Занятие в средней группе «ЗВУКИ РАЗНЫЕ БЫВАЮТ…» (опытно-экспериментальная деятельность со звуками)
план-конспект занятия по музыке (средняя, старшая группа)

Абрамчик Елена Анатольевна

Создание условий  для свободного экспериментирования ребёнка со звуком, тем самым  способствуя  развитию  потребности  детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность  в воплощении художественно-эстетического  замысла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_so_zvukom_srednyaya_2015.docx35.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Занятие в средней группе «ЗВУКИ РАЗНЫЕ БЫВАЮТ…»

(опытно-экспериментальная деятельность со звуками)

Цель: Создание условий  для свободного экспериментирования ребёнка со звуком, тем самым  способствуя  развитию  потребности  детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность  в воплощении художественно-эстетического  замысла.

Задачи:
1. Становление активной деятельностной позиции.
2. Развитие преобразовательного отношения ребенка к окружающему миру.
3. Развитие таких чувств, как ощущения, восприятия, представления.
4. Развитие образного мышления, фантазии, воображения.
5. Развитие речи, умения обосновывать свои суждения.
6. Формирование
общеучебных умений и навыков (обдумывание, осуществление  решения).
7.Развитие умения использовать в игре, экспериментировании предметы-

   заместители.
8.Формирование умения разбираться в особенностях персонажей сказки, песни, рассказа, картины и его «музыкальным» озвучиванием

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 Дети под марш входят в зал и рассаживаются на стулья.

 

1 часть занятия ВВОДНАЯ

Музыкальный руководитель:

Здравствуйте, дорогие ребята! Посмотрите, к нам сегодня вновь пришли гости. Давайте поздороваемся с ними музыкальным приветствием.

Здравствуйте, уважаемые взрослые! Дети поют:  «Здравствуйте!», гости отвечают: «Здравствуйте!»

              Сегодня   мы с вами  вновь будем говорить о звуках. Я принесла вам  «Волшебный  сундучок», в котором живёт много необычных и разных звуков. Одни звуки нам хорошо знакомы, а с некоторыми нам ещё только предстоит     познакомиться.

Открываю «Волшебный сундучок» - рассматриваем и слушаем: свистелки, шумелки, гремелки, шуршунчики, скрипунчики и др.

В конце занятия, мы обязательно все вместе поиграем на этих необычных  инструментах. Закрываю и убираю в сторону.

А пока,  давайте вспомним, какими могут быть звуки …

Дети перечисляют: длинные - короткие, высокие - низкие, громкие – тихие…

Если дети затрудняются, то воспитатель предлагает  поиграть в игру «Наоборот»

ИГРА «НАОБОРОТ»

Воспитатель  предлагает ряд прилагательных, дети говорят слова-антонимы:

Гладкие – шершавые                                Звенящие - свистящие

Весёлые – грустные                            Острые – пушистые

Звонкие – глухие

Протяжные - отрывистые

Толстые – тонкие

Ласковые – грубые

Злые – добрые

Вообще мир полон разных звуков. Скажите,  пожалуйста, а может быть вокруг полная тишина?  (варианты ответов детей).

Ребята, а что вы слышите сейчас?

ИГРА «СЛУШАЕМ ТИШИНУ»

Музыкальный руководитель:

Все сядьте удобно, так, чтобы не двигаться и не мешать товарищам. Закройте глаза, а я воспроизведу несколько звуков, Вы должны узнать, что это был за звук.

Давайте сейчас посидим в тишине,

Так тихо, как будто бы это во сне.

Услышим тогда, как звучит тишина.

Хоть кажется нам, что она не слышна.  

Прислушайтесь…

Воспитатель воспроизводит за спинами детей:

                 1 - скрип дверью

                 2 – звук шагов

                 3 – стук по деревянной поверхности костяшками пальцев

                 4 – стук мячом о пол

                 5 - трясёт коробочку с наполнителем из крупы.

Дети отгадывают происхождение звука.

А теперь кто самый внимательный и скажет нам, какие ещё звуки он услышал?

(тиканье часов, стук молотка, звук проезжающей мимо машины и т. д.)

Звуками наполнен весь окружающий мир, они бывают разные: звонкие и глухие, мягкие, звенящие, свистящие, шуршащие и даже скрипящие. Одни – мелодичные, другие похожие на шум. 

-громкие (гром гремит) и тихие (колыбельная песня мамы)- Катя К.

-высокие  (тоненький голосок птички) и низкие (медведь рычит) – Алёша Б.

-стеклянные (когда стекло  или чашку разбили)  и грустные (когда тебя обидели)– Катя С.

-звонкие (когда дети поют) и шуршащие (когда мышка в норке сидит и корочку грызёт) – Соня

-жужжащие (муха жужжит) и пищащие (комар пищит) – Полина

-звуки бывают всякие (и молоток стучит и дверь скрипит и на пианино) – Миша

-музыкальные (музыка звучит когда играют на чём-нибудь) и (дятел просто стучит по дереву) шумовые – Соня и Катя К.

Музыкальный руководитель:

*Внутри каждого предмета-

  Живёт звук, мы знаем это!

  Чтобы звуки извлекать, можно

  Просто постучать, потрясти и прошуршать.

  Важно: ЗВУК ЗАПОМИНАТЬ,
 Чтоб потом с ним поиграть!

Мир полон звуков: шумит улица, гудит машина, за окном шумит ветер ветками деревьев, дождь стучит по крыше каплями воды…

Человек так привык к шуму, что полная тишина для него – очень сложное испытание!

Даже космонавты всегда говорят, что испытания в сурдокамере (это  специальная комната, куда не проникает ни одного звука) – это одно из самых сложных.

Дети:

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной…

Как прекрасно слышать Звук:

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеёмся, дышим,

Мы слова и  мысли слышим,

Слышим даже тишину…

Как гуляет кот по крыше,

Как шуршат за стенкой мыши,

Волки воют на луну!

Рёв слонов и мух жужжанье,

Топот, свист, мычанье, ржанье-

Звуки эти на заре,

Записал я в Звукаре (А.Усачёв)

Но из этого шума, мы всегда можем выделить звук  музыкальный. Маленький мальчик случайно задел струну гитары - звук музыкальный, из открытого окна слышны  звуки скрипки - это всё звуки музыкальные.

Сейчас мы, как настоящие учёные,  проведём научное исследование,  и выясним (сделаем выводы),  чем звук музыкальный отличается от звука  шумового?

 

2 часть занятия - ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

1 опыт: «Музыка или шум?»

Цель: научить определять происхождение звуков и различать  музыкальные и шумовые звуки.

Материал: металлофон,  балалайка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины. Кубики, коробочки со звуками, наполненные разными предметами – пуговицами, крупами, ватой, бумагой и т. д. («Волшебный сундучок»)

Ход опыта:

Рассматриваем шумовые и музыкальные предметы, определяя какие из них  музыкальные, подтверждаем это – извлекая звуки разные по высоте. Затем музыкальный руководитель играет мелодию и спрашивает можно ли сыграть мелодию на кубике?  Нет,  получится просто стук, как назвать то, что получится – шум.

Дети рассматривают коробочки со звуками и выясняют, что от того,  чем наполнена коробочка - зависит звук. 

            Вот сейчас, мы выяснили,  каковы же загадочные свойства звука? Прежде всего, все окружающие нас звуки делятся на две важные группы: звуки шумовые (от какого  слова? - шум, шуметь) и звуки музыкальные  (от какого  слова? - музыка).

            Из музыкальных звуков складывается любая песня, музыкальное произведение, любая мелодия. У таких звуков и название – музыкальные.

Шумовые звуки - это все, что нас окружает, все кроме музыки.

На эту тему есть детское стихотворение:

Дети:

Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий ропот.


Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре.

 

Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.


Это звуки шумовые.

Только есть еще другие:


Не шуршание, не стуки -
Музыкальные есть звуки.

 

Давайте, ещё раз повторим, на какие 2 группы делятся звуки? Одинаковый ли звук издают различные предметы?

Вывод: звуки бывают музыкальные и шумовые,  

разные предметы шумят по-разному.

Музыкальный руководитель:

Ребята, а сейчас мы немного поиграем, пока звучит музыка, мы ходим по залу и меняемся вот этими карточками, а когда музыка перестанет играть - все делимся на две команды:  на команду звуков музыкальных, и команду – звуков шумовых.

Подвижно-дидактическая игра

«ЗВУКИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ И ШУМОВЫЕ»

Цель: игра помогает в игровой форме закрепить полученные знания по определению источников шумовых и музыкальных звуков.

Музыкальный руководитель:

Проходите, садитесь. 

А сейчас мы с вами узнаем, что же такое звук? Как он распространяется?  И даже  увидим,  как распространяется звук?

2 опыт: « Что такое звук?»

Цель: подвести детей к осознанию того, что звук – это колебания предмета и воздуха вокруг него.

Материал:  стеклянный стакан, ложечка;

Ход опыта:
2.1. «Дзинь-дзинь»

Если ложечкой коснуться стакана, то он звенит. Дзинь! Почему? Откуда родился звук?

Секрет прост: от удара ложечкой стекло стакана начинает дрожать мелко и часто. Тотчас начинает дрожать, колебаться воздух вокруг стакана. Дрожание воздуха доходит до наших ушей, и мы слышим – дзинь!

Где нет воздуха, там не может родиться звук. Поэтому, если на Луне легонько стукнуть ложечкой по стакану или даже ударить в колокол, ни «дзинь», ни «бум», вообще никакого звука не получится. Почему? (на Луне нет воздуха).

Стенки стакана дрожат незаметно для глаза. Зато, если тронуть посильнее толстую струну, то отлично видно, как струна колеблется, словно раздваиваясь.

2.2. «Звучащая  струна» 

Материал:  натянутая на гриф струна;

Повторяем несколько раз, защипывая и приглушая струну. Слышим ли мы звучание, когда не видим колебаний струны?

2.3 «Дрожащая бумага»

Материал: лист бумаги

Сворачиваем в трубочку лист бумаги  и дуем  в неё (У-У-У), держа пальцами легко - не зажимая. Выясняем, что почувствовали -  дрожание, звук заставил дрожать бумагу.

 

       2.4. «Линейка»

Материал: длинная линейка;

Ход опыта:

Рассматриваем  линейку, выясняем,  есть ли у неё голос - если её не трогать – она не издаёт ни звука. Затем прижимаем один конец линейки плотно к столу. Дергаем за свободный конец – возникает звук. Выясняем, что в  это время происходит с линейкой – она дрожит и колеблется, затем рукой останавливаем дрожание – звук прекращается.

Вывод: Звук – это дрожание, колебание воздуха. Звук появляется только тогда, когда предмет колеблется

Что такое звук? Звук-это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе и человеческий.

В физике известен такой опыт: на лист железа насыпают песок и воздействуют на него разными звуками – песок при этом начинает принимать различные формы: для каждого звука свои. Почему? Да потому что каждый звук имеет свои, присущие только ему особенности. Они – то и складывают, как в калейдоскопе, разнообразные узоры. По этим особенностям мы можем отличить
один звук от другого и при необходимости узнать, определить, выделить из всего звукового многообразия тот звук, который для нас важен и необходим в данный момент.

3  часть занятия  - РЕЧЕВАЯ МОДЕЛЬ

«ПАЛОЧКА-СТУКАЛОЧКА» (автор Л.Т. Куракина)

(ритмичное декламирование текста и сопровождение его различными движениями палочек - удары по полу перед собой, по полу  вертикальными палочками, скрещенныи палочками, по своим коленям, по коленям соседей справа и слева, и т.п.)

Воспитатель:

Чики-чичикалочки, поиграем в палочки?

В палочки-стукалочки, в палочки – игралочки?

Тук-тук-тук-тук - это что ещё за звук?-

Деревянный это звук: тук-тук-тук-тук.

Тук-тук-тук-тук- это что за звук?-

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом (импровизация 2-3 детей)

Тук-тук-тук-тук - это что за звук?-

Деревянный молоточек

Подбивает ваш каблук – тук-тук!

Тук-тук-тук-тук - это что за звук?-

В дверь к нам кто-то постучался,

Вот откуда этот звук!

(читая это стихотворение, воспитатель  исполняет его ритм на палочках. После первой строчки необходимо сделать небольшую вопросительную паузу, создавая тем самым игровую ситуацию. При повторном чтении  текста сопровождать его несложной последовательностью  движений. Например: удар  скрещенными палочками перед собой, плюс удар по полу двумя палочками сразу.)

Музыкальный руководитель:

Ребята, а вы сможете догадаться, кто к нам пришёл, послушав музыку?

4  часть занятия - СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

М. Мусоргский  «Баба Яга «Картинки с выставки» (оркестр)

Какой это персонаж по характеру? Что вам нарисовала музыка? (сердитая, тревожная, злая, свирепая, музыка звучит громко, мчится, мощная, властная…)

А кто в сказках живёт такой злой и недобрый?

Баба Яга затеяла что-то недоброе. Злое. Сердится. Шепчет ,колдует,    бурчит, возится…

Входит Баба Яга.

Баба Яга (ворчит):

*Фу-ты, ну-ты, разоделись,

Как на выставке расселись!

Сундучок Ваш забираю,

В лес скорее отнесу.

С Лешим музыку сыграю,

Грусть-тоску всем разгоню!

Забирает сундучок с музыкальными и шумовыми  инструментами и убегает.

Воспитатель:

Ребята, а что же нам делать?

(варианты ответов детей)

Давайте, пойдём искать Бабу Ягу. Только знайте. Путь предстоит нелёгкий, главное не отставать в дороге и быть внимательными…

Ой, на пути вон какая высокая гора.

Что же нам делать, если обходить, то потеряем много времени.

5  часть занятия  -  ПЕНИЕ

Музыкальный руководитель:

А давайте отправимся прямо вверх, в гору, только нужно ….

ПОПЕВКА «В ГОРУ МЫ ИДЁМ, С ГОРКИ МЫ БЕГОМ» 

(распеваемся от  до1-до2, вверх и вниз по звукоряду, по полутонам)

Поём попевку:  «В гору - мы идём, с горки мы - бегом!» (по схеме).

Всё выше и выше мы  забирались,  и вот, наконец, с большим трудом попали на самую вершину горы. Устали? Пора и отдохнуть.

А в лесу нам повстречались, да их так много…

Кто это был вот вам загадка:

ЗАГАДКА ПРО КОМАРА:

 «Летит – пищит, сидит – молчит». Кто это? Почему комар пищит лишь тогда, когда летит, а сидит – молчит. (Ответы детей.)

Всё дело в его крыльях. В полёте комариные крылышки трепещут, колеблются, да так быстро, что издают звук. У комара он тоненький – потому что крылышками комар машет очень быстро.

ЗАГАДКА ПРО МУХУ:

*«Целый день жужжит, летает,

Очень всем надоедает.

Ночь настанет – жужжать  перестанет»

Муха машет крылышками медленнее – поэтому не пищит, а что? (жужжит).

ЗАГАДКА ПРО  ШМЕЛЯ;

 У шмеля голос ещё басовитее – он гудит. Это потому, что шмель машет крыльями (а значит, колеблет ими воздух) и того медленнее.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА   «НАСЕКОМЫЕ»

Цель: упражнять детей в развитии вокально-певческих  навыков, пение в унисон, учить петь протяжно, беря незаметно вдох, отработка цепного дыхания.

Ход игры:

Дети голосом и жестом изображают насекомое:

комар «пищит»  ноту до2, «машут крыльями» - пальцами кистей;

муха – «жужжит»  ноту фа1, «машут  крыльями» - медленнее кистями рук;

шмель – «гудит» ноту до1, «машут крыльями»  - руками

Музыкальный руководитель: 

А почему люди слышат друг друга. Или почему мы с вами слышим телевизор или пение птиц? (Предположения детей.)

Воспитатель:

Звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку.  И сейчас, мы это увидим.  Слышите, где-то журчит вода, это ручеёк несёт свои потоки в большое озеро. Посмотрите, какое озеро раскинулось прямо перед нами.

 6 часть занятия - ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Дети подходят к тазу с водой.


Опыт 1: «Звук – это волна» 

Цель:  Сравнить круги на воде со звуковой волной.

 

Дети бросают камешки в ёмкость с водой.

- Что вы увидели? (По воде расходятся круги.)

То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передаётся по воздуху.

Опыт 2.

