Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный сундучок»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Быковская Инна Тадеушовна

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5 – 7 лет (старшая, подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ОУ с учетом обновления содержания и систематизации материала описанного в литературе.
Новизна заключается в том, что в работе кружка могут принимать участие и родители.
Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом общества. Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. СОЛОВЬЁВКА»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД»

               

РАССМОТРЕНО           на Педагогическом совете

 «____» мая 2022г.

 Протокол № 8

СОГЛАСОВАНО  Заведующий МОБУ «ООШ с. Соловьёвка»

СП «Детский сад»              ___________Е.В. Овчинникова

Приказ № _____

«___» мая 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

 Директор МОБУ «ООШ с.Соловьёвка»

СП «Детский сад»  

__________ О. А. Супрунова

 от  « ___» мая 2022г.

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Театральный сундучок»

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся:  5 - 7 лет

Срок реализации: 1 год - 36часов

                        

                                Разработала:

воспитатель

И.Т.Быковская

                                                                                        

                                                   

                                                        Соловьёвка

2022 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка  …………………………………….........................3

2. Содержание программы   ..............................................................................6

2.1. Учебный план  ....…………………………………………………....…….7

2.2. Планируемые результаты  …..................................................................... 14        2.3. Календарный учебный график   ...……………...…………………....…...16

3. Формы оценивания образовательных результатов………………………..18

4. Условия реализации программы …........................................................... .. 23

5. Список литературы   ………………………………….....……………….…30

6. Краткий словарь театральных терминов…………………………………..31

1. Пояснительная записка.

Направленность программы: Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа «Театральный сундучок» (далее - Программа) имеет  художественную направленность. По форме организации -  кружковая.  

Уровень освоения программы:  стартовый (ознакомительный).

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:  

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

-  Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства от 04.09.2014 № 1726-р),

- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04.07. 2014г. № 41 «Об утверждении  СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические  требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций»,  

- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

- Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам МОБУ «ООШ с. Соловьёвка» СП «Детский сад».

Актуальность.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт – все это помогает осуществить театр.

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения. Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С познавательным развитием тесно связано и речевое. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Новизна и отличительные особенности программы.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5 – 7 лет (старшая, подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ОУ с учетом обновления содержания и систематизации материала описанного в литературе.
Новизна заключается в том, что в работе кружка могут принимать участие и родители.
Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом общества. Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия.

Условия набора обучающихся: Набор детей производится по запросу родителей (законных представителей) и по желанию детей.

Количество обучающихся: 10-15 человек.

Срок освоения программы: 1 год обучения – 36 часов.

Формы и режим занятий: программа рассчитана на 1 год обучения,

1занятие в неделю, продолжительность не более 30 мин.

Формы работы с детьми - индивидуальные и групповые, теоретические и практические:

• объяснение;

• чтение воспитателя;

• беседы;

• просмотр презентаций и видео;

• разучивание произведений устного народного творчества;

• обсуждение;

• наблюдения;

• словесные, пальчиковые и подвижные игры;

• пантомимические этюды и упражнения;

• артикуляционная и дыхательная гимнастика;

• импровизация;

• инсценировки и драматизация.

Методы организации образовательного процесса:

- словесный (объяснения, вопросы, указания, образные сюжетные рассказы);

- наглядный (показ упражнений, использование пособий, имитация, зрительные ориентиры и т.д.);

- практический (повторение упражнений, проведение в игровой форме);

- уподобления характеру художественного образа (моторно-двигательного, мимического, вокального, словесного, тактильного, интонационного);

Цель: Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа.

Воспитание любви к театру и театральной деятельности. Формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.

Задачи:

  • Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
  • Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
  • Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
  • Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  • Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театре города Калининграда.
  • Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
  • Воспитывать культуру поведения при посещении театра

2. Содержание программы

Основные направления программы:

1. Театрально-игровое. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок. 

2. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации. 

3. Художественно-речевое. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка. Содержит: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи. 

