конспект ООД "В стране стеклянных звуков
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Лебедева Любовь Николаевна

Дети вместе с педагогом говорят о звуках, издаваемых при помощи стеклянных предметов, выясняют свойства данных звуков, исследуют на практических примерах. В ходе занятия используются стихи, музыкальные фрагменты, танцевальные композиции, опыты.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Конспект организации комплексного занятия непосредственно образовательной  деятельности детей в подготовительной группе по теме «В стране стеклянных звуков» 21.01.2015г.

Автор конспекта ННОД: Лебедева Любовь Николаевна, музыкальный руководитель высшей  квалификационной категории МБДОУ Килемарский детский сад «Кече» комбинированного вида

Задачи приоритетной образовательной области: Познавательное развитие» –  развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий и  первичных представлений об   объектах окружающего мира. Расширять представления детей о природе звука (как извлекаются, классификация).  Обучать детей приёмам творческого самовыражения.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Познавательно-речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: формирование  знаний детей о природе звуков, накопление впечатлений от восприятия искусства, развитие внимания и воображения.

Задачи: 

  1. Образовательные: способствовать накоплению детьми опыта музыкальных впечатлений от прослушивания произведений классической музыки, формировать начало музыкальной культуры.
  2. Развивающие: развивать познавательный интерес к природе звуков, любознательность, желание самостоятельно найти ответ;  умение воспринимать характер музыкальных произведений и передавать его в импровизации движений;  чувство ритма в музицировании.
  3. Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, к прекрасному и желание участвовать в творческом процессе, инициативность, чувство доброты и взаимопомощи.

Планируемые результаты дошкольного образования в виде целевых ориентиров образования.

Ребёнок имеет начальные представления о составляющих различных звуков, накоплен опыт музыкальных впечатлений от прослушивания музыкальных произведений; накоплен опыт исполнительства (движение, игра на детских музыкальных инструментах); развиты основы музыкальных способностей; умеет видеть музыкальный образ и передавать его (слышим, чувствуем, творим); может ритмично импровизировать движения в соответствии с характером и динамикой музыки; уверен в себе и готов к общению; активен, инициативен, коммуникабелен в творческих процессах.

Методы и приёмы:

Наглядные: использование игрушек, музыкальных инструментов, использование средств ТСО (презентация), музыкальное сопровождение, использование картинок-символов.

Словесные: вопросы, побуждающие детей к поиску и решению проблем, объяснение, указания, просьбы, оценка деятельности детей, загадывание загадок, использование художественного слова, поощрения, обобщение, пояснение, обращение к опыту детей, подведение к выводу, анализ занятия.

Практические: создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, игры, активная деятельность детей, игра на детских музыкальных инструментах, составление картины по прослушанному музыкальному произведению.

Оборудование для педагога: баночки, бутылочки, фарфоровая посуда, стаканы, хрустальные фужеры, хрустальный колокольчик, картина, пластмассовая палочка, стеклянный графин с водой.

Оборудование для детей: детские музыкальные инструменты: треугольники разных размеров, колокольчики, бубенцы, металлические палочки, металлофон; прикрепляемые детали к импровизированной картине.

Музыкальное оформление: П. Чайковский, «Танец снежных хлопьев», «Танец Феи Драже», В. Моцарт, 40 симфония, «Колокольчики звенят», турецкий марш. Хрустальная музыка.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Дети свободно входят в зал под музыку В. Моцарт, 40 симфония, подходят к стульчикам. Слайд 1.

М. Р.: Здравствуйте, ребята (поёт).

Дети: Здравствуйте (поют).

М. Р.: Давайте послушаем меня внимательно, я вам загадаю загадку, а вы её отгадаете:

Их нельзя увидеть,

Не возьмёшь их в руки,

Можно только слышать.

Кто же они?..(Звуки)

Ребята, нас окружает очень много звуков, есть звуки музыкальные, а есть и шумовые. А самая главная среди музыкальных звуков Фея музыки.

Лунной ночью, слышишь, мама?

Звуки водят хоровод.

В нашем старом фортепиано

Фея Музыки живёт,

То в весёлой польке скачет,

То задумчиво замрёт.

В каждом смехе, в каждом плаче

Фея Музыки живёт.

(звучит «Танец Феи Драже» П. Чайковского. В зал входит Фея Музыки, танцует.) Слайд 2.

Фея: Здравствуйте, мои маленькие друзья, я очень рада новой встрече с вами. Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в страну стеклянных звуков. А вы любите разгадывать загадки? Попробуйте отгадать и мою:

Кто снег белый разбросал,

Речку крепким льдом сковал?

С вьюгой, с холодом пришла…

Как зовут её?..(Зима). Слайд 3.

М. Р.: Ребята, скажите, пожалуйста, почему Фея Музыки и вспомнила о зиме, а мы с вами начинаем говорить о стеклянных звуках? Что связывает зиму и стеклянные звуки, подумайте, пожалуйста, и скажите.

Ответы детей.

Фея: И правда, у зимы со стеклянными звуками очень много общего. Похожа льдинка на стекло? А прозрачное оно? А звенит, поёт стекло? Ответы детей.

М. Р.: вот зима, кругом бело, много снегу намело, ребята, что такое снег? Из чего он состоит, из снежинок, а снежинка-это что? да, это замёрзшая капелька воды, а вода прозрачна, как стекло, видите, сколько общего между снегом, водой и стеклянными звуками.

Фея: Ну что, ребята, готовы отправиться в путешествие, тогда в путь!

Познавательно-речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Восприятие художественной литературы

Познавательно-речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Просмотр

Показ слайдов

Слово

Загадка

Загадка

Беседа, разъяснение, выводы

Развитие интересов детей, любознательно-сти,   познавательной мотивации; формирование познавательных действий и  первичных представлений об   объектах окружающего мира

Обогащение активного словаря

Восприятие музыки

Формирование познавательных действий и  первичных представлений об   объектах окружающего мира

Ребёнок    активно взаимодействует со   взрослым

Различает условную и реальную ситуации;   проявляет любознательность

Владеет устной речью,   может использовать речь для   построения речевого высказывания в ситуации общения

Владение универсальными предпосылками учебной деятельности – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Ребёнок проявляет любознательность,  интересуется причинно-следственными связями

самостоятельно придумывает объяснения  явлениям  природы; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

М. Р. :

Привела тропинка нас

На заснеженный палас,

А снежинок сколько - много,

Разбегается аж глаз.

На снежинки посмотри,

И сравни их ты, сравни.

Сколько разных здесь узоров,

Что не хватит даже взоров.

Мы в снежинок превращаемся

И тихонечко вращаемся.

Импровизированный танец снежинок под музыку П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик». Слайд 4.

Слайд 5. Посмотрите, ребята, привела нас тропинка в самый главный замок страны стеклянных звуков. Как вы думаете, почему он главный, посмотрите внимательно. Ответы детей.

В стране стеклянных звуков живут очень нежные, хрупкие, капризные звуки, с ними нужно обращаться очень осторожно. Давайте знакомиться с обитателями этой страны. Слайд 6.

Если стукнуть стаканы друг о друга, то они заговорят, мы услышим тонкий, звонкий и прозрачный голос стекла (предложить детям самим попробовать извлечь и з стеклянной посуды звуки).

Два стакана за обедом

Меж собой вели беседу:

«Голосок наш лёгкий, звонкий,

Ледяной и очень колкий,

С лёгкостью летящий,

Хрупкий и блестящий»

А теперь давайте подумаем и скажем, почему и откуда возникает звук? Ответы детей.

Вспомните, когда вы бросали камушек в воду, на поверхности воды расходились круги по воде. Когда ложечка ударяет по стеклу стакана, стекло вздрагивает, начинает колебаться воздух вокруг стакана. Это воздушные или звуковые волны расходятся в разные стороны, мы их не видим, но можем услышать ушами. Чем тоньше стекло, тем тоньше звук.

Фея: Среди стеклянных звуков есть королевские особы – это звуки хрустальные, их нежные голоса так красивы, что хочется их слушать долго-долго. Кажется, что они рождаются из тишины и создают волшебный колорит.

Слайд 7.  (предложить детям извлечь хрустальные звуки с помощью палочки или слегка ударяя друг о друга). А самый главный из королевских особ – хрустальный колокольчик.

Диана:

Хрустальный колокольчик-

Почти не виден он.

Но слышен отовсюду

Его хрустальный звон:

«Динь-дон, динь-дон,

Динь-дон».

М. Р.: Ребята, а вы внимательно слушали, как поёт хрустальный колокольчик, звучание каких музыкальных инструментов напоминают эти звуки?

Дети: Колокольчиков.

М.Р.: А хотите послушать, как звучат хрустальные колокольчики?

Дети слушают турецкий марш В. Моцарта в записи. Дети могут имитировать шаги маленьких человечков на ладони своей руки.

Слайд 8. Фея:

Поссорились чашка и блюдце,

Сейчас они разобьются,

Скоро на кухне, на полке,

Будут лежать осколки.

И ты не ссорься напрасно –

Помни, это опасно.

М. Р.: Музыкальных инструментов из стекла не делают, потому что оно очень хрупкое. Стеклянные звуки переселились в некоторые металлические инструменты. Подойдите, пожалуйста, сейчас к этому столу и выберите инструменты, которые напоминают вам стеклянные звуки.

Демонстрация детьми выбранных инструментов. Слайд 9.

М. Р.: а теперь я предлагаю вам сыграть в забавном оркестре. Но в каждом оркестре есть самый главный человек, который управляет всеми музыкантами, как его зовут?

Дети: Дирижёр.

М. Р.: Молодцы, мы сыграем с вами на всех музыкальных инструментах. Дети играют на ДМИ и стеклянных предметах пьесу В. Моцарта «Колокольчики звенят». Слайд 10.

М. Р.: Какое название можно дать нашей композиции?

Дети: «Снежная королева», «Снежинки», «Звёздное небо»….

М. Р.: Вы знаете, что стеклянные предметы могут издавать не только лёгкие и прозрачные звуки. Послушайте, как может запеть пустая бутылочка, если в неё подуть. (демонстрация звука). У пустых банок одно звучание, а если их заполнить водой, они зазвучат по-другому. И у хрустальных фужеров с водой тоже может быть другое звучание, вот послушайте. Игра на фужерах с водой темы белочки из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Фея: А теперь давайте пофантазируем, закроем глаза и подумаем. О чём нам могут рассказать стеклянные звуки и предметы. Солнечный лучик отразился в зеркале, а строгое важное зеркало ответило…..импровизация и фантазия детей.

М. Р.: Вам понравилось в стране стеклянных звуков? Много нового вы узнали, я предлагаю подарить этой стране картину, а поможет нам в этом музыка. Мы её прослушаем, а потом расскажем её на бумаге, музыка будет тоже не простая, как и всё наше путешествие. Звучит хрустальная музыка. Дети составляют картину, прикрепляя на ватман сосульки, снежинки, звёздочки, речку подо льдом.

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательно-речевое развитие

Познавательно-речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познавательно-речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Просмотр слайдов

Экспериментирование со звуком

Просмотр слайдов

Прослушивание стихов

Восприятие музыки В. Моцарта

Выбор нужного музыкального инструмента

Игра на ДМИ и стеклянных предметах

Поиск новых звучаний

Сочинение рассказа

Беседа, ответы на вопросы

Слово, движение, выводы

Разъяснение, объяснение

Художественное слово

Слово

Движения

ДМИ

Слушание мелодии

Слово

Практические действия по созданию картины

способствовать накоплению детьми опыта музыкальных впечатлений от прослушивания произведений классической музыки

Развитие интересов детей, любознательно-сти

Познание окружающего мира путём экспериментирования со звуками

Познание окружающего мира, основываясь на слуховые ассоциации звучания ДМИ

Воспитание доброго отношения друг к другу

Закрепление знаний об окружающих звуках

Развитие тембрового слуха

Коллективное творчество

Развитие слухового восприятия

Развитие фантазии

Развитие навыка слушания классического произведения

может ритмично импровизировать движения в соответствии с характером и динамикой музыки

Ребёнок проявляет любознательность.

Овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности  - умение слушать взрослого и

выполнять его инструкции.

Развитие слухового восприятия.

Склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области природы звука

Ребёнок   проявляет инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности

Развивает артистические способности, творчески проявляет себя

Развивает логику, мышление

Накоплен определённый музыкальный багаж, развито воображение.

Может контролировать своё поведение и управлять им.

Способен различить по звучанию и визуально музыкальные инструменты, имеющие нежное, приятное звучание и напоминающее звучание стеклянных звуков (тембровый слух)

Ребёнок приобрёл навыки игры на шумовых ДМИ

Дети приобрели навык совместной игры на ДМИ

У детей развито воображение, фантазия, творческое начало

У детей развит музыкальный вкус

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

М. Р.: Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним и поговорим, какие звуки мы сегодня услышали, что нового узнали. Ответы детей.

Слайд 12.

Закончен день и в сказочной стране

Спустилась ночь на землю в колеснице,

Заснули птицы, сказки в тишине,

Пусть им волшебный сон приснится.

Фея: до новых встреч, друзья, нам расставаться пора, буду ждать я вас опять, не забывайте навещать, а чтобы помнили о нашем путешествии, я всем вам дарю волшебные серебряные колокольчики.

М. Р.: По тропинке да по снежной возвращаемся домой.

Будем встречу помнить долго,

До свидания, друг мой! Слайд 13.

Дети: До свидания!

Социально-коммуникативное развитие

Поведение итогов

Слово

Развитие логического мышления

Ребёнок активен, инициативен, коммуникабелен в творческих процессах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В королевстве стеклянных звуков

Дать представление дошкольникам о стеклянных звуках....

Электронная учебно- методическая разработка "Стеклянные звуки" с использованием новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов для дошкольников.

АННОТАЦИЯК ЭЛЕКТРОННОЙ РАЗРАБОТКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Наименование  учебно- методической разработки       «Стеклянные»...

Тематическое занятие "Мир стеклянных звуков"

Музыкальное занятие по познавательной деятельности "Мир стеклянных звуков"Цель: привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественное определение.Задачи:1....

Стеклянные звуки.

Занятие в "Музыкальной лаборатории"...

Конспект занятия по обучению игре на детских музыкальных инструментах "Королевство стеклянных звуков".

Материал полезен для музыкальных руководителей и педагогов дополнительнрго образования детей дошкольного возраста. Данный конспект направлен на развитие чувства ритма у дошкрольников, посредством разн...

Конспект открытого музыкально-экспериментального занятия "Красота стеклянных звуков"

Исследования и импровизация с предметами из стекла и детскими музыкальными инструментами....

Конспект «В стране потерянных звуков».

Цели: Активизировать, уточнять, обогащать словарь детей по теме.Упражнять в подборе признаков и действий к предметам, в употреблении существительных в Р.п. мн. ч., в словоизменении, в согласовании при...