Программа дополнительного образования "Танцевальный серпантин"
рабочая программа по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Цель программы: развитие артистичности, внутренней свободы, раскрытие творческого потенциала ребенка средствами музыкально - ритмических и танцевальных движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop._obr.docx | 34.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
художественной направленности
для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет
«Танцевальный серпантин»
Составитель
Быченкова Анна Александровна,
музыкальный руководитель
1 квалификационной категории
Пояснительная записка
Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей жизни. Наблюдая ритмичность движения в природе и в трудовых процессах, изучая законы жизни, ученые-физиологи, ученые-врачи обращают внимание на вопросы использования музыки в сочетании с движением в лечебных целях. «Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной реакции на музыку свойственной любому ребенку» (Л. Кулаковский).
Особенно ярко проявляется взаимосвязь музыки и движений у детей. Известно, что при помощи движений ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах дети расширяют свои познания о действительности.
В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями у детей развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества – ловкость, точность, быстрота, целеустремленность; вырабатываются такие свойства движения как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; укрепляется организм ребенка, улучшается осанка. Музыкальный ритм способствует упорядочению движений и облегчает владение ими. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру.
Видя красоту движения в играх, плясках, танцах, хороводах, стремясь выполнить движения как можно красивее, изящнее, согласовывать из с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.
Приобщаясь к образцам народной, русской классической и современной музыки, формируется нравственный образ ребенка, развивается музыкальность и художественный вкус, воспитывается любовь к Родине.
Исполняя групповые, парные танцы, участвуя в подвижных музыкальных играх, у детей воспитывается активность, дисциплинированность, чувство коллективизма, умение оценить себя и товарища.
Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она направлена на формирование художественного и эстетического вкуса.
Актуальность программы состоит в том, что обучение танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка.
Новизна программы заключается в поиске и использовании специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу развития детей более продуктивно, применяя новые технологии (здоровье сберегающая, игровая, информационно коммуникационная).
Отличительной особенностью является то, что программа носит комплексный характер, так как включает в себя дисциплины, направленные на развитие музыкальной, сценической выразительности.
Цель программы: развитие артистичности, внутренней свободы, раскрытие творческого потенциала ребенка средствами музыкально - ритмических и танцевальных движений.
Задачи:
- научить основным танцевальным движениям;
- научить основным схемам построения в танце:
- развивать творческое воображение и фантазию;
- развивать эмоциональную сферу и умение выражать эмоции в танце;
- воспитывать нравственно-коммуникативные качества, умение вести себя в группе во время движения, чувство такта и взаимоуважения;
- развивать двигательные навыки, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;
- формировать правильную осанку, красивую походку;
Принципы создания программы:
- доступность, систематичность, последовательность в приобретении знаний, умений;
- принцип взаимодействия ребенка с той средой, в которой он живет;
- принцип эмоциональной увлеченности и заинтересованности.
Срок реализации программы. Данная программа рассчитана на 2 года обучения, детей 5–7 лет (старшая и подготовительная к школе группы). Основные разделы программы взаимодействуют между собой и дополняют друг друга
Форма реализации. Программа предполагает индивидуальную работу и подгрупповую. Занятия проходят два раз в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность занятий:
Старшая группа – до 25 минут;
Подготовительная группа – до 30 минут.
Индивидуальная работа от 10 до 15 минут.
В основу программы заложено методическое пособие Усовой О.В. «Театр Танца». – Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 1999.
Планируемый результата на этапе завершения программы:
Первый год обучения (старшая группа).
Дети владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях.
Могут передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.).
Владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения.
Умеют исполнять классические, народные, сюжетные, современные танцы и комплексы упражнений под музыку.
Второй год обучения (подготовительная к школе группа).
Могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр.
Умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой, владеют основами хореографических упражнений этого года обучения.
Умеют исполнять классические, народные, сюжетные и современные танцы.
Владеют навыками искусства танца, способностью и желанием продолжать занятия хореографией после освоения программы.
Форма подведения итогов отчетный концерт.
Учебно-тематический план программы дополнительного образования
«Танцевальный серпантин»
Месяц | Разделы | Репертуар | Количество занятий |
Сентябрь - октябрь | Современные танцы. | 1. Танец с зонтиками 2. Реп - кадриль 3. Танец «Мы звезды» | 16 |
Ноябрь - декабрь | Народные танцы. | 1. Танец «Метелица» 2. Танец с ложками 3. Танец «Красные сапожки» | 16 |
Январь - февраль | Сюжетные танцы. | 1. «Танец с лентами», «Облака». 2. Танец «Радуга». 3. Танец «Неваляшка». | 16 |
Март - апрель | Классические танцы. | 1. Полька. 2. Менуэт. 3. Вальс. | 16 |
Май | Итоговый. | Подведение итогов. Презентация работы кружка. | 8 |
Итого: | 72 |
Структура занятия «Танцевальный серпантин»
Часть занятия | Старшая группа | Подготовительная группа |
Разминка | 5 мин | 5 мин |
Упражнения и танцевальные движения | 5 мин | 5 мин |
Танец | 10 мин | 15 мин |
Музыкально-ритмическая игра | 5 мин | 5 мин |
Программа дополнительного образования «Танцевальный серпантин» содержит
5 разделов. Каждый раздел соответствуют жанрам:
Раздел 1. Современные танцы. В этом разделе мы знакомим детей с современными мелодиями и современными модными движениями. Обучая современным танцам, таким как: «Танец с тростями», «С шуршиками», «Какадурчик», «Полька-птичка», «Танец с лентами», «Танец с платком», мы учим понимать красоту движений, прививаем эстетический вкус.
Раздел 2. Народные танцы. В этом разделе дети знакомятся с танцами своей страны и региона, такими как: «танец с Павловскими платками», «Кадриль», «Краковяк», «Цыганочка», «Танец ложкарей», «Гжель».
Раздел 3. Сюжетные танцы. В этот раздел вошли танцы, имеющие определенный сюжет, такие как: «Самовар», «Поварята», «Куклы», «Бабочки». Разучивая эти танцы, дети передают посредством характерных движений образы знакомых игрушек и предметов.
Раздел 4. Классические танцы. В этом разделе дети обучаются историко-бытовым танцам: «Полонез», «Менуэт», «Вальс», «Блюз» и др.
Раздел 5. Итоговый.
В каждом разделе конкретизируются задачи, дается перечень необходимых элементов танца.
Дети узнают историю появления танца, расширяют свой кругозор.
Перспективное планирование занятий «Танцевальный серпантин»
Раздел | Содержание | Репертуар |
Раздел 1. Современные танцы. | ||
Сентябрь – октябрь | ||
1. Разминка. | Кружение на носочках с поднятыми вверх руками Кружение в парах звёздочкой на беге, пружинящий бег в парах. Боковой галоп вправо-влево Выбрасывание прямых ног с выставлением на носок. | 1. «Весёлые путешественники». 2. «Пусть бегут неуклюже». В. Шаинский. |
2. Упражнения и танцевальные движения. | 1. «Сударушка» 2. «Добрый жук». 3. «Антошка». сл Михайлова ,муз. В. Шаинского 4. «Полянка» 5. «Старинная полька». | |
3. Танцы. | 1. Танец с зонтиками 2. Реп - кадриль 3. Мы звезды | |
4. Игры. | 1. «Птички и ворона» А. Кравцович 2. «Будь ловким» Н. Ладухин 3. «Кто скорей ударит в бубен» Л. Шварц | |
Раздел 2. Народные танцы. | ||
Ноябрь - декабрь | ||
1. Разминка | Хороводный шаг, оттягивая носок. Приставной шаг. Скрестный шаг, ноги параллельно. Присядка полная и пружинка. | 1. «Чебурашка». В. Шаинский. 2. «Вместе весело шагать» В. Шаинский 3. «Белые кораблики» В. Шаинский |
2.Упражнения и танцевальные движения | 1. «Светит месяц» 2. «Озорники» 3. Вечерняя серенада» | |
3. Танцы. | 1. Танец «Метелица» 2. Танец с ложками 3. Танец «Красные сапожки» | |
4. Игры. | 1. «Козочки и волк», музыка из к/ф «Звуки музыки» 2. «Волшебный весёлый бубен» укр.н.танец «Катерина» обр. Т. Ломовая . | |
Раздел 3. Сюжетные танцы. | ||
Январь - февраль | ||
1. Разминка | Галоп прямой. Переменный шаг, шаг с притопом на месте. «Дробушки», дробный шаг. «Дробушки» в паре. Кружение «лодочкой». Упражнение с мячом Плавные движения рук в разных позициях с лентами и без. Бег с лентами. | 1. «Карусельные лошадки» 2. «Марш» Г. Свиридов 3. «Кузнечик» В. Шаинский 4. «Чунга-чанга» В. Шаинский |
2.Упражнения и танцевальные движения | 1. «Едем к бабушке в деревню» грузинская песня 2. «Из-под дуба» р.н.м. обр. Н. Метлова 3. «Полька» П. Чайковский 4. «Песенка о лете» Е. Крылатов | |
3. Танцы. | 1. «Танец с лентами » В. Шаинский «Облака» 2. Танец «Радуга» 3. Танец «Неваляшка» | |
4. Игры. | 1. «Найди свой предмет» латв. нар мелодия обр. Г. Фрида 2. «Гори ясно» р.н.п.обр. С. Бодренкова | |
Раздел 4. Классические танцы. | ||
Март - апрель | ||
1. Разминка. | Подскоки на месте и с продвижением. Шаг польки. Боковой шаг с притопом. Выставление ноги вперёд на пятку, назад на носок, тройной перетоп. | 1. «Марш» Г. Свиридов 2. «Кузнечик» В. Шаинский |
2.Упражнения и танцевальные движения. | 1. «Полька» П. Чайковский 2. «Озорники» 3. «Старинная полька». | |
3. Танцы. | 1. Полька 2. Менуэт 3. Вальс | |
4. Игры. | 1. «Встали вкруг» 2. «Ты катись, весёлый мячик» | |
Раздел 5. Итоговый | ||
Повторение разученных танцев. Подготовка к Отчетному концерту. |
Методы и приемы:
- практические (упражнения подражательно-исполнительного и творческого показа);
- словесные (художественное слово, объяснения, ситуативные беседы);
- игровые (творческие и музыкальные игровые, задания, этюды);
- наглядные (чтение и разучивание схем танцев, показ, демонстрация, видео, фото материалов, картинок).
Материально-техническое оснащение программы:
- Музыкально-физкультурный зал.
- Аппаратура:
телевизор «AKAI»
домашний кинотеатр «BBK»
магнитофон «LG»
мультимедийный пректор «ACER»
личный ноутбук.
- Сценические костюмы:
сарафаны,
блузки,
рубахи косоворотки,
штаны,
юбки для эстрадных танцев,
платки разноцветные,
жилетки разноцветные для мальчиков,
костюмы животных.
- Реквизит для танцев
ленты атласные
султанчики
кораблики бумажные
балалайки картонные
флажки
платочки
шарфы
листочки
лужи бумажные
цветы
конфеты
снежки
фонарики
варежки атласные
пластинки
Список литературы:
1. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.
2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – С-П.: ЛОИРО, 2000.
3. Буренина А.И. Комуникативные танцы-игры для детей – С-П.: Музыкальная палитра, 2004
4. Ирванцова О.В. Очарование движением - Минск: Белый ветер, 2007.
5. Каплунова И., Новоскольцева И, Алексеева И Топ-топ, каблучок выпуск 1,2. - С-П.: Композитор, 2000
6. Ковалева Т., Чемрукова В. Танцевальный MIX – Минск: Зорны верасок, 2010
7. Корнеева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М.: ВЛАДОС, 2001
8. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика,.. М. : Линка –ПРЕСС, 2006.
9. Суворова Т. Танцевальная ритмика для детей выпуск 1,2,3,4,5 – С-П., 2004
10. Усова О.В. Театр танца – Шадринск – Исеть, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по хореографии для детей от 5 до 7 лет «Танцевальный серпантин».
Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца.Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременн...
Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальный серпантин"
Рабочая программа дополнительного образования кружка "Танцевальный серпантин"...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста (от 5-7 лет) "Серпантин"
Программа для детей 5-7 лет по художественно-эстетическому развитию - танцевальный кружок....