Технологическая карта организованной образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», направления «Музыка» Тема «Зимушка - зима»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Казанцева Елена Леонидовна

Форма НОД – групповая

Тип ООД – интегрированное (Музыка + изобразительное искусство)

Возраст  детей -  6-7 лет (подготовительная группа)

Цель: Создание условий для обобщения знания детей о сезонных явлениях в природе средствами музыкальных произведений.

Задачи

1.     Расширить представления  у детей о сезонных изменениях в природе посредством музыки П.И.Чайковского «Времена года»

2        Научить детей выражать  эмоциональное состояние, полученное после прослушивания  музыкальных произведений, в стихах, песнях, танцах, в своих рисунках.

3       Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, любовь к родной природе.

 

Средства:

Музыкальные произведения: П.И.Чайковский «Времена года» (Декабрь, Январь, Февраль), А. Вивальди «Времена года» (зима)

Детский музыкальный репертуар: «Танец снежинок», «Зимняя песенка» музыка Красева

Детские стихотворения о зиме

Репродукции картин: А.Саврасов «Зимний пейзаж», К. Крыжицкий«Лес зимой»,

 И. Вельц «Иней», И. Грабарь «Февральская глазурь», А. Васнецов «Зимний сон».

Фото выставка: «Зимние пейзажи»

Гуашь, кисточки, карандаши, листы бумаги и столы для рисования

Презентация «Зимушка-зима»

Музыкальный зал разделен на зоны: выставочный зал, мастерская для художественного творчества, поэтическая гостиная

 

Методы и приемы: наглядные, словесные,  информационные, репродуктивно-творческие,  демонстрация и показ

Организационно-педагогическая структура образовательной деятельности с детьми

Этап

Задачи этапа

Деятельность  педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы,  приемы

Результат

1.Организа-ционно-мотивационный

Создание атмосферы психологической безо-пасности. Организация направленного внимания.

Формирование представ-ления о предстоящей деятельности.

Формирование интереса к содержанию ООД

- Здравствуйте, ребята. Оглядитесь по сторонам.

 

- Что нового  сегодня вы видите?

- Сегодня у нас в музыкальном зале выставка  картин.

Я предлагаю  рассмотреть их  внимательно.

Дети приветствуют музыкального руководителя

- В музыкальном зале я вижу много картин.

 

 

 

Беседа, рассматривание, показ

Привлечение произвольного внимания к картинам в музыкальном зале

2.Актуализация знаний

Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации в которой возникает необходимость в получение новых представлений, умений

 - Что изображено на этих картинах?

- А почему вы решили, что эта зима?

- Правильно, это зимние пейзажи. В народе есть  много пословиц об этом.

- А вы знаете пословицы о зиме?

 

- На картинах изображена зима

Дети рассказывают о признаках зимы. Береги нос в большой мороз.

- В зимний холод всякий молод.

 -Декабрь год кончает, а зиму начинает.

-Зима без снега – лето без хлеба. -Зимою вьюга – летом ненастье.

-Сугроб да вьюга – два друга.

- Холодная зима – жаркое лето.

Беседа, вопрос - ответ, обсуждение

Воспроизведе-ние информации необходимой для обобщения по теме «Зима»

2.Этап целеполага-ния

Постановка цели деятельности воспитателем и принятие ее детьми

К нам в детский сад пришло необычное  письмо.  Давайте его прочтём.

« Здравствуйте, ребята! Мы живём на острове Чунга-Чанга.  У нас круглый год лето.  Мы никогда не видели зимы.  Какая она, зима?  Расскажите   о ней, пожалуйста.      До свидания.                                                                           Жители острова Чунга-Чанга»

- Ребята, а вы смогли бы рассказать о зиме жителям острова?

- А что нам может помочь рассказать про зиму?

 - Ребята, может нам   помочь рассказать о зиме эта выставка?

- Ребята,  сегодня мы вспомним признаки зимы,  используя  музыку и  картины .

Слушают педагога

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да, мы можем рассказать о зиме жителям острова

Дети предлагают свои варианты

- На выставке картины зимы,  зимние пейзажи

Приемы активизации самостоятельно-го мышления, фантазирования, решение проблемной ситуации

Способность самостоятельно решать познавательные задачи,

активность

3.Этап обсуждения общего плана деятельности

Соотнесение цели и реальных возможностей для ее достижения

- Ребята, мы так много знаем о зиме, о зимних явлениях. Так как же нам рассказать и передать эти знания жителям острова?

 

 

- Я согласна с вами - помогут ваши рисунки .

Дети предлагают свои варианты

Обсуждение вариантов ответов детей

Проблемная ситуация, обсуждение

Принятие единого решения – нарисовать зиму

4.Этап осуществления деятельности

Применение знаний, навыков и умений. Процесс реализации задуманного

-Давайте  продолжим разговор  о зиме.

 - Нравится  ли вам зима? - Чем она нравится?

- Зимой очень часто меняется погода. А какая погода бывает зимой?

- Поэты, художники и композиторы передают настроение зимы в стихах, в красках, в музыке. Мы сегодня тоже попробуем это сделать .

- Кто из вас может наизусть прочесть стихотворения о зиме?

 

-Давайте все вместе споём весёлую песенку в которой тоже говорится о зиме.

- Посмотрите внимательно на картину   художника  Ивана Вельца «Иней».

- Что изображено на картине? Какая зима изображена?

- Какие краски использовал художник?

- Много ли цветных красок использовал художник?

- Как вы думаете, какое зимнее  настроение передает картина?

Да, снег создаёт ощущение спокойствия, тишины, неподвижности.

Послушайте  стихотворение, которое передаёт настроение этой картины:

«Чародейкою Зимою 

  Околдован лес стоит…

И под снежной бахромою 

 Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит» (Ф. Тютчев)

-  Давайте послушаем, передает ли это настроение  произведение П.И.Чайковского «Январь (У камелька)»?

 - Какую зиму вы представили, слушая это произведение?

 

 

 

- Давайте рассмотрим другую  картину А.Саврасов «Зимний пейзаж». Что изображено на картине?

 

 - Вам хотелось бы побывать в этом лесу? Почему?

- Какое настроение у вас будет в этом зимнем лесу?

- Произведение П.И.Чайковского «Февраль-Масленица» тоже передаёт настроение зимы. Музыка в нём яркая, радостная. Давайте  послушаем небольшой отрывок из этого произведения и представим себя в таком лесу.  

- Все картины, которые мы с вами рассмотрели, изображают спокойную, безветренную погоду зимой. А всегда ли зима  бывает такой?

- Иногда зимой бывает очень холодная и ветреная погода. Как это называется?

- Послушайте 1-я часть концерта «Зима» А. Вивальди. Музыка изображает картину холодной, ненастной, вьюжной зимы.   

-  Каким показался  вам  характер музыки?

 

- А есть ли на нашей выставке такая картина, изображающая пургу, вьюгу, метель?

- Из чего состоит метель? Правильно, метель состоит из множества снежинок, которые гонит сильный, холодный ветер.  Сейчас наши девочки исполнят танец, изображающий это состояние зимы.               – Ребята, как вы думаете, зима это красивое время года?

- Давайте мы убедимся в этом ещё раз, посмотрев на экран.

 

- Да (катаемся на санках…)

 

 

- Солнечная, морозная,  холодная

 

 

 

 

 

Дети выходят и рассказывают стихотворения о зиме

 

Дети исполняют  песню «Зимняя песенка» муз А. Красева

 

 

- Зимний лес, иней в лесу

- Морозная

Перечисляют краски

- На картине мало красок, только голубые, белые и синие

-  спокойное

 

 

 

 

Дети слушают педагога

 

 

 

 

Слушание произведения П.И, Чайковского «Январь»

 

Дети рассказывают о своих впечатлениях (музыка красивая, блестящая, сверкающая, кружатся снежинки)

- На картине изображен зимний лес, ярко светит солнце

 

Дети отвечаю

 

- Весёлое, радостное

 

 

Дети слушают произведение

П.И.Чайковского

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

- Вьюга, метель, буран

 

Дети слушают музыку А. Вивальди

 

- Музыка тревожная, грозная, колючая, вьюжная

 

- Нет

 

- Из снега, из снежинок

 

Девочки исполняют «Танец снежинок»

 

Дети отвечают

 

Дети просматривают слайды презентации  о зиме  

Вопрос – ответ, беседа

Художественное слово

Индивидуальное рассказывание стихотворений о зиме,

Слушание муз. произведений

Знания детей о признаках зимы, воспроизведение наизусть стихотворений о зиме. исполнение песни и танца про зиму

5.Рефлексивно-резуль-тативный этап

Формирование элементарных навыков самоконтроля

- Напомните мне, от кого было письмо и что в нем было написано.

 

 

- Помогли ли нам сегодня музыка и картины, рассказать о зиме?

- Скажите, теперь мы сможем рассказать о зиме жителям острова?

- В чем мы отправим наш рассказ о зиме?

- А что мы положим в конверт? Музыку положим? Наши впечатления и рассказы сможет вместить в конверт?

- Так как же  нам передать настроение и красоту зимушки-зимы?

Правильно, можно всё это нарисовать.

Что нам потребуется для этого?

Дети вспоминают о том, что пришло письмо от жителей острова, они просят рассказать о зиме

- Помогли

 

- Сможем

 

- В конверте

 

 Нет, не сможем

 

 

- Можно нарисовать всё это

- Дети переходят в зону для рисования.

Индивидуальная

работа детей

Дети рисуют картины зимы под звуки музыки П.И. Чайковского «Декабрь, Январь, Февраль»

6.Заключи-тельный этап

Подведение итогов НОД, обобщение полученного опыта ребенком

Формирование навыков самооценки

- Расскажите, какую зиму вы нарисовали жителям острова. Жители смогут понять по нашим рисункам, что такое зима?

- Давайте сложим все ваши рисунки в конверт и отправим по адресу

- Можно сказать, что мы сделали доброе дело для жителей острова? Помогать другим- хорошо

Дети рассказывают о том, что попытались изобразить в своем рисунке

Дети складывают рисунки в конверт

- Да.

Обсуждение

Индивидуально-коллективная работа

Осознание себя как участника познаватель-ного творчес- кого процесса

Описание зимы по рисункку

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», направления «Музыка»

Тема «Зимушка - зима»

                                                                                    Составлен музыкальным руководителем Казанцевой Еленой Леонидовной

Форма НОД – групповая

Тип ООД – интегрированное (Музыка + изобразительное искусство)

Возраст  детей -  6-7 лет (подготовительная группа)

Цель: Создание условий для обобщения знания детей о сезонных явлениях в природе средствами музыкальных произведений.

Задачи:  

  1. Расширить представления  у детей о сезонных изменениях в природе посредством музыки П.И.Чайковского «Времена года»
  1.  Научить детей выражать  эмоциональное состояние, полученное после прослушивания  музыкальных произведений, в стихах, песнях, танцах, в своих рисунках.
  2. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, любовь к родной природе.

Средства:

Музыкальные произведения: П.И.Чайковский «Времена года» (Декабрь, Январь, Февраль), А. Вивальди «Времена года» (зима)

Детский музыкальный репертуар: «Танец снежинок», «Зимняя песенка» музыка Красева

Детские стихотворения о зиме

Репродукции картин: А.Саврасов «Зимний пейзаж», К. Крыжицкий«Лес зимой»,

 И. Вельц «Иней», И. Грабарь «Февральская глазурь», А. Васнецов «Зимний сон».

Фото выставка: «Зимние пейзажи»

Гуашь, кисточки, карандаши, листы бумаги и столы для рисования

Презентация «Зимушка-зима»

Музыкальный зал разделен на зоны: выставочный зал, мастерская для художественного творчества, поэтическая гостиная

Методы и приемы: наглядные, словесные,  информационные, репродуктивно-творческие,  демонстрация и показ

Организационно-педагогическая структура образовательной деятельности с детьми

Этап

Задачи этапа

Деятельность  педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы,  приемы

Результат

1.Организа-ционно-мотивационный

Создание атмосферы психологической безо-пасности. Организация направленного внимания.

Формирование представ-ления о предстоящей деятельности.

Формирование интереса к содержанию ООД

- Здравствуйте, ребята. Оглядитесь по сторонам.

 

- Что нового  сегодня вы видите?

- Сегодня у нас в музыкальном зале выставка  картин.

Я предлагаю  рассмотреть их  внимательно.

Дети приветствуют музыкального руководителя

- В музыкальном зале я вижу много картин.

Беседа, рассматривание, показ

Привлечение произвольного внимания к картинам в музыкальном зале

2.Актуализация знаний

Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации в которой возникает необходимость в получение новых представлений, умений

 - Что изображено на этих картинах?

- А почему вы решили, что эта зима?

- Правильно, это зимние пейзажи. В народе есть  много пословиц об этом.

