конспект ООД "В стране стеклянных звуков
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)
Дети вместе с педагогом говорят о звуках, издаваемых при помощи стеклянных предметов, выясняют свойства данных звуков, исследуют на практических примерах. В ходе занятия используются стихи, музыкальные фрагменты, танцевальные композиции, опыты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия о стеклянных звуках | 220.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект организации комплексного занятия непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «В стране стеклянных звуков» 21.01.2015г.
Автор конспекта ННОД: Лебедева Любовь Николаевна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МБДОУ Килемарский детский сад «Кече» комбинированного вида
Задачи приоритетной образовательной области: Познавательное развитие» – развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира. Расширять представления детей о природе звука (как извлекаются, классификация). Обучать детей приёмам творческого самовыражения.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Познавательно-речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: формирование знаний детей о природе звуков, накопление впечатлений от восприятия искусства, развитие внимания и воображения.
Задачи:
- Образовательные: способствовать накоплению детьми опыта музыкальных впечатлений от прослушивания произведений классической музыки, формировать начало музыкальной культуры.
- Развивающие: развивать познавательный интерес к природе звуков, любознательность, желание самостоятельно найти ответ; умение воспринимать характер музыкальных произведений и передавать его в импровизации движений; чувство ритма в музицировании.
- Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, к прекрасному и желание участвовать в творческом процессе, инициативность, чувство доброты и взаимопомощи.
Планируемые результаты дошкольного образования в виде целевых ориентиров образования.
Ребёнок имеет начальные представления о составляющих различных звуков, накоплен опыт музыкальных впечатлений от прослушивания музыкальных произведений; накоплен опыт исполнительства (движение, игра на детских музыкальных инструментах); развиты основы музыкальных способностей; умеет видеть музыкальный образ и передавать его (слышим, чувствуем, творим); может ритмично импровизировать движения в соответствии с характером и динамикой музыки; уверен в себе и готов к общению; активен, инициативен, коммуникабелен в творческих процессах.
Методы и приёмы:
Наглядные: использование игрушек, музыкальных инструментов, использование средств ТСО (презентация), музыкальное сопровождение, использование картинок-символов.
Словесные: вопросы, побуждающие детей к поиску и решению проблем, объяснение, указания, просьбы, оценка деятельности детей, загадывание загадок, использование художественного слова, поощрения, обобщение, пояснение, обращение к опыту детей, подведение к выводу, анализ занятия.
Практические: создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, игры, активная деятельность детей, игра на детских музыкальных инструментах, составление картины по прослушанному музыкальному произведению.
Оборудование для педагога: баночки, бутылочки, фарфоровая посуда, стаканы, хрустальные фужеры, хрустальный колокольчик, картина, пластмассовая палочка, стеклянный графин с водой.
Оборудование для детей: детские музыкальные инструменты: треугольники разных размеров, колокольчики, бубенцы, металлические палочки, металлофон; прикрепляемые детали к импровизированной картине.
Музыкальное оформление: П. Чайковский, «Танец снежных хлопьев», «Танец Феи Драже», В. Моцарт, 40 симфония, «Колокольчики звенят», турецкий марш. Хрустальная музыка.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
Дети свободно входят в зал под музыку В. Моцарт, 40 симфония, подходят к стульчикам. Слайд 1. М. Р.: Здравствуйте, ребята (поёт). Дети: Здравствуйте (поют). М. Р.: Давайте послушаем меня внимательно, я вам загадаю загадку, а вы её отгадаете: Их нельзя увидеть, Не возьмёшь их в руки, Можно только слышать. Кто же они?..(Звуки) Ребята, нас окружает очень много звуков, есть звуки музыкальные, а есть и шумовые. А самая главная среди музыкальных звуков Фея музыки. Лунной ночью, слышишь, мама? Звуки водят хоровод. В нашем старом фортепиано Фея Музыки живёт, То в весёлой польке скачет, То задумчиво замрёт. В каждом смехе, в каждом плаче Фея Музыки живёт. (звучит «Танец Феи Драже» П. Чайковского. В зал входит Фея Музыки, танцует.) Слайд 2. Фея: Здравствуйте, мои маленькие друзья, я очень рада новой встрече с вами. Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в страну стеклянных звуков. А вы любите разгадывать загадки? Попробуйте отгадать и мою: Кто снег белый разбросал, Речку крепким льдом сковал? С вьюгой, с холодом пришла… Как зовут её?..(Зима). Слайд 3. М. Р.: Ребята, скажите, пожалуйста, почему Фея Музыки и вспомнила о зиме, а мы с вами начинаем говорить о стеклянных звуках? Что связывает зиму и стеклянные звуки, подумайте, пожалуйста, и скажите. Ответы детей. Фея: И правда, у зимы со стеклянными звуками очень много общего. Похожа льдинка на стекло? А прозрачное оно? А звенит, поёт стекло? Ответы детей. М. Р.: вот зима, кругом бело, много снегу намело, ребята, что такое снег? Из чего он состоит, из снежинок, а снежинка-это что? да, это замёрзшая капелька воды, а вода прозрачна, как стекло, видите, сколько общего между снегом, водой и стеклянными звуками. Фея: Ну что, ребята, готовы отправиться в путешествие, тогда в путь! | Познавательно-речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Восприятие художественной литературы Познавательно-речевое развитие Социально-коммуникативное развитие | Просмотр Показ слайдов | Слово Загадка Загадка Беседа, разъяснение, выводы | Развитие интересов детей, любознательно-сти, познавательной мотивации; формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира Обогащение активного словаря Восприятие музыки Формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира | Ребёнок активно взаимодействует со взрослым Различает условную и реальную ситуации; проявляет любознательность Владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения Владение универсальными предпосылками учебной деятельности – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции. Ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями самостоятельно придумывает объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
М. Р. : Привела тропинка нас На заснеженный палас, А снежинок сколько - много, Разбегается аж глаз. На снежинки посмотри, И сравни их ты, сравни. Сколько разных здесь узоров, Что не хватит даже взоров. Мы в снежинок превращаемся И тихонечко вращаемся. Импровизированный танец снежинок под музыку П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик». Слайд 4. Слайд 5. Посмотрите, ребята, привела нас тропинка в самый главный замок страны стеклянных звуков. Как вы думаете, почему он главный, посмотрите внимательно. Ответы детей. В стране стеклянных звуков живут очень нежные, хрупкие, капризные звуки, с ними нужно обращаться очень осторожно. Давайте знакомиться с обитателями этой страны. Слайд 6. Если стукнуть стаканы друг о друга, то они заговорят, мы услышим тонкий, звонкий и прозрачный голос стекла (предложить детям самим попробовать извлечь и з стеклянной посуды звуки). Два стакана за обедом Меж собой вели беседу: «Голосок наш лёгкий, звонкий, Ледяной и очень колкий, С лёгкостью летящий, Хрупкий и блестящий» А теперь давайте подумаем и скажем, почему и откуда возникает звук? Ответы детей. Вспомните, когда вы бросали камушек в воду, на поверхности воды расходились круги по воде. Когда ложечка ударяет по стеклу стакана, стекло вздрагивает, начинает колебаться воздух вокруг стакана. Это воздушные или звуковые волны расходятся в разные стороны, мы их не видим, но можем услышать ушами. Чем тоньше стекло, тем тоньше звук. Фея: Среди стеклянных звуков есть королевские особы – это звуки хрустальные, их нежные голоса так красивы, что хочется их слушать долго-долго. Кажется, что они рождаются из тишины и создают волшебный колорит. Слайд 7. (предложить детям извлечь хрустальные звуки с помощью палочки или слегка ударяя друг о друга). А самый главный из королевских особ – хрустальный колокольчик. Диана: Хрустальный колокольчик- Почти не виден он. Но слышен отовсюду Его хрустальный звон: «Динь-дон, динь-дон, Динь-дон». М. Р.: Ребята, а вы внимательно слушали, как поёт хрустальный колокольчик, звучание каких музыкальных инструментов напоминают эти звуки? Дети: Колокольчиков. М.Р.: А хотите послушать, как звучат хрустальные колокольчики? Дети слушают турецкий марш В. Моцарта в записи. Дети могут имитировать шаги маленьких человечков на ладони своей руки. Слайд 8. Фея: Поссорились чашка и блюдце, Сейчас они разобьются, Скоро на кухне, на полке, Будут лежать осколки. И ты не ссорься напрасно – Помни, это опасно. М. Р.: Музыкальных инструментов из стекла не делают, потому что оно очень хрупкое. Стеклянные звуки переселились в некоторые металлические инструменты. Подойдите, пожалуйста, сейчас к этому столу и выберите инструменты, которые напоминают вам стеклянные звуки. Демонстрация детьми выбранных инструментов. Слайд 9. М. Р.: а теперь я предлагаю вам сыграть в забавном оркестре. Но в каждом оркестре есть самый главный человек, который управляет всеми музыкантами, как его зовут? Дети: Дирижёр. М. Р.: Молодцы, мы сыграем с вами на всех музыкальных инструментах. Дети играют на ДМИ и стеклянных предметах пьесу В. Моцарта «Колокольчики звенят». Слайд 10. М. Р.: Какое название можно дать нашей композиции? Дети: «Снежная королева», «Снежинки», «Звёздное небо»…. М. Р.: Вы знаете, что стеклянные предметы могут издавать не только лёгкие и прозрачные звуки. Послушайте, как может запеть пустая бутылочка, если в неё подуть. (демонстрация звука). У пустых банок одно звучание, а если их заполнить водой, они зазвучат по-другому. И у хрустальных фужеров с водой тоже может быть другое звучание, вот послушайте. Игра на фужерах с водой темы белочки из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Фея: А теперь давайте пофантазируем, закроем глаза и подумаем. О чём нам могут рассказать стеклянные звуки и предметы. Солнечный лучик отразился в зеркале, а строгое важное зеркало ответило…..