Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Театральный сундучок"
рабочая программа по музыке (старшая, подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Театральный сундучок» составлена с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_teatralnyy_sunduchok_sitnikova.docx | 51.94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад № !8» Протокол № ___ от__________2020 г. | УТВЕРЖДАЮ заведующий МБДОУ «Детский сад № 18» ______________ Р.Ф. Глазунова Приказ №____ от__________2020 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ТЕАТРАЛЬНЫЙ СУНДУЧОК»
для детей старшего дошкольного возраста
Составитель:
Ситникова Н.П.,
музыкальный руководитель
г. Троицк, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………… | 3 |
1.1 Пояснительная записка…………………………………………... | 3 |
1.2 Предполагаемые результаты освоения программы «Театральный сундучок»…………………………………………………… | 8 |
1.3 Диагностика творческих способностей детей…………………... | 11 |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………. | 14 |
2.1 Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………….. | 14 |
2.2 Программно-методический комплекс…………………………... | 16 |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………. | 17 |
3.1 Принципы, применяемые в реализации программы…………… | 17 |
3.2 Методы и формы обучения. Формы реализации программы… | 18 |
3.3 Основные направления программы (структура занятий)……… | 19 |
3.4 Тематический план к программе «Театральный сундучок»….. | 21 |
3.5 Материально-техническое обеспечение реализации программы…………………………………………………………………… | 24 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………… | 25 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………… | 29 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральный сундучок» (далее – Программа) составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество ДОУ с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Нормативно-правовую основу для разработки программы составляют:
- Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения;
- Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012
N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
В основу настоящей программы положена программа Т.С. Григорьевой «Маленький актёр» и программа М.Д. Маханевой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду».
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкально-театральном искусстве как синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. В условиях ДОУ наиболее эффективным является введение ребёнка в мир искусства через театральную деятельность, базирующуюся на игре. А игра, как мы знаем, является ведущей деятельностью для ребёнка на данном этапе.
Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Цель программы: приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Образовательные:
- Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др).
- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
- Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
- Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок
2. Развивающие:
- Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;
- Развивать память, внимание, воображение, фантазию;
- Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;
- Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;
- Развивать желание выступать перед родителями.
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ), организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.
- Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
- Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.
3. Воспитательные:
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
- Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала;
- Воспитание коммуникативных способностей детей.
Направленность программы: художественно-эстетическая.
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Срок реализации программы: 2 года.
Форма обучения – очная
Набор детей в кружок – свободный.
Общее количество занятий в первый год обучения – 36, во второй год – 36. Итого для реализации программы требуется 72 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня с группой детей, состоящей из 10 человек. Продолжительность занятий в первый год обучения составляет 25 минут, во второй год – 30 минут.
1.2 Предполагаемые результаты освоения программы «Театральный сундучок»
Прогнозируемые результаты:
1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.
2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.
3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.
4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.
5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.
6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.
7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.
Планируемые результаты к концу первого года обучения:
Ребёнок должен знать:
- некоторые виды театров;
- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;
- устройство театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
- театральные профессии (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер)
Должен уметь:
- составлять предложение из 3—4 заданных слов;
- подобрать рифму к заданному слову;
- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией
Планируемые результаты к концу второго года обучения:
Ребёнок должен знать:
- основные виды театров;
- основные приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;
- основные жанры театрального искусства.
Должен уметь:
- ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке;
- действовать по сигналу педагога;
- создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
- запоминать заданные режиссером мизансцены;
- на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия;
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
- строить диалог с партнером на заданную тему;
- сочинить рассказ от имени героя;
- составлять диалог между сказочными героями;
- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, и аудиторией.
Формой подведения промежуточных и заключительных итогов реализации программы являются выступления детей на праздниках, досугах внутри ДОУ, участие детей в городских мероприятиях и в конкурсах разного уровня.
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
1.3 Диагностика творческих способностей детей
Для правильной организации процесса дополнительного образования детей, с целью определения исходного уровня их творческих способностей, проводится диагностирование.
Диагностика проводится на основе творческих заданий и наблюдений.
В рамках программы Григорьевой Т.С. «Маленький актёр» диагностика проводится по следующим основным параметрам:
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Таблица 1 Педагогическая оценка развития театрализованной деятельности. Диагностическая карта
№ п.п. | Фамилия, имя ребёнка | Критерии | |||
Основы театральной культуры | Речевая культура | Эмоционально-образное развитие | Основы коллективной творческой деятельности | ||
1 | |||||
2 | |||||
3 |
Цель и задачи первичной диагностики отличаются от цели и задач дальнейших этапов.
Цель первичной диагностики: выявление начального уровня специального развития ребенка.
