Статья "Формирование навыков безопасного поведения у воспитанников шестого года жизни через ознакомление с правилами дорожного движения"
статья по обж
В статье раскрыта система работы по формированию навыков безопасного поведения у воспитанников шестого года жизни через ознакомление с правилами дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_t.v.blizhenskaya.docx | 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
Формирование навыков безопасного поведения
у воспитанников шестого года жизни через ознакомление
с правилами дорожного движения
Т.В.Ближенская,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 34»
г. Нижний Новгород
С первой минуты появления ребенка на свет родители начинают заботиться о его здоровье. Это естественно и заслуживает всякого одобрения, но есть еще один вид воспитания, о котором часто забывают – это обучение ребёнка правилам безопасного поведения на улице и в общественном транспорте.
Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения они еще в должной степени не умеют управлять своим поведение, у них не выработалась способность предвидеть возможную опасность. Статистика подсказывает, что случаи детского дорожно-транспортного травматизма с участием детей по-прежнему довольно часты. Их анализ позволяет сделать вывод, что причина дорожных происшествий кроется не только в безответственности водителя, но и самих детях.
- Не знание детьми элементарных правил дорожного движения.
- Нарушение правил дорожного движения взрослыми.
- Безучастное отношений взрослых к поведению детей на дорогах.
- Отсутствие у детей защитной психологической реакции на дорожную обстановку.
Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП.
Знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение потребностью человека.
Начиная работу по этой теме, мною была проработана методическая литература.
Поставила цель: формировать навыки безопасного поведения у воспитанников шестого года жизни через ознакомление с правилами дорожного движения
Задачи:
- Содействовать формированию у воспитанников навыков безопасного поведения в качестве пешехода и пассажира.
- Способствовать расширению представлений о разных видах транспорта, дорожных знаках и правилах дорожного движения.
- Знакомить детей с индивидуальными маршрутами «Дом - Детский сад», учить моделировать различные ситуации на маршруте.
- Способствовать развитию умения ориентироваться в окружающей дорожной обстановке, её изменениях, правильно реагировать на них.
- Содействовать практическому овладению воспитанниками специальными речевыми терминами по теме дорожной безопасности и правилами общения со взрослыми в чрезвычайных ситуациях.
- Побуждать детей к сознательному соблюдению правил дорожного движения.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования:
- Изучение психолого-педагогической литературы.
- Проведение педагогической диагностики.
- Обогащение развивающей предметно–пространственной среды.
- Составление перспективного плана образовательной работы, конспектов занятий.
- Внедрение эффективных форм сотрудничества в работу с родителями.
Обязательным условием для решения выше перечисленных задач является создание развивающей предметно-пространственной среды:
Подобрала:
- детскую художественную литературу (сказки, рассказы, стихи);
- дидактические игры и пособия и собрала совместно со специалистами картотеки подвижных, словесных и дидактических игр.
Разместила:
- различные конструкторы типа «Лего» большого и маленького размера;
- разрезные картинки (различных размеров) «Собери машину», «Сложи знак», «Моделируем улицу»;
- пазлы;
- различные сборные машины, дома, знаки и схемы сборки;
- кубики, домино (по изучаемым темам: «Транспорт», «Улица», «Дорожные знаки»);
- дидактические игры «Дорожные знаки», «Азбука пешехода», «Веселый светофорчик», «Эволюция транспорта», «Знаешь ли ты спецмашины»;
- набор различных мелких машинок и знаков к макету проезжай дороге;
- наглядные пособия из серии «Знакомства с окружающем миром и развития речи» «Дорожные знаки», «Средства передвижения», «Виды транспорта», «Как избежать неприятности на дороге»;
- транспорт (крупный, средний, мелкий) из различных материалов;
- схема построек и алгоритмы их выполнения;
- материал для сюжетно-ролевых игр по развитию представления о труде водителя и сотрудника ГИБДД (дорожные знаки, силуэты светофоров, головные уборы, накидки);
- различный бросовый материал.
Разработала:
- тематические презентации для воспитанников по ознакомлению с правилами дорожного движения;
- интерактивные игры.
Чтобы ребенок, попадая в различные жизненные ситуации, не растерялся в них, нужно способствовать развитию умения адекватно, осознано действовать в той или иной обстановке, овладению элементарными навыками поведения на улице, транспорте, развитию таких качеств личности как самостоятельность и ответственность. При этом нужно научить дошкольника объяснить собственное поведение. Ребенок, который может объяснить, как надо поступать, помогает нам взрослым лучше понять его.
Были использованы различные формы работы и организации.
Формы работы:
- Специально организованные игры – занятия.
- Самостоятельная познавательно – игровая деятельность.
- Совместная деятельность взрослых с детьми.
