«Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством использования лего-технологий»
статья (подготовительная группа)

Мусс Юлия Владимировна

в помощь музыкальным руководителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие музыкальных способностей дошкольников  посредством использования лего-технологий»

Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании. Давно замечено, что постоянное общение с музыкой пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и созвучиям природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира. Важной задачей музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях является развитие у них музыкальных способностей: мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости. Большая роль в этом принадлежит музыкально-дидактическим играм.

Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Поэтому предлагаю вам, один из интересных, нетрадиционных методов - LEGO-технологии

Лего- уникальный конструктор, который полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Лего – технология – это игра. А игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и музыкально-эстетическом воспитании детей. 

Как же мы можем применить лего конструирование в развитии музыкальных способностей дошкольников? Какие компоненты музыки  можно моделировать
с помощью конструктора LEGO?

С  помощью Лего формируется развитие чувства ритма, звуко-высотного слуха. При помощи кубиков лего, их цветовой гамме, построения из них блоков различной величины и размеров,  воспитанники могут точнее рассказать о характере, настроении, темпе, эмоциональных оттенках музыки. Вместе с тем повышается заинтересованность детей в музыкальной деятельности, улучшаются коммуникативные навыки, благодаря совместному выполнению детьми заданий.

Темп - частота постановки блоков обозначает скорость движения (быстро = близкое расположение блоков, медленно = далёкое расположение блоков, замедляя/убыстряя = постепенное соответствующее изменение расстояния между блоками);

метр и размер - используя разнообразные блоки сделать метр видимым (тактирование – использование разноцветных или разноразмерных блоков для обозначения сильной и слабых долей);

ритм - используя чередование цвета/размера блоков представить ритмические отношения;

звуко-высотные отношения - используется естественное пространственное моделирование, почти полностью соответствующее нотной записи, возможно цветовое моделирование;

динамика - конструктивный показ в пространстве объёмов, имитирующих степень громкости и переходы динамики;

фактура и партитура - использование различных видов блоков для создания модели фактуры, разнообразное чередование их – партитура.

музыкальная форма - создание разноцветного и разноразмерного зрительного образа произведения.

В процессе музыкального моделирования с помощью конструктора Lego решаются следующие задачи:

 развивается умение воображать, фантазировать, творчески мыслить;

 развивается внимание, способность сосредоточиться, память, мышление, речь;

 формируется умение выражать свои чувства через осязаемое моделирование;

 исследование возможности конструирования, изучение окружающего пространства;

 развитие музыкально-слуховых способностей,  ритмического, звуко-высотного слуха.

 появляется желание повторить игру с конструктором в самостоятельной деятельности, закрепляя свои сенсорные способности.

Общее направление музыкального моделирования можно выразить формулой

«Сделай видимым!».

Это теория, на практике все выглядит следующим образом:

Например, дети младшего и среднего дошкольного возраста могут соотнести цвет и размер деталей конструктора с характером музыки или высотой звуков.

Поиграйте с ребенком в игру «Птица и птенчики», где нужно определить низкие и высокие звуки, для этого вместе с ребенком постройте музыкальную лесенку. Для определения звуковысотности и тембра используются любые большие и маленькие фигурки птиц. Птица сидит, чирикает на нижней ступени, птенчики отвечают ей с верхней. Обязательно проговариваем с ребенком «чик-чирик» по очереди, вы – птица, ребенок - птенчик, потом меняетесь.

В музыкально-дидактической игре «Весело-грустно» настроение в музыке можно ассоциировать с определённым цветом и показывать, например, красные кирпичики, если музыка весёлая, и синие – если музыка грустная.

В старшем дошкольном возрасте Лего - конструктор используется в играх на развитие чувства ритма, ладового, звуковысотного, тембрового слуха.

Игра «Два друга». Для закрепления понятий «мажор» и «минор» ребенку предлагается сконструировать двух человечков – веселого и грустного соответственно.

В игре «Ритмическое лото» можно предложить ребенку прослушивать ритмический рисунок, затем прохлопать его и выстроить звуки по длительности. Если ребенку сложно определять какой звук звучит, можно выполнить задание наоборот. Сначала ребенок строит свой ритмический рисунок. В игре можно использовать знакомые детям стихи и песенки.

Таким образом, с помощью моделирования элементов музыкальной выразительности с помощью конструктора LEGO в домашних условиях можно научить ребенка понимать структуру музыки, отличать средства выразительности и одновременно развивать образное и пространственное мышление.

        Важно помнить,что ведущая  деятельность  дошкольника  —  игра.  Обучать  играя!  Развивать  через игровые  приёмы!  Помните,  что  на  занятии  продолжается  жизнь  ребёнка!  На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у детей музыкальных способностей через использование музыкально-дидактический игр

Важным средством развития музыкальных способностей детей является использование музыкально-дидактических игр и применение игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности.Основное значение музыкал...

Использование музыкальных игрушек и инструментов для развития музыкальных способностей в детском саду

Консультация для ознакомления  об использовании музыкальных игрушек и инструментов для развития способностей детей...

Проект педагогического эксперимента «Использование музыкально-компьютерных технологий для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных за...

Презентация к педсовету "Использование лего-технологий в социально-коммуникативном развитии"

Использование Лего техноогий в образовательной области "Социализация"...

Презентация «Реализация модели развития музыкальных способностей дошкольников через использование инновационных педагогических технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя».

В презентации  представлены современные инновационные технологии, которые применяются в образовательном процессе в музыкальном развитии дошкольников....

Презентация "Развитие у детей музыкальных способностей с помощью использования Лего-технологии"

Презентация  "Моя педагогическая находка".для 1 тура муниципального этапа конкурса "Воспитатель года - 2021" на  тему  "Развитие  у детей музыкальных ...

Развитие математических способностей с использованием Лего технологии в старшем дошкольном возрасте

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Так как ФГОС дошкольного образования предполагают  разработку ведущего вида деятельности дошкольника – игры, мы воспол...