4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Ваш ребенок получит ответы на вопросы: Что такое театр, театральное искусство; Какие представления бывают в театре; Кто такие актеры; Какие превращения происходят на сцене; Как вести себя в театре. 

5. Работа над спектаклем. Базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов). Участие в сценках, спектаклях и театрализованных праздниках. Подготовка декораций, реквизита, афиши (сами придумываем, рисуем, клеим!).

Работа над разделами программы продолжается в процессе всего обучения детей. Содержание разделов в зависимости от этапа обучения расширяется, углубляется.

Результатом работы студии являются спектакли и театрализованные праздники, в которых принимают участие все без исключения студийцы вне зависимости от уровня их подготовки и натренированности.

Целевые ориентиры образования:

1.Понимать содержание произведения.

2.Проявлять фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям. 3.Импровизировать с куклами разных систем в работе над спектаклем

2.1 Учебный план

Раздел

Месяц

Тема

Теория

Практика

Всего занятий

Формы контроля

«Волшебный мир театра»

1

2

3

4

сентябрь

1.Введение в искусство

2.Виды театров

3. Знакомство с театральными профессиями и их важность

4. Как вести себя в театре

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

Беседа, устный опрос, обмен мнениями, показ картинок и видеороликов с дискуссией

5

6

7

8

октябрь

1. Знакомство с варежковым театром

2. Мимика

3. Сила голоса

4. Знакомство с пальчиковым театром

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

устный опрос, обмен мнениями, практические этюды

9

10

11

12

ноябрь

1. Знакомство с плоскостным шагающим театром

2.Пантомима

3. Сила голоса и речевое дыхание

4. Знакомство с конусным настольным театром

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

устный опрос, обмен мнениями, практические этюды, беседы

«В гостях у сказки»

13

14

15

16

декабрь

1. Кукольный театр

2.Мимика и жесты

3. Знакомство с теневым театром

4. Рисуем театр

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

устный опрос, обмен мнениями, практические этюды, беседы, творческие работы

17

18

19

20

январь

1.Театральные игры

2. «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я»

3. «Игры с бабушкой Забавушкой »

4. Волшебный сундучок

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

Практические этюды, устный опрос

21

22

23

24

февраль

1. Кто в доме главный

2. Три медведя

3.Сценическая пластика

4. «Госпожа Метелица»

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

устный опрос, обмен мнениями, практические этюды, беседы

Мы с театром дружим!

25

26

27

28

март

1. «Кто сказал «мяу»?»

2. На пруду

3. На птичьем дворе

4. Инсценировка шуток-малюток

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

1

1

1

1

Практические этюды, устный опрос,

29

30

31

32

апрель

Постановка сказки «Раз, два, дружно!» к театральному фестивалю

-

4

4

Инсценировка сказки, устный опрос

33

34

35

36

май

Репетиции и показ сказки «Раз, два, дружно!» к театральному фестивалю

-

4

4

Инсценировка сказки, устный опрос

Всего:

36

7,0

29,0

36/1080

 Краткое содержание учебного плана

Раздел 1 «Волшебный мир театра»

Тема №1 Введение в искусство

Теория: Знакомство с театральным искусством, о том, что такое театр, беседа, просмотр картинок и видео- роликов.

Практика: Коммуникативное приветствие, игры на знакомство.

Тема № 2 Виды театров

Теория: Виды театров. С чего начинается театр. Беседа, просмотр картинок и видеороликов.

Практика: Коммуникативные игры «Ай да я!», «Ходьба с изменениями»

Тема №3 Знакомство с театральными профессиями и их важность

Теория: Кто работает в театре, знакомство с устройством театра изнутри.

Беседа, просмотр видеоролика.

Практика: Сюжетно – ролевая игра «Кем я работаю?»,  театральные этюды «Войди в образ», «Профессионалы»

Тема №4 Как вести себя в театре

Теория: Знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.

Практика: Чтение стихов, беседа, просмотр видео- ролика, сюжетно – ролевая  игра «Театр».

Тема №5 Знакомство с варежковым театром

Теория: Краткий рассказ о варежковом театре, показ, происхождение

Практика: Коммуникативные игры, самостоятельная творческая деятельность.

Тема № 6 Мимика

Теория: о том, что такое мимика, ее важная роль в постановке спектакля,

Практика: Артикуляционная гимнастика; упражнение «угадай интонации»;

скороговорки; игра «Успокой куклу»; игра «Теремок»; отгадываем загадки

Тема № 7 Сила голоса

Теория: Рассказ о том, что такое сила голоса, показ, какой бывает по высоте, тембру

Практика: Артикуляционная гимнастика; игра «Перебежки»; скороговорки; пальчиковые игры; игра «Веселый бубен»,  Игра «Эхо»

Тема № 8 Знакомство с пальчиковым театром

Теория: Рассказ о том, что такое пальчиковый театр, его происхождение

Практика: Игра «Караван», викторина, загадки, игра «Энциклопедия», игра «Ожившие механизмы»,  игра «Найди и исправь ошибку».

Тема № 9 Знакомство с плоскостным шагающим театром

Теория: Рассказ об этом виде театра, знакомство с ним.

Практика: Чтение и пробная инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Рукавичка»

Тема № 10 Пантомима

Теория: Развитие умения концентрироваться на предмете и копировать его через движения;

развитие сценической раскрепощённости.

Практика: Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»; упражнения на развитие сенсомоторики; этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры, этюд «Цветочек»

Тема № 11 Сила голоса и речевое дыхание

Теория: Беседа о том, что такое сила голоса и речевое дыхание, как нужно правильно дышать

Практика: Артикуляционная гимнастика; игра «Гудок»; скороговорки; этюд «Удивительно»; пальчиковые игры.

Тема № 12 Знакомство с конусным настольным театром

Теория: Беседа о конусном театре, показ

Практика: Предварительное чтение сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах» родителями, инсценировка.

Тема № 13 Кукольный театр

Теория: Увидеть своими глазами кукольный театр, попробовать себя в роли кукловода

Практика: Просмотр спектакля в исполнении артистов или видео на компьютере. Беседа после представления с детьми об увиденном, что больше всего понравилось.

Тема № 14  Мимика и жесты

Теория: Краткий рассказ что такое мимика, зачем нужны жесты

Практика: Артикуляционная гимнастика; игра «Прекрасный цветок»; игра «Дует ветер»; пальчиковые игры; игра «Медведь и елка»; игра «Солнечный зайчик»; этюд «Это я! Это мое!» игра «Волк и семеро козлят»; игра «Одуванчик»; этюд «Великаны и гномы»; упражнения на тренировку памяти; игра «Радуга»; этюд «Медведь в лесу»

Тема № 15 Знакомство с теневым театром

Теория: Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью

Практика: Предварительное чтение сказки «Гуси-лебеди» родителями, инсценировка сказки «Гуси – лебеди» и «Заюшкина избушка».

Тема № 16 Рисуем театр

Теория: Краткое повторение о театре и о том, кто работает в нем, театральные профессии.

Практика: Конкурс рисунков

Тема № 17 Театральные игры

Теория: Беседа и закрепление с детьми театральных терминов

Практика: Артикуляционная гимнастика; «Что изменилось?», «Поймай хлопок», «Я положил в мешок..», «Тень», «Внимательные звери», «Веселые обезъянки», «Угадай что я делаю».

Тема № 18 «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я»

Теория: Знакомство с русскими народными костюмами

Практика: Беседа с детьми. Ряженье в костюмы.  Имитационные этюды.

Тема № 19 «Игры с бабушкой Забавушкой»

Теория: Развивать правильное речевое дыхание; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность.

Практика: Создание игровой мотивации. Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя».

Тема № 20 Волшебный сундучок

Теория: Создание игровой ситуации

Практика: Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения.

Тема № 21 Кто в доме главный

Теория: Беседа о членах семьи, их роль в семье, прочтение сказок и повторение

Практика: Инсценировки сказок «Волк и Семеро козлят», «Курочка Ряба»

Тема № 22 «Три медведя»

Теория: Чтение сказки, рассуждение о сюжете

Практика: Инсценировка сказки по ролям, игровые упражнения

Тема № 23 Сценическая пластика

Теория: Развиваем умение передавать через движения тела характер животных

Практика: Артикуляционная гимнастика; игра «Не ошибись»; игра «Если гости постучали»; пальчиковые игры «Бельчата»; этюд «Гадкий утенок»

Тема № 24  «Госпожа Метелица»

Теория: Прочтение сказки, рассуждение о характере героев, об их одежде

Практика: Изобразить пластические этюды из сказки, постараться вжиться в образ

Тема № 25 «Кто сказал «мяу»?»

Теория: Прочтение сказки, обсуждение характера персонажей

Практика: Артикуляционная гимнастика; этюд на расслабление мышц «Штанга»; игра «Волк и овцы»; скороговорки; пальчиковые игры

Тема № 26 На пруду

Теория: Беседа о том, кто водится в речках, озерах, показ иллюстраций рыб и водоплавающих

Практика: Пластические этюды на раскрепощение и воображение детей

Тема № 27 На птичьем дворе

Теория: Показ иллюстраций и беседа о домашних птицах

Практика: Придумывание историй и пластических этюдов

Тема № 28 Инсценировка шуток-малюток

Теория: Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением

Практика: Артикуляционная гимнастика; Игра «Птицелов»; пальчиковые игры

Тема № 29  Постановка сказки «Раз, два, дружно!» к театральному фестивалю

Теория: Предварительное чтение сказки, обсуждение, распределение ролей

Практика: Пластические этюды, пальчиковые игры

Тема № 30 Постановка сказки «Раз, два, дружно!» к театральному фестивалю

Теория: Повторение сказки, психологический портрет героев

Практика: Пластические этюды по сказке, чтение по ролям

Тема № 31 Постановка сказки «Раз, два, дружно!» к театральному фестивалю

Теория: Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Практика: Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций;

Тема № 32 Постановка сказки «Раз, два, дружно!» к театральному фестивалю

Теория: Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Практика: Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Тема № 33 Постановка сказки «Раз, два, дружно!» к театральному фестивалю

Теория: Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Практика: Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Тема № 34 Постановка сказки «Раз, два, дружно!» к театральному фестивалю

Теория: Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Практика: Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Тема № 35 Постановка сказки «Раз, два, дружно!» к театральному фестивалю

Теория: Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Практика: Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев; формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

Тема № 36  Показ сказки «Раз, два, дружно!» на театральном фестивале

Теория: Закрепить с детьми все пройденные знания

Практика: Инсценировка сказки

2.2 Планируемые результаты и качества

освоения рабочей программы

Любознательныйактивный -  проявляет интерес к уже знакомым и новым для него произведениям. С любопытством рассматривает иллюстрации к текстам, называет изображённых на них героев сказок.

Эмоциональный, отзывчивый – подражает эмоциям взрослых и детей, чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками – понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки, в беседе о просмотренном спектакле, прочитанном произведении может высказать свою точку зрения.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представленийсоблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила – чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Имеющий первичные представления – об особенностях театральной культуры, умеет адаптироваться в социальной среде.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту мира природы – совершенствует умения разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театра, элементов костюмов, знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре.

Овладевший необходимыми умениями и навыками – имеет представление о театре, театральной культуре; устройства театра; театральных профессиях (актер, гример, костюмер, звукорежиссер, декоратор и др.).

Ожидаемый результат:

1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.

2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.

3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.

4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.

5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.

6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.

7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников кружка в самом различном качестве.

2.3 Календарный учебный график

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральный сундучок» (стартовый (ознакомительный) уровень).

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во мин

Тема

Место проведения

Формы контроля

1

Сентябрь

3

16.00

Групповая

30

1.Введение в искусство

Музыкальный зал

Беседа, устный опрос, обмен мнениями, показ картинок и видеороликов с дискуссией

2

10

16.00

30

2.Виды театров

3

17

16.00

30

3. Знакомство с театральными профессиями и их важность

4

24

16.00

30

4. Как вести себя в театре

5

Октябрь

1

16.00

Групповая

30

1. Знакомство с варежковым театром

Музыкальный зал

устный опрос, обмен мнениями, практические этюды

6

8

16.00

30

2. Мимика

7

15

16.00

30

3. Сила голоса

8

22

16.00

30

4. Знакомство с пальчиковым театром

9

Ноябрь

5

16.00

Групповая

30

1. Знакомство с плоскостным шагающим театром

Музыкальный зал

устный опрос, обмен мнениями, практические этюды, беседы

10

12

16.00

30

2.Пантомима

11

19

16.00

30

3. Сила голоса и речевое дыхание

12

26

16.00

30

4. Знакомство с конусным настольным театром

13

Декабрь

3

16.00

Групповая

30

1. Кукольный театр

Музыкальный зал

устный опрос, обмен мнениями, практические этюды, беседы, творческие работы

14

10

16.00

30

2.Мимика и жесты

15

17

16.00

30

3. Знакомство с теневым театром

16

24

16.00

30

4. Рисуем театр

17

Январь

14

16.00

Групповая

30

1.Театральные игры

Музыкальный зал

Практические этюды, устный опрос, повторение материала

18

21

16.00

30

2. «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я»

19

28

16.00

30

3. «Игры с бабушкой Забавушкой »

20

Февраль

4

16.00

Групповая

30

1. Волшебный сундучок

Музыкальный зал

Устный опрос, обмен мнениями, практические этюды, беседы

21

11

16.00

30

2. Кто в доме главный

22

18

16.00

30

3. Три медведя

23

25

16.00

30

4.Сценическая пластика

24

4

16.00

30

1. «Госпожа Метелица»

25

Март

11

16.00

Групповая

30

2. «Кто сказал «мяу»?»

Музыкальный зал

Практические этюды, устный опрос,

26

18

16.00

30

3. На пруду

27

25

16.00

30

4. На птичьем дворе

28

Апрель

1

16.00

Групповая

30

1. Инсценировка шуток-малюток

Музыкальный зал

Устный опрос, обмен мнениями, практические этюды, беседы, проверка ролей,

29

30

31

32

8

15

22

29

16.00

16.00

16.00

16.00

30

30

30

30

Постановка сказки «Раз, два, дружно!» к театральному фестивалю

33

34

35

36

май

6

13

20

27

16.00

16.00

16.00

16.00

Групповая

30

30

30

30

Репетиции и показ сказки «Раз, два, дружно!» к театральному фестивалю

Музыкальный зал

Инсценировка сказки, устный опрос, проверка ролей.

3. Формы оценивания образовательных результатов  

 Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.

Творческое задание № 1

Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям.

Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.

 Ход проведения.

1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого

изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.

 2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.

Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)

3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры.

4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.

5. Показ сказки зрителям.

Творческое задание № 2

Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»

Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать.

Давать характеристики главных и второстепенных героев.

Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю.

Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь.

Проявлять активность в деятельности.

Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.

      Ход проведения.

1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему.

Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.

2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.

3. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).

4. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.

5. Показ спектакля малышам.

Творческое задание № 3

Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.

Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец.

 Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки.

Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.

Ход проведения.

1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.

2. Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя).

Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.

      • Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).

      • Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?

      Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия

берется за основу.

3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.

4. Показ спектакля гостям.

 

Механизм оценки получаемых результатов

Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

1. Театрально-игровое.

Высокий уровень –  3 балла: Свободно общается со сверстниками и взрослыми людьми в различных театральных этюдах, умеет легко и быстро перевоплощаться, легко дается инсценировка сказок, рассказов, стихов, проявляет устойчивый интерес к театральным играм.

Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; Выполняет театральные упражнения и инсценировки с помощью педагога.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; нет желания выполнять пластические этюды, играть в игры на развитие воображения.

2. Художественно-речевое.

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

3. Музыкально-творческое.

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства музыкальной выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет знаниями о различных музыкальных и эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства музыкальной выразительности с помощью воспитателя.

4. Основы театральной культуры.

Высокий уровень – 3 балла: Проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень – 2 балла: Владеет элементарными знаниями о том, что такое театр, театральное искусство, как вести себя в театре, использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.

Низкий уровень – 1 балл: Не владеет элементарными знаниями о том, что такое театр, владеет элементарными навыками кукловождения.

5. Работа над спектаклем.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Так как Рабочая программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.

Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности

Высокий уровень (18-21 баллов).

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.

Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.

Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень (11-17 баллов).

Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.

Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.

Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.

Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа.  Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности.

С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.

Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень (7-10 баллов).

Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.

Знает правила поведения в театре.

Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.

Пересказывает произведение только с помощью руководителя.

Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.

Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.

Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.

Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.

4. Условия реализации программы

Технические средства предметно-окружающей среды

для театральной деятельности

Наименование

Площадь помещения, кв.м

1.

Музыкальный зал

60

Основное оборудование

Наименование

Кол-во, шт.

1.

Детские стульчики

15

Учебное оборудование

Наименование

Кол-во, шт.

1.

Проектор

1

2.

Ноутбук

1

3.

Колонки

1

4.

Микрофон

2

5.

Аудио записи

18

6.

Ширма

1

7.

Книги со сказками

 18

8.

Маски

9.

Декорации

10

Театральные костюмы

11

Перчаточные куклы

12

Конусные куклы

13

Мягкие игрушки

14

Фотографии, картинки, иллюстрации

Методические материалы

Тема занятия

Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал

Формы, методы, приёмы обучения

Формы подведения итогов

Раздел 1 «Волшебный мир театра»

1

Введение в искусство

Компьютер, колонки, мультимедиа,

Мяч, театральная маска

объяснительно-иллюстративный,

игровой методы

Беседа, обмен мнениями,

2

Виды театров

Компьютер, колонки, мультимедиа,

Галоши, акробатическая палка

объяснительно-иллюстративный,

игровой методы

Беседа, обмен мнениями,

3

 Знакомство с театральными профессиями и их важность

Компьютер, колонки, мультимедиа,

Книги с иллюстрациями,

Костюмы профессий

объяснительно-иллюстративный,

игровой методы, репродуктивный

Беседа, обмен мнениями,

4

Как вести себя в театре

Книги, Компьютер, колонки, мультимедиа,

объяснительно-иллюстративный,

игровой методы, репродуктивный,

частично-поисковый (эвристический);

Беседа, обмен мнениями,

5

Знакомство с варежковым театром

Варежковый театр, подставка, декорации,

Книги, Компьютер, колонки, мультимедиа,

объяснительно-иллюстративный,

игровой методы, репродуктивный

Беседа, обмен мнениями

6

Мимика

Книги, маски животных, Кукла, игрушечный дом

объяснительно-иллюстративный,

игровой методы, репродуктивный,

частично-поисковый (эвристический);

Беседа, обмен мнениями

7

Сила голоса

Книги, бубен,

частично-поисковый (эвристический);

игровой методы,

объяснительно-иллюстративный,

Беседа, обмен мнениями

8

Знакомство с пальчиковым театром

Пальчиковый театр, декорации, шарфы

объяснительно-иллюстративный,

игровой методы, репродуктивный,

частично-поисковый (эвристический);

Беседа, обмен мнениями

9

Знакомство с плоскостным шагающим театром

Плоскостной театр, компьютер, колонки, мультимедиа, книги

объяснительно-иллюстративный,

игровой методы, репродуктивный,

частично-поисковый (эвристический);

Беседа, обмен мнениями

10

Пантомима

Акробатическая палка, компьютер, книги, ленточки

объяснительно-иллюстративный,

игровой методы,

Беседа, обмен мнениями

11

Сила голоса и речевое дыхание

Компьютер, колонки, книги

объяснительно-иллюстративный,

игровой методы,

Беседа, обмен мнениями

12

Знакомство с конусным настольным театром

Конусный театр, маски героев сказок, книги

объяснительно-иллюстративный,

игровой методы, репродуктивный,

частично-поисковый (эвристический);

Беседа, обмен мнениями

Раздел 2 «В гостях у сказки»

13

Кукольный театр

Компьютер, колонки, мультимедиа, куклы, ширма, декорации

объяснительно-иллюстративный,

игровой методы, репродуктивный,

частично-поисковый (эвристический);

Беседа, обмен мнениями

14

Мимика и жесты

Компьютер, колонки

объяснительно-иллюстративный,

игровой методы,

Беседа, обмен мнениями

15

Знакомство с теневым театром

Теневой театр, фигурки, лампа, книги

объяснительно-иллюстративный,

игровой методы, репродуктивный,

частично-поисковый (эвристический);

Беседа, обмен мнениями

16

Рисуем театр

Альбомы, карандаши, краски, компьютер, колонки

объяснительно-иллюстративный

Беседа, обмен мнениями

17

Театральные игры

Компьютер, колонки, мешок, игрушки, искусственные овощи

игровой, репродуктивный методы,

Беседа, обмен мнениями

18

«Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я»

Компьютер, колонки, мультимедиа, русские народные костюмы

игровой, репродуктивный методы,

Беседа, обмен мнениями

19

«Игры с бабушкой Забавушкой »

Компьютер, колонки, книги

игровой, репродуктивный методы,

Беседа, обмен мнениями

20

Волшебный сундучок

Сундучок, игрушки, книги

объяснительно-иллюстративный,

игровой методы, репродуктивный,

частично-поисковый (эвристический);

Беседа, обмен мнениями

21

Кто в доме главный

Компьютер, колонки, книги, маски героев сказки

объяснительно-иллюстративный,

игровой методы, репродуктивный,

частично-поисковый (эвристический);

Беседа, обмен мнениями

22

Три медведя

Книги, маски героев сказки

объяснительно-иллюстративный,

игровой методы, репродуктивный,

частично-поисковый (эвристический);

Беседа, обмен мнениями

23

Сценическая пластика

Компьютер, игры, книги

игровой, репродуктивный методы,

Беседа, обмен мнениями

24

«Госпожа Метелица»

Книги, костюмы героев

игровой, репродуктивный методы,

Беседа, обмен мнениями

Раздел 3 «Мы с театром дружим!»

25

«Кто сказал «мяу»?»

Маски животных, компьютер, книги

объяснительно-иллюстративный,

игровой методы, репродуктивный,

частично-поисковый (эвристический);

 Беседа, обмен мнениями

26

На пруду

Компьютер, книги, колонки, мультимедиа

объяснительно-иллюстративный,

игровой методы, репродуктивный,

частично-поисковый (эвристический);

Беседа, обмен мнениями

27

На птичьем дворе

Компьютер, колонки, мультимедиа

объяснительно-иллюстративный,

игровой методы, репродуктивный,

частично-поисковый (эвристический);

Беседа, обмен мнениями

28

Инсценировка шуток-малюток

Книги, компьютер,

объяснительно-иллюстративный,

игровой методы, репродуктивный,

частично-поисковый (эвристический);

Беседа, обмен мнениями

29

Постановка сказки «Раз, два, дружно!» к театральному фестивалю

Книги, компьютер, мультимедиа, колонки

объяснительно-иллюстративный,

игровой методы, репродуктивный,

проблемное изложение;

Беседа, обмен мнениями

30

Постановка сказки «Раз, два, дружно!» к театральному фестивалю

Книги, компьютер, мультимедиа, колонки

объяснительно-иллюстративный,

игровой методы, репродуктивный,

частично-поисковый (эвристический);

Беседа, обмен мнениями

31

Постановка сказки «Раз, два, дружно!» к театральному фестивалю

Книги, компьютер, мультимедиа, колонки

объяснительно-иллюстративный,

игровой методы, репродуктивный,

частично-поисковый (эвристический);