Формы организации:
- Организованно – образовательная деятельность.
- Индивидуальная работа.
- Экскурсии.
- Игры: режиссерские, подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые.
- Праздники, развлечения.
- Проектная деятельность.
Эффективными методами и приемами, направленными на формирование основ безопасного поведения на улицах и дорогах считаю:
- словесные (беседы, объяснения, художественное слово, вопросы, составление рассказов, ситуативные разговоры)
- наглядные (иллюстрации, видеофильмы, картины, персонажи, игровые пособия)
- практические (тренинги, упражнения, примеры, моделирование опасных ситуаций, работа с альбомами по ПДД)
- игровые (игры, проблемные игровые ситуации)
- метод проектов.
Решение поставленных задач прошло через интеграцию образовательных областей:
1. Физическое развитие
- Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх.
- Формирование первичных ценностных представлений о здоровье (как можно сберечь своё здоровье, выход из трудных ситуаций).
2. Социально-коммуникативное развитие
- Формирование представлений о труде взрослых (работников транспорта), ценностного отношения к их труду.
- Развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками в процессе освоения способов безопасного поведения (в качестве пешехода и пассажира).
- Освоение детьми общепринятых норм и правил взаимоотношений (в контексте безопасного поведения на улицах и дорогах).
3. Познавательное развитие
- Формирование познавательных действий, становление сознания.
4. Речевое развитие
Использование художественной литературы для формирования основ безопасного дорожного движения.
5. Художественно-эстетическое развитие
Самовыражение о ПДД через продуктивную деятельность.
Следовала дидактическим принципам:
- от простого к сложному;
- доступность возрастным особенностям ребенка;
- введение моделирования проблемных игровых ситуаций по ПДД;
- системность занятий;
- поэтапность, вариативность;
- самостоятельное нахождение ошибок ребенком, самоконтроль;
- поощрение, поддержка положительной самооценки
Родители - полноправные участники образовательного процесса.
Вовлечению родителей в образовательный процесс способствовало использование разнообразных форм работы с родителями, что позволило повысить уровень педагогической культуры родителей в вопросах формирования у воспитанников старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице и в общественном транспорте, сформировать активную педагогическую позицию родителей.
Выбрала следующие формы работы с родителями:
Коллективная:
- Родительское собрание в форме деловой игры.
- Мастер-класс.
- Праздники.
- Развлечения.
- Дни открытых дверей.
- Участие в работе в мастерской.
Информационная:
- Персональный сайт, электронная почта.
- Выпуск информационных бюллетеней, тематических газет.
- Выставки (литературы, фотографий, продуктов творчества).
Индивидуальная:
- Консультация на планшетном ПК.
- Беседы.
Итоги работы:
- У воспитанников сформированы навыки безопасного поведения в качестве пешехода и пассажира.
- У воспитанников имеются представления о разных видах транспорта, дорожных знаках и правилах дорожного движения.
- Составлены маршруты «дом - детский сад». Дети знают свой индивидуальный маршрут.
- Дети умеют ориентироваться в окружающей дорожной обстановке, её
- изменениях, правильно реагировать на них, сформировано умение осознанно выполнять элементарные правила дорожного движения.
- Разработана система работы по формированию у детей устойчивых навыков безопасного поведения, построенная на основе соединения современных технологий с традиционными формами работы.
- Пополнена РППС. Разработаны интерактивные дидактические игры по ПДД и мультимедийные презентации, игры-тренинги. Составлен каталог игр.
- У родителей повысилась компетентность в вопросах безопасного дорожного движения. Родители стали активными участниками образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города через ознакомление с правилами дорожного движения
Проект реализации по теме: "Правила дорожного движения" указаны этапы,участники,основные направления работы с детьми,принцип реализации,модель,ресурсное обеспечение,ожидаемые результаты....
Педагогический проект на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом особое вниман...
"Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения". (из опыта работы)
Представлен опыт работы по теме " Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД"....
Педагогический проект "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"
Реализация современных целей педагогического процесса определяет использование в деятельности воспитателя инновационных педагогических технологий, требующих от педагога нового комплекса умений, одна и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с ПДД «Дорожная грамота»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №165» общеразвивающего вида ПРИНЯТОпедагогическим советомМБДОУ «Детский сад №165»протокол от 27....
Сценарий физкультурно – игрового развлечения «Как баба – Яга водительские права получала» с детьми 7-го года жизни по ознакомлению с правилами дорожного движения
Развлечение помогает в игровой форме закреплять зания о правилах дорожного движения. Способствует развитию двигательной активности...
Выступление из опыта работы «Формирование у воспитанников шестого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
В выступлении раскрыта система работы по формированию у воспитанников 6-го года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения....