«Формирование у дошкольников любви к природе, к родному краю через восприятие музыки»
статья по окружающему миру (старшая группа)

Черных Ирина Николаевна

Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением.

Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Формирование у дошкольников  любви  к  природе, к  родному краю через восприятие музыки»

 «Если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать красоту мира возможно через музыку»

В. А. Сухомлинский

По мнению В.А. Сухомлинского, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
 - Обогащать представления детей о природном мире посредством музыки ;
- Развивать у детей чувственное восприятие красоты природы и эмоциональную отзывчивость;
- Воспитывать осознанно-бережное отношение к природе.

И поэтому с  самыми маленькими мы слушаем  песенку «Заинька-Зайка», при этом зайку пожалели и подарили ему морковку. После слушания песенки «Заболел наш петушок», петушка пожалели, полечили (дали ему таблетку), потом порадовались и спели песенку вместе с ним.

Дети становятся старше, в репертуаре  «Слушание музыки» появляются песни и музыкальные произведения о сезонных явлениях (осень, зима, весна, лето).

Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветьем. Но есть и другие моменты осени - это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. И мы смогли услышать с детьми это в "Осенней песне" П.И.Чайковского.

        С наступлением зимы в старших группах  слушаем музыку П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев».  Вальс снежинок прекрасно передает ощущение холода, игру лунного света и в то же время — разноречивые чувства героини, оказавшейся в таинственном волшебном мире.

Весной знакомим с   «Песней жаворонка».

"Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны"
 "

Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. Музыка напоминает трели весенней песни жаворонка.

Подснежник" Апрель. Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Пьеса "Подснежник" построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций,  волнением, которое возникает при созерцании весенней природы, чувством  надежды на будущее. 

Музыка Сен-Санса «Карнавал животных» помогает ярче раскрыть образы животных. «Карнавал» — произведение юмористическое.

«Королевский марш льва» — торжественный выход царя зверей. Ах, как он любуется собой и своей внушительной поступью, оглашая окрестности грозным рычанием

 Вы видели слоновый вальс?

 Станцуем мы для вас, для вас.

 Прекрасный нежный  плавный вальс .

Слон большой, тяжёлый, неуклюжий,  и музыка, изображающая его, звучит низко, тяжело, неповоротливо. 

«Лебедь». Единственная пьеса, лишенная иронии. Песнь виолончели – это сияющая синева неба, полет белоснежных крыльев, это сама Красота. Мы включали эту музыку детям, они махали своими «крылышками», а потом долго рисовали лебедей. 

Римский-Корсаков  «Сказка о царе Салтане» – «Белка»,

Есть там белка, что при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладет
И с присвисточкой поет
При честном, при всем народе
«Во саду ли в огороде...»

Н.А. Римский-Корсаков использовал в этом произведении русскую народную песню «Во саду ли, в огороде». Она танцевальная, веселая, грациозная, ласковая, озорная, теплая, светлая, игривая, задорная, бойкая, прыгучая  и  звучит в сопровождении музыкальных инструментов оркестра. Каждый раз по-новому, с украшениями. инструмент флейта-пикколо «присвистывает» Белочке.

«Ёжик» Д.Б. Кабалевского маленький, пугливый, колючий, и музыка, рассказывающая о нём, осторожная, отрывистая, колючая. Дети, изображая маленькие шаги ёжика,   стучат пальчик о пальчик, самыми кончиками - отрывисто, легко и изображают боязливые маленькие шаги ёжика, его колючки.

Мы живем в республике Коми, и, конечно,  знакомим детей с культурой северного края, слушаем музыку композитора Я. Перепелицы «Деревенька моя», музыку из балета «Яг Морт» (танец оленей, восход солнца), исполняем коми песни П.Чисталева «Ромашка», Н. Козлова «Дед Мороз», Г.Дехтярева «Оленек».

Нередко дошколята выражают свои музыкальные впечатления в рисунках. Мы периодически оформляем выставки детских творческих работ «Мы рисуем музыку», где помещаем рисунки, аппликации к полюбившимся детям музыкальным произведениям, песням.

Наше МБДОУ участвует во Всероссийском и коми республиканском проекте «Эколята-дошколята». Начали свою работу со знакомства с эколятами, сшили костюмы, затем разработали экологический флаг, который будет подниматься в начале каждого экологического досуга и сочинили и выучили экологический гимн.

Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением.

Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание. 

Старший дошкольный возраст

П.И. Чайковский:

1. «Октябрь. Осенняя песнь»

2. «Декабрь. Святки»

3. «Март. Песня жаворонка»

4. «Апрель. Подснежник»

5. «Вальс снежных хлопьев»

6. «Вальс цветов»

7. «Зимние грезы» (симфония)

             * * *

8. «Листик-листопад» В.Ранда

9. Шуман «Дед Мороз»

             * * *

Сен-Санс:

10. «Королевский марш льва»

11. «Слон»

12. «Кукушка в лесу»

13. «Аквариум»

14. «Лебедь»

             * * *

15. Римский- Корсаков «Белка»

16. Кабалевский «Ёжик»

17. «Танец молодого бегемота» - Кабалевский

18. Гимн юннатов

Песни о Воркуте:

1.«Воркутинский вальс» - Спирин

2. «Город мой» - Бухарцев

3. «Моя Воркута» - Пахмутова

             * * *

Песни композиторов Коми:

19. Дехтерев «Оленек»

20. П.Чисталев «Ромашка»

21. Н.Козлов «Дед Мороз»

             * * *

Я.Перепелица:

22.  «Деревенька моя»

23. «Танец оленей»  из балета «Яг Морт»

24. «Восход солнца» из балета «Яг Морт»

Младший и средний дошкольный возраст

1. «Дождик» - Любарский

2. «Уж, ты, Зимушка-зима» - Александров

3. «Медведь» - Ребиков

4. «Зайчик» - Лядов

5. «Птичка» - Серов

6. «Моя лошадка» - Гречанинов

7. «Песенка о весне» - Фрид

8. «Слон» - Сен-Санс

9. «Ёжик» - Кабалевский

10.А.Гречанинов «Котик заболел».

11. А. Гречанинов «Котик выздоровел»

12. «Грустный дождик» Д.Кабалевский

13. «Подснежник» В.Калинников

14. «Зима прошла» Н.Метлова

Ранний  возраст

1. «Заинька» - рус.нар.муз.

2. «Маленькая птичка»

3. «Заболел наш петушок» Витлин

4. «Петушок» - р.н.м.

5. «Осенью» С.Майкопар

6.  «Дождик» Е.Макшанцева

7. «Зима» В.Карасевой

8. Русская народная песня «Уж ты, котя-коток»

Составитель: музыкальный руководитель Черных Ирина Николаевна

Адрес МБДОУ «Детский №5»: Воркута, ул. Мира, д. 8 «Б»

Эл.адрес: dou5elochka.ukoz.ru



Предварительный просмотр:

 «Формирование у дошкольников  любви  к  природе, к  родному краю через восприятие музыки»

 «Если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать красоту мира возможно через музыку»

В. А. Сухомлинский

По мнению В.А. Сухомлинского, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
 - Обогащать представления детей о природном мире посредством музыки ;
- Развивать у детей чувственное восприятие красоты природы и эмоциональную отзывчивость;
- Воспитывать осознанно-бережное отношение к природе.

И поэтому с  самыми маленькими мы слушаем  песенку «Заинька-Зайка», при этом зайку пожалели и подарили ему морковку. После слушания песенки «Заболел наш петушок», петушка пожалели, полечили (дали ему таблетку), потом порадовались и спели песенку вместе с ним.

Дети становятся старше, в репертуаре  «Слушание музыки» появляются песни и музыкальные произведения о сезонных явлениях (осень, зима, весна, лето).

Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветьем. Но есть и другие моменты осени - это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. И мы смогли услышать с детьми это в "Осенней песне" П.И.Чайковского.

        С наступлением зимы в старших группах  слушаем музыку П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев».  Вальс снежинок прекрасно передает ощущение холода, игру лунного света и в то же время — разноречивые чувства героини, оказавшейся в таинственном волшебном мире.

Весной знакомим с   «Песней жаворонка».

"Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны"
 "

Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. Музыка напоминает трели весенней песни жаворонка.

Подснежник" Апрель. Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Пьеса "Подснежник" построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций,  волнением, которое возникает при созерцании весенней природы, чувством  надежды на будущее. 

Музыка Сен-Санса «Карнавал животных» помогает ярче раскрыть образы животных. «Карнавал» — произведение юмористическое.

«Королевский марш льва» — торжественный выход царя зверей. Ах, как он любуется собой и своей внушительной поступью, оглашая окрестности грозным рычанием

 Вы видели слоновый вальс?

 Станцуем мы для вас, для вас.

 Прекрасный нежный  плавный вальс .

Слон большой, тяжёлый, неуклюжий,  и музыка, изображающая его, звучит низко, тяжело, неповоротливо. 

«Лебедь». Единственная пьеса, лишенная иронии. Песнь виолончели – это сияющая синева неба, полет белоснежных крыльев, это сама Красота. Мы включали эту музыку детям, они махали своими «крылышками», а потом долго рисовали лебедей. 

Римский-Корсаков  «Сказка о царе Салтане» – «Белка»,

Есть там белка, что при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладет
И с присвисточкой поет
При честном, при всем народе
«Во саду ли в огороде...»

