Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества"
методическая разработка на тему
Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. По наследству нам достались богатые традиции казачьего края, которые нуждаются в восстановлении и защите, потеря народных традиций невосполнима: они являются нравственной опорой, служат живительным источником по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой Родине – Белогорью.
Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Это особенно важно в связи с существованием негативных тенденций в воспитании подростков и молодежи нашего общества. Отсутствие цели в жизни среди молодого поколения требует принятия адекватных ситуации решений, поиска организационных, педагогических средств, форм и методов воспитания молодежи. И, прежде всего, этот поиск осуществляется в осмыслении народных казачьих традиций, как исторически проверенных в опыте воспитания достойных граждан своего Отечества. Воспитание ребёнка в казачьих традициях способно привить детям дисциплину и чувство иерархии, внушить уважение к ценностям.
На сохранение духовно – нравственного компонента ориентирует федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который направлен на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_anikeeva_e.p.docx | 78.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Аникеева Елена Петровна
Управление образования администрации Ракитянского района
Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества
Автор опыта
Аникеева Елена Петровна
воспитатель МДОУ
«Центр развития ребенка – детский сад № 7»
п. Пролетарский
Ракитянский район
Белгородская область
Ракитянский район
2017 год
Содержание
Информация об опыте 3
Технология опыта 10
Результативность опыта 15
Библиографический список 17
Список приложений 19
- Информация об опыте
Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества
1.1.Условия возникновения, становления опыта
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад № 7», расположен в густонаселённом микрорайоне поселка Пролетарский Ракитянского района. Месторасположение детского сада позволяет активно сотрудничать с муниципальным образовательным учреждением «Пролетарская средняя общеобразовательная школа № 1», детской библиотекой, Дворцом культуры, физкультурно-оздоровительным комплексом «Спартак» и Храмом Успения Пресвятой Богородицы.
В дошкольном учреждении функционирует восемь групп для детей от 2 до 7 лет. Контингент семей воспитанников разнороден и представлен различными социальными слоями: служащие – 30%, рабочие – 48%, инженерно – техническими работниками -8%, предприниматели – 4%, домохозяйки -10%, неполные семьи составляют -12%.
Социологическое исследование семей воспитанников показало, что 80% молодых родителей не знают истории, традиций и культуры своего народа, своего края, не уделяют должного внимания духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников, поэтому нарушается путь успешной ранней социализации личности, формирование устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству.
Началом работы стало проведение диагностики, было проведено анкетирование родителей с целью выявления семей причастных к казакам, осведомленности об истории и культуре казаков. Заручится поддержкой в том, что родители будут помогать на всех этапах работы.
Для фиксации и определения знаний об истории родного края, об образе жизни людей в старину, их трудовой деятельности, о различных видах труда народных ремесел, народной культуре были использованы методики Н.Г.Зеленовой, Л.Е. Осиповой, диагностическая карта по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Белгородского края, культурой и традиций казачества. Данные методики исследования характеризуются своей простотой, доступностью, показательностью и легкостью в организации, проведении и анализе полученных результатов.
В исследовании приняло участие – 30 детей (100%) и взрослых (100%).
Результаты диагностики показали, что у дошкольников недостаточно сформированы знания об истории родного края, об образе жизни людей в старину, о различных видах труда народных ремесел, народной культуре казачества (Приложение 1).
Полученные данные позволили отметить следующее:
Таблица № 1
№ п/п | Показатели | Уровень (%) | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||
1 | Знания об истории малой Родины | 11 | 30 | 59 |
2 | Знания об образе жизни людей в старину | 10 | 31 | 59 |
3 | Знания о различных видах труда народных ремесел | 11 | 36 | 55 |
4 | Знания о народной культуре | 8 | 35 | 57 |
5 | Знания о традициях казачества | 5 | 10 | 85 |
Результаты анкетирования показали, что большинство родителей (57%) уделяют недостаточно внимания для приобщения детей к культуре малой Родины. 79 % родителей считают, что изучение культуры казачества, обычаев и традиций позволит формировать духовно-нравственную личность ребенка. Из 30 опрошенных родителей выяснилось, что у 10% родителей имеются казачьи корни.
Диагностика детей с целью выявления уровня элементарных знаний о казаках, об истории родного края, об образе жизни людей в старину, о различных видах труда народных ремесел, народной культуре казачества. Полученные данные занесены в таблицу № 1.
Исходя из опроса родителей и диагностики дошкольников, педагогический коллектив детского сада пришел к выводу, что необходимо создание условий для формирования у дошкольников любви к Родине с раннего периода, для накопления ими социального опыта жизни в условиях малой Родины, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к истории, традициям, культуре казачества Белогорья.
Возникновение данного опыта связано, прежде всего, с тем, что дети дошкольного возраста хотят больше узнать о традициях казачества, об истории родного края, об образе жизни людей в старину, их трудовой деятельности, о различных видах труда, народных ремеслах, народной культуре; поближе познакомиться с обрядами, православными праздниками, народными, дидактическими, подвижными, хороводными играми и песнями.
Автор опыта считает, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой казаков. Педагоги прививают чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы нравственности, в процессе воспитания формируется любовь к родным людям и к своей стране. Поэтому необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев - казаков, приемникам их традиций.
- Актуальность опыта
Важной предпосылкой возникновения данного опыта явилось противоречие, сложившиеся в настоящее время между необходимостью повысить уровень знаний дошкольников о культурном наследии казачества и недостаточной технологической проработкой по формированию и развитию у детей с дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров для воспитания и нравственно-патриотического развития личности в условиях традиционного воспитания.
Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. По наследству нам достались богатые традиции казачьего края, которые нуждаются в восстановлении и защите, потеря народных традиций невосполнима: они являются нравственной опорой, служат живительным источником по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой Родине – Белогорью.
Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Это особенно важно в связи с существованием негативных тенденций в воспитании подростков и молодежи нашего общества. Отсутствие цели в жизни среди молодого поколения требует принятия адекватных ситуации решений, поиска организационных, педагогических средств, форм и методов воспитания молодежи. И, прежде всего, этот поиск осуществляется в осмыслении народных казачьих традиций, как исторически проверенных в опыте воспитания достойных граждан своего Отечества. Воспитание ребёнка в казачьих традициях способно привить детям дисциплину и чувство иерархии, внушить уважение к ценностям.
На сохранение духовно – нравственного компонента ориентирует федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который направлен на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Автор опыта считает, что в период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры казачества как источника гармонизации деятельности ребёнка и развития его творческого потенциала. Обобщение опыта работы основано на изучении и внедрении в образовательный процесс различных форм народной культуры и традиций казачества. Таким образом, возрождение культурного наследия казачества начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине.
В соответствии с требованиями ФГОС духовно – нравственное развитие и воспитание на ступени дошкольного образования обозначено целевыми ориентирами: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, у него сформированы нравственные и личностные качества. «Воспитать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину» - задача особенно актуальна сегодня и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность и значимость данной проблемы, особенно в настоящее время, поэтому уже в детском саду необходимо формировать духовно-нравственные качества личности и патриотический дух дошкольника.
- Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в сопровождении детей старшего дошкольного возраста в воспитании гражданина и патриота знающего культурное наследие и традиции казачества.
- Длительность работы над опытом
Работа по опыту включает специально организованную учебно-игровую деятельность и представляет собой систему работы с детьми цикличностью 3 года с поэтапным решением поставленных задач, и реализуется в условиях детского сада.
Работа над опытом охватывает период с сентября 2013 года по май 2016 года.
1 этап – начальный (диагностический) сентябрь 2013 – январь 2014 этот период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического, наглядного материала и выявление знаний дошкольников о жизни и традициях казаков.
2 этап – основной (формирующий) январь 2014 – март 2016, на котором осуществляется работа по формированию конкретных представлений о жизни и традициях казаков. Это осуществлялось с помощью внедрения игровых технологий, занятий, бесед, игр, упражнений, народного фольклора.
3 этап – заключительный (аналитико-обобщающий) март 2016 – сентябрь 2016 повторная диагностика с целью выявления динамики сформированности знаний о традициях и культуре казачества.
Диагностика на заключительном периоде доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.
- Диапазон опыта
Диапазон опыта охватывает: организованную деятельность детей, совместную деятельность взрослых и детей, свободную самостоятельную деятельность детей.
1.6 Теоретическая база опыта
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России.
Основные направления патриотического воспитания молодежи в казачьих обществах изложены в «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации».
