Конспект занятия в Акустической лаборатории
план-конспект занятия по музыке на тему
Занятие проводится в рамках клубного часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_akusticheskaya_laboratoriya.docx | 129.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Звук. Свойства звука»
ЦЕЛЬ:
• дать понятие о звуке с точки зрения науки; звук как физическое понятие
ЗАДАЧИ:
•Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера.
•Подводить к пониманию причин возникновения звука – распространение звуковых волн.
• развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
ОБОРУДОВАНИЕ:
Линейка, веревки, гусли, стеклянная банка, вода, металлофон, миска, полиэтилен, музыкальный центр, бумажные стаканчики, канцелярские резинки
Ход занятия:
Здравствуйте, дети! Сегодня на занятии мы с вами будем проводить различные эксперименты со звуками. Скажите, какие бывают звуки? (тихие, громкие, ласковые, пугающие, высокие, низкие и т.д.) Мир наполнен самыми разнообразными звуками: тиканье часов и гул моторов, шелест листьев и завывание ветра, пение птиц и голоса людей. Звуки - наши неизменные спутники. Они по-разному воздействуют на нас: радуют и раздражают, успокаивают или пугают.
Дети, назовите музыкальные инструменты, которые вы знаете (ответы детей). Все музыкальные инструменты можно поделить на несколько групп:
1. Инструменты, в которые бьют или трясут: бубен, барабан, металлофон, ксилофон, фортепиано (инструменты разложены на отдельном столе, продемонстрировать звучание каждого инструмента, предложить нескольким детям поиграть на инструментах).
2. Инструменты, в которые дуют: дудочка, труба, губная гармошка.
3. Инструменты, которые щиплют за струны или водят по ним смычком: скрипка, гитара, гусли, балалайка, арфа.
Проделав следующие эксперименты, мы поймем, как звучат музыкальные инструменты, почему они производят звуки разной высоты.
Эксперимент - линейка. Возьмем длинную металлическую линейку. Один конец линейки плотно прижмем к столу, а другой конец подергаем. Чем короче свисающий конец линейки, чем звук выше. Чем длиннее – звук ниже. Для эксперимента подойдет любая линейка, но металлическая линейка издает более выразительный звук. (Предложить одному-двум детям проделать эксперимент).
Эксперимент – веревка. (Для эксперимента вызвать в помощники одного ребенка). Привяжем к ручке запертой двери веревку. Изо всех сил натянем короткий отрезок веревки и дернем его как струну. Потом изо всех сил натянем длинный отрезок и дернем его как струну. (Для эксперимента можно использовать проволоку или тонкий шнур). У короткого отрезка звук выше, у длинного - ниже.
Посмотрите на гусли. У этого музыкального инструмента струны разной длинны. Как будет звучать длинная струна, как вы думаете? (Низко). А короткая струна? (Высоко). (Предложить одному ребенку извлечь звуки на гуслях).
Эксперимент – банка. Для эксперимента нам понадобится обычная стеклянная банка среднего размера и чайная ложка или карандаш. Сначала постучим по краю пустой банки. Затем попробуем пропеть услышанный звук. (Предложить детям пропеть услышанный звук). Медленно нальем воду в банку, продолжая постукивать и прислушиваться, как меняется звук. С наполнением банки звук будет понижаться. (Эксперимент могут выполнять двое детей, один ребенок наливает воду, другой стучит по банке).
Взяв несколько банок или стеклянных стаканов с разным количеством воды, можно сыграть на них мелодию, извлекая звуки разной высоты. (Воду в стаканы налить заранее. Сыграть детям «Каравай», или любую другую знакомую мелодию, которую нужно угадать).
Подобно тому, как меняется звук в банке с водой, устроен, к примеру, металлофон и ксилофон. Мы знаем, что все пластинки у металлофона и ксилофона разной длинны. Самая длинная пластинка издает низкий звук. Чем пластинка короче, тем выше звук. Дети, вы помните, чем отличаются металлофон от ксилофона? (У металлофона металлические пластинки, звук звонкий, у ксилофона деревянные пластинки, звук глухой, мягкий).
Люди живут в мире звуков. С точки зрения физики звук – это механическая волна, которая возникает в результате колебания. Она распространяется в воздухе и воздействует на нашу барабанную перепонку, и мы слышим звук. Энергия, заключенная в нем, измеряется в децибелах (дБ). Шорох листьев – 10 дБ, шепот – до 30 дБ, громкая рок-музыка – 110 дБ. Самое шумное в мире животное – голубой кит. Он издает звук громкостью 188 дБ, который слышен в радиусе 850 км от него.
Когда звук встречает преграду на пути, то часть звука отражается от нее и возвращается обратно. И тогда мы слышим отраженный звук – всем известное эхо. На реке Рейн в Европе есть место, где эхо отражается 20 раз. И в горах оно хорошо «работает». Там даже (при определенных условиях) обыкновенный крик может вызвать ошеломительный сход лавины.
В общем, звук – это сила. А можно ли его увидеть? Попробуем разобраться.
1. Надо взять металлическую миску. Затем – отрезать от полиэтиленового пакета кусок, по размеру больший, чем миска. Положить эту заготовку из пакета на миску и завязать веревкой или зафиксировать большой прочной резинкой сверху. Получится «барабан».
2. Скатать из салфеток маленькие шарики и положить сверху на поверхность «барабана».
3. Поставить миску вплотную к музыкальному центру (либо магнитофону или колонкам от компьютера). Включить музыку.
4. Шарики начнут подпрыгивать, словно танцевать.
Объяснение эксперимента для детей
Звук из колонки волной проходит по воздуху и бьет по натянутой пленке, которая колеблется, и бумажные шарики подскакивают вверх. Чем громче звук, тем сильнее подскакивают шарики.
Звучащий стакан.
Цель эксперимента: Сравнить скорость звука в твердых телах и в воздухе.
Оборудование: бумажный стакан, резинка в форме колечка.
Ход опыта
• Наденьте резиновое колечко на стакан, как показано на рисунке.
• Приложите стакан дном к уху.
• Побренчите натянутой резинкой как струной.
Итоги: Слышен громкий звук.
ПОЧЕМУ? Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по воздуху или по другому предмету, если тот находится рядом. Колебания начинают распространяться по заполняющему все вокруг воздуху, их энергия воздействует на уши, и мы слышим звук. Колебания гораздо медленнее распространяются через воздух — газ, — чем через твердые или жидкие тела. Колебания резинки передаются и воздуху и корпусу стакана, но звук слышен громче, когда он приходит в ухо непосредственно от стенок стакана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия " Путешествие в лабораторию Знайки"
На этом занятии дети узнали о свойствах песка .Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы;2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких ...
Рабочая программа "Акустическая лаборатория"
Рабочая программа к занятиям «Акустическая лаборатория» разработана для занятий с дошкольниками 4-7 лет во время проведения клубного часа. Продолжительность занятий 30 минут 2 ...
Конспект занятия «Путешествие в лабораторию Фиксиков»
Цель: Уточнить знания детей о времени года зима, о явлениях природы зимой.Задачи:Развивающие: развитие у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний...
Конспект занятия "Путешествие в лабораторию"
Занятие по экспериментальной деятельности сдетьми старшего дошкольного возраста. На занятии дети проводят опыты с воздухом, водой и знакомятся с микросковом....
Конспекты занятий в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения. Модуль лаборатории «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ»
Данный материал будет интересен специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста и тем, кто занимается детским исследованием....
Конспект занятия для детей подготовительной группы по теме: "Коррекция артикуляторно - акустической дисграфии"
Коррекция артикуляторно – акустической дисграфии дисграфии у детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия с использованием лаборатории Наураша по теме "Электричество вокруг нас" для подготовительной группы
Это занятие позволит расширить представление о том, где "живет" электрчество и как оно помогает человеку, а также закрепить правила безопасного поведения в обращении с электричеством....