- А вы знаете пословицы о зиме?

- На картинах изображена зима

Дети рассказывают о признаках зимы. Береги нос в большой мороз.

- В зимний холод всякий молод.

 -Декабрь год кончает, а зиму начинает.

-Зима без снега – лето без хлеба. -Зимою вьюга – летом ненастье.

-Сугроб да вьюга – два друга.

- Холодная зима – жаркое лето.

Беседа, вопрос - ответ, обсуждение

Воспроизведе-ние информации необходимой для обобщения по теме «Зима»

2.Этап целеполага-ния

Постановка цели деятельности воспитателем и принятие ее детьми

К нам в детский сад пришло необычное  письмо.  Давайте его прочтём.

« Здравствуйте, ребята! Мы живём на острове Чунга-Чанга.  У нас круглый год лето.  Мы никогда не видели зимы.  Какая она, зима?  Расскажите   о ней, пожалуйста.      До свидания.                                                                           Жители острова Чунга-Чанга»

- Ребята, а вы смогли бы рассказать о зиме жителям острова?

- А что нам может помочь рассказать про зиму?

 - Ребята, может нам   помочь рассказать о зиме эта выставка?

- Ребята,  сегодня мы вспомним признаки зимы,  используя  музыку и  картины .

Слушают педагога

- Да, мы можем рассказать о зиме жителям острова

Дети предлагают свои варианты

- На выставке картины зимы,  зимние пейзажи

Приемы активизации самостоятельно-го мышления, фантазирования, решение проблемной ситуации

Способность самостоятельно решать познавательные задачи,

активность

3.Этап обсуждения общего плана деятельности

Соотнесение цели и реальных возможностей для ее достижения

- Ребята, мы так много знаем о зиме, о зимних явлениях. Так как же нам рассказать и передать эти знания жителям острова?

- Я согласна с вами - помогут ваши рисунки .

Дети предлагают свои варианты

Обсуждение вариантов ответов детей

Проблемная ситуация, обсуждение

Принятие единого решения – нарисовать зиму

4.Этап осуществления деятельности

Применение знаний, навыков и умений. Процесс реализации задуманного

-Давайте  продолжим разговор  о зиме.

 - Нравится  ли вам зима? - Чем она нравится?

- Зимой очень часто меняется погода. А какая погода бывает зимой?

- Поэты, художники и композиторы передают настроение зимы в стихах, в красках, в музыке. Мы сегодня тоже попробуем это сделать .

- Кто из вас может наизусть прочесть стихотворения о зиме?

-Давайте все вместе споём весёлую песенку в которой тоже говорится о зиме. 

- Посмотрите внимательно на картину   художника  Ивана Вельца «Иней».

- Что изображено на картине? Какая зима изображена?

- Какие краски использовал художник?

- Много ли цветных красок использовал художник?

- Как вы думаете, какое зимнее  настроение передает картина?

Да, снег создаёт ощущение спокойствия, тишины, неподвижности.

Послушайте  стихотворение, которое передаёт настроение этой картины:

«Чародейкою Зимою  

  Околдован лес стоит…

И под снежной бахромою  

 Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит» (Ф. Тютчев)

-  Давайте послушаем, передает ли это настроение  произведение П.И.Чайковского «Январь (У камелька)»?

 - Какую зиму вы представили, слушая это произведение?

- Давайте рассмотрим другую  картину А.Саврасов «Зимний пейзаж». Что изображено на картине?

 - Вам хотелось бы побывать в этом лесу? Почему?

- Какое настроение у вас будет в этом зимнем лесу?

- Произведение П.И.Чайковского «Февраль-Масленица» тоже передаёт настроение зимы. Музыка в нём яркая, радостная. Давайте  послушаем небольшой отрывок из этого произведения и представим себя в таком лесу.  

- Все картины, которые мы с вами рассмотрели, изображают спокойную, безветренную погоду зимой. А всегда ли зима  бывает такой?

- Иногда зимой бывает очень холодная и ветреная погода. Как это называется?

- Послушайте 1-я часть концерта «Зима» А. Вивальди. Музыка изображает картину холодной, ненастной, вьюжной зимы.    

-  Каким показался  вам  характер музыки?

- А есть ли на нашей выставке такая картина, изображающая пургу, вьюгу, метель?

- Из чего состоит метель? Правильно, метель состоит из множества снежинок, которые гонит сильный, холодный ветер.  Сейчас наши девочки исполнят танец, изображающий это состояние зимы.               – Ребята, как вы думаете, зима это красивое время года?

- Давайте мы убедимся в этом ещё раз, посмотрев на экран.

- Да (катаемся на санках…)

- Солнечная, морозная,  холодная

Дети выходят и рассказывают стихотворения о зиме

Дети исполняют  песню «Зимняя песенка» муз А. Красева

- Зимний лес, иней в лесу

- Морозная

Перечисляют краски

- На картине мало красок, только голубые, белые и синие 

-  спокойное

Дети слушают педагога

Слушание произведения П.И, Чайковского «Январь»

Дети рассказывают о своих впечатлениях (музыка красивая, блестящая, сверкающая, кружатся снежинки)

- На картине изображен зимний лес, ярко светит солнце

Дети отвечаю 

- Весёлое, радостное

Дети слушают произведение

П.И.Чайковского

Ответы детей

- Вьюга, метель, буран

Дети слушают музыку А. Вивальди

- Музыка тревожная, грозная, колючая, вьюжная

- Нет

- Из снега, из снежинок

Девочки исполняют «Танец снежинок»

Дети отвечают

Дети просматривают слайды презентации  о зиме  

Вопрос – ответ, беседа

Художественное слово

Индивидуальное рассказывание стихотворений о зиме,

Слушание муз. произведений

Знания детей о признаках зимы, воспроизведение наизусть стихотворений о зиме. исполнение песни и танца про зиму

5.Рефлексивно-резуль-тативный этап

Формирование элементарных навыков самоконтроля

- Напомните мне, от кого было письмо и что в нем было написано.

- Помогли ли нам сегодня музыка и картины, рассказать о зиме?

- Скажите, теперь мы сможем рассказать о зиме жителям острова?

- В чем мы отправим наш рассказ о зиме?

- А что мы положим в конверт? Музыку положим? Наши впечатления и рассказы сможет вместить в конверт?

- Так как же  нам передать настроение и красоту зимушки-зимы?

Правильно, можно всё это нарисовать.

Что нам потребуется для этого?

Дети вспоминают о том, что пришло письмо от жителей острова, они просят рассказать о зиме

- Помогли

- Сможем

- В конверте

 Нет, не сможем

- Можно нарисовать всё это

- Дети переходят в зону для рисования.

Индивидуальная

работа детей

Дети рисуют картины зимы под звуки музыки П.И. Чайковского «Декабрь, Январь, Февраль»

6.Заключи-тельный этап

Подведение итогов НОД, обобщение полученного опыта ребенком

Формирование навыков самооценки

- Расскажите, какую зиму вы нарисовали жителям острова. Жители смогут понять по нашим рисункам, что такое зима?

- Давайте сложим все ваши рисунки в конверт и отправим по адресу

- Можно сказать, что мы сделали доброе дело для жителей острова? Помогать другим- хорошо

Дети рассказывают о том, что попытались изобразить в своем рисунке

Дети складывают рисунки в конверт

- Да.

Обсуждение

Индивидуально-коллективная работа

Осознание себя как участника познаватель-ного творчес- кого процесса

Описание зимы по рисункку




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Техника «Оригами». Тема «Цветы для мамы».

Конспект организованной образовательной деятельностипо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Техника «Оригами»    Тема «Цветы для мамы»...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) по теме «Весна пришла. Капель»

Возрастная категория:  для детей от 2 до 3 лет (первой младшей группа) Цель:• Развитие творческих способностей детей.• Способствовать усвоению художественных знаний и умений воспитанников в ...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», направление: рисование, для детей подготовительной группы на тему: «Замок Снежной Королевы».

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», направление: рисование, для детей подготовительной группы на тему: &l...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», направление: рисование, для детей подготовительной группы на тему: «Ракета в космосе».

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», направление: рисование, для детей подготовительной группы на тему: &l...

Справка по результатам обследования уровня развития ребенка по освоению образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» раздел «Музыка»

Справка по результатам мониторинга оценки качества образования Область «Художественно-эстетическое развитие»...

Технологическая карта № ООД в средней группе. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. Тема: «Зоопарк»

Цель: Упражнять детей создавать образ диких животных способом обрывной аппликации.Задачи:Образовательные: формировать умения передавать образы животных, их характерные черты способом обрывной апп...