Беседа, обмен мнениями

32

Постановка сказки «Раз, два, дружно!» к театральному фестивалю

Книги, компьютер, мультимедиа, колонки, костюмы, декорации

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный,

частично-поисковый (эвристический);

Беседа, обмен мнениями

33

Репетиции и показ сказки «Раз, два, дружно!» к театральному фестивалю

Ширма, компьютер, книги, декорации, костюмы

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный,

частично-поисковый (эвристический);

Беседа, обмен мнениями

34

Репетиции и показ сказки «Раз, два, дружно!» к театральному фестивалю

Ширма, компьютер, книги, декорации, костюмы

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный,

частично-поисковый (эвристический);

Беседа, обмен мнениями

35

Репетиции и показ сказки «Раз, два, дружно!» к театральному фестивалю

Компьютер, колонки, мультимедиа, ширма, декорации, маски, костюмы

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный,

частично-поисковый (эвристический);

Беседа, обмен мнениями

36

Показ сказки «Раз, два, дружно!» к театральному фестивалю

Компьютер, колонки, мультимедиа, ширма, декорации, маски, костюмы

репродуктивный,

объяснительно-иллюстративный,

Беседа, обмен мнениями

5. Список литературы:

1. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб., 1998.
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 1991. – 127с.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

4. Маханева М.Д. Театрализованный занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003 .

5. Петрова Т.И., Петрова Е.С., Сергеева Е.Л. Театрализованные игры в детском саду: разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М: Школьная пресса
6. Понсов А. Д. Конструкции и технология изготовления театральных декораций. – М., 1988.
7. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет / под редакцией О.Ф.Горбуновой. – М.: Мозаика- Синтез.
 2008.

Краткий словарь театральных терминов

Авансцена — пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.
Актер — деятельный, действующий (акт — действие) участник игры.
Амфитеатр — места для зрителей, расположенные за партером.
Антракт — промежуток между действиями спектакля.
Аплодисменты — одобрительные хлопки зрителей.
Афиша — объявление о представлении.
Балет — вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.
Бельэтаж — первый этаж зрительного зала над партером и амфитеатром.
Бенуар — ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.
Бутафория — предметы, специально подготовленные и употребляемые вместо настоящих в театральных постановках (посуда, оружие, украшение).
Грим — подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.д.), внешности, необходимой актеру для данной роли.
Декорация — украшение, художественное оформление действия на театральной сцене.
Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами.
Драма — сочинение для сцены.
Жест — движения рук, головы, передающие чувства и мысли.
Занавес — полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала.
Задник — расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.
Карман — боковая часть сцены, скрытая от зрителей.
Кулисы — вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.
Мизансцена — сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.
Мимика— мысли и чувства, передаваемые не словами, а телодвижениями, выражением лица, отражающие эмоциональное состояние.
Монолог — речь одного лица, мысли вслух.
Опера — музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.
Оперетта — веселый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговорами.
Падуга — горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены.
Пантомима — выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.
Парик — накладные волосы.
Партер — места в зрительном зале ниже уровня сцены.
Режиссер — управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.
Реквизит — вещи, необходимые актерам по ходу действия спектакля.
Ремарка — пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.
Репертуар — пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.
Репетиция — повторение, предварительное исполнение спектакля.
Реплика — фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценические действие.
Театр — место для зрелищ.
Штанкет — металлическая труба на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций.
Фойе — помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»

Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы.           Новизна пр...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральные фантазии для детей 3 - 5 лет»

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральные фантазии для детей 3 - 5 лет».Программа для театрального кружка в ДОУ....

Дополнительная дошкольная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральные ступеньки»

Программа «Театральные ступеньки» предназначена для обучения детей в возрасте 5-6 лет театральной деятельности и рассчитана на 1 год обучения (с октября по май).Рабочая программа дополните...

Перспективное планирование дополнительной общеразвивающей программы по театрализации «Театральный сундучок» с детьми 4-5 лет

Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральная мозаика»

Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная мозаика» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 года № 273 – ФЗ ...