В одном из своих выступлений В.В. Путин дал высокую оценку казачеству, как феномену российской культуры. Он сказал: «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России». [21]
Методологической и теоретической основой опыта являются положения философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности, о единстве общечеловеческого и национального в педагогике (Г.Н. Волков), общепсихологическая теория деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубенштейн), о воспитании социальных, нравственных норм и правил поведения (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович).
На протяжении всего культурно-исторического пути развития цивилизации прослеживается понимание значимости формирования нравственного воспитании и развития личности. К различным аспектам этой проблемы обращались античные мыслители Аристотель, Демокрит, Сократ, Платон. Вопросы воспитания у подрастающего поколения нравственных качеств личности отражены в трудах выдающихся ученых Г. Гегеля, А. Дистервега, Д. Дьюи, Я. Коменского, И. Песталоцци и др. [13]
В. Кузнецов определяет понятие «нравственность» как «совокупность норм, правил поведения человека в обществе и природе, определяемые этими качествами» [4, с. 659].
Анализ современной литературы позволил автору определить, что нравственное воспитание - один из самых важных видов воспитания, заключающийся в целенаправленном формировании нравственной сознательности, развитии нравственных чувств и формировании привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной идеологией [20].
«Дошкольный возраст – это время воспитания души, а не образования ребенка… Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, Родине»[11].
В педагогической теории и практике советского периода проблеме воспитанию патриотизма посвящено немало исследований. Подтверждение тому – стремление каждого из педагогов того периода осмыслить проблемы патриотического воспитания (А.С. Макаренко [18], В.Я. Стоюнин [20], В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский [21] и др.). Все перечисленные педагоги ратовали за необходимость формирования патриотизма подрастающего поколения как средства для сохранения культурных традиций, исторического наследия России.
Анализ современной социально-гуманитарной литературы показывает, что в исследовании казачества в основном превалируют историко-культурологический и политологический аспекты. Стараниями российских ученых-историков сделана немалая работа по становлению истории казачества, прослежены основные этапы и периоды отношений казачества и государства, казачества и российского общества. Свой неоценимый вклад в осмысление этой проблемы внесли А.В. Венков, В.В. Коваленко, И.А. Казарезов, С.А. Кислицын, А.И. Козлов, В.Н. Королев, А.П. Скорик, Р.Г. Тикиджиян, С.В. Черницын. [20] Во многом их работы способствовали процессу культурного возрождения, актуализации социальной инициативы казачьего движения.
Интересные обобщения сделаны в работах Г.Г. Матишова, Н.А. Рыбловой, И.О. Тюменцева, В.П. Трута, в которых, несмотря на превалирование исторического аспекта, раскрываются условия становления современного казачества. Проблемы современного казачьего движения осмысливаются в трудах К.Н. Максимова, О.В. Матвеева, Т.А. Невской. Интересные эвристические выводы содержатся в работах А.А. Сазонова, Н.И. Сухановой, Т.С. Ткаченко.
В основе педагогического опыта лежат идеи М. Б. Кусмарцева. В его работе представлены концептуальные подходы к современному пониманию этнокультурного казачьего компонента в образовании, раскрыты его сущность, содержание и специфика реализации, в общем, и дополнительном образовании детей, деятельности учреждений культуры и молодежной политики, обоснован духовно-нравственный потенциал воспитания казачьей молодежи на героических традициях Сталинградской битвы. Раскрыты пути и средства воспитания на патриотических традициях казачества, актуализировано патриотическое содержание казачьей символики и образа жизни. [13]
Изучена книга «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине» В.А. Марковой, Л.М. Данилиной, З.Г. Прасоловой, Краснодар, Традиция, 2007г., на основе данного пособия автор опыта разработал перспективное планирование. [19]
Интересные обобщения сделаны в работах С.Е. Шишова, В.А. Кальней, Г.Н. Юлина, Р.С. Рабаданова, С. И. Артемьева. Сборник состоит из трех разделов и приложений. Первый раздел посвящен истории казачества, второй раздел быту, традициям, обычаям, символике, третий раздел посвящен военной тематике. В приложениях можно ознакомиться с казачьим разговорником, казачьими песнями, а также прочитать поучительные сказки.
Изучены книги Еремина Н.М «Казаки из Белгородской земли», Астапенко М.Г «История донского казачества», Платохиной Н.А «Этнокультурный музей в ДОУ».
