потопайте.

Если вы хотите встретиться снова, крикните «Ура!»

До свиданья, детвора!

Всегда любите и с удовольствием слушайте музыку и пойте песни.

Дети прощаются и под музыку выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет

На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....

Конспект НОД "Звук и буква З"

Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия: Звук «Х». Части тела.

Фронтальное логопедическое занятие (для детей старшей группы) с элементами фольклора.   Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые ...