«Внедрение танцевальной ритмики Т.И.Суворовой в комплексную «Программу воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.Васильевой)»
статья по музыке на тему

Кузнецова Наталья Анатольевна

Статья раскрывает положительные стороны программы Т. Суворовой  и возможности ее интеграции в Программу обучения и воспитания в ДОУ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Внедрение танцевальной ритмики Т.И.Суворовой в комплексную «Программу воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.Васильевой)»

 Движение под музыку -  один из самых привлекательных для ребенка видов деятельности.

Если исходить из того, что все дети способны к музыке и движениям и, что у всех изначально есть желание двигаться, выражать себя в пластических импровизациях, то остается одна проблема: где найти такой простой, доступный и вместе с тем привлекательный репертуар, который бы не требовал длительного разучивания, а был бы воспринят ребенком практически сразу и с радостью.

Еще одна проблема – улучшение качества движений. Решение ее в немалой степени зависит от того, под какую музыку двигаются дети.  В  области музыкально-ритмических  движений требования доступности музыкального репертуара тесно соотносятся с требованиями  доступности художественно-образного содержания музыки, используемой в танцах, хороводах, музыкально-ритмических упражнениях, сюжетно-образных движениях. Основное внимание при отборе репертуара должно уделяться яркости, динамичности музыкальных образов, способных побудить ребенка к двигательной активности.

В Программе воспитания и обучения  в детском саду (под ред. М. Васильевой), по которой работает наше дошкольное учреждение, система работы с МРД изложена четко и последовательно; дан список рекомендуемого репертуара, проверенного многими поколениями музыкальных руководителей. Но невозможно неизменно использовать пляски и игры нашего детства в работе с современными детьми. Многие из них устарели морально. Другие – слишком просты и незатейливы для  нынешних праздников. Поэтому встает проблема обновления содержания, репертуара музыкальных игр, танцев, композиций.

 Решить эти проблемы нам помогает «Танцевальная ритмика для детей» Т. И. Суворовой.

«Там где для детей польза, там должно быть и удовольствие» - девиз педагогической технологии Т.И.Суворовой.

Начав работу с данной технологией, мы поняли, что она очень интересна детям. Дошкольников  привлекает яркая музыка, иногда непривычная для детского слуха. Так, например, горячо любимо  детьми музыкально-ритмическое упражнение «Стирка» (пьеса «Турецкий базар»), оно вызывает массу положительных эмоций.

 Эта технология отличается жанровым многообразием. Ее музыкальная часть характеризуется широким диапазоном направлений и стилей: от классики, джаза, тщательно выбранной музыки современных композиторов,  эстрады до народной музыки.

Несмотря на разножанровость  музыкальный материал легко осваивается детьми.  Так музыка Л. Армстронга к «Ритмическому танцу» нравится детям уже после первого прослушивания.

Следующий немаловажный момент – это доступность  танцевальных движений. Музыкально-ритмические движения, подобранные Т. И. Суворовой, доступны подавляющему большинству детей. Это позволяет музыкальному руководителю и детям экономить силы и время на освоение композиции. Необходимо лишь выучить последовательность и отшлифовать качество.

При желании возможна совершенно безболезненная корректировка уровня сложности движений.

Кроме этого, радуют  слух электронные обработки известных фортепианных пьес:  «Танец с листиком» - бывшая пляска с султанчиками на украинскую мелодию, «Игра с Дедом Морозом» - «Веселые скачки» Б. Можжевелова и др.  

Технология удобна в работе благодаря современному  методическому обеспечению: музыкальные и нотные приложения, описание танцев и упражнений, методические видеоматериалы и др.

В «Танцевальной ритмике» соблюден принцип вариативности: возможность использования «живой» фортепианной музыки и ее аранжировки, что обогащает и расширяет кругозор детей.

Долгие годы   приходилось раздумывать над тем, какие танцы для детей раннего и младшего возраста использовать на утренниках.  Теперь этот вопрос отпал. В «Танцевальной ритмике» отдельно собран репертуар для этого возраста детей; он представлен в сборниках «Танцуй, малыш!» № 1 и 2 и содержит  обработки «классических» детских произведений и ярких песен современных авторов. Малыши любят веселые танцы и игры: «Самолеты», «Колобок», «Пони», «Манечки-Ванечки», «Зайки и мишки», «Снежинки»,  «Заинька-зайка» и др.

Думаю, эти аргументы убедительно свидетельствуют о необходимости внедрения «Танцевальной ритмики» в комплексные программы дошкольного образования.

Но как совместить ее с работой по типовой программе? Очень легко.  Технология Т. И. Суворовой охватывает те же аспекты музыкально-ритмических  движений, что и Программа воспитания и обучения в детском саду, такие как:

  • упражнения («Упражнение для рук», «Упражнение на выворачивание круга», «Муравьишки», упражнение на перестроение «Тридцать три коровы», «Капельки»);
  • упражнения с предметами,
  • этюды («Спортивный тренаж», «Поезд», «Улыбка», «Танцуем сидя», «Руки вверх», «Раз, два, три», «Канарейки», «Веселая разминка», «Веселый тренаж»);
  • танцы и пляски («Танец с листиками», «Ширмочки», «Смени пару», «Берлинская полька», «Полонез», «Падеграс»,  «Чарльстон», «Танго», «Казачок», «Кадриль», «Танец с цветными шарами»;
  • характерные танцы («Кот и мыши», «Танец петухов», «Курочки и петушки», «Пляска зайчиков», «Танец медведей», «Мышки с сыром», «Матрешки», «Танец гусаров и кукол», «Танец конфеток», «Танец бусинок»);
  • хороводы («Хоровод вокруг елки», «Осенняя сюита», хоровод «Зайчики-мишки», «Калинка», «Круговой галоп»);
  • игры («Снежная баба и дети на санках», «Санки», «Игра с персонажами»,  «Игра с куклой»,  «Бежит зайка», «Лиса и зайчики», «Кот и мыши», «Карусель», «Игра в снежки», «Если нравится тебе», «Буги-вуги», «Игра с Дедом Морозом»)

Преимущество технологии Т.И.Суворовой в том, что она стимулирует  собственное творчество  музыкального руководителя и детей, предлагает новые формы организации праздников (например, фестивали  спорта, танцев и  дошкольных талантов),  интересные идеи костюмов и аксессуаров для танцев.

Дети с удовольствием разучивают предлагаемые композиции. Улучшаются их координация, выразительность движений, чувство ритма. Радует возросшее у старших дошкольников чувство ответственности и переживания за успех общего танца. Хочется отметить положительную реакцию родителей на праздничные выступления детей.

Таким образом, мы видим, что технология Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика» органично вписывается в практику работы ДОУ, в том числе и в программу М.А.Васильевой. Использование современных программ, технологий, методик – это  залог успешного  музыкального развития  дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ содержания программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и комплексной программы, включающей в себя методики М. Монтессори.

В этой статье вы сможете увидеть основные различия в обучении по классической программе М.А.Васильвой и комплексной программе, включающей в себя методики М.Монтессори....

Анализ рабочей учебной программы по реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах» Май 2015 г Группа компенсирующей направленности 5-го года жизни № 2.

Анализ показывает, что работа, направленная на разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья проводится в соответствии с годовым планом. Полученные ...

Анализ рабочей учебной программы по реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» под. ред. М.А. Васильевой МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах». Группа компенсирующей направленности седьмого года жизни № 4. Май 2015 год.

В отчете по выполнению рабочей учебной программы по реализации "Программы воспитания и обучения в детском саду" изложены пути  повышение качества образования, создание условий для укрепления здор...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по конструированию» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) Образовательная область «Познавательное развитие». Средняя группа

Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М, Малашкина О.В. Содержание программы делится по месяцам с датами проведения занятий по конструированию в средней группе. В плане рабоч...