Развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических игр
статья по музыке
\\
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ИГР
Эффективным средством развития музыкальных способностей у дошкольников являются музыкально-дидактические игры. С их помощью возможно сформировать в доступной игровой форме определенные навыки и умения: развитие понимания соотношения звуков по высоте, чувства ритма, тембрового и динамического слуха, побуждение к самостоятельным действиям. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр состоит в том, что они открывают перед дошкольником путь применения полученных знаний в практике повседневности.
Организация воспитательно-образовательного процесса в детском саду включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры-драматизации, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальное творчество (танцевальное, песенное, игровое).
Музыкально-дидактическая игра требует от ребенка слуховой сосредоточенности, приводящая к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Поэтому в процессе игры дошкольнику необходимо все время вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. Иными словами, музыкально-дидактические игры не должны включать этап выработки навыка, иначе они не достигнут своей цели [4].
В любой возрастной период дошкольник всегда эмоционально воспринимает звучание музыки. Развитый музыкальный слух позволяет ему узнавать, сопоставлять, различать, воспроизводить звуковысотные, ритмические, тембровые и динамические компоненты этого звучания, ориентироваться в музыкальных явлениях.
Дети дошкольного возраста легче воспринимают звуковысотные отношения, поэтому музыкально-дидактические игры лучше всего начинать с выявления различий высот звуков («Три медведя», «Три поросенка», «Какой колокольчик звучит»). Совместно с проведением музыкально-дидактических игровых упражнений вводятся музыкально-дидактические задания, которые направлены на анализ особенностей не только основных свойств звука (силы, длительности, высоты, тембра), но и средств музыкальной выразительности, жанров музыкальных произведений.
В детском саду дошкольники поют песни различного характера. Постепенно дети начинают понимать: чтобы передать то или иное настроение в песне, надо исполнять их по-разному — одни песни отрывисто или протяжно, а другие легко или напевно. И здесь на помощь приходят музыкально-дидактические игры, которые помогают детям петь выразительно, непринужденно, регулировать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Для чистого интонирования в применяется музыкально-дидактическая игра «Музыкальный телефон», данная игра помогает дошкольникам выразительно исполнять ту или иную песню [1].
С целью закрепления уже известных песен используются такие игры как: «Угадай мелодию», «Музыкальный волчок», они проводятся в нескольких вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, узнают по музыкальной фразе, спетой всеми или индивидуально, или сыгранную на металлофоне или фортепьяно. В процессе этой игры дошкольники, определяли произведения, а также закрепляли представления о музыкальных инструментах.
В младшем дошкольном возрасте дидактические игры выполняются по показу совместно с воспитателем, музыкальным руководителем, а затем самостоятельно.
В средней группе задания усложняются: здесь дети уже самостоятельно исполняют ритмический рисунок на одном звуке какого-либо музыкального инструмента (металлофоне, губной гармошке, триоле). В музыкально-дидактических играх детей этого возраста могут быть также использованы и ударные инструменты, различные погремушки, угольники, бубны [4].
С детьми старшего дошкольного возраста проводится более разнообразная работа по различению звуков по высоте и длительности. Выкладываются ноты-кружки, и дошкольники учатся правильно передавать мелодию знакомой песни, определять звуки по высоте, движение мелодии (вверх, вниз).
Большое влияние на воспитание и музыкальное развитие дошкольников оказывают русские народные мелодии. Они просты, выразительны и доступны детям всех возрастов. Среди них можно отметить следующие: «Лиса по лесу ходила», «Чики-чики, чикалочки» и т. д. Русские народные мелодии легко запоминаются, и дети пробуют некоторые из них импровизировать на металлофоне и других музыкальных инструментах. Эти мелодии могут разнообразить содержание многих музыкально- дидактических игр.
Еще одним важным аспектом является использование музыкально-дидактических игр в процессе слушания музыки. В младших группах детям предлагаются различные игрушки, которые могут разговаривать и двигаться в месте с ними, это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию.
В среднем дошкольном возрасте детей направляют на распознавание знакомых произведений, выявление различий между ними, узнавание танца, колыбельной, марша, а также их частей (вступления, заключения, запева, фразы) [5].
В группах старшего возраста используется музыкально-дидактическая игра «Найди нужную иллюстрацию». Детям нравится угадывать знакомую мелодию, подбирать иллюстрации по ее содержанию.
С целью закрепления знаний о различных музыкальных произведениях применяется игра «Музыкальная шкатулка», данную игру дошкольники могут организовывать самостоятельно в свободное от занятий время [1].
Также музыкально-методические игры применяются в процессе ритмических движений. Так как одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения, то на занятиях значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку.
Если в младшем возрасте ритмическая деятельность дошкольников характеризуется подражательностью, то деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения [3].
В данном процессе играет большую роль музыкально-дидактические игры. Например, в игре «Кто из лесу вышел?» дети не только определяют по характеру музыки, кто вышел из леса (лиса, медведь, зайчик и др.), но и передают движениями неуклюжего, медленно ступающего медведя, трусливого зайчишку и т. д. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что музыкально-ритмическая деятельность детей дошкольного возраста проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми, с выполнением творческих заданий. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в каждой группе оборудованы музыкальные уголки, где есть все необходимое оборудование (в том числе и музыкально-дидактические игры). Все это дает возможность интереснее организовывать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способности. Успех развития музыкальных способностей во многом зависит от взаимодействия педагогов с родителями. Формы сотрудничества с родителями разнообразны. Они включают в себя проведение бесед и консультаций, организацию специальных мастер-классов, практикумов по изготовлению музыкально-дидактических игр, совместных мероприятий.
Таким образом, применяемая система музыкально-дидактических игр связывает воедино воспитание эмоционального восприятия музыки и формирование исполнительских возможностей у детей. Накопление музыкальных впечатлений способствует формированию и развитию у детей дошкольного возраста музыкальных способностей, потребностей и интересов.
Литература:
1. Абрамова М. Музыкальные игры // Искусство (приложение к газете «Первое сентября») № 8, 2001 (226) с. 2–5.
2. Букатина С. И. Музыкально-ритмическая деятельность как средство формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. И. Букатина. М., 1998. — 18 с.
3. Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя, старшая, подготовительная группы / — М.: ВАКО, 2006.
4. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития/ А.Н Зимина– М.; «Владос», 2000г. Методика музыкального воспитания в детском саду /под. ред. Н. А. Ветлугиной. — М, 1982;
5. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова– М.: Просвещение, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование танцевально-математических считалок в развитии музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста
Мастер-класс по хореографии на городском семинаре по личностно-ориентированному обучению...
«Применение игровых приемов в развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста».
Обобщение педагогического опыта «Применение игровых приемов в развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста»....
"Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности"
Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, развивается воображение,...
Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений и основ танцевального искусства «Если хочешь танцевать».
Ещё в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспита...
«Применение игровых приемов в развитии музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста»
Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец – есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.Систему музыкально-ритмическог...
Консультация:«Применение игровых приемов в развитии музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Самое лучшее, что есть в жизни –это свободное движение под музыку»А. И. Буренина. Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец – есть та форма обу...