импровизация и фантазия детей. М. Р.: Вам понравилось в стране стеклянных звуков? Много нового вы узнали, я предлагаю подарить этой стране картину, а поможет нам в этом музыка. Мы её прослушаем, а потом расскажем её на бумаге, музыка будет тоже не простая, как и всё наше путешествие. Звучит хрустальная музыка. Дети составляют картину, прикрепляя на ватман сосульки, снежинки, звёздочки, речку подо льдом. | Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательно-речевое развитие Познавательно-речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Познавательно-речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие | Просмотр слайдов Экспериментирование со звуком Просмотр слайдов Прослушивание стихов Восприятие музыки В. Моцарта Выбор нужного музыкального инструмента Игра на ДМИ и стеклянных предметах Поиск новых звучаний Сочинение рассказа | Беседа, ответы на вопросы Слово, движение, выводы Разъяснение, объяснение Художественное слово Слово Движения ДМИ Слушание мелодии Слово Практические действия по созданию картины | способствовать накоплению детьми опыта музыкальных впечатлений от прослушивания произведений классической музыки Развитие интересов детей, любознательно-сти Познание окружающего мира путём экспериментирования со звуками Познание окружающего мира, основываясь на слуховые ассоциации звучания ДМИ Воспитание доброго отношения друг к другу Закрепление знаний об окружающих звуках Развитие тембрового слуха Коллективное творчество Развитие слухового восприятия Развитие фантазии Развитие навыка слушания классического произведения | может ритмично импровизировать движения в соответствии с характером и динамикой музыки Ребёнок проявляет любознательность. Овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности - умение слушать взрослого и выполнять его инструкции. Развитие слухового восприятия. Склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области природы звука Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности Развивает артистические способности, творчески проявляет себя Развивает логику, мышление Накоплен определённый музыкальный багаж, развито воображение. Может контролировать своё поведение и управлять им. Способен различить по звучанию и визуально музыкальные инструменты, имеющие нежное, приятное звучание и напоминающее звучание стеклянных звуков (тембровый слух) Ребёнок приобрёл навыки игры на шумовых ДМИ Дети приобрели навык совместной игры на ДМИ У детей развито воображение, фантазия, творческое начало У детей развит музыкальный вкус |
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
М. Р.: Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним и поговорим, какие звуки мы сегодня услышали, что нового узнали. Ответы детей. Слайд 12. Закончен день и в сказочной стране Спустилась ночь на землю в колеснице, Заснули птицы, сказки в тишине, Пусть им волшебный сон приснится. Фея: до новых встреч, друзья, нам расставаться пора, буду ждать я вас опять, не забывайте навещать, а чтобы помнили о нашем путешествии, я всем вам дарю волшебные серебряные колокольчики. М. Р.: По тропинке да по снежной возвращаемся домой. Будем встречу помнить долго, До свидания, друг мой! Слайд 13. Дети: До свидания! | Социально-коммуникативное развитие | Поведение итогов | Слово | Развитие логического мышления | Ребёнок активен, инициативен, коммуникабелен в творческих процессах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В королевстве стеклянных звуков
Дать представление дошкольникам о стеклянных звуках....
Электронная учебно- методическая разработка "Стеклянные звуки" с использованием новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов для дошкольников.
АННОТАЦИЯК ЭЛЕКТРОННОЙ РАЗРАБОТКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Наименование учебно- методической разработки «Стеклянные»...
Тематическое занятие "Мир стеклянных звуков"
Музыкальное занятие по познавательной деятельности "Мир стеклянных звуков"Цель: привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественное определение.Задачи:1....
Стеклянные звуки.
Занятие в "Музыкальной лаборатории"...
Конспект занятия по обучению игре на детских музыкальных инструментах "Королевство стеклянных звуков".
Материал полезен для музыкальных руководителей и педагогов дополнительнрго образования детей дошкольного возраста. Данный конспект направлен на развитие чувства ритма у дошкрольников, посредством разн...
Конспект открытого музыкально-экспериментального занятия "Красота стеклянных звуков"
Исследования и импровизация с предметами из стекла и детскими музыкальными инструментами....
Конспект «В стране потерянных звуков».
Цели: Активизировать, уточнять, обогащать словарь детей по теме.Упражнять в подборе признаков и действий к предметам, в употреблении существительных в Р.п. мн. ч., в словоизменении, в согласовании при...