Углубленное изучение научной литературы по изучаемой проблеме, позволили автору определить критерии нравственно-патриотического воспитания:
- эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);
- когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии - казачество, природе малой Родины, проявление любознательности);
- мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);
- практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).
1.7 Новизна опыта
Новизна опыта заключается в эффективном комбинировании известных форм обучения детей: фольклорные праздники, видео – путешествия, экскурсии; встречи с интересными людьми, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, игры: дидактические, подвижные, хороводные, образовательные ситуации, продуктивные виды деятельности, способствующие воспитанию нравственно-патриотической личности дошкольников через изучение культуры казачества.
1.8. Характеристика условий применения опыта
Данный опыт работы по воспитанию нравственно-патриотической личности детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества доступен и может быть использован воспитателем, как со стажем, так и молодым специалистом дошкольного учреждения. Результаты данной работы могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях для организации обучения детей 5-7 лет.
II. Технология опыта
Тема опыта: «Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества»
Цель данного опыта заключается в повышении уровня развития нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
Задачи:
- Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям, истории и культуре Белогорья.
- Воспитывать уважение к истории отечества, родного края, людям, служившим Отчизне верой и правдой.
- Воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические качества личности, гражданское достоинство.
- Развивать познавательный интерес к народному творчеству казаков, к родной природе, к окружающему миру.
- Формировать у дошкольников интерес к образцам казачьего декоративно – прикладного искусства, художественным промыслам.
- Воспитывать эмоционально – положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, краю.
- Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам.
- Обобщить полученные результаты в процессе диагностики знаний детей истории родного края, культуры и традиций казаков.
Автор работы определил структуру деятельности, которая состояла из поэтапного планирования целей, содержания деятельности, пополнение развивающей предметно-пространственной среды, разработке календарно-тематического планирования нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе традиций казачества (Приложение 2).
Работа начиналась с введения этнического содержания в развивающую предметно - пространственную образовательную среду. Неоспоримое значение, имеет четкое построение предметно – пространственной развивающей образовательной среды. С целью ознакомления детей с историей и культурой казаков в группе был создан мини-музей «Казачий курень», как источник приобщения детей к сокровищам истории, культуры и искусства казачества. В музее дети могут познакомиться с укладом семейного быта казака, с жизнью, традициями и обычаями казаков. Предметы в музее подобраны по следующим принципам:
- каждый предмет знакомит с историей жизни народа;
- предметы различны по назначению, использованию;
- любой предмет оригинальный, привлекательный, красивый.
В музее расположены старинные вещи: вышитые рушники, старинные полотенца, чугунный утюг, чугунок, кувшины. Самовар с глиняной утварью (чашки, крынка, глэчик, деревянные ложки, рядом с прялкой лукошко с пряжей, спицами, крючком для вязания. В «Красном углу» казачьей комнаты находится икона, рушник, куклы обшиты в казачью одежду. На полу лежат самотканые дорожки, которые ткали наши бабушки.
Музей с удовольствием посещают дети, где не только можно рассмотреть предметы, но и «поиграть в историю», познать традиции и обычаи семейной казачьей культуры. Созданная развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям основной программы дошкольного образования МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 7» и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, отвечающим возрастным особенностям детей. В образовательной деятельности музея «Казачий курень» реализуются принципы интерактивности и диалога. Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини – музея, так как являются соавторами, творцами экспозиции.
На начальном этапе работы была подобрана различная методическая и художественная литература (стихи, рассказы, сказки), оформлены тематические альбомы «Ракитянский край родной», «Жизнь и быт казаков», «Православные праздники», «Одежда казаков»; «Традиции казаков», собрана картотека технологических карт по данному направлению.
Основное содержание проводимой работы по ознакомлению детей с малой родиной находит отражение в программе «Пролетарские казачата», разработанной в соответствии с ФГОС ДО на основе нормативно – правовых документов, в которой рассматриваются вопросы по ознакомлению детей с историческими корнями, жизнью, бытом, трудовой деятельностью казаков. Программа включает разделы: «Родной край», «История казачества», «Жизнь и быт казаков», «Культура казаков». Данные разделы программы «Пролетарские казачата» тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: игровой, познавательной, художественно – творческой, художественно – речевой, музыкальной.
