Проект по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников. Музыкальное занятие с использованием системы Э.Жака-Далькроза
учебно-методический материал по музыке по теме
Проект по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников. Музыкальное занятие с использованием системы Э.Жака-Далькроза
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проект по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников
Музыкальное занятие с использованием системы Э. Жака-Далькроза
Автор-составитель: Петросян Наталия Ивановна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 143»
Тема: «Путешествие в волшебный мир балета».
Характерные танцы из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Актуальность:
Давно известно, что музыка вызывает у людей ответную мышечную реакцию. На это естественное природное свойство обратил внимание швейцарский музыкант и педагог Э. Жак-Далькроз. Взяв за основу идею Платона о воспитании души и тела через синтез музыки и движения, он создал свою уникальную систему музыкально-ритмического воспитания. В её основу положено понятие ритма как универсального начала, творящего и организующего жизнь во всех её проявлениях и формах.
Одной из задач музыкального руководителя является организация танцевально-ритмической деятельности детей, а использование системы Э. Жака-Далькроза в развитии ритмических способностей, умений и навыков делает возможным превращение музыкальных занятий в занятия, способствующие воспитанию музыкального вкуса и эмоционально-ценностному отношению к искусству.
Танцевально-ритмическая деятельность способствует укреплению здоровья дошкольников. Систематические занятия благотворно влияют на деятельность ЦНС, на развитие и укрепление мышечной системы, органов кровообращения, дыхания, а также устраняет психологические комплексы.
Цель: Раскрыть значение образовательного потенциала системы Э. Жака-Далькроза в решении задач музыкального воспитания и организации танцевально-ритмической деятельности на музыкальных занятиях в детском саду.
Задачи:
- Проанализировать различную научно-методическую, психолого-педагогическую и специальную музыкальную литературу для разработки методики организации танцевально-ритмической деятельности на музыкальных занятиях.
- Изучить методику организации танцевально-ритмической деятельности на музыкальных занятиях с учётом возрастных особенностей дошкольников.
- Разработать практические рекомендации использования системы Э. Жака-Далькроза в организации танцевально-ритмической деятельности на музыкальных занятиях.
Гипотеза:
Методика организации танцевально-ритмической деятельности на музыкальных занятиях будет успешной, если:
- учитываются возрастные особенности детей дошкольного возраста;
- использование системы Э. Жака-Далькроза направленно на решение комплекса задач:
- активизации восприятия музыки через движение;
- развития музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и др.);
- развития творческой активности (воображения, фантазии, импровизации);
- развития коммуникативности (чувства партнёра, ансамбля, свободы общения, культуры поведения).
Принципы:
- Принцип доступности и индивидуализации.
- Принцип последовательности и систематичности.
- Принцип постепенного повышения требований.
- Принцип сознательности и активности.
- Принцип повторяемости материала.
- Принцип наглядности.
- Принцип положительной оценки деятельности.
- Целостности.
Методы:
- Словесный.
- Наглядный.
- Объяснительно-иллюстративный.
- Концентрический.
- Соблюдения последовательности заданий.
- Поисково-творческий.
- Сопоставления и противоречия.
- Игровой.
- Импровизационный.
Результат:
Дети могут достигнуть:
- обогащения духовного мира, отражённого в разных видах искусства;
- расширения музыкального кругозора (тезауруса);
- развития навыков танцевально-ритмической деятельности, как индивидуальной, так и коллективной;
- приобретения навыков понимания музыкального содержания и музыкального языка;
- развития координации движений, их метроритмическую организованность;
- развитие импровизационных способностей, эмоциональной отзывчивости и артистичности.
Оборудование: проектор, ноутбук, фортепиано, кастаньеты, атрибуты для испанского и арабского костюмов, гирлянды цветов, фрагменты записи балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», детские музыкальные инструменты: треугольник, кастаньеты, маракасы, румбы, колокольчики, карандаши и листки бумаги для рисования.
Предварительная работа: знакомство с творчеством П.И. Чайковского, знакомство с сюжетом балета «Щелкунчик», занятия пластической импровизации, подготовка презентации. Разучивание песни «Где живут сказки» А. Ермолова и игры «Подвижные орнаменты».
Роли для детей: танцоры испанского и арабского танцев, «цветы».
Атрибуты и костюмы: испанские и арабские костюмы, гирлянды цветов, музыкальные инструменты.
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал под музыку «Марша» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Музыкальный руководитель: - Здравствуйте, ребята.
Дети: - Здравствуйте.
Музыкальный руководитель: - Вам знакома эта музыка?
Дети: - Да, это «Марш».
Музыкальный руководитель: - Куда ведёт нас этот марш?
Дети: - В театр! В балет! В балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Музыкальный руководитель: - Молодцы. А кто мне скажет, что характерно для марша?
Дети: - Чёткий ритм, под эту музыку хочется маршировать.
Музыкальный руководитель: А какие ещё жанры вы знаете?
Дети: - Танец и песня.
Музыкальный руководитель: - Скажите мне, пожалуйста, когда танцуют люди?
Дети: - Люди танцуют когда им весело, когда они отдыхают. Люди танцуют в театре.
Музыкальный руководитель: - А как вы думаете, почему танцы такие разные?
Дети: - Они выражают разное настроение. Их танцуют разные народы.
Музыкальный руководитель: - Сегодня я приглашаю вас в Конфетенбург – сказочный город сластей из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Ворота в этом городе из миндального печения, луга – из леденцов, реки – из лимонада, а деревья – из шоколада и цукатов.
Показ презентации.
Музыкальный руководитель: В этом городе живут куклы, но они наделены живыми человеческими чувствами. Для каждого из жителей П.И. Чайковский сочинил свою музыку и сейчас они будут танцевать для нас.
Звучит «Испанский танец «Шоколад».
Музыкальный руководитель: - Какой характер у этого танца?
Дети: - Яркий, огненный, бравурный.
Музыкальный руководитель: - Как музыка показала нам это?
Дети: - Чётким ритмом, быстрым темпом, голосом трубы.
Музыкальный руководитель: - Да, ребята, вы всё отметили правильно. Этот танец называется «Испанский танец «Шоколад». И он действительно очень темпераментный и оживлённый. А услышали ли вы щёлкающие звуки? Это звучали кастаньеты. Кастаньеты – это ударный музыкальный инструмент, его делают из дерева или пластика. Раньше его делали из тёмного палисандрового дерева, и испанцы называли этот инструмент «каштанки», так как он очень напоминал каштаны.
Музыкальный руководитель показывает кастаньеты детям.
Музыкальный руководитель: - Давайте попробуем передать в ритме и движении те эмоции и чувства, которые в нас вызвал этот танец.
Исполнение: пластическая импровизация (часть детей отстукивает метр на кастаньетах, а другая часть танцует).
Музыкальный руководитель: - А сейчас прозвучит ещё один танец. Послушайте его и скажите, в какую страну перенесла нас музыка? Можно взять карандаш и попробовать нарисовать линию.
Звучит «Арабский танец «Кофе».
Дети: - Египет, Арабские Эмираты, Индия. Линия получилась плавная, мягкая, волнообразная.
Музыкальный руководитель: - Вы верно услышали в этом танце восточные черты. А называется этот танец арабский танец «Кофе». Какие картины возникли у вас в воображении во время слушания этой музыки?
Дети: - Всё застыло в неподвижности, зной в пустыне, танец змеи…
Музыкальный руководитель: - Да Арабский танец звучит несколько монотонно, лениво, мелодия мягкая, томная, чарующая. Какие движения можно придумать для этого танца?
Показ детьми движений.
Исполнение – пластическая импровизация «Арабского танца «Кофе».
Музыкальный руководитель: Весело было на балу! Куклы танцевали Китайский танец «Чай», русский танец «Трепак», который Чайковский называл «Русский пряник» и изящный «Танец пастушков». (Показ слайдов) Но вдруг весь зал заполнили ожившие цветы. Под звуки чарующего вальса они начали свой танец. А вы что можете рассказать о вальсе?
Дети: - Это танец плавный, под него хочется кружиться, музыка очень нежная.
Музыкальный руководитель: - Этот танец танцуют в разных странах, его звучание объединяет всех гостей в кукольном королевстве. Предлагаю вам послушать и станцевать «Вальс цветов». (Дети берут цветы.) Покажите в движениях, как вы чувствуете эту музыку. А может ли песня быть танцевальной?
А. Ермолов «Где живут сказки» - вокально-хоровая работа (распевка «Бубенчики звенят»).
Музыкальный руководитель: А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Подвижные орнаменты».
Игра «Подвижные орнаменты» (Под музыку дети перестраиваются и формируют композиции: круги, змейку, квадрат, линии и др.)
Музыкальный руководитель: - Какие танцы мы сегодня услышали? Как музыка выражала различия в музыкальной культуре разных стран? Из какого музыкального произведения вы услышали эту музыку?
Изобразите, пожалуйста, в рисунках музыку танцев, которые вам понравились.
Использованная литература:
1. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2009. – 400 с.
2. Кандинский А.И., Орлова Е.М. Русская музыкальная литература. Вып. III. Изд. «Музыка». Ленинградское отделение 1972 г.
3. Макарова Н.Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 80 с.
4. Ихсанова С.В. Игротепария в логопедии: психогимнастические превращения – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 95 с.
5. Незайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Гуманит. изд. уентр ВЛАДОС, 2003. – 248 с.
6. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? : кн. для учителя – 4-е изд. дораб. М.: Просвещение, 2005. – 224 с.
7. Заднепровский Г.В. Анализ музыкальных произведений: Учеб. пособ для студ. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
8. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 272 с.
9. Наша история. 100 великих имён. Еженед. изд. Вып №4, 2010. ООО «Де Агостини»
10. Шторк К. Система Далькроза / Перев. с немецкого Р. Варшавской, под ред. и с предисл. П.П. Гайдебуров. Л.: Петроград, 1924. 134 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи и коррекция нарушений звукопроизношения у старших дошкольников на музыкальных занятиях с использованием элементов логоритмики, логоритмических упражнений
Логоритмика как однин из эффективных видов работы над развитием речи и её коррекцией....
Конспект музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий в группе музыкального развития «Солнышко» «Музыка укрепляет здоровье наше» Цель: Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах м
Конспект музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий в группе музыкального развития «Солнышко»«Музыка ...
"Использование технологии ТРИЗ для формирования и развития творческих, познавательных способностей старших дошкольников"
В материале рассказывается о технологии ТРИЗ, её методах и приёмах, используемых воспитателями ДОО для формирования и развития творческих, познавательных способностей у детей старшего дошкольного возр...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/16/picture-1378271-1642343131.jpg)
«Развитие музыкально – ритмических способностей дошкольников на музыкальных занятиях с использованием техники body percussion»
Цель мастер-класса: Познакомить педагогов с инновационной техникой развития музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста «body percussion» Практическая...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/16/picture-1378271-1642343131.jpg)
статья «Развитие музыкально – ритмических способностей дошкольников на музыкальных занятиях с использованием техники body percussion»
laquo;Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».Б.Асафьев...
«Развитие музыкальных способностей детей на музыкальных занятиях посредством информационно-коммуникационных технологий»
В этой статье я делюсь своим опытом по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Актуальность опыта моей работы продиктована самой практикой, использование видеопр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/23/picture-872957-1516685468.jpg)
Педагогический мониторинг освоения программы по развитию музыкально-творческих способностей старших дошкольников «Музыкальная азбука» на 2022-2023г.
Педагогический мониторинг освоения программы по развитию музыкально-творческих способностей старших дошкольников «Музыкальная азбука» на 2022-2023г....