Н.А. Римский-Корсаков использовал в этом произведении русскую народную песню «Во саду ли, в огороде». Она танцевальная, веселая, грациозная, ласковая, озорная, теплая, светлая, игривая, задорная, бойкая, прыгучая  и  звучит в сопровождении музыкальных инструментов оркестра. Каждый раз по-новому, с украшениями. инструмент флейта-пикколо «присвистывает» Белочке.

«Ёжик» Д.Б. Кабалевского маленький, пугливый, колючий, и музыка, рассказывающая о нём, осторожная, отрывистая, колючая. Дети, изображая маленькие шаги ёжика,   стучат пальчик о пальчик, самыми кончиками - отрывисто, легко и изображают боязливые маленькие шаги ёжика, его колючки.

Мы живем в республике Коми, и, конечно,  знакомим детей с культурой северного края, слушаем музыку композитора Я. Перепелицы «Деревенька моя», музыку из балета «Яг Морт» (танец оленей, восход солнца), исполняем коми песни П.Чисталева «Ромашка», Н. Козлова «Дед Мороз», Г.Дехтярева «Оленек».

Нередко дошколята выражают свои музыкальные впечатления в рисунках. Мы периодически оформляем выставки детских творческих работ «Мы рисуем музыку», где помещаем рисунки, аппликации к полюбившимся детям музыкальным произведениям, песням.

Наше МБДОУ участвует во Всероссийском и коми республиканском проекте «Эколята-дошколята». Начали свою работу со знакомства с эколятами, сшили костюмы, затем разработали экологический флаг, который будет подниматься в начале каждого экологического досуга и сочинили и выучили экологический гимн.

Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением.

Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание. 

Старший дошкольный возраст

П.И. Чайковский:

1. «Октябрь. Осенняя песнь»

2. «Декабрь. Святки»

3. «Март. Песня жаворонка»

4. «Апрель. Подснежник»

5. «Вальс снежных хлопьев»

6. «Вальс цветов»

7. «Зимние грезы» (симфония)

             * * *

8. «Листик-листопад» В.Ранда

9. Шуман «Дед Мороз»

             * * *

Сен-Санс:

10. «Королевский марш льва»

11. «Слон»

12. «Кукушка в лесу»

13. «Аквариум»

14. «Лебедь»

             * * *

15. Римский- Корсаков «Белка»

16. Кабалевский «Ёжик»

17. «Танец молодого бегемота» - Кабалевский

18. Гимн юннатов

Песни о Воркуте:

1.«Воркутинский вальс» - Спирин

2. «Город мой» - Бухарцев

3. «Моя Воркута» - Пахмутова

             * * *

Песни композиторов Коми:

19. Дехтерев «Оленек»

20. П.Чисталев «Ромашка»

21. Н.Козлов «Дед Мороз»

             * * *

Я.Перепелица:

22.  «Деревенька моя»

23. «Танец оленей»  из балета «Яг Морт»

24. «Восход солнца» из балета «Яг Морт»

Младший и средний дошкольный возраст

1. «Дождик» - Любарский

2. «Уж, ты, Зимушка-зима» - Александров

3. «Медведь» - Ребиков

4. «Зайчик» - Лядов

5. «Птичка» - Серов

6. «Моя лошадка» - Гречанинов

7. «Песенка о весне» - Фрид

8. «Слон» - Сен-Санс

9. «Ёжик» - Кабалевский

10.А.Гречанинов «Котик заболел».

11. А. Гречанинов «Котик выздоровел»

12. «Грустный дождик» Д.Кабалевский

13. «Подснежник» В.Калинников

14. «Зима прошла» Н.Метлова

Ранний  возраст

1. «Заинька» - рус.нар.муз.

2. «Маленькая птичка»

3. «Заболел наш петушок» Витлин

4. «Петушок» - р.н.м.

5. «Осенью» С.Майкопар

6.  «Дождик» Е.Макшанцева

7. «Зима» В.Карасевой

8. Русская народная песня «Уж ты, котя-коток»

Составитель: музыкальный руководитель Черных Ирина Николаевна

Адрес МБДОУ «Детский №5»: Воркута, ул. Мира, д. 8 «Б»

Эл.адрес: dou5elochka.ukoz.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы по теме "Развитие музыкальной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки".

Систематическое обогащение музыкальными впечатлениями в процессе работы по слушанию музыки способствует развитию музыкального восприятия детей. Программа по слушанию музыки в детском саду определяется...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материалы содержат рекомендации музыкальному руководителю для  музыкальных занятий, на которых дети не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и расширяют свои творческие ...

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста

Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобразительны в передаче интонаций, под...

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей дошкольного возраста.

Мною была  разработана и написана часть образовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС ДО в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"...

Статья на тему: Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возрастаКаждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольнико...

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»...

Формирование духовно-нравственных качеств личности детей 4-го года жизни через восприятие музыки

Духовно-нравственное воспитание - длительный процесс, который предполагает, внутреннее изменение каждого участника, но результат его может найти отражение не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо по...