Для казака православная вера – это духовный стержень; как говорится, казак без веры – не казак, поэтому программа «Пролетарские казачата» реализуется совместно с дополнительной программой «Добрый мир» православная культура для малышей Л.Л. Шевченко. Целью данной программы является развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Формируя нравственно-патриотические качества личности дошкольника активно используются современные методы и технологии: проектная, исследовательская, музейно – педагогическая, изобразительная, ИКТ-технологии, технология массового праздника, технология здоровьесбережения.
В работе с детьми используются методы ознакомления детей с окружающей действительностью: методы, повышающие познавательную, эмоциональную активность; методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности. В качестве основной формы используются краеведческие образовательные ситуации, целевые прогулки, экскурсии, видео – путешествия, беседы с показом презентаций.
С целью обобщения и систематизации представлений детей о традициях казачества организовывались беседы «Наши корни», «Традиции моей семьи», образовательные ситуации «Верный друг казака - конь», «Казачьи посиделки», «Воспитание казачат», «Путешествие в казачий курень».
Например, при проведении образовательной ситуации «Путешествие в казачий курень» дети смогли закрепить представления о быте и укладе казаков, о семейных отношениях, нравственных ценностях казаков (Приложение 3).
Дидактические игры - представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. С помощью дидактических игр «Казачий курень», «Жилище казака», «Казачья семья», «Казачий курень», «Традиции казаков», «Быт казаков», «Опиши, я отгадаю» не только передавались определённые представления о культуре казачества, но и создавались условия для переноса этих представлений в самостоятельные, творческие игры.
В совместной деятельности используются подвижные игры: «Казаки - разбойники», «Всадники», «Удалой казачок», «Вытолкни из круга», хороводные игры «Заря - зарница», «Золотые ворота», «А мы просо сеяли». С помощью этих игр дети знакомятся с предметами старины, казачьим обиходом, с казачьей культурой, традициями, обрядами, знакомятся с жизнью казаков (Приложение 4).
Игры развивают у детей коллективизм, чувство симпатии друг к другу, сострадание, дети учатся радоваться успехам других. Пословицы и поговорки казачьего народа – квинтэссенция его нравственных законов, мудрости, в ёмкой сжатой форме заключающая огромный смысл. В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества.
Знакомство детей со старинными обычаями казаков немыслимо без народного фольклора, который включает в себя – песни, потешки, частушки, хороводные игры, прибаутки, шутки. Цель их – развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников (доброты, уважения к людям и их труду, бережного отношения к родной природе, честности, любви к Родине и т.д.). Наиболее полюбившийся детям фольклорный жанр – это казачья частушка, она в озорной форме может рассказать о быте, об отношениях между казачатами.
Одним из самых ярких праздников является праздник-посвящение в казачата «Возрождение казачества – это вовсе не ребячество», где была проведена «торжественная присяга» казачат (Приложение 5). В торжественной обстановке в присутствии родителей и казаков ансамбля казачьей песни «Есаул», дошкольников посвятили в казачата. Незабываемые праздники «Казачья ярмарка», «Казачьи посиделки», «Как казачата в школу собирались», которые несут в себе задор, юмор казачью удаль. Проведение данных праздников позволяет детям в полной мере окунуться в историю казачества.
При изучении музыкального фольклора первостепенную роль автор отводит освоению разнообразия его жанров: исторических, лирических, строевых, шуточных песен. Особое внимание заслуживает обрядовый фольклор, игры народных праздников. Наиболее известные праздники, сохранившиеся в том или ином проявлении и до наших дней это «Покров», «Пасха», «Рождество», «Троица». Народные праздники всегда рассматривались в тесной связи с историей, природой, жизнью казаков.
Доброй традицией стали встречи дошкольников с представителями местного казачества под девизом «Казачьему роду нет переводу!».
Для повышения квалификационного уровня педагогов в приобщении к культуре и традициям казачества в дошкольном учреждении были организованы мероприятия: консультации для педагогов, семинары, круглые столы, мастер-класс по народной игре «Приобщение дошкольников к русским народным играм».
Важной частью в своей работе автор считает взаимодействие с родителями воспитанников, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Именно поэтому работу по ознакомлению дошкольников с родным краем проводится в тесном сотрудничестве с родителями. В перспективный план деятельности включены следующие формы работы с родителями:
- Педагогические беседы с родителями. Их цель оказать родителям помощь в понимании наиболее острых вопросов воспитания, возрастных особенностей детей, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
- Индивидуальные беседы – консультации проводятся в течение года по мере необходимости, с целью информирования родителей о результатах работы и оказанию помощи.
- «Круглый стол» с родителями проводится с целью обсудить в неформальной обстановке актуальные вопросы воспитания детей в семье.
- Домашние задания даются с целью улучшения взаимопонимания между родителями и детьми, развитию эмпатических способностей.
- Родительские уголки, фотовыставки помогают информировать родителей о проведённой и предполагаемой работе, привлечь родителей к активному участию.
- Творческие конкурсы, праздники, развлечения, в которых наши родители - мамы и папы являются активными участниками (совместное исполнение песен, постановка танцев).
Для родителей были разработаны консультации «Без прошлого нет будущего», «Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культуре казачества актуально в наше время». Действует заочная школа для родителей, где родителям предлагаются консультации, памятки, буклеты (Приложение 6).
Работа с родителями укрепила семейные связи, появлялись общие семейные увлечения, что благоприятно сказывалось на духовно - нравственном воспитании детей.
Казаки — активная часть нашего общества. Православие — духовный стержень этого сословия. Казаки – глубоко верующий народ. Казак без веры – не казак. Поэтому наше дошкольное учреждение тесно сотрудничает с Храмом Успения Пресвятой Богородицы. Педагоги с родителями и казачатами совершают экскурсии в Храм Успения Пресвятой Богородицы, неоднократно торжественно встречали и получали благословение от Екископа Губкинского и Грайворонского Софрония.
- Результативность опыта
С целью выявления результативности проведенной работы по теме: «Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества» повторно проведена диагностика по методике Н.Г.Зеленовой, Л.Е. Осиповой.
Уровень усвоения предлагаемого материала по этим критериям определяются на основе бесед с детьми, анализа детских работ, наблюдения за детьми во время непосредственно образовательной деятельности, свободных видов деятельности.
По итогам диагностики уровень усвоения дошкольниками представлений об истории и культуре казачества 2013-2016 годов значительно вырос. Отмечена положительная динамика показателей. Воспитанники многое узнали о культуре и традициях казачества: об истории переселения казаков на Белгородскую область, особенности быта и жизни казаков, обычаи семейной казачьей культуры. У дошкольников сформированы представления диалектной лексики казаков, чувство настоящего патриота, который знает свои исторические корни своего народа, а дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а так же интереса к своей малой Родине.
Диаграмма 1
Динамика формирования представлений о культуре и традициях казачества у детей дошкольного возраста (в %)
Проведенная работа доказала и подтвердила необходимость, важность и эффективность применения на практике народной культуры казачества, как источника гармонизации деятельности дошкольников и развитие их творческих потенциалов.
Правильно организованная работа по нравственно – духовному и патриотическому воспитанию на истории и традициях казачества дала положительную динамику роста патриотизма в дошкольной среде, учитывая возрастные особенности детей, уровень их психического и физического развития, обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного подъёма у детей и родителей. Дошкольники познакомились с историческим прошлым родного края, сформированы первичные представления об особенностях жизни, быте, традиций казаков, и освоении историко – культурных ценностей. Этот приобретённый детьми позитивный социальный опыт очень благотворно влияет на развитие личности ребёнка. Дети стали более общительными и раскованными, уверенными в своих силах, эмоционально отзывчивыми, у дошкольников проявляют познавательная активность, самостоятельность, творчество, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.
Казачество – это часть общей культуры, это наше наследие, и мы должны не только сохранить и познакомить с ним детей, но и передать его им, чтобы они в свою очередь передали его следующему поколению.
Библиографический список
- «Дошкольное воспитание»» № 5-6 –1992. «Приобщение дошкольников к национальной культуре».
- Александрова, Е. Ю., Гордеева, Е. П. «Система патриотического воспитания в ДОУ» [Текст] /Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Издательство «Учитель» 2007г.
- Бажанов. Е.А., Казаки. Истоки традиций [Текст] Бажанов Е.А. / Москва. 2010. №2. С. 140-167.
- Большой толковый словарь русского языка. / Сост.и гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: «Норинт», 2000. — 1536 с.
- Боровкова, Е. Б. Водина, Н. И. «Формирование нравственного здоровья дошкольников» [Текст] / Боровкова, Е. Б. Водина, Н. И. ТЦ «Сфера» 2002г.
- Ватаман, В. П. «Воспитание на традициях народной культуры». [Текст] / Ватаман, В. П. Издательство «Учитель» 2007г.
- Визер, В.Г. Военно-патриотическое воспитание учащихся на основе этнокультурных традиций русского казачества в России. [Текст] / Визер, В.Г. М.: Интеграция, 2005. 219 с.
- Володацкий В.П. Развитие казачества в современном Российском обществе (социальный опыт Донского казачества) Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук. Ростов-на-Дону – 2011
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк / Психология развития ребенка [Текст] / Выготский, Л.С. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2003. С. 235-327.
- Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] / Выготский, Л.С.Собр. соч.: в 6 т. - М. 1984.-Т. 4.
- Вырщиков, А. Н., Кусмарцев, М. Б., Лутовинов, В. И. Военно-патриотическое воспитание молодежи / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев,– Волгоград: ПринТерра, 2008. – с.
- Голубков В. О., Кузнецова А. В., Ушков М. Ю. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 14-17.
- Дорина Л. Край ты мой казачий!: из опыта работы // Дошкольное воспитание. 2008. №8. С. 119-120
- Истоки: опыт работы детских казачьих общественных организаций и объединений. Ставрополь: Ставрополь сервис школа, 2001. 230 с.
- Казачество в истории России: материалы всеросс. науч.-практ. конф. (3-4 окт. 2007 г., Москва) М.: Аспект, 2007. 254 с.
- Казачество: энциклопедия / редкол.: А.П. Федотов [и др.]. М.: ИНФРА-М, 2003. 396 c.
- Концепция духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах. Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества Синодальный Комитет Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. – Москва, 2014
- Маркова, В.А. Данилина, Л.М. Прасолова, З.Г. «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине» [Текст]/ В.А. Марковой, Л.М. Данилиной, З.Г. Прасоловой, Краснодар, Традиция, 2007г.
- Мациевский Г.О. Основные этапы реализации государственной политики по возрождению российского казачества // Федерализм: Прошлое. Настоящее. Будущее. 2009. №3. С. 163-180.
- Научно-методический журнал для педагогов и родителей //Детский сад от А до Я. 2003.№3
- Стоюнин, В.Я. О преподавании русской литературы. [Текст] / Стоюнин, В.Я. СПб, 1898. С. 415. (348)
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М.: Учпедгиз, 1950. – Т. 10. – 668 с.
- Народный казачий танец [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mgutm.ru/materialy-kazachikh-kadetskikh korpusov/programs/hudojestvenno_esteticheskie/nkt.pdf - статья в интернете.
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Приложение № 1 – Диагностический материал по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Белгородского края, культурой и традиций казачества
- Приложение № 2 – Календарно-тематическое планирование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе традиций казачества «Пролетарские казачата» (1 год обучения)
- Приложение № 3 – Образовательная ситуация «Путешествие в казачий курень»
- Приложение № 4 – Дидактические («Казачья горница», «Найди оружие казаков»), подвижные («Заря», «Иголка, нитка и узелок»), хороводные игры («Игровая», «Во садике царевна»).
- Приложение № 5 – Праздник-посвящение в казачата «Возрождение казачества – это вовсе не ребячество!».
- Приложение № 6 – Памятки для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Патриотическое воспитание в месье».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Важные аспекты формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста.
В статье затронута тема формирования у детей морально-нравственных качеств личности. А так же в легкой и понятной форме рассказывается о развитии личностных качеств дошкольников на разных возрастных э...
Методическая разработка « Актуальность использования сказкотерапии для формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
Аннотация к методической разработке: « Актуальность использования сказкотерапии для формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО». Данна...
Подбор игр и/или упражнений, направленных на развитие социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста
Подбор игр и/или упражнений, направленных на развитие социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста...
Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста
Независимо от того, что ребенок и взрослый выбирают для своих занятий, основная цель использования изотерапии всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в мире....
Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста
Для благоприятных условий формирования креативных качеств личности эффективно используется сказкотерапия. Сказкотерапию проводить лучше в отдельном небольшом помещении, хорошо освещенном. В...
Индивидуальная тема по самообразованию: «Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества»
Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Это особенно важно в связи с существованием не...
«Формирование патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через расширение представлений о родном крае».
В настоящее время проблемы патриотического воспитания обозначаются на самом высоком государственном уровне. Престиж нашей страны, чувство гордости за все ее успехи, бережное отношение к историческому ...