Формирование духовно-нравственных качеств личности детей 4-го года жизни через восприятие музыки
статья по музыке (младшая группа)
Духовно-нравственное воспитание - длительный процесс, который предполагает, внутреннее изменение каждого участника, но результат его может найти отражение не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее. Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке, ведь музыка развивает не только разум, она развивает и облагораживает чувства, и задача музыкального руководителя - средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка.
В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где среди важнейших принципов определен принцип построения образовательного процесса в дошкольной организации на основе духовно-нравственных качеств и отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу, его культуре и народным традициям.
Приобщение к музыке одно из самых интересных и радостных занятий, так как она связана со многими сферами человеческой деятельности.Учиться можно не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем возрасте. Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозировано слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания детей среднего дошкольного возраста связана, по крайней мере, с тремя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_prospekt_na_proverku.doc | 48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Студентка 4 курса,
специальность 44.02.01.
Дошкольное образование,
группа ДО-4Б,
КРАФТ
Елизавета Андреевна
Формирование духовно-нравственных качеств личности детей
4-го года жизни через восприятие музыки
План-проспект
Дзержинск – 2019г.
Духовно-нравственное воспитание - длительный процесс, который предполагает, внутреннее изменение каждого участника, но результат его может найти отражение не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее. Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке, ведь музыка развивает не только разум, она развивает и облагораживает чувства, и задача музыкального руководителя - средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка.
В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где среди важнейших принципов определен принцип построения образовательного процесса в дошкольной организации на основе духовно-нравственных качеств и отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу, его культуре и народным традициям.
Приобщение к музыке одно из самых интересных и радостных занятий, так как она связана со многими сферами человеческой деятельности.Учиться можно не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем возрасте. Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозировано слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания детей среднего дошкольного возраста связана, по крайней мере, с тремя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Как часто звучат в наше время слова «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто — «падение нравственности», «деградация общества». Говоря словами композитора Д. Б. Кабалевского, музыка - является могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира. [16] Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки.
Предназначение дошкольного возраста – не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа Я, эмоциональной сферы и нравственных ценностей.
Проблема духовно-нравственного воспитания человека средствами искусства, в частности музыкального, не раз выступала предметом изучения. Она рассматривалась с разных позиций и подходов в работах педагогов и психологов: Ш.А. Амонашвили, П.П. Блонского, Л.В. Выготского,
А.Н. Леонтьева, Б.Т. Лихачева, В.А. Сухомлинского, Б.М. Теплова, К.Д. Ушинского, И.Ф. Харламова, С.Т. Шацкого, а также в работах музыкантов-педагогов: Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Н.Л.Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, В.Н. Шацкой и др.
Выявленные противоречия и актуальность вопроса, определили выбор темы исследования.
Проблема: при наших условиях восприятие музыки будет способствовать формированию их духовно — нравственных качеств детей 4-го года жизни?
Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания детей 4-го года.
Предмет исследования: формирование духовно — нравственных качеств детей 4-го года жизни через приобщение к восприятию музыки.
Цель исследования, выявить и экспериментально проверить значимость музыки как средства духовно-нравственного воспитания детей 4-го года в процессе музыкальных занятий: слушания музыки, пения, игр, праздников и развлечений.
Гипотеза исследования: эффективность формирования духовно — нравственных качеств личности детей 4-го года жизни через восприятие музыки, может быть достигнута при следующих условиях:
- использование для восприятия детьми музыкальных произведений, отвечающих требованиям художественности и духовности;
- организация воспитательных музыкальных досугов, развлечений, праздников, викторин в повседневной жизни в дошкольной образовательной организации;
- использование традиционных воспитательных методов (обсуждение, викторина и т. д.) и нетрадиционных (инсценирование , кроссворд и т. д.) методов воспитания и закрепление впечатлений от прослушивания музыкальных произведений.
Задачи:
- На основе анализа педагогической литературы выявить проблемы
духовно — нравственного воспитания младших дошкольников;
- Изучить влияние музыки на духовно — нравственное развитие и
воспитание личности ребенка;
- Определить формы организации музыкальной деятельности для
использования в повседневной жизни дошкольной организации с детьми 4-го года жизни;
- Выявить уровень сформированности духовно — нравственных
ценностей у детей младшей группы МБДОУ «Детский сад №132» г. Дзержинска;
- Организовать и провести серию музыкальных досугов, тгр,
развлечений, направленных на духовно — нравственное развитие детей 4 -го года жизни;
- Проанализировать эффективность педагогических воздействий
на духовно — нравственное развитие детей 4 — го года жизни.
Для решения поставленных задач, в выпускной квалификационной работе использовались следующие методы исследования: общетеоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, анализ понятиотийно-терминологической системы, анализ, синтез, обобщение, индукция и дедукция); эмпирические (констатирующий эксперимент: наблюдение, беседа, математическая обработка информации, опытная работа, изучение и обобщение педагогического опыта, экспертная оценка, наблюдение, диагностическая беседа).
Выпускная квалификационная работа состоит из 2-х глав:
В первой главе рассмотрены теоретические основы духовно — нравственного воспитания детей 4-го года жизни средствами восприятия музыки.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведено опытно-практическое исследование по формированию духовно — нравственных качеств личности детей 4-го года жизни через восприятие музыки.
Новизна, заключается в том, что в исследовании выявляются основные особенности формирования духовно-нравственных понятий, определены теоретические основы для решения проблемы формирования духовно-нравственных понятий у детей 4-го года жизни, выявлены психолого-педагогические характеристики детей подготовительной группы, проведен анализ современной ситуации по вопросам духовно-нравственного воспитания в детском саду.
Тип работы - опытно-практический.
Ожидаемые результаты, создать и адаптировать модель формирования духовно — нравственных качеств личности детей 4-го года жизни через восприятие музыки.
Практическая значимость заключается в разработке и апробировании модели развития духовно-нравственных ориентиров, которые внедрены в практическую деятельность МБДОУ «Детский сад №132»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по формированию духовно-нравственных основ внутрисемейных отношений, традиций здорового образа жизни
В статье отражена работа МАДОУ № 21 с родителями, педагогами и детьми по духовно-нравственному воспитанию...
Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества"
Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. По наследству нам ...
«Формирование у дошкольников любви к природе, к родному краю через восприятие музыки»
Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках о...
Статья "Формирование навыков безопасного поведения у воспитанников шестого года жизни через ознакомление с правилами дорожного движения"
В статье раскрыта система работы по формированию навыков безопасного поведения у воспитанников шестого года жизни через ознакомление с правилами дорожного движения....
Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы и через восприятие музыки»
На сегодняшний день проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где ...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания детей шестого года жизни
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Систематическое духовно-нра...
Индивидуальная тема по самообразованию: «Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества»
Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Это особенно важно в связи с существованием не...