Конспект интегрированного музыкального занятия в образовательной деятельности «Три кита в музыке Эдварда Грига» для старшей и подготовительной к школе групп
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему
Цель: Закрепить представление о музыкальных жанрах (марш, танец, песня) посредством восприятия музыкальных произведений Э. Грига
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tri_kita_v_muzyke_e._griga_v_st._i_podgot._gr.docx | 27.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17 села Воронцовка муниципального образования Ейский район
Конспект интегрированного музыкального занятия в образовательной деятельности «Три кита в музыке Эдварда Грига» для старшей и подготовительной к школе группы
Музыкальный руководитель: Гайнутдинова А.В.
с.Воронцовка,
2017 год
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» (Музыка)
Краткие сведения по содержанию ОД: В процессе занятия дети продолжают знакомиться с произведениями Э. Грига («Шествие гномов», «Утро» «В пещере горного короля»). Данные произведения, являясь основой образовательной деятельности, позволят закрепить знания о трех китах в музыке (песня, танец, марш, обогатить музыкальные впечатления детей, развить творческую активность детей в разных видах музыкальной деятельности, воображение, музыкальный слух.
Цель: Закрепить представление о музыкальных жанрах (марш, танец, песня) посредством восприятия музыкальных произведений Э. Грига
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать знакомить детей с произведениями композитора Э. Грига; 2. Приобщать детей к шедеврам мировой музыкальной культуры; 3. Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
Развивающие:
1. Развивать творческую активность детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (пение, танцевальные движения) ; 2. Развивать воображение, память, музыкальный слух.
Воспитательные
1. Воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес к музыкально-художественной деятельности; 2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание помогать.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: Проблемная ситуация: музыкальный руководитель сообщает детям о том, что в волшебной стране у короля Дин-Дона пропала шкатулка с музыкальными звуками. Ему нужно помочь! 2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: игровая деятельность. 3. Приемы организации практической деятельности детей: продуктивная деятельность – индивидуальная работа. 4. Приемы поддержания интереса у детей: рассказ, беседа, рассматривание слайдов, активизирующие вопросы, прослушивание аудиозаписей, игровая ситуация, похвала. 5. Приемы оценки и самооценки: создать условия для того, чтобы дети смогли сформулировать ответ на главный проблемный вопрос, адекватно оценить приложенные усилия в решении познавательных задач; нацелить на дальнейшее познание, сформулировать и обосновать ответ на проблемный вопрос, что нового узнали.
Итог занятия: выведение на самоанализ.
Создание среды для организации и проведения ОД:
Предварительная работа:
1. Беседа об интересной стране Норвегии, о ее природе, о композиторе, родившемся в этой стране – Э. Григе, рассматривание видеоматериала с изображением сказочной природы фьордов, сказочных существах гномах, троллей.
2. Слушание музыкальных произведений Э. Грига «Шествие гномов», «В пещере горного короля»
3. Обсуждение музыкальных произведений (средства музыкальной выразительности) ;
4. Разучивание песни «Пестрый колпачок» Г. Струве;
5. Разучивание танца моряков «Яблочко» (домашняя работа с родителями -изготовление костюмов моряков) ;
Материалы и оборудование: проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, слайды к произведениям Э. Грига, аудиозапись «Голос Горного короля», конверт, шкатулка, иллюстрации к «Шествие гномов» Э. Грига;контур корабля; лист ватмана, краски, кисти, легкие шарфики, напитанные ароматом.
Музыкальный материал: «Шествие гномов» Э. Григ; «В пещере горного короля» Э. Григ (видеофильм Глушковой В. Е.) «Пестрый колпачок» Г. Струве Танец «Яблочко» Фонограмма с записью голосов Гномов, «Горного короля» «Прогулка» музыкальная физминутка.
Виды детской деятельности в ОД: Музыкальная. Изобразительная. Игровая. Коммуникативная. Познавательно-исследовательская. Продуктивная.
Планируемые результаты: Личностные: дети способны решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, владеют средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способны самостоятельно действовать (при затруднениях обращаются за помощью к педагогу) .
Интеллектуальные: дети владеют понятиями «три кита в музыке», «жанры» «марш», «песня», «танец», навыками понимания и осознания интеллектуальных задач, владеют значительным словарным запасом, совершенствуют лексико-грамматический строй речи (познание, принимают активное участие в познавательном процессе.
Физические: у детей сформированы основные физические качества, потребность в двигательной активности, владеют культурно-гигиеническими навыками, соблюдают элементарные правила ЗОЖ.
Критерии оценки деятельности детей в ОД
• Активность • Самостоятельность. • Взаимодействие со сверстниками и взрослым. • Эмоциональность • Проявление волевых усилий • Самооценка
Интеграция образовательных областей:
Области
Интеграция Решаемые задачи
Познавательное развитие Музыка может передавать чувства и настроение Развивать интерес к музыке.
Принимать активное участие в деятельности «Познание» : формирование целостной картины мира, расширение кругозора, развитие познавательных интересов.
Социально-коммуникативное развитие Практические действия – игровая деятельность
Беседа, составление рассказов из личного опыта.
Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослы, так и им самим.
Развивать умение самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к взрослому за помощью.
Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве) ;
Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых, патриотизм.
Учить соблюдать технику безопасности в работе, воспитывать бережное отношение к результатам труда.
Учить использовать вербальные и невербальные средства общения, прививать умения планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Художественно-эстетическое развитие Слушание музыки, исполнение песни, танцевальная импровизация.
Рисование картины утра. Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения, активизировать творческие способности. Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.
Формировать умение рисовать по замыслу и воображению.
Физическое развитие Физминутка- «Прогулка»
Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.
Совершенствовать мелкую моторику рук.
Ход образовательной деятельности:
Дети входят в зал под музыку и поют музыкальное приветствие («Музыка, здравствуй! » М. Лазарева).
Муз-рук-ль: Кто-то бросил мне в окошко, Посмотрите, письмецо, Может это лучик солнца, Что щекочет нам лицо? Может это воробьишка, пролетая, обронил? Может кот, письмо, как мышку, На окошко заманил? Интересно, от кого оно? (читает письмо) .
«Ребята, помогите! Из моего дворца похитили музыкальную шкатулку! В ней спрятаны все прекрасные мелодии моего королевства. Король сказочного Королевства Музыки Дин-Дон».
- Ребята, вы слышали? У Короля Дин-Дона беда! Музыкальная шкатулка пропала, а это значит, что в Королевстве Музыки больше не будет звучать музыка! Вы можете себе представить нашу жизнь без музыки (праздники, мультики, игры и т. д.) . Поможем Дин-Дону найти музыкальную шкатулку? А что будет, если ее не найти? (Если ее не найти, то никогда нам больше не услышать замечательную музыку.)
(Гаснет свет,, на экране слайды ВОЛШЕБСТВО)
Муз. рук-ль:. Тихо-тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом
В удивительном наряде, разноцветном, расписном.
Вместе с музыкой хорошей к нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней, не спугнуть бы нам его… .
-Чтобы помочь найти шкатулку, нам надо отправиться в королевство Музыки, которое находится далеко-далеко, за высокими горами, за дремучими лесами, там, где раскинулся бескрайний океан (Звучит звукозапись шума моря). Этот океан не простой, а волшебный. Ветер приносит из-за горизонта неведомые звуки: шелест волн, задумчивые и нежные мелодии неизвестных стран. Океан за таинственные переливы звуков стал называться Музыкальным океаном. На одном из островов, который держится на трех китах, находится волшебное королевство Музыки. Назовите, на каких китах?
Д: Кит-Марш, Кит-Танец и Кит-Песня. Муз-рук-ль: Верно. Как вы думаете, на чем можно будет туда добраться? Д: На корабле! Муз-рук-ль Верно! А кто же нас повезет на корабле (моряки) Ребята, садитесь на корабль (на стульчики, а моряки пусть берутся за дело!
Танец моряков
Муз-рук-ль: Вот мы с вами и оказались в королевстве Музыки, в волшебном лесу этой замечательной страны. А какое время года сейчас у нас? И в волшебном лесу тоже весна, давайте послушаем музыку (дать установку)
Слушание «Утро» Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт»
Муз-рук-ль: Эта музыка называется «Утро», а написал ее норвежский композитор (показать потрет) как его зовут? (Эдвард Григ). Что вы себе представляли, когда слушали музыку? (Музыка рисует нам картину пробуждения природы, появления подснежников, робких и несмелых, дуновение ветерка. Переходы то в высокий, то в низкий регистр композитор использовал, чтобы изобразить изменчивость погоды весной. Не всегда бывает солнце, иногда ещё бывают и ненастные дни.) А вы заметили, ребята, на какой танец похожа пьеса.
Дети: На вальс.
Муз-рук-ль: А какой это кит? К какому жанру можно отнести эту музыку (танец)
Музыкальный руководитель: А сейчас я предлагаю послушать эту пьесу еще раз, но теперь в ней будут звучать и лесные звуки. Прежде чем начать слушать, прошу вас разделиться на две равные компании (делятся визуально по желанию). Мы будем не просто слушать музыку, но и выполнять задания.
1 компания – нарисует картину весны, которую услышит в музыке Грига.
2 компания – наполнит наш лес ароматами весенних цветов, при помощи танцевальных движений и вот этих легких шарфиков и платочков (платочки пропитаны запахом духов). Итак, фантазируем, слушаем, творим.
(включить слайд с изображением картины утра, звучит музыка «Утро» с лесными звуками, часть детей исполняют танец-импровизацию, другая часть выполняет коллективный рисунок) при необходимости можно включить музыку еще раз, или предложить детям поменяться ролями.
Музыкальный руководитель: Что же у нас получилось? Каким стал воздух в нашем лесу! Чувствуете аромат? Посмотрите, а какая же замечательная картина у нас получились. (рассматривают)
Ой, ребята, тише, тише, Звуки тихие я слышу Гости к нам сюда спешат Хвоею лесной шуршат. Давайте присядем и послушаем, кто же к нам идет.
Слушание пьесы Э. Грига «Шествие гномов» (показ слайда с изображением гномов) .
Муз. рук-ль: Ребята, вы узнали, кто это? Дети: Да, это гномы. Муз. рук-ль: Как называется это музыкальное произведение и кто его написал? Дети: Называется пьеса «Шествие гномов», композитор Эдвард Григ. Муз. рук-ль: Правильно, ребята. Посмотрите на гномов. Расскажите, какие они. Д: Они быстрые, немного неуклюжие, бегущие вприпрыжку. Они могут быть добрыми, ласковыми, но иногда немного злыми. Муз. рук-ль: Назовите жанр этого музыкального произведения. Д: марш. Муз. рук-ль: По музыке можно определить, как двигаются гномы? Д: Да. Они прыгают, кувыркаются, перебегают с места на место, гоняясь друг за другом. Муз. рук-ль (комментирует музыку) : Да, гномы гурьбой проходят перед нами. Музыка начинается тихо и потом звучит все громче и громче. Гномы приближаются и вот они уже совсем рядом.. Вдруг музыка затихает – это гномы заметили нас с вами и замерли, рассматривают нас с любопытством. Мы для них – сказочные существа. Но вот вновь в эту тишину врывается стремительная музыка. Гномы, очнувшись, решаются подойти к нам, они идут к нам навстречу и останавливаются перед нами. Ребята, давайте споем для гномов песню про пестрый колпачок.
Исполнение песни «Пестрый колпачок» Г. Струве
Голос Гномов (запись) : Нам очень понравилась песня. Гномы тоже любят веселиться и петь, но сейчас мы грустим, потому что у нас нет музыки, а музыкальную шкатулку у короля Дин-Дона украл злой Тролль, живущий в черных горах. Тролль Черных гор не любит музыку, смеха, веселья и хочет, чтобы в королевстве Музыки всегда была тишина.
Муз. рук-ль: Ребята, как вы думаете, это правильно? (никогда не звучит музыка –это плохо! и т. д.) Тогда нам надо спешить! Давайте попрощаемся с гномами и отправимся дальше в путь.
Физминутка «Прогулка» (дети выходят на середину зала) .
Муз. рук-ль: Куда же идти дальше? Ребята, посмотрите, впереди – Черные горы… и какая-то загадочная пещера. Может быть, мы не пойдем туда? Что-то страшновато мне. Лучше вернемся в свой детский сад? Зачем нам туда ходить?
Дети должны ответить, для чего мы идем в пещеру (вернуть музыкальную шкатулку королю Динь-Дону)
Слушание «В пещере горного короля» Э. Грига (на экране видеофильм) .
Муз. рук-ль (комментирует музыку) : Внутри пещеры что-то происходит. Мы сначала слышим лишь тихие звуки ужасного колдовского праздника. Но вот мы подходим ближе, ближе, музыка звучит все громче, громче. Уродливые горные тролли во главе со своим королем в пещере, освещенной множеством горящих факелов, плясали вокруг костра… Горный король заметил нас! Музыка прекратилась…
(Звучит аудиозапись голоса) :КТО ВЫ ТАКИЕ И КАК ОСМЕЛИЛИСЬ ПРИЙТИ СЮДА?
Муз. рук-ль: Ребята, это голос горного Короля. Зачем мы сюда пришли?
Д: Мы пришли за музыкальной шкатулкой.
(Звучит аудиозапись голоса) : ХА-ХА-ХА! ЧЕГО ЗАХОТЕЛИ! ЭТО ТЕПЕРЬ МОЯ ШКАТУЛКА, И НИКТО БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ СМОЖЕТ УСЛЫШАТЬ НИКАКОЙ МУЗЫКИ. А ВАС Я НАКАЖУ ЗА ТО, ЧТО ПОСМЕЛИ ЯВИТЬСЯ СЮДА.
Муз. рук-ль: Пожалуйста, не сердись, уважаемый Король. Мы пришли к тебе с подарком – посмотри, какой рисунок приготовили для тебя ребята. Им можно украсить стены твоей пещеры, и тогда у тебя сразу станет светло и радостно, а жители королевства Музыки будут приходить сюда и любоваться им. (Звучит аудиозапись голоса) : СПАСИБО, РЕБЯТА, Я В ПЕРВЫЙ РАЗ ПОЛУЧАЮ ПОДАРОК! НИКТО НЕ ХОЧЕТ СО МНОЙ ДРУЖИТЬ, ПОТОМУ ЧТО БОЯТСЯ, ПОЭТОМУ Я И ВЗЯЛ МУЗЫКАЛЬНУЮ ШКАТУЛКУ. ТЕПЕРЬ Я ВСЕХ БУДУ ЖДАТЬ К СЕБЕ В ГОСТИ, ПОКАЗЫВАТЬ ЭТИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ РИСУНКИ И ПОИТЬ ЧАЕМ… БЕРИТЕ ШКАТУЛКУ, ПЕРЕДАЙТЕ ЕЁ КОРОЛЮ ДИН-ДОНУ. … Я ТОЖЕ ХОЧУ СДЕЛАТЬ ВАМ ПОДАРОК –ВОЗЬМИТЕ ВОТ ЭТИ САМОЦВЕТЫ.
Звучит волшебная музыка и музыкальный руководитель берет в руки шкатулку, открывает её, а там - леденцы.
Муз. рук-ль: Ребята, вот она музыкальная шкатулка… Ой, а здесь еще леденцы! Король решил угостить нас! Ребята, музыкальную шкатулку мы обязательно отправим королю Дин-Дону, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад. А обратно мы полетим на самолете! Садимся в самолет.
Дети имитируют движения самолета.
Муз. рук-ль: Ребята, какое доброе дело мы вместе сделали? Какие 3 кита мы слышали( «Утро» - танец, «Шествие гномов» -марш, «Пестрый колпачок» -песня) Чьи произведения мы сегодня с вами слушали Что вам запомнилось? Что понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности с непосредственной коррекцией речи по теме "Предлог ИЗ - ПОД" (подготовительная к школе группа, ОНР, второй год обучения)
Взаимодействуя с логопедом, друг с другом, дети не только закрепляют предлог ИЗ-ПОД, но и учатся составлять предложения, пересказывать, развивают мелкую моторику....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"
Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....
Непосредственная образовательная деятельность детей с использованием компьютера по конструированию и математике в подготовительной к школе группе. Тема: «Корабли»
Задачи: Образовательные: Формировать умения создавать предметы, на основе мозаики, используя геометрические фигуры....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с учётом национально-культурных особенностей родного края с детьми подготовительной к школе группы «Родина моя»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с учётом национально-культурных особенностей родного края с детьми подготовительной к школе группы «Родина моя»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Такие волшебные и забавные кляксы» Нетрадиционная техника рисования в подготовительной к школе группе по образовательной области
Кляксография - основой данной техники является клякса. Поэтому задачей педагога является сделать кляксографию обучающим, развивающим средством в художественно - творческой деятельности детей. Задачей ...
Конспект Организованной образовательной деятельности по физическому развитию Физкультурный досуг с детьми старшего и подготовительного к школе возраста (5-7 лет) «В мире профессий»
Форма проведения: спортивное развлечение.Цель: формировать навыки здорового образа жизни через двигательную активность....
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Наш дом» с детьми подготовительной к школе группы (образовательная область «Познание»)
Цель: Расширять представление детей о своём доме.Задачи:1. Образовательные:-Закреплять знания: домашнего адреса; дом, где живёт ребёнок, количества этажей в доме; этажа, на котором н...