Технологическая карта организованной образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», направления «Музыка» Тема «Зимушка - зима»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
Форма НОД – групповая
Тип ООД – интегрированное (Музыка + изобразительное искусство)
Возраст детей - 6-7 лет (подготовительная группа)
Цель: Создание условий для обобщения знания детей о сезонных явлениях в природе средствами музыкальных произведений.
Задачи:
1. Расширить представления у детей о сезонных изменениях в природе посредством музыки П.И.Чайковского «Времена года»
2 Научить детей выражать эмоциональное состояние, полученное после прослушивания музыкальных произведений, в стихах, песнях, танцах, в своих рисунках.
3 Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, любовь к родной природе.
Средства:
Музыкальные произведения: П.И.Чайковский «Времена года» (Декабрь, Январь, Февраль), А. Вивальди «Времена года» (зима)
Детский музыкальный репертуар: «Танец снежинок», «Зимняя песенка» музыка Красева
Детские стихотворения о зиме
Репродукции картин: А.Саврасов «Зимний пейзаж», К. Крыжицкий«Лес зимой»,
И. Вельц «Иней», И. Грабарь «Февральская глазурь», А. Васнецов «Зимний сон».
Фото выставка: «Зимние пейзажи»
Гуашь, кисточки, карандаши, листы бумаги и столы для рисования
Презентация «Зимушка-зима»
Музыкальный зал разделен на зоны: выставочный зал, мастерская для художественного творчества, поэтическая гостиная
Методы и приемы: наглядные, словесные, информационные, репродуктивно-творческие, демонстрация и показ
Организационно-педагогическая структура образовательной деятельности с детьми
Этап | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы | Результат |
1.Организа-ционно-мотивационный | Создание атмосферы психологической безо-пасности. Организация направленного внимания. Формирование представ-ления о предстоящей деятельности. Формирование интереса к содержанию ООД | - Здравствуйте, ребята. Оглядитесь по сторонам.
- Что нового сегодня вы видите? - Сегодня у нас в музыкальном зале выставка картин. Я предлагаю рассмотреть их внимательно. | Дети приветствуют музыкального руководителя - В музыкальном зале я вижу много картин.
| Беседа, рассматривание, показ | Привлечение произвольного внимания к картинам в музыкальном зале |
2.Актуализация знаний | Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации в которой возникает необходимость в получение новых представлений, умений | - Что изображено на этих картинах? - А почему вы решили, что эта зима? - Правильно, это зимние пейзажи. В народе есть много пословиц об этом. - А вы знаете пословицы о зиме?
| - На картинах изображена зима Дети рассказывают о признаках зимы. Береги нос в большой мороз. - В зимний холод всякий молод. -Декабрь год кончает, а зиму начинает. -Зима без снега – лето без хлеба. -Зимою вьюга – летом ненастье. -Сугроб да вьюга – два друга. - Холодная зима – жаркое лето. | Беседа, вопрос - ответ, обсуждение | Воспроизведе-ние информации необходимой для обобщения по теме «Зима» |
2.Этап целеполага-ния | Постановка цели деятельности воспитателем и принятие ее детьми | К нам в детский сад пришло необычное письмо. Давайте его прочтём. « Здравствуйте, ребята! Мы живём на острове Чунга-Чанга. У нас круглый год лето. Мы никогда не видели зимы. Какая она, зима? Расскажите о ней, пожалуйста. До свидания. Жители острова Чунга-Чанга» - Ребята, а вы смогли бы рассказать о зиме жителям острова? - А что нам может помочь рассказать про зиму? - Ребята, может нам помочь рассказать о зиме эта выставка? - Ребята, сегодня мы вспомним признаки зимы, используя музыку и картины . | Слушают педагога
- Да, мы можем рассказать о зиме жителям острова Дети предлагают свои варианты - На выставке картины зимы, зимние пейзажи | Приемы активизации самостоятельно-го мышления, фантазирования, решение проблемной ситуации | Способность самостоятельно решать познавательные задачи, активность |
3.Этап обсуждения общего плана деятельности | Соотнесение цели и реальных возможностей для ее достижения | - Ребята, мы так много знаем о зиме, о зимних явлениях. Так как же нам рассказать и передать эти знания жителям острова?
- Я согласна с вами - помогут ваши рисунки . | Дети предлагают свои варианты Обсуждение вариантов ответов детей | Проблемная ситуация, обсуждение | Принятие единого решения – нарисовать зиму |
4.Этап осуществления деятельности | Применение знаний, навыков и умений. Процесс реализации задуманного | -Давайте продолжим разговор о зиме. - Нравится ли вам зима? - Чем она нравится? - Зимой очень часто меняется погода. А какая погода бывает зимой? - Поэты, художники и композиторы передают настроение зимы в стихах, в красках, в музыке. Мы сегодня тоже попробуем это сделать . - Кто из вас может наизусть прочесть стихотворения о зиме?
-Давайте все вместе споём весёлую песенку в которой тоже говорится о зиме. - Посмотрите внимательно на картину художника Ивана Вельца «Иней». - Что изображено на картине? Какая зима изображена? - Какие краски использовал художник? - Много ли цветных красок использовал художник? - Как вы думаете, какое зимнее настроение передает картина? Да, снег создаёт ощущение спокойствия, тишины, неподвижности. Послушайте стихотворение, которое передаёт настроение этой картины: «Чародейкою Зимою Околдован лес стоит… И под снежной бахромою Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит» (Ф. Тютчев) - Давайте послушаем, передает ли это настроение произведение П.И.Чайковского «Январь (У камелька)»? - Какую зиму вы представили, слушая это произведение?
- Давайте рассмотрим другую картину А.Саврасов «Зимний пейзаж». Что изображено на картине?
- Вам хотелось бы побывать в этом лесу? Почему? - Какое настроение у вас будет в этом зимнем лесу? - Произведение П.И.Чайковского «Февраль-Масленица» тоже передаёт настроение зимы. Музыка в нём яркая, радостная. Давайте послушаем небольшой отрывок из этого произведения и представим себя в таком лесу. - Все картины, которые мы с вами рассмотрели, изображают спокойную, безветренную погоду зимой. А всегда ли зима бывает такой? - Иногда зимой бывает очень холодная и ветреная погода. Как это называется? - Послушайте 1-я часть концерта «Зима» А. Вивальди. Музыка изображает картину холодной, ненастной, вьюжной зимы. - Каким показался вам характер музыки?
- А есть ли на нашей выставке такая картина, изображающая пургу, вьюгу, метель? - Из чего состоит метель? Правильно, метель состоит из множества снежинок, которые гонит сильный, холодный ветер. Сейчас наши девочки исполнят танец, изображающий это состояние зимы. – Ребята, как вы думаете, зима это красивое время года? - Давайте мы убедимся в этом ещё раз, посмотрев на экран. |
- Да (катаемся на санках…)
- Солнечная, морозная, холодная
Дети выходят и рассказывают стихотворения о зиме
Дети исполняют песню «Зимняя песенка» муз А. Красева
- Зимний лес, иней в лесу - Морозная Перечисляют краски - На картине мало красок, только голубые, белые и синие - спокойное
Дети слушают педагога
Слушание произведения П.И, Чайковского «Январь»
Дети рассказывают о своих впечатлениях (музыка красивая, блестящая, сверкающая, кружатся снежинки) - На картине изображен зимний лес, ярко светит солнце
Дети отвечаю
- Весёлое, радостное
Дети слушают произведение П.И.Чайковского
Ответы детей
- Вьюга, метель, буран
Дети слушают музыку А. Вивальди
- Музыка тревожная, грозная, колючая, вьюжная
- Нет
- Из снега, из снежинок
Девочки исполняют «Танец снежинок»
Дети отвечают
Дети просматривают слайды презентации о зиме | Вопрос – ответ, беседа Художественное слово Индивидуальное рассказывание стихотворений о зиме, Слушание муз. произведений | Знания детей о признаках зимы, воспроизведение наизусть стихотворений о зиме. исполнение песни и танца про зиму |
5.Рефлексивно-резуль-тативный этап | Формирование элементарных навыков самоконтроля | - Напомните мне, от кого было письмо и что в нем было написано.
- Помогли ли нам сегодня музыка и картины, рассказать о зиме? - Скажите, теперь мы сможем рассказать о зиме жителям острова? - В чем мы отправим наш рассказ о зиме? - А что мы положим в конверт? Музыку положим? Наши впечатления и рассказы сможет вместить в конверт? - Так как же нам передать настроение и красоту зимушки-зимы? Правильно, можно всё это нарисовать. Что нам потребуется для этого? | Дети вспоминают о том, что пришло письмо от жителей острова, они просят рассказать о зиме - Помогли
- Сможем
- В конверте
Нет, не сможем
- Можно нарисовать всё это - Дети переходят в зону для рисования. | Индивидуальная работа детей | Дети рисуют картины зимы под звуки музыки П.И. Чайковского «Декабрь, Январь, Февраль» |
6.Заключи-тельный этап | Подведение итогов НОД, обобщение полученного опыта ребенком Формирование навыков самооценки | - Расскажите, какую зиму вы нарисовали жителям острова. Жители смогут понять по нашим рисункам, что такое зима? - Давайте сложим все ваши рисунки в конверт и отправим по адресу - Можно сказать, что мы сделали доброе дело для жителей острова? Помогать другим- хорошо | Дети рассказывают о том, что попытались изобразить в своем рисунке Дети складывают рисунки в конверт - Да. | Обсуждение Индивидуально-коллективная работа | Осознание себя как участника познаватель-ного творчес- кого процесса Описание зимы по рисункку |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта музыкального занятия Зимушка-зима | 29.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта организованной образовательной деятельности
по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», направления «Музыка»
Тема «Зимушка - зима»
Составлен музыкальным руководителем Казанцевой Еленой Леонидовной
Форма НОД – групповая
Тип ООД – интегрированное (Музыка + изобразительное искусство)
Возраст детей - 6-7 лет (подготовительная группа)
Цель: Создание условий для обобщения знания детей о сезонных явлениях в природе средствами музыкальных произведений.
Задачи:
- Расширить представления у детей о сезонных изменениях в природе посредством музыки П.И.Чайковского «Времена года»
- Научить детей выражать эмоциональное состояние, полученное после прослушивания музыкальных произведений, в стихах, песнях, танцах, в своих рисунках.
- Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, любовь к родной природе.
Средства:
Музыкальные произведения: П.И.Чайковский «Времена года» (Декабрь, Январь, Февраль), А. Вивальди «Времена года» (зима)
Детский музыкальный репертуар: «Танец снежинок», «Зимняя песенка» музыка Красева
Детские стихотворения о зиме
Репродукции картин: А.Саврасов «Зимний пейзаж», К. Крыжицкий«Лес зимой»,
И. Вельц «Иней», И. Грабарь «Февральская глазурь», А. Васнецов «Зимний сон».
Фото выставка: «Зимние пейзажи»
Гуашь, кисточки, карандаши, листы бумаги и столы для рисования
Презентация «Зимушка-зима»
Музыкальный зал разделен на зоны: выставочный зал, мастерская для художественного творчества, поэтическая гостиная
Методы и приемы: наглядные, словесные, информационные, репродуктивно-творческие, демонстрация и показ
Организационно-педагогическая структура образовательной деятельности с детьми
Этап | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы | Результат |
1.Организа-ционно-мотивационный | Создание атмосферы психологической безо-пасности. Организация направленного внимания. Формирование представ-ления о предстоящей деятельности. Формирование интереса к содержанию ООД | - Здравствуйте, ребята. Оглядитесь по сторонам.
- Что нового сегодня вы видите? - Сегодня у нас в музыкальном зале выставка картин. Я предлагаю рассмотреть их внимательно. | Дети приветствуют музыкального руководителя - В музыкальном зале я вижу много картин. | Беседа, рассматривание, показ | Привлечение произвольного внимания к картинам в музыкальном зале |
2.Актуализация знаний | Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации в которой возникает необходимость в получение новых представлений, умений | - Что изображено на этих картинах? - А почему вы решили, что эта зима? - Правильно, это зимние пейзажи. В народе есть много пословиц об этом. - А вы знаете пословицы о зиме? | - На картинах изображена зима Дети рассказывают о признаках зимы. Береги нос в большой мороз. - В зимний холод всякий молод. -Декабрь год кончает, а зиму начинает. -Зима без снега – лето без хлеба. -Зимою вьюга – летом ненастье. -Сугроб да вьюга – два друга. - Холодная зима – жаркое лето. | Беседа, вопрос - ответ, обсуждение | Воспроизведе-ние информации необходимой для обобщения по теме «Зима» |
2.Этап целеполага-ния | Постановка цели деятельности воспитателем и принятие ее детьми | К нам в детский сад пришло необычное письмо. Давайте его прочтём. « Здравствуйте, ребята! Мы живём на острове Чунга-Чанга. У нас круглый год лето. Мы никогда не видели зимы. Какая она, зима? Расскажите о ней, пожалуйста. До свидания. Жители острова Чунга-Чанга» - Ребята, а вы смогли бы рассказать о зиме жителям острова? - А что нам может помочь рассказать про зиму? - Ребята, может нам помочь рассказать о зиме эта выставка? - Ребята, сегодня мы вспомним признаки зимы, используя музыку и картины . | Слушают педагога - Да, мы можем рассказать о зиме жителям острова Дети предлагают свои варианты - На выставке картины зимы, зимние пейзажи | Приемы активизации самостоятельно-го мышления, фантазирования, решение проблемной ситуации | Способность самостоятельно решать познавательные задачи, активность |
3.Этап обсуждения общего плана деятельности | Соотнесение цели и реальных возможностей для ее достижения | - Ребята, мы так много знаем о зиме, о зимних явлениях. Так как же нам рассказать и передать эти знания жителям острова? - Я согласна с вами - помогут ваши рисунки . | Дети предлагают свои варианты Обсуждение вариантов ответов детей | Проблемная ситуация, обсуждение | Принятие единого решения – нарисовать зиму |
4.Этап осуществления деятельности | Применение знаний, навыков и умений. Процесс реализации задуманного | -Давайте продолжим разговор о зиме. - Нравится ли вам зима? - Чем она нравится? - Зимой очень часто меняется погода. А какая погода бывает зимой? - Поэты, художники и композиторы передают настроение зимы в стихах, в красках, в музыке. Мы сегодня тоже попробуем это сделать . - Кто из вас может наизусть прочесть стихотворения о зиме? -Давайте все вместе споём весёлую песенку в которой тоже говорится о зиме. - Посмотрите внимательно на картину художника Ивана Вельца «Иней». - Что изображено на картине? Какая зима изображена? - Какие краски использовал художник? - Много ли цветных красок использовал художник? - Как вы думаете, какое зимнее настроение передает картина? Да, снег создаёт ощущение спокойствия, тишины, неподвижности. Послушайте стихотворение, которое передаёт настроение этой картины: «Чародейкою Зимою Околдован лес стоит… И под снежной бахромою Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит» (Ф. Тютчев) - Давайте послушаем, передает ли это настроение произведение П.И.Чайковского «Январь (У камелька)»? - Какую зиму вы представили, слушая это произведение? - Давайте рассмотрим другую картину А.Саврасов «Зимний пейзаж». Что изображено на картине? - Вам хотелось бы побывать в этом лесу? Почему? - Какое настроение у вас будет в этом зимнем лесу? - Произведение П.И.Чайковского «Февраль-Масленица» тоже передаёт настроение зимы. Музыка в нём яркая, радостная. Давайте послушаем небольшой отрывок из этого произведения и представим себя в таком лесу. - Все картины, которые мы с вами рассмотрели, изображают спокойную, безветренную погоду зимой. А всегда ли зима бывает такой? - Иногда зимой бывает очень холодная и ветреная погода. Как это называется? - Послушайте 1-я часть концерта «Зима» А. Вивальди. Музыка изображает картину холодной, ненастной, вьюжной зимы. - Каким показался вам характер музыки? - А есть ли на нашей выставке такая картина, изображающая пургу, вьюгу, метель? - Из чего состоит метель? Правильно, метель состоит из множества снежинок, которые гонит сильный, холодный ветер. Сейчас наши девочки исполнят танец, изображающий это состояние зимы. – Ребята, как вы думаете, зима это красивое время года? - Давайте мы убедимся в этом ещё раз, посмотрев на экран. | - Да (катаемся на санках…) - Солнечная, морозная, холодная Дети выходят и рассказывают стихотворения о зиме Дети исполняют песню «Зимняя песенка» муз А. Красева - Зимний лес, иней в лесу - Морозная Перечисляют краски - На картине мало красок, только голубые, белые и синие - спокойное Дети слушают педагога Слушание произведения П.И, Чайковского «Январь» Дети рассказывают о своих впечатлениях (музыка красивая, блестящая, сверкающая, кружатся снежинки) - На картине изображен зимний лес, ярко светит солнце Дети отвечаю - Весёлое, радостное Дети слушают произведение П.И.Чайковского Ответы детей - Вьюга, метель, буран Дети слушают музыку А. Вивальди - Музыка тревожная, грозная, колючая, вьюжная - Нет - Из снега, из снежинок Девочки исполняют «Танец снежинок» Дети отвечают Дети просматривают слайды презентации о зиме | Вопрос – ответ, беседа Художественное слово Индивидуальное рассказывание стихотворений о зиме, Слушание муз. произведений | Знания детей о признаках зимы, воспроизведение наизусть стихотворений о зиме. исполнение песни и танца про зиму |
5.Рефлексивно-резуль-тативный этап | Формирование элементарных навыков самоконтроля | - Напомните мне, от кого было письмо и что в нем было написано. - Помогли ли нам сегодня музыка и картины, рассказать о зиме? - Скажите, теперь мы сможем рассказать о зиме жителям острова? - В чем мы отправим наш рассказ о зиме? - А что мы положим в конверт? Музыку положим? Наши впечатления и рассказы сможет вместить в конверт? - Так как же нам передать настроение и красоту зимушки-зимы? Правильно, можно всё это нарисовать. Что нам потребуется для этого? | Дети вспоминают о том, что пришло письмо от жителей острова, они просят рассказать о зиме - Помогли - Сможем - В конверте Нет, не сможем - Можно нарисовать всё это - Дети переходят в зону для рисования. | Индивидуальная работа детей | Дети рисуют картины зимы под звуки музыки П.И. Чайковского «Декабрь, Январь, Февраль» |
6.Заключи-тельный этап | Подведение итогов НОД, обобщение полученного опыта ребенком Формирование навыков самооценки | - Расскажите, какую зиму вы нарисовали жителям острова. Жители смогут понять по нашим рисункам, что такое зима? - Давайте сложим все ваши рисунки в конверт и отправим по адресу - Можно сказать, что мы сделали доброе дело для жителей острова? Помогать другим- хорошо | Дети рассказывают о том, что попытались изобразить в своем рисунке Дети складывают рисунки в конверт - Да. | Обсуждение Индивидуально-коллективная работа | Осознание себя как участника познаватель-ного творчес- кого процесса Описание зимы по рисункку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Техника «Оригами». Тема «Цветы для мамы».
Конспект организованной образовательной деятельностипо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Техника «Оригами» Тема «Цветы для мамы»...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) по теме «Весна пришла. Капель»
Возрастная категория: для детей от 2 до 3 лет (первой младшей группа) Цель:• Развитие творческих способностей детей.• Способствовать усвоению художественных знаний и умений воспитанников в ...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Конструктивно-модельная деятельность» в старшей группе по теме «Медвежонок»
Технологическая карта по НОД конструированию в старшей группе...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», направление: рисование, для детей подготовительной группы на тему: «Замок Снежной Королевы».
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», направление: рисование, для детей подготовительной группы на тему: &l...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», направление: рисование, для детей подготовительной группы на тему: «Ракета в космосе».
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», направление: рисование, для детей подготовительной группы на тему: &l...
Справка по результатам обследования уровня развития ребенка по освоению образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» раздел «Музыка»
Справка по результатам мониторинга оценки качества образования Область «Художественно-эстетическое развитие»...
Технологическая карта № ООД в средней группе. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. Тема: «Зоопарк»
Цель: Упражнять детей создавать образ диких животных способом обрывной аппликации.Задачи:Образовательные: формировать умения передавать образы животных, их характерные черты способом обрывной апп...