«Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством использования лего-технологий»
статья (подготовительная группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством использования лего-технологий»
Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании. Давно замечено, что постоянное общение с музыкой пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и созвучиям природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира. Важной задачей музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях является развитие у них музыкальных способностей: мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости. Большая роль в этом принадлежит музыкально-дидактическим играм.
Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Поэтому предлагаю вам, один из интересных, нетрадиционных методов - LEGO-технологии
Лего- уникальный конструктор, который полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.
Лего – технология – это игра. А игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и музыкально-эстетическом воспитании детей.
Как же мы можем применить лего конструирование в развитии музыкальных способностей дошкольников? Какие компоненты музыки можно моделировать
с помощью конструктора LEGO?
С помощью Лего формируется развитие чувства ритма, звуко-высотного слуха. При помощи кубиков лего, их цветовой гамме, построения из них блоков различной величины и размеров, воспитанники могут точнее рассказать о характере, настроении, темпе, эмоциональных оттенках музыки. Вместе с тем повышается заинтересованность детей в музыкальной деятельности, улучшаются коммуникативные навыки, благодаря совместному выполнению детьми заданий.
Темп - частота постановки блоков обозначает скорость движения (быстро = близкое расположение блоков, медленно = далёкое расположение блоков, замедляя/убыстряя = постепенное соответствующее изменение расстояния между блоками);
метр и размер - используя разнообразные блоки сделать метр видимым (тактирование – использование разноцветных или разноразмерных блоков для обозначения сильной и слабых долей);
ритм - используя чередование цвета/размера блоков представить ритмические отношения;
звуко-высотные отношения - используется естественное пространственное моделирование, почти полностью соответствующее нотной записи, возможно цветовое моделирование;
динамика - конструктивный показ в пространстве объёмов, имитирующих степень громкости и переходы динамики;
фактура и партитура - использование различных видов блоков для создания модели фактуры, разнообразное чередование их – партитура.
музыкальная форма - создание разноцветного и разноразмерного зрительного образа произведения.
В процессе музыкального моделирования с помощью конструктора Lego решаются следующие задачи:
развивается умение воображать, фантазировать, творчески мыслить;
развивается внимание, способность сосредоточиться, память, мышление, речь;
формируется умение выражать свои чувства через осязаемое моделирование;
исследование возможности конструирования, изучение окружающего пространства;
развитие музыкально-слуховых способностей, ритмического, звуко-высотного слуха.
появляется желание повторить игру с конструктором в самостоятельной деятельности, закрепляя свои сенсорные способности.
Общее направление музыкального моделирования можно выразить формулой
«Сделай видимым!».
Это теория, на практике все выглядит следующим образом:
Например, дети младшего и среднего дошкольного возраста могут соотнести цвет и размер деталей конструктора с характером музыки или высотой звуков.
Поиграйте с ребенком в игру «Птица и птенчики», где нужно определить низкие и высокие звуки, для этого вместе с ребенком постройте музыкальную лесенку. Для определения звуковысотности и тембра используются любые большие и маленькие фигурки птиц. Птица сидит, чирикает на нижней ступени, птенчики отвечают ей с верхней. Обязательно проговариваем с ребенком «чик-чирик» по очереди, вы – птица, ребенок - птенчик, потом меняетесь.
В музыкально-дидактической игре «Весело-грустно» настроение в музыке можно ассоциировать с определённым цветом и показывать, например, красные кирпичики, если музыка весёлая, и синие – если музыка грустная.
В старшем дошкольном возрасте Лего - конструктор используется в играх на развитие чувства ритма, ладового, звуковысотного, тембрового слуха.
Игра «Два друга». Для закрепления понятий «мажор» и «минор» ребенку предлагается сконструировать двух человечков – веселого и грустного соответственно.
В игре «Ритмическое лото» можно предложить ребенку прослушивать ритмический рисунок, затем прохлопать его и выстроить звуки по длительности. Если ребенку сложно определять какой звук звучит, можно выполнить задание наоборот. Сначала ребенок строит свой ритмический рисунок. В игре можно использовать знакомые детям стихи и песенки.
Таким образом, с помощью моделирования элементов музыкальной выразительности с помощью конструктора LEGO в домашних условиях можно научить ребенка понимать структуру музыки, отличать средства выразительности и одновременно развивать образное и пространственное мышление.
Важно помнить,что ведущая деятельность дошкольника — игра. Обучать играя! Развивать через игровые приёмы! Помните, что на занятии продолжается жизнь ребёнка! На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие у детей музыкальных способностей через использование музыкально-дидактический игр
Важным средством развития музыкальных способностей детей является использование музыкально-дидактических игр и применение игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности.Основное значение музыкал...
Использование музыкальных игрушек и инструментов для развития музыкальных способностей в детском саду
Консультация для ознакомления об использовании музыкальных игрушек и инструментов для развития способностей детей...
Проект педагогического эксперимента «Использование музыкально-компьютерных технологий для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных за...
Презентация к педсовету "Использование лего-технологий в социально-коммуникативном развитии"
Использование Лего техноогий в образовательной области "Социализация"...
Презентация «Реализация модели развития музыкальных способностей дошкольников через использование инновационных педагогических технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя».
В презентации представлены современные инновационные технологии, которые применяются в образовательном процессе в музыкальном развитии дошкольников....
Презентация "Развитие у детей музыкальных способностей с помощью использования Лего-технологии"
Презентация "Моя педагогическая находка".для 1 тура муниципального этапа конкурса "Воспитатель года - 2021" на тему "Развитие у детей музыкальных ...
Развитие математических способностей с использованием Лего технологии в старшем дошкольном возрасте
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Так как ФГОС дошкольного образования предполагают разработку ведущего вида деятельности дошкольника – игры, мы воспол...