НОД "Знакомство со звуком"
план-конспект занятия по музыке на тему

Мищенко Мария Валерьевна

Знакомство со звуком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_so_zvukom.docx85.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработали: Заведующий Мищенко М.В.

                             Ст.воспитатель Дикарева Н.С.

                             Воспитатель Стаховская Г.М. 

https://ucare.timepad.ru/461fc288-c17b-440d-bed7-404bf238c6a5/

Слёт лаборантов в «Волшебную лабораторию»

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего возраста

                                 

Задачи: 

обучающие: 

  • научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов
  • Закреплять правила безопасности при проведении экспериментов;
  • Активизировать словарь: лаборатория, лаборант, научный опыт, эксперимент, открытие

развивающие:

  • развивать умение сосредоточиться: планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

воспитательные:

  • воспитывать отзывчивость;
  • дать детям почувствовать радость открытий;
  • развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

Подготовительная работа:

Рассматривание иллюстраций, книг, показ несложных опытов в группах, инструктаж по технике безопасности, подбор музыки «Сделать хотел грозу, а получил козу…»

Материалы:

  •  Столы, подносы с материалом для опытов.  
  •  Фартуки для детей.
  •  5 стаканов, вода, палочка.
  •  Пуговички, коробочки от киндер – сюрприза.
  •  4 стакана: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный.
  •  Карандаши
  •  Бокал на ножке из тонкого стекла.

                       Ход образовательной деятельности:

(Выходит старший лаборант в халате, колпаке, очках под музыку «Сделать хотел грозу, а получил козу» наводит порядок на рабочих столах и полках)

- Здравствуйте, дети! Я старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас на «Слет лаборантов» в свою научную лабораторию.

- А вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)

- Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты.

 А человек, который проводит эксперименты, называется лаборант.

- Мы будем экспериментировать, а вы будете лаборантами.

 

- Закройте  глазки и послушайте звуки. (включить диск со звуками №                                                                              - Какие звуки вы услышали?  (ответы детей: капающая вода, шелест листвы, пение птиц…)

- Чем мы слышим звуки? (ушами)

- Наше ухо — очень непростой инструмент. В нем есть тонкая-тонкая туго натянутая кожица – «барабанная перепонка». Малейший толчок воздуха вызывает колебание этой перепонки – и это колебание воспринимается нами как звук. 

                                         
«Звук живет в любом предмете,

  Сколько их – посмотри,

Звук – шутник,

Играя с нами,

Любит прятаться внутри»

                      «Звуки разные нужны, звуки разные важны»

- Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети?

Дети: пластмассовый.

Затем подошел к другому, постучал (деревянный)

К третьему (стеклянный)

К четвертому  (металлический)

Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками.

- У меня есть другие соседи карандаши, и они тоже хотят познакомиться со звуками. (Дети подходят к столу и стучат по стаканчикам, называя, какой звук они услышали)

Вывод: Предметы, сделанные из разных материалов звучат по - разному.

- В  жизни мы окружены звуками и шумами. Звуки и шум может издавать любой предмет или человек.

- Положите руки на горло, и изобразите голосом; как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)

- Что вы почувствовали?  (вибрируют голосовые связки.)

- А могут ли другие предметы издавать звуки при вибрации? Давайте это проверим. Я приглашаю вас в лабораторию «Звучащий стакан»

                                            «Звучащий стакан»
- Возьмите пластмассовые стаканчики с натянутой резинкой. Побренчите  резинкой как струной.

http://www.all-fizika.com/files/s_20090821154512.jpg

- А теперь приложите стакан дном к уху. И снова побренчите резинкой. Правда, получилось намного громче, чем мы ожидали?

- На какой музыкальный инструмент это похоже? (Гитара)

Вывод: Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по воздуху,  который воздействует на уши, и мы слышим звук.

- Пройдемте в следующую лабораторию «Звенящий бокал»

                                         «Звенящий бокал»

- Давайте  посмотрим, может ли пустой бокал издавать звуки.

(Взять тонкостенный бокал, поставить на стол, левой рукой держать за ножку, а правой, слегка помочив пальцы водой, средним или указательным пальцем начнём водить по краю бокала. Появляется мелодичный звук.)

Выходят 3-4 ребенка и проделывают опыт.

Вывод: Когда мы проводим пальцем по краю бокала, стекло бокала дрожит, воздух внутри колеблется и