Статья " Развитие музыкально - ритмических способностей"
статья по музыке на тему
«Детские игры являются первоначальной школой музыкальной культуры детей. Ответ на вопрос о том, что такое русская пляска для детей нужно искать в их играх. В них выведен тот красивый ритмический рисунок, который доступен ребенку, и дан он в форме игры.
(Усова А.П.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_ns.docx | 19.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья «Развитие музыкально-ритмических способностей»
Подвижные игры под аккомпанемент музыки, так же как и ритмика развивают слух, легкость и ловкость движений, способность быстро и правильно реагировать на получаемые от музыки впечатления. (русский педСагог Е.Н. Водовозова.)
С полным основанием можно сказать, что детская песня рождается в играх. Практика детских игр является как бы первоначальной школой музыкальной культуры детей.
Может быть, ответ на вопрос, в том, что такое русская пляска для детей, нужно искать в этих играх. В них выведен тот красивый ритмичный рисунок, который доступен ребенку, и дан он в форме игры.
Широкое распространение в начале 20 века во многих странах получила система ритмического воспитания, основанная швейцарским музыкантом - педагогом Э. Жаком Далькрозом. Его метод сводится к тому, чтобы используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движения. Эти положения заслуживают внимания.
В последнее время отмечается тенденция использования танца лечебной направленности (ритмика, аэробика). Исследования показали, что состояние здоровья детей ухудшается с каждым годом, снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.
С целью профилактики различного рода заболеваний у детей дошкольного возраста, я провожу занятия ритмикой, начиная с ясельной группы. Ни одна музыка, мелодия не может существовать вне ритма. Ритмом в музыке называют организацию звуков во времени, определенное чередование протяжных и коротких звуков.Значение ритма в музыке велико. Одним из самых сильных возбудителей эмоций человека является ритмичная музыка. Под ее влиянием активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен веществ и активность органов чувств.
Ритмичная музыка является могучим воспитывающим и организующим средством. Применение ее на занятиях, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует формированию у группы чувства сплоченности, пробуждает активное желание выражать музыку в движении. Музыка, особенно легкая, ритмичная положительно влияет на работоспособность занимающихся. Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку приобретают более яркую окраску и оказывают большой оздоровительный эффект.
Главные, ритмичные движения под мелодичную, красивую музыку или озорные веселые пляски доставляют эстетическое наслаждение каждому ребенку и являются одним из самых любимых видов двигательной деятельности детей. Танцевальные упражнения развивают правильную постановку рук, ног, туловища, умение сочетать движения в различных плоскостях, различной амплитудой, координировать свои движения.
Танцы и танцевальные упражнения могут быть одним из более эффективных средств тренировки детского организма. Поэтому на занятиях ритмикой они используются как средство тренировки и расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения, развития ритмичности и координации движений. Танец может служить средством установления межличностных отношений в группе, проявления индивидуальности, личности каждого ребенка, самовыражения.
Итак, занятия ритмикой совершенствуют музыкально-эстетическое развитие ребенка, способствуют формированию личности ребенка, его познавательности, волевой и эмоциональной сфер. Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают, благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Так например, я часто беру игру «Зимние забавы» - с Дедом Морозом., где дети получают правильное представление о спокойном и плавном скольжении по льду в позе конькобежца, игра в воображаемые снежки - дети лепят их как бы из снега.
Однако познавательные процессы во время занятий ритмикой активизируются в том случае, если ребенок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Речь идет о слуховом внимании, его устойчивости. Сосредоточить внимание детей - это необходимо, так как оно в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Но каждый раз ребенок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему в новых, необычных связях, комбинируя элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнакомые движения. В ясельной и младшей группе - часто даю задание передать образ хитрой лисы и трусливого зайца. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение. Музыкально-ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребенок действует сознательно, выполняя поставленные задачи.
Игры, танцы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременное переключение с одного движения на другое, умение быстро и точно его тормозить. Так в игре « У медведя во бору» - дети должны разбежаться при виде «большого медведя» - чувство опасности. «Мышки» - «мышки» - настораживаются и сохраняют полную неподвижность при виде кошки. «Как на тоненький ледок» - детям следует своевременно «упасть» с санок. Необходимо быстро, четко изменить движение, рассчитать время, чтобы преодолеть пространство. Дети испытывают радость от хорошо выполненного задания, чувствуя ловкость,
Музыкально -ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. А это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность. Эмоциональная отзывчивость малышей выражается, прежде всего, в непроизвольных движениях во время слушания музыки. Изменяется мимика, непроизвольно двигаются руки, ноги, туловище. Старшие дети проявляют эмоциональную отзывчивость посредством произвольных движений в процессе игры.
Таким образом, занятия ритмикой являются воспитывающим процессом, помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Музыкальное ассорти" по развитию музыкально-ритмических способностей детей
Авторские разработки музыкально-ритмических композиций...
Методическая разработка по музыке (средняя, старшая, подготовительная к школе группы) по теме: Учебно-методическое пособие "Музыкальный калейдоскоп" по развитию музыкально-ритмических способностей детей
Авторские разработки музыкально-ритмических композиций. Движение под музыку - самый эффективный метод развития музыкальности....
Проект по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников. Музыкальное занятие с использованием системы Э.Жака-Далькроза
Проект по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников. Музыкальное занятие с использованием системы Э.Жака-Далькроза...
Статья - Развитие музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста
Наблюдения выявляют, что дошкольники, которых обучают по традиционной методике, несмотря на средний уровень развития у них музыкальности и двигательных навыков, тем не менее в подавляющем большинстве ...
статья «Развитие музыкально – ритмических способностей дошкольников на музыкальных занятиях с использованием техники body percussion»
laquo;Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».Б.Асафьев...
Мастер – класс для педагогов «Развитие музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность у детей дошкольного возраста». «Музыкально-ритмическая игра - Маэстро».
Мастер-класс призван активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность.Цель: активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмичес...