НОД "Знакомство со звуком"
план-конспект занятия по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Разработали: Заведующий Мищенко М.В.
Ст.воспитатель Дикарева Н.С.
Воспитатель Стаховская Г.М.
Слёт лаборантов в «Волшебную лабораторию»
Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего возраста
Задачи:
обучающие:
- научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов
- Закреплять правила безопасности при проведении экспериментов;
- Активизировать словарь: лаборатория, лаборант, научный опыт, эксперимент, открытие
развивающие:
- развивать умение сосредоточиться: планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
воспитательные:
- воспитывать отзывчивость;
- дать детям почувствовать радость открытий;
- развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.
Подготовительная работа:
Рассматривание иллюстраций, книг, показ несложных опытов в группах, инструктаж по технике безопасности, подбор музыки «Сделать хотел грозу, а получил козу…»
Материалы:
- Столы, подносы с материалом для опытов.
- Фартуки для детей.
- 5 стаканов, вода, палочка.
- Пуговички, коробочки от киндер – сюрприза.
- 4 стакана: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный.
- Карандаши
- Бокал на ножке из тонкого стекла.
Ход образовательной деятельности:
(Выходит старший лаборант в халате, колпаке, очках под музыку «Сделать хотел грозу, а получил козу» наводит порядок на рабочих столах и полках)
- Здравствуйте, дети! Я старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас на «Слет лаборантов» в свою научную лабораторию.
- А вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
- Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты.
А человек, который проводит эксперименты, называется лаборант.
- Мы будем экспериментировать, а вы будете лаборантами.
- Закройте глазки и послушайте звуки. (включить диск со звуками № - Какие звуки вы услышали? (ответы детей: капающая вода, шелест листвы, пение птиц…)
- Чем мы слышим звуки? (ушами)
- Наше ухо — очень непростой инструмент. В нем есть тонкая-тонкая туго натянутая кожица – «барабанная перепонка». Малейший толчок воздуха вызывает колебание этой перепонки – и это колебание воспринимается нами как звук.
«Звук живет в любом предмете,
Сколько их – посмотри,
Звук – шутник,
Играя с нами,
Любит прятаться внутри»
«Звуки разные нужны, звуки разные важны»
- Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети?
Дети: пластмассовый.
Затем подошел к другому, постучал (деревянный)
К третьему (стеклянный)
К четвертому (металлический)
Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками.
- У меня есть другие соседи карандаши, и они тоже хотят познакомиться со звуками. (Дети подходят к столу и стучат по стаканчикам, называя, какой звук они услышали)
Вывод: Предметы, сделанные из разных материалов звучат по - разному.
- В жизни мы окружены звуками и шумами. Звуки и шум может издавать любой предмет или человек.
- Положите руки на горло, и изобразите голосом; как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)
- Что вы почувствовали? (вибрируют голосовые связки.)
- А могут ли другие предметы издавать звуки при вибрации? Давайте это проверим. Я приглашаю вас в лабораторию «Звучащий стакан»
«Звучащий стакан»
- Возьмите пластмассовые стаканчики с натянутой резинкой. Побренчите резинкой как струной.
- А теперь приложите стакан дном к уху. И снова побренчите резинкой. Правда, получилось намного громче, чем мы ожидали?
- На какой музыкальный инструмент это похоже? (Гитара)
Вывод: Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по воздуху, который воздействует на уши, и мы слышим звук.
- Пройдемте в следующую лабораторию «Звенящий бокал»
«Звенящий бокал»
- Давайте посмотрим, может ли пустой бокал издавать звуки.
(Взять тонкостенный бокал, поставить на стол, левой рукой держать за ножку, а правой, слегка помочив пальцы водой, средним или указательным пальцем начнём водить по краю бокала. Появляется мелодичный звук.)
Выходят 3-4 ребенка и проделывают опыт.
Вывод: Когда мы проводим пальцем по краю бокала, стекло бокала дрожит, воздух внутри колеблется и образует звук.
Физминутка: (Тучка)
- Звук хорошо распространятся не только в воздухе, но и в воде. И сейчас мы попробуем сделать из стаканчиков музыкальный инструмент. Пройдемте в следующую лабораторию «Поющая вода»
«Поющая вода»
(Перед детьми стоят несколько стеклянных стаканов)
- Что надо сделать, чтобы бокалы зазвучали? (постучать по ним)
- С вашей помощью наши стаканчики зазвучали. А сейчас мы попробуем изменить звук наших стаканчиков?
(В стаканы наливается вода в равных количествах.)
- Но звук у них какой-то одинаковый. Попробуем его изменить. (Наливаем в стаканчики разное количество воды)
- Одинаковые ли звуки мы слышим?
- Почему стаканчики звучат по - разному? Что влияет на звон?
(В заключении педагог играет для детей детскую песенку.)
Вывод: На звон влияет количество воды, звуки получаются разные.
«Пуговички»
- Музыкальный инструмент можно сделать не только с помощью стаканов с водой. Мы можем сделать шумовой музыкальный инструмент.
(Показать коробочку, которая, если ее потрясти издает необычное шуршание. Воспитатель предлагает детям сделать свои музыкальные инструменты из пуговичек и коробочек от киндер-сюрпризов. )
«Самодельный телефон»
- А знаете, как можно самим сделать самый простой «телефон» для двоих человек? Конечно, с настоящим телефоном его сравнить нельзя, но на небольшом расстоянии он будет все же отлично передавать звуки.
- Надо взять два стаканчика. Проткнуть их донышки в центре, продеть сквозь них тонкий крепкий шнур или веревку. Концы шнура закрепить внутри стаканов, привязав к каждому короткую палочку. Чем длиннее шнур, тем лучше.
(Участники разговора берут стаканы и расходятся, насколько позволяет шнур, так, чтобы веревка хорошо натянулась.)
- Теперь, если один из вас будет говорить в стакан, а другой приставит свой стаканчик к уху, то даже тихо произносимые слова будут отлично слышны.
Вывод: Причина возникновения звука – распространение звуковых волн.
Рефлексия.
Ребята, скажите, вам понравилось быть учеными?
- Что интересного вы узнали?
- Что особенно понравилось?
( В заключение – выступление шумового оркестра)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/02/picture-305534-1380666605.jpg)
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/13/picture-802005-1468411058.jpg)
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/22/picture-1033109-1524413358.jpg)
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/11/picture-697862-1460401779.jpg)
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/16/picture-1227563-1584365187.jpg)
Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]
Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...