Статья "Формирование навыков безопасного поведения у воспитанников шестого года жизни через ознакомление с правилами дорожного движения"
статья по обж

В статье раскрыта система работы по формированию навыков безопасного поведения у воспитанников шестого года жизни через ознакомление с правилами дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_t.v.blizhenskaya.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Формирование навыков безопасного поведения

у воспитанников шестого года жизни через ознакомление

с правилами дорожного движения

Т.В.Ближенская,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 34»

г. Нижний Новгород

С первой минуты появления ребенка на свет родители начинают заботиться о его здоровье. Это естественно и заслуживает всякого одобрения, но есть еще один вид воспитания, о котором часто забывают – это обучение ребёнка правилам безопасного поведения на улице и в общественном транспорте.

Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения они еще в должной степени не умеют управлять своим поведение, у них не выработалась способность предвидеть возможную опасность. Статистика подсказывает, что случаи детского дорожно-транспортного травматизма с участием детей по-прежнему довольно часты. Их анализ позволяет сделать вывод, что причина дорожных происшествий кроется не только в безответственности водителя, но и самих детях.

  • Не знание детьми элементарных правил дорожного движения.
  • Нарушение правил дорожного движения взрослыми.
  • Безучастное отношений взрослых к поведению детей на дорогах.
  • Отсутствие у детей защитной психологической реакции на дорожную обстановку.

Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП.

Знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение потребностью человека.

Начиная  работу по этой теме, мною была проработана методическая литература.

        Поставила цель: формировать навыки безопасного поведения у воспитанников шестого года жизни через ознакомление с правилами дорожного движения

Задачи:

  • Содействовать формированию у воспитанников  навыков безопасного поведения в качестве пешехода и пассажира.
  • Способствовать расширению представлений о разных видах транспорта, дорожных знаках и  правилах дорожного движения.
  • Знакомить детей с индивидуальными маршрутами «Дом - Детский сад», учить моделировать различные ситуации на маршруте.
  • Способствовать развитию умения ориентироваться в окружающей дорожной обстановке, её изменениях, правильно реагировать на них.
  • Содействовать практическому овладению воспитанниками специальными речевыми терминами по теме дорожной безопасности и правилами общения  со взрослыми в чрезвычайных ситуациях.
  • Побуждать детей к сознательному  соблюдению правил дорожного движения.

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования:

  • Изучение психолого-педагогической литературы.
  • Проведение педагогической диагностики.
  • Обогащение развивающей предметно–пространственной среды.
  • Составление перспективного плана образовательной работы, конспектов занятий.
  • Внедрение эффективных форм сотрудничества в работу с родителями.

Обязательным условием для решения выше перечисленных задач является создание развивающей предметно-пространственной среды:

Подобрала:

  • детскую художественную литературу (сказки,  рассказы,  стихи);
  • дидактические игры и пособия и собрала совместно со специалистами картотеки подвижных, словесных и дидактических игр.

Разместила:

  • различные конструкторы типа «Лего» большого и маленького размера;
  • разрезные картинки (различных размеров) «Собери машину», «Сложи знак», «Моделируем  улицу»;
  • пазлы;
  • различные сборные машины, дома, знаки и схемы сборки;
  • кубики, домино  (по изучаемым темам: «Транспорт», «Улица», «Дорожные знаки»);
  • дидактические игры «Дорожные знаки», «Азбука пешехода», «Веселый светофорчик», «Эволюция транспорта», «Знаешь ли ты спецмашины»;
  • набор различных мелких машинок и знаков к макету проезжай дороге;
  • наглядные пособия из серии «Знакомства с окружающем миром и развития речи» «Дорожные знаки», «Средства передвижения», «Виды транспорта», «Как избежать неприятности на дороге»;
  • транспорт (крупный, средний, мелкий) из различных материалов;
  • схема построек и алгоритмы их выполнения;
  • материал для сюжетно-ролевых игр по развитию представления о труде водителя и сотрудника ГИБДД (дорожные знаки, силуэты светофоров, головные уборы, накидки);
  • различный бросовый материал.

Разработала:

  • тематические презентации для воспитанников по ознакомлению с правилами дорожного движения;
  • интерактивные игры.

Чтобы ребенок, попадая в различные жизненные ситуации, не растерялся в них, нужно способствовать развитию умения адекватно, осознано действовать в той или иной обстановке, овладению элементарными навыками поведения на улице, транспорте, развитию таких качеств личности как самостоятельность и ответственность. При этом нужно научить дошкольника объяснить собственное поведение. Ребенок, который может объяснить, как надо поступать, помогает нам взрослым лучше понять его.

Были использованы различные формы работы и организации.

Формы работы:

  • Специально организованные игры – занятия.
  • Самостоятельная познавательно – игровая деятельность.
  • Совместная деятельность взрослых с детьми.

Формы организации:

  • Организованно – образовательная деятельность.
  • Индивидуальная работа.
  • Экскурсии.
  • Игры: режиссерские, подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые.
  • Праздники, развлечения.
  • Проектная деятельность.

Эффективными методами и приемами, направленными на формирование основ безопасного поведения на улицах и дорогах считаю:

  • словесные (беседы, объяснения, художественное слово, вопросы, составление рассказов, ситуативные разговоры)
  • наглядные (иллюстрации, видеофильмы, картины, персонажи, игровые пособия)
  • практические (тренинги, упражнения, примеры, моделирование опасных ситуаций, работа с альбомами по ПДД)
  • игровые (игры, проблемные игровые ситуации)
  • метод проектов.

Решение поставленных задач прошло через интеграцию образовательных областей:

1. Физическое развитие

  • Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх.
  • Формирование первичных ценностных представлений о здоровье (как можно сберечь своё здоровье, выход из трудных ситуаций).

2. Социально-коммуникативное развитие 

  • Формирование представлений о труде взрослых (работников транспорта), ценностного отношения к их труду.
  • Развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками в процессе освоения способов безопасного поведения (в качестве пешехода и пассажира).
  • Освоение детьми общепринятых норм и правил взаимоотношений (в контексте безопасного поведения на улицах и дорогах).

3. Познавательное развитие

  • Формирование познавательных действий, становление сознания.

4. Речевое развитие

Использование художественной литературы для формирования основ  безопасного дорожного движения.

5. Художественно-эстетическое  развитие

Самовыражение  о ПДД через продуктивную деятельность.

Следовала дидактическим принципам:

  • от простого к сложному;
  • доступность возрастным особенностям ребенка;
  • введение  моделирования проблемных игровых ситуаций по ПДД;
  • системность занятий;
  • поэтапность, вариативность;
  • самостоятельное нахождение ошибок ребенком, самоконтроль;
  • поощрение, поддержка положительной самооценки

Родители - полноправные участники образовательного процесса.

Вовлечению родителей в образовательный процесс способствовало использование разнообразных форм работы с родителями, что позволило повысить уровень педагогической культуры родителей в вопросах формирования у воспитанников старшего дошкольного возраста основ  безопасного поведения на улице и в общественном транспорте, сформировать активную педагогическую позицию родителей.

Выбрала следующие формы работы с родителями:

Коллективная:

  • Родительское собрание в форме деловой игры.
  • Мастер-класс.
  • Праздники.
  • Развлечения.
  • Дни открытых дверей.
  • Участие в работе в мастерской.

Информационная:

  • Персональный сайт, электронная почта.
  • Выпуск информационных бюллетеней, тематических газет.
  • Выставки (литературы, фотографий, продуктов творчества).

Индивидуальная:

  • Консультация на планшетном ПК.
  • Беседы.

Итоги работы:

  • У воспитанников сформированы навыки безопасного поведения в качестве пешехода и пассажира.
  • У воспитанников имеются представления о разных видах транспорта, дорожных знаках и правилах дорожного движения.
  • Составлены маршруты «дом - детский сад». Дети знают свой                              индивидуальный маршрут.
  • Дети умеют ориентироваться в окружающей дорожной обстановке, её
  • изменениях, правильно реагировать на них, сформировано умение осознанно выполнять элементарные правила дорожного движения.
  • Разработана  система работы по формированию у детей устойчивых навыков безопасного поведения, построенная  на основе соединения современных технологий с традиционными формами работы.
  • Пополнена РППС. Разработаны интерактивные дидактические игры по ПДД и мультимедийные презентации, игры-тренинги. Составлен каталог игр.
  • У родителей повысилась компетентность в вопросах безопасного дорожного   движения. Родители стали активными участниками образовательного процесса.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города через ознакомление с правилами дорожного движения

Проект реализации по теме: "Правила дорожного движения" указаны этапы,участники,основные направления работы с детьми,принцип реализации,модель,ресурсное обеспечение,ожидаемые результаты....

Педагогический проект на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом особое вниман...

"Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения". (из опыта работы)

Представлен опыт работы по теме " Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление  с ПДД"....

Педагогический проект "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"

Реализация современных целей педагогического процесса определяет использование в деятельности воспитателя инновационных педагогических технологий, требующих от педагога нового комплекса умений, одна и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с ПДД «Дорожная грамота»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №165» общеразвивающего вида ПРИНЯТОпедагогическим советомМБДОУ «Детский сад №165»протокол от 27....

Сценарий физкультурно – игрового развлечения «Как баба – Яга водительские права получала» с детьми 7-го года жизни по ознакомлению с правилами дорожного движения

Развлечение помогает в игровой форме закреплять зания о правилах дорожного движения.  Способствует развитию двигательной активности...

Выступление из опыта работы «Формирование у воспитанников шестого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».

В выступлении раскрыта система работы по формированию у воспитанников 6-го года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения....