Аналитическая справка результатов педагогической диагностики области «Художественно-эстетическое развитие», блок «Музыка» для детей (3-7 лет)
материал

Космодемьянская Елена Григорьевна

Определение уровня развития музыкальных способностей детей на конец учебного года, анализ динамики развития и эффективности педагогического воздействия в течение года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka_2020.docx50.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 «Чебурашка» города Алушты

Аналитическая справка

 результатов педагогической диагностики

области «Художественно-эстетическое развитие»

блок «Музыка» для детей (3-7 лет)

2019-2020 учебный год

Составила:

музыкальный руководитель

Космодемьянская Елена Григорьевна

Алушта, 2020 г.

Дата проведения: 20.04.2020г.- 30.04.2020г.

Музыкальный руководитель: Космодемьянская Е.Г.

Статус мониторинга: на конец учебного года

Цель: определить уровень развития музыкальных способностей детей на конец учебного года, проанализировать динамику развития и эффективность педагогического воздействия в течение года.

Задачи: Изучение результатов усвоения детьми области «Художественно-эстетическое развитие» блок «Музыка» основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой и детского развития.

Объектом мониторинга являются музыкальные, физические, интеллектуальные и личностные качества воспитанников.

Предметом мониторингового исследования являются навыки и умения детей.

Субъект мониторинга – 31 ребенок подготовительной группы «Радуга», 28 детей старшей группы "Золотая рыбка", 25 детей средней группы «Капитошка», 17 детей младшей группы «Божья коровка». Обследовано -  101 человек.

Работа с детьми велась в соответствии с «Рабочей программой музыкального руководителя», созданной на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой и в соответствии с требованиями ФГОС.

Методы педагогической диагностики:

1. наблюдение в ходе непосредственно – музыкальной образовательной деятельности, режимных моментов, в игровых ситуациях;

2. беседы;

3. создание несложных (естественных) игровых ситуаций.

По результатам педагогической диагностики в начале года был определен план музыкально-образовательной работы по направлению развития музыкальных способностей через основные виды музыкальной деятельности (пение, восприятие музыки, движение под музыку, элементарное музицирование). Все виды музыкальной деятельности осуществлялись через игровой подход и позволили повысить уровень музыкального развития детей в конце года.

Для этого:

1.Была создана радостная, дружелюбная атмосфера непринужденного общения ребенка с музыкой.

2. Были созданы условия, предоставления шанса каждому ребенку для поиска и выявления, индивидуальных для него способов общения с музыкой.

3. Была организована совместная музыкально-творческая деятельность воспитанников детского сада, педагогов и родителей.

4.Был подобран музыкальный материал, соответствующий возрастным и индивидуальным особенностям детей всех групп.

6.Проводилась индивидуальная работа с детьми.

Уровень развития музыкальных способностей детей определяется в конце учебного года в следующих видах деятельности:

1. Восприятие музыки.

2. Пение

3. Музыкально - ритмические движения

4. Игра на детских музыкальных инструментах

5. Детское музыкальное творчество:

а) песенное, б) танцевальное

Для интерпретации мониторинговых исследований использовалась пятибалльная шкала в процентном соотношении (высокий, средний, ниже среднего уровни).

Проанализировав работу за год и на основании результатов диагностики, можно отметить, что музыкальное развитие воспитанников соответствует возрастной норме и имеет положительное динамическое развитие.

В младшей группе «Божья коровка» нагляден рост показателей детей. Средний уровень развития поднялся с 8 человек в начале года на 15 человек в конце года. Высокий уровнем развития у 3 человек, низкий уровень отсутствует. Положительная динамика была достигнута благодаря систематической и планомерной работе с постепенным усложнением музыкального материала в соответствии с программно-методическим комплексом (программа «От рождения до школы», «Ладушки»).

В начале года из всей группы подпевали и активно принимали участие лишь 2-3 ребенка, остальные оставались малоактивны, не умели выполнять простейших движений. В конце года все дети научились петь, не отставая и не опережая других, научились слушать и узнавать знакомые мелодии, эмоционально реагируя на них. Малыши различают высокие и низкие звуки, выполняют притопы, хлопки в ладоши в определенном ритме, повороты кистей рук. Дети знают простейшие музыкальные инструменты (погремушка, бубен, колокольчик) и умеют подыгрывать на них ритм знакомых музыкальных произведений.

Рекомендации: Активнее включать в режимные моменты различные попевки («Андрей-воробей», «Ладушки»). В подвижных играх продолжать учить ходить друг за другом «Через ручеек», ходить по кругу «Пузырь», прыгать на двух ногах «Поймай комара».

В ходе мониторинговых исследований музыкального развития детей средней групп «Капитошка» прослеживается положительная динамика. Количество детей со средним показателем уменьшилось с 20 человек в начале года на 12 человек в конце года, и 12 детей показали высокий уровень. Низкий показатель развития уменьшился с 5 человек в начале года на 1 ребенка в конце года. Этот показатель у девочки с особыми потребностями развития.

Дети высказывают свое суждение о любимых музыкальных произведениях. Имеют достаточный запас слов о настроении и характере музыки. Замечая изменения в звучании, различают звуки по высоте, передают характер произведения в играх и танцах. Поют, четко произнося слова, проявляя устойчивый интерес к коллективному пению. Умеют выполнять простые танцевальные движения, различные виды ходьбы и бега, двигаются под музыку с предметами (флажками, листочками). Оценивают качество своей исполнительской деятельности и других детей.

Рекомендации: Продолжать учить играть на металлофоне простейшие мелодии, слушать произведения композиторов и узнавать жанр.

Мониторинговые исследования музыкального развития детей в старшей группе «Золотая рыбка» показали следующие данные: поднялся высокий уровень развития детей с 5 человек в начале года на 19 человек в конце года, средний уровень развития упал с 22 человек в начале года на 8 человек в конце года. Низкий уровень у одного ребенка с ОВЗ (Ограниченными возможностями здоровья).

Дети группы различают жанры музыкальных произведений и звучание инструментов (фортепиано, скрипка), высокие и низкие звуки. Обладают музыкальной памятью, певческими навыками, певческим слухом, вокально-слуховой координацией. Девочки отличаются умением петь более плавно, без напряжения, отчетливо произнося слова. Дети умеют ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки, выполняя определенные танцевальные движения. Стараются творчески передавать музыкально-игровые образы. Дети владеют элементарным музицированием, используя простейшие музыкальные инструменты и согласовывая свои действия с действием других детей в оркестре.

Рекомендации: Работать над восприятием музыки, знакомя детей с творчеством русских композиторов П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова (узнавать произведение и композитора).

На конец учебного года в подготовительной группе «Радуга» у детей вырос высокий уровень развития с 12 человек в начале года на 25 человек в конце года, а средний уровень значительно понизился с 19 человек в начале года на 6 человек к концу года. Такая положительная динамика говорит о успешном освоении детьми задач общеобразовательной программы «От рождения до школы».

Дети хорошо различают жанры произведений, знают композиторов. Дети четко выполняют музыкально-ритмические движения (перестроения), танцевальные (ковырялки, притопы, подскоки, пружинки, хороводный шаг), играют на музыкальных инструментах (металлофон, треугольник, ложки, маракасы).

Дети поют выразительно, передавая характер песни. Чисто интонируют с сопровождением и без него. Выразительно исполняют знакомые движения в свободной пляске, придумывают свои комбинации танцев (по одному, в парах).

Рекомендации: Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (пение, танцевальные движения, игра в оркестре и т.п.) Учить самостоятельно искать способ передачи музыкальных образов.

Вывод:

По итогам диагностики выявлено, что уровень развития детей соответствует их возрастным особенностям и индивидуальным возможностям. Ребята уверенно используют полученные ранее знания в практической деятельности.

Данные диагностики показывают, что в конце года у некоторых детей сохраняются определенные затруднения в разных видах музыкальной деятельности.

Наличие низкого уровня развития обусловлено присутствием в коллективе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с которыми педагоги работают по программе инклюзивного образования. Эти дети испытывают затруднения в различных видах деятельности в том числе и музыкальной. Учитывая проблемы индивидуального развития каждого такого ребенка и благодаря согласованным действиям педагогов, у этих детей сформировались некоторые музыкальные навыки и умения. Они эмоционально реагируют на разнохарактерную музыку, пытаются передать ее в движении, повторяют некоторые слова песен.

Высокие результаты можно отметить в разделе «Пение». Большинство детей поёт звонко, выразительно, без напряжения, правильно, чисто интонируя мелодию. Могут петь в хоре и сольно, с аккомпанементом и без него. Эти результаты достигнуты благодаря постепенной и систематической работе над развитием певческих навыков.

Относительно хорошие показатели усвоения программного материала отмечаются в разделе «Игра на детских музыкальных инструментах». Дети любят этот вид музыкальной деятельности и с удовольствием играют на разных инструментах в свободное от занятий время.

Наименьшая динамика прослеживается в разделе «Слушание (восприятие) музыки». У детей повысилась эмоциональная отзывчивость на музыку, появился более устойчивый интерес к ней, но не все дети внимательно слушают музыку до конца. Дети определяют контрастные настроения в музыке, динамические и тембровые оттенки, различают жанры в музыке, но недостаточно умеют высказываться о музыкальном произведении, подбирать соответствующие термины, сравнивать с другими произведениями.  

Следует в дальнейшей работе применять более эффективные игровые приемы, использовать большее количество наглядного материала (иллюстрации, игрушки), словесного (беседы, образные рассказы), делать более подробный анализ музыкальных произведений после прослушивания. Также целесообразно проводить дополнительные мероприятия по слушанию музыки вне занятий, давать рекомендации родителям и воспитателям групп: «Какую музыку слушать с детьми».

Участие детей в утренниках и конкурсах значительно улучшило их интерес в области музыкально- ритмичной деятельности, дало опыт выступления перед публикой, умение овладевать своими эмоциями, а также дисциплинировало их поведение.

Рекомендации:

Необходимо продолжать проводить индивидуальную работу с детьми по формированию, умений и навыков во всех видах детской музыкальной деятельности, а также совершенствовать и развивать творческие способности воспитанников. Во всех группах продолжать формировать интерес к музыке, закреплять вокальные умения, желание выполнять танцевальные движения.

Вовлекать в образовательный процесс не только педагогов, но и родителей. Совместными усилиями можно достичь положительных результатов не только в образовательном направлении, но и в эмоциональном, способствуя укреплению семейных взаимоотношений и дружеских отношений между коллегами.

Таблица диагностики освоения детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» блок «Музыка»

для детей (3-7 лет) по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой

в конце 2019-2020 учебного года

Уровень

Возрастные группы

Итоговый результат

101 чел.

Младшая  группа

17-18 чел.

Средняя  группа

25 чел.

Старшая  группа

28 чел.

Подготовительная  группа

31 чел.

Высокий

Кол-во

детей

3

12

19

25

59

%

17%

48%

68%

81%

58%

Средний

Кол-во

детей

15

12

8

6

41

%

83%

48%

29%

19%

40%

Низкий

Кол-во

детей

0

1

1

0

0

%

0

4%

3%

0

2%

Итоговый результат и динамика освоения детьми

музыкальных способностей за 2019 – 2020 учебный год

Уровень  развития

Октябрь  2019

Апрель  2020

Высокий

17%

58%

Средний

68%

40%

Низкий

15%

2%

Диаграмма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по педагогической диагностике за 2019-2020

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики развития воспитанников старшей группы МАДОУ – детского сада №233   За 2019-2020 у.г....

Аналитическая справка по педагогической диагностике за 2020 -2021

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики развития воспитанников подготовительной группы МАДОУ – детского сада №233   За 2020-2021 у.г....

Аналитическая справка по педагогической диагностике за 2021-2022

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики развития воспитанников подготовительной группы МАДОУ – детского сада №233   За 2021-2022 у.г....

Аналитическая справка по педагогической диагностике младшей группы 2023 - 2024 учебного года

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики развития воспитанников младшей группы «Б»МАДОУ – детского сада № 366За 2023-2024 у.г.Диагностика воспитанников проводи...

Аналитическая справка по педагогической диагностике за 2023-2024 уч.год

Аналитическая справка по педагогической диагностике за 2023-2024 уч.год в подготовительной к школе группе в МАДОУ - детский сад № 233...