Программа дополнительного образования "Танцевальный серпантин"
рабочая программа по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему

Гущина Анна Александровна

Программа для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). 

Цель программы: развитие артистичности, внутренней свободы, раскрытие творческого потенциала ребенка средствами музыкально - ритмических и танцевальных движений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop._obr.docx34.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

художественной направленности

для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет

«Танцевальный серпантин»

Составитель

Быченкова Анна Александровна,

музыкальный руководитель

1 квалификационной категории

Пояснительная записка

        

Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей жизни. Наблюдая ритмичность движения в природе и в трудовых процессах, изучая законы жизни, ученые-физиологи, ученые-врачи обращают внимание на вопросы использования музыки в сочетании с движением в лечебных целях. «Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной реакции на музыку свойственной любому ребенку» (Л. Кулаковский).

        Особенно ярко проявляется взаимосвязь музыки и движений у детей. Известно, что при помощи движений ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах дети расширяют свои познания о действительности.

        В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями у детей развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества – ловкость, точность, быстрота, целеустремленность; вырабатываются такие свойства движения как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; укрепляется организм ребенка, улучшается осанка. Музыкальный ритм способствует упорядочению движений и облегчает владение ими. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру.

        Видя красоту движения в играх, плясках, танцах, хороводах, стремясь выполнить движения как можно красивее, изящнее, согласовывать из с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

        Приобщаясь к образцам народной, русской классической и современной музыки, формируется нравственный образ ребенка, развивается музыкальность и художественный вкус, воспитывается любовь к Родине.

        Исполняя групповые, парные танцы, участвуя в подвижных музыкальных играх, у детей воспитывается активность, дисциплинированность, чувство коллективизма, умение оценить себя и товарища.

Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она направлена на формирование художественного и эстетического вкуса.

Актуальность программы состоит в том, что обучение танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка.

Новизна программы заключается в поиске и использовании специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу развития детей более продуктивно, применяя новые технологии (здоровье сберегающая, игровая, информационно коммуникационная).

Отличительной особенностью является то, что программа носит комплексный характер, так как включает в себя дисциплины, направленные на развитие музыкальной, сценической выразительности.

Цель программы: развитие артистичности, внутренней свободы, раскрытие творческого потенциала ребенка средствами музыкально - ритмических и танцевальных движений.

Задачи:

  • научить основным танцевальным движениям;
  • научить основным схемам построения в танце:
  • развивать творческое воображение и фантазию;
  • развивать эмоциональную сферу и умение выражать эмоции в танце;
  • воспитывать нравственно-коммуникативные качества, умение вести себя в группе во время движения, чувство такта и взаимоуважения;
  • развивать двигательные навыки, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;
  • формировать правильную осанку, красивую походку;

Принципы создания программы: 

  • доступность, систематичность, последовательность в приобретении знаний, умений;
  • принцип взаимодействия ребенка с той средой, в которой он живет;
  • принцип эмоциональной увлеченности и заинтересованности.

Срок реализации программы. Данная программа рассчитана на 2 года обучения, детей 5–7 лет (старшая и подготовительная к школе группы). Основные разделы программы взаимодействуют между собой и дополняют друг друга

        

Форма реализации. Программа предполагает индивидуальную работу и подгрупповую. Занятия проходят два раз в неделю во вторую половину дня.

Продолжительность занятий:

Старшая группа – до 25 минут;

Подготовительная группа – до 30 минут.

Индивидуальная работа от 10 до 15 минут.

В основу программы заложено методическое пособие Усовой О.В. «Театр Танца».               – Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 1999.

Планируемый результата на этапе завершения программы:

Первый год обучения (старшая группа).

Дети владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях.

Могут передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.).

Владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения.

Умеют исполнять классические, народные, сюжетные, современные танцы и комплексы упражнений под музыку.

Второй год обучения (подготовительная к школе группа). 

Могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр.

Умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой, владеют основами хореографических упражнений этого года обучения.

Умеют исполнять классические, народные, сюжетные и современные танцы.

Владеют навыками искусства танца, способностью и желанием продолжать занятия хореографией после освоения программы.

Форма подведения итогов отчетный концерт.

Учебно-тематический план  программы дополнительного образования

«Танцевальный серпантин»

Месяц

Разделы

Репертуар

Количество занятий

Сентябрь - октябрь

Современные танцы.

1. Танец с зонтиками

2. Реп - кадриль

3. Танец «Мы звезды»

16

Ноябрь - декабрь

Народные танцы.

1. Танец «Метелица»

2. Танец с ложками

3. Танец «Красные сапожки»

16

Январь - февраль

Сюжетные танцы.

1. «Танец с лентами», «Облака».

2. Танец «Радуга».

3. Танец «Неваляшка».

16

Март - апрель

Классические танцы.

1. Полька.

2. Менуэт.

3. Вальс.

16

Май

Итоговый.

Подведение итогов.

Презентация работы кружка.

8

             Итого:

72

Структура занятия «Танцевальный серпантин»

Часть занятия

Старшая группа

Подготовительная группа

Разминка

5 мин

5 мин

Упражнения и танцевальные движения

5 мин

5 мин

Танец

10 мин

15 мин

Музыкально-ритмическая игра

5 мин

5 мин

Программа дополнительного образования «Танцевальный серпантин» содержит
5 разделов.
Каждый раздел соответствуют жанрам:

Раздел 1. Современные танцы. В этом разделе мы знакомим детей с современными мелодиями и современными модными движениями. Обучая современным танцам, таким как: «Танец с тростями», «С шуршиками», «Какадурчик», «Полька-птичка», «Танец с лентами», «Танец с платком», мы учим понимать красоту движений, прививаем эстетический вкус.  

Раздел 2. Народные танцы. В этом разделе дети знакомятся с танцами своей страны и региона, такими как: «танец с Павловскими платками», «Кадриль», «Краковяк», «Цыганочка», «Танец ложкарей», «Гжель».

Раздел 3. Сюжетные танцы. В этот раздел вошли танцы, имеющие определенный сюжет, такие как: «Самовар», «Поварята», «Куклы», «Бабочки». Разучивая эти танцы, дети передают посредством характерных движений образы знакомых игрушек и предметов.

        Раздел 4. Классические танцы. В этом разделе дети обучаются историко-бытовым танцам: «Полонез», «Менуэт», «Вальс», «Блюз» и др.

Раздел 5. Итоговый.

        В каждом разделе конкретизируются задачи, дается перечень необходимых элементов танца.

        Дети узнают историю появления танца, расширяют свой кругозор.

Перспективное планирование занятий «Танцевальный серпантин»

Раздел

Содержание

Репертуар

Раздел 1. Современные танцы.

Сентябрь – октябрь

1. Разминка.

Кружение на носочках с поднятыми вверх руками

Кружение в парах звёздочкой на беге, пружинящий бег в парах.

Боковой галоп вправо-влево

Выбрасывание прямых ног с выставлением на носок.

1. «Весёлые путешественники».

2. «Пусть бегут неуклюже». В. Шаинский.

2. Упражнения и

танцевальные

движения.

1. «Сударушка»

2. «Добрый жук».

3. «Антошка». сл Михайлова ,муз.  В. Шаинского

4. «Полянка»

5. «Старинная полька».

3. Танцы.

1. Танец с зонтиками

2. Реп - кадриль

3. Мы звезды

4. Игры.

1. «Птички и ворона» А. Кравцович

2. «Будь ловким» Н. Ладухин

3. «Кто скорей ударит в бубен» Л. Шварц

Раздел 2. Народные танцы.

Ноябрь - декабрь

1. Разминка

Хороводный шаг, оттягивая носок.

Приставной шаг.

Скрестный шаг, ноги параллельно.

 Присядка полная и пружинка.

1. «Чебурашка». В. Шаинский.

2. «Вместе весело шагать» В. Шаинский

3. «Белые кораблики» В. Шаинский

2.Упражнения и танцевальные движения

1. «Светит месяц»

2. «Озорники»

3. Вечерняя серенада»

3. Танцы.

1. Танец «Метелица»

2. Танец с ложками

3. Танец «Красные сапожки»

4. Игры.

1.  «Козочки и волк», музыка из к/ф «Звуки музыки»  

2.  «Волшебный весёлый бубен» укр.н.танец «Катерина» обр. Т. Ломовая .

Раздел 3. Сюжетные танцы.

Январь - февраль

1. Разминка

Галоп прямой.

Переменный шаг, шаг с притопом на месте.

«Дробушки», дробный шаг.

«Дробушки» в паре. Кружение «лодочкой».

Упражнение с мячом

Плавные движения рук в разных позициях с лентами и без.

Бег с лентами.

1. «Карусельные лошадки»

2. «Марш» Г. Свиридов

3. «Кузнечик» В. Шаинский

4. «Чунга-чанга» В. Шаинский

2.Упражнения и танцевальные движения

1. «Едем к бабушке в деревню» грузинская песня  

2. «Из-под дуба» р.н.м. обр. Н. Метлова

3. «Полька» П. Чайковский

4. «Песенка о лете» Е. Крылатов

3. Танцы.

1. «Танец с лентами »

В. Шаинский  «Облака»

2. Танец «Радуга»

3. Танец «Неваляшка»

4. Игры.

1. «Найди свой предмет» латв. нар мелодия обр. Г. Фрида

2. «Гори ясно» р.н.п.обр. С. Бодренкова

Раздел 4. Классические танцы.

Март - апрель

1. Разминка.

Подскоки на месте и с продвижением.

Шаг польки.

Боковой шаг с притопом.

Выставление ноги вперёд на пятку, назад на носок, тройной перетоп.

1. «Марш» Г. Свиридов

2. «Кузнечик» В. Шаинский

2.Упражнения и танцевальные движения.

1. «Полька» П. Чайковский

2. «Озорники»

3. «Старинная полька».

3. Танцы.

1. Полька

2. Менуэт

3. Вальс

4. Игры.

1. «Встали вкруг»

2. «Ты катись, весёлый мячик»

Раздел 5. Итоговый

Повторение разученных танцев. Подготовка к Отчетному концерту.

Методы и приемы: 

  • практические (упражнения подражательно-исполнительного и творческого показа);
  • словесные (художественное слово, объяснения, ситуативные беседы);
  • игровые (творческие и музыкальные игровые, задания, этюды);
  • наглядные (чтение и разучивание схем танцев,  показ, демонстрация,  видео, фото материалов, картинок).

Материально-техническое оснащение программы:

  • Музыкально-физкультурный зал.

 

  • Аппаратура:

телевизор «AKAI»

домашний кинотеатр «BBK»

магнитофон «LG»

мультимедийный пректор «ACER»

личный ноутбук.

  • Сценические костюмы:

сарафаны,

блузки,

рубахи косоворотки,

штаны,

юбки для эстрадных танцев,

платки разноцветные,

жилетки разноцветные для мальчиков,

костюмы животных.

  • Реквизит для танцев

ленты атласные

султанчики

кораблики бумажные

балалайки картонные

флажки

платочки

шарфы

листочки

лужи бумажные

цветы

конфеты

снежки

фонарики

варежки атласные

пластинки

Список литературы:

1. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.

2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – С-П.: ЛОИРО, 2000.

3. Буренина А.И. Комуникативные танцы-игры для детей – С-П.: Музыкальная палитра, 2004

4. Ирванцова О.В. Очарование движением -  Минск: Белый ветер, 2007.

5. Каплунова И., Новоскольцева И, Алексеева И Топ-топ, каблучок выпуск 1,2. - С-П.: Композитор, 2000

6. Ковалева Т., Чемрукова В. Танцевальный MIX – Минск: Зорны верасок, 2010

7. Корнеева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М.: ВЛАДОС, 2001

8. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика,.. М. : Линка –ПРЕСС, 2006.

9. Суворова Т. Танцевальная ритмика для детей выпуск 1,2,3,4,5 – С-П., 2004

10. Усова О.В. Театр танца – Шадринск – Исеть, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по хореографии для детей от 5 до 7 лет «Танцевальный серпантин».

Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца.Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм,  слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременн...

Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальный серпантин"

Рабочая  программа дополнительного  образования  кружка  "Танцевальный  серпантин"...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста (от 5-7 лет) "Серпантин"

Программа для детей 5-7 лет по художественно-эстетическому развитию - танцевальный кружок....