Задачи первичной диагностики:
o выявление уровня развития базовых музыкально-театральных способностей,
o выявление общей информированности ребенка о театрализованной деятельности,
o определение сформированности интереса ребенка к театрализованной деятельности.
Цель проведения промежуточной и итоговой диагностики - выявление динамики освоения теоретических знаний и развития практических умений музыкально-театрализованной деятельности.
Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы, показ детям других групп, родителям.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Высокий уровень. Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень. Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности. С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень. Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью руководителя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен.
2.2 Программно-методический комплекс
Таблица 2. Программно-методический комплекс
Комплексные программы |
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2019. |
Парциальные программы и технологии |
|
Пособия |
|
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Принципы, применяемые в реализации программы
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.
3.2 Методы и формы обучения. Формы реализации программы
Методы обучения:
- словесный (объяснения, вопросы, указания, образные сюжетные рассказы);
- наглядный (показ упражнений, использование пособий, имитация, зрительные ориентиры и т.д.);
- практический (повторение упражнений, проведение в игровой форме);
- уподобления характеру художественного образа (моторно-двигательного, мимического, вокального, словесного, тактильного, интонационного).
Формы организации театрализованной деятельности воспитанников:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые.
Формы реализации программы:
- Работа по программе дополнительного образования.
- Составление видеоальбома лучших работ.
- Выступления оркестра детских музыкальных инструментов в ДОУ.
- Участие в конкурсах (разных уровней).
3.3 Основные направления программы (структура занятий)
1. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
Что такое театр, театральное искусство;
Какие представления бывают в театре;
Кто такие актеры;
Какие превращения происходят на сцене;
Как вести себя в театре.
2. Эмоционально-образное развитие. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы коллективной творческой деятельности. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
5. Навыки кукловождения. Работа над сценками, спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» и «От этюдов к спектаклю» (обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев, разучивание песен; создание эскизов и декораций). К работе над спектаклем широко привлекаются родители.
3.4 Тематический план к программе «Театральный сундучок»
1-й год обучения
Месяц | Раздел | Тема | Теория | Практика | Всего занятий |
сентябрь | 1.Вводное занятие «Волшебный мир театра» | 1.Диагностика 2.Введение в мир театра 3,4. Виды театра | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,75 0,75 0,75 0,75 | 1 1 1 1 |
октябрь | Театр на ковролине | 1. «Три медведя» 2. Осень в лесу 3. «Репка» 4. Осень в деревне | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,75 0,75 0,75 0,75 | 1 1 1 1 |
ноябрь | Пальчиковый театр Настольный театр | 1. «Теремок» 2.Осень в лесу 3. Сказка «Волшебная дудочка» 4. Сказка «Волк и 7 козлят» | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,75 0,75 0,75 0,75 | 1 1 1 1 |
декабрь | Варежковый театр | 1. Сказка «Варежка» 2. Зима в лесу 3. Ёлочка 4. Новый год | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,75 0,75 0,75 0,75 | 1 1 1 1 |
январь | Театр матрёшки. | 1.Весёлая Коляда 2.Колобок 3. Весёлые матрёшки 4. Волшебный сундучок | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,75 0,75 0,75 0,75 | 1 1 1 1 |
февраль | Театр маски | 1. Кто в доме главный 2. Наша дружная семья 3.Бабушка-забавушка 4.Весёлое представление | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,75 0,75 0,75 0,75 | 1 1 1 1 |
март | Театр игрушки | 1. «Кто сказал «мяу»?» 2. На пруду 3. На птичьем дворе 4. Весна в лесу | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,75 0,75 0,75 0,75 | 1 1 1 1 |
апрель | Музыкально-драматический театр | Постановка сказки | - | 4 | 4 |
май | Музыкально-драматический театр | Постановка сказки и показ сказки Диагностика. | - | 4 | 4 |
Итог | 9 | 27 | 36 |
Тематический план к программе «Театральный сундучок»
2-й год обучения
Месяц | Раздел | Тема | Теория | Практика | Всего занятий |
сентябрь | Волшебный мир театра» Что такое опера? | 1. «Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать» 2. Играем в профессии (актер, режиссер, художник, композитор, костюмер) 3. «Волшебный мир театра - опера» 4. «Сказка в опере» | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,75 0,75 0,75 0,75 | 1 1 1 1 |
октябрь | Знакомство с конусным театром | 1. Сказка своими руками 2. «Сказки Осени» Драматизация сказки «Осенняя История» 3.Музыка ветра, листвы и травы 4. «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем» | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,75 0,75 0,75 0,75 | 1 1 1 1 |
ноябрь | Театр на магнитах, трафаретные куклы | 1.Спешим в театр 2.Куклы на магнитах 3.Учимся быть артистами. Эмоции. 4.Учимся быть артистами. пантомима | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,75 0,75 0,75 0,75 | 1 1 1 1 |
декабрь | Театр настольный | 1. «Одну простую сказку хочу вам показать…» 2. «Сделаем сами своими руками» 3. Такое разное настроение 4.Инсценирование сказки «Новогодняя сказка» | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,5 0,75 0,75 0,75 | 1 1 1 1 |
январь | Театр Би-ба-бо | 1.Сказки из сундучка 2.«Учимся быть артистами» 3.Сказка «Рождественская елочка» 4.Мы любим театр-викторина | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,75 0,75 0,75 0,75 | 1 1 1 1 |
февраль | Театр маски | 1.Попробуем измениться (мимика, жест, голос) 2. «Изменю себя, друзья, догадайтесь, кто же я?» 3.Творческое задание: «Рассказываем и показываем знакомые сказки» 4.Инсценирование Сценки« Как звери маму поздравляли» | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,75 0,75 0,75 0,75 | 1 1 1 1 |
март | Театр ростовых кукол | 1.Сказка «Весна в лесу» 2. Играем с Каркушей 3.Мы – матрёшки 4. Инсценирование сказки «Полёт в космос» | 0,25 0,25 0,25 0,25 | 0,75 0,75 0,75 0.75 | 1 1 1 1 |
апрель | Музыкально-драматический театр | Постановка сказки | - | 4 | 4 |
май | Музыкально-драматический театр | Постановка и показ сказки Диагностика. | - | 4 | 4 |
Итого | 9 | 27 | 36 |
3.5 Материально-техническое обеспечение реализации программы
1.Театральная ширма
2.Разные виды кукольных театров:
- пальчиковый
- настольный
- конусный
- би-ба-бо (перчаточный)
- магнитный
- масочный
- варежковый
- ростовой
- театр матрёшки
- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)
3. Ноутбук, колонки, музыкальный центр;
4. Проектор, презентации
5. Костюмерная
6. Декорации
7. Атрибуты к играм и инсценировкам
8. Музыкальные инструменты.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примерный оценочный материал
Творческое задание № 1
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.
Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям.
Передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Согласовывать свои действия с партнерами.
Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.
Ход проведения.
1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого
изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.
Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры.
4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
5. Показ сказки зрителям.
Творческое задание № 2
Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»
Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.
Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать.
Давать характеристики главных и второстепенных героев.
Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю.
Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь.
Проявлять активность в деятельности.
Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.
Ход проведения.
1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему.
Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
3. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
4. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
5. Показ спектакля малышам.
Творческое задание № 3
Сочинение сценария и разыгрывание сказки
Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.
Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец.
Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки.
Проявлять согласованность своих действий с партнерами.
Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.
Ход проведения.
1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
2. Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя).
Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия
берется за основу.
3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
4. Показ спектакля гостям.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Список детей, обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности «Театральный сундучок»
№ п.п. | Фамилия, имя ребёнка | Количество лет (на 1.09. 2020 г.) |
1 | Егоров Игорь | 5 |
2 | Елистратова Таня | 5 |
3 | Ерёменко Настя | 5 |
4 | Суслова Валерия | 5 |
5 | Черкозьянова Софья | 5 |
6 | Волобоева Ксения | 5 |
7 | Клименко Дмитрий | 5 |
8 | Манатипова Карина | 5 |
9 | Чернояров Добрыня | 5 |
10 | Шпинь Александра | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной группе по художественно – эстетическому развитию, направление – художественное творчество (аппликация) на тему: «Совушка - сова»
Интеграция областей: Х-э. р. + П. р. + С. + Р. р. Описание материала: Нетрадиционные техники аппликации из ватных дисков.Задачи:Х-э. р. 1. Закреплять умения отрезать част...
Перспективный план развития группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Рисование»
Перспективный план развития группы среднего дошкольного возрастаОбразовательная область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Художественное творчество&ra...
Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Аппликация»
Перспективный план группы среднего дошкольного возрастаОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество»Непосредственно обр...
Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Лепка»
Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество»Непосредственно об...
«Педагогический проект по «Художественно-эстетическому развитию» «Музыка» «ОТКРЫВАЙСЯ, СУНДУЧОК!!!»
Краткосрочный проект по экологическому воспитанию «ОТКРЫВАЙСЯ СУНДУЧОК!!!»Участники проекта: дети 2 младшей группы, педагоги, родители.Вид проекта: образовательно-творчески...
Конспект НОД на конкурс «Воспитатель года 2020» по художественной литературе в средней группе Художественно – эстетическая линия развития «Волшебный сундучок»
Конспект нод по художественной литературе Интегрированные образовательные линии развития: познавательное, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое.Цель: фор...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный сундучок»
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5 – 7 лет (старшая, подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного ми...
- Мне нравится (1)