Ребёнок прикладывает ухо к ёмкости с водой, другое плотно закрывает; второй ребёнок бросает предметы в эту ёмкость. Первого спросить: Сколько предметов брошено и как он об этом догадался. (Услышал 3 удара, их звуки передались по воде).

Ребята,  как же распространяется звук?
Вывод: звук распространяется по воздуху и по воде  с помощью звуковых волн…

Воспитатель:

Ну, что, ребята, пора отправляться дальше, Слышите, кто-то ворчит

 Звучит музыкальная пьеса «Баба Яга» М Мусоргского,  Баба Яга «летает» и собирает в пакет мусор (бросовый материал).

Ребёнок:

 Бабушка, здравствуйте! А вы не сможете нам отдать наши музыкальные инструменты?

Баба Яга:

Не-ет, милая, они мне самой очень нравятся! Мы по вечерам с Лешим музицируем! Всю лесную живность веселим!

Ребёнок:

А что это у Вас в пакете?

Баба Яга: А это, деточки, я лес от мусора очищаю. Люди совершенно не берегут природу,  замусорили всё вокруг.

Ребёнок: Бабушка, а давайте, мы с ребятами  поможем вам разобраться с этим мусором.

Мы можем сделать отличные шумовые инструменты
7  часть занятия – ПРОДУКТИВНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Изготовление шумовых инструментов для детского оркестра из бросового материала

Воспитатель: Бабушка Яга, посмотрите,  пожалуйста, какую красоту сотворили ребята, на этих инструментах можно играть, с ними можно танцевать, и даже рассказывать интересные сказки и необычные истории.

 Баба Яга: А вы меня научите играть на них?

Воспитатель: Конечно! Вот, послушайте и посмотрите!

Оркестровая импровизация с полученными шумовыми инструментами

 

В конце занятия Баба Яга  отдаёт «Волшебный сундучок» и собирает в пакет инструменты-шумелки, чтобы отнести их в лес. Но потом вспоминает о том, что  в лесу можно будет найти ещё очень много всякой всячины и сделать самим такие же «Шумелки-гремелки и даже шепталки. Прощается и уходит.

Музыкальный руководитель: 

Ребята, сегодня мы с вами ещё раз говорили про звуки. Давайте вспомним, какие

КОНЕЦ ЗАНЯТИЯ 

Дети:

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада.

Музыка всюду живёт,

В шелесте трав, в шуме дубрав,

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода-

Это мелодией  вечной своей

Мир наполняет природа!

Тихие слёзы свои  ива роняет у брода,

Трелью приветствуют ночь соловьи,

Звоном  ветвей, песней дождей

Мир наполняет природа!

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живёт-

Только прислушаться надо.  (В. Семернин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия средней группы детского сада по опытно-экспериментальной деятельности детей на тему: «Воздух. Вода».

Цель: Развитие интереса к исследовательской деятельности.Задачи:1.     Формировать представления детей о воздухе (есть вокруг нас, мы его вдыхаем).2.     Формир...

Конспект сценария праздника вместе с родителями в средней группе "Матрешки разные бывают".

Совершенствовать знания детей средней группы о русских матрешках....

Конспект НОД в средней группе "Мебель разная бывает"

Расширение и конкретизация представлений детей о мебели, ее назначении....

Конспект ООД для детей средней группы с недостатками слухового восприятия по теме: "Автоматизация звука К в словах и фразах. Дифференциация звуков Л, Н в словах и фразах. Интонация".

Данный материал будет полезен воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ  (с недостатками слухового восприятия) и студентам специальности "Специальное дошкольное образо...

Занятие в средней группе мамы разные нужны, мамы разные важны

Расширять понятия детей о мамах, их профессиях.Сформировать  у детей осознанное понимание о самом главном человеке в его жизни – маме.Воспитывать  нежное, заботливое, чуткое отношение ...

Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе по формированию фонетико-фонематических представлений "Узнавание речевых звуков"

Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе по формированию фонетико-фонематических представлений "Узнавание речевых звуков"...

Открытое занятие в средней группе (4-5 лет). Тема: «Звуковая культура речи, звуки «ч», «щ»». «Прогулка со щенком»

Цель:1.Объяснить детям произношение звуков «щ» и «ч», учить слышать их в словах.2.Упражнять детей в правильном произнесении звука «щ» и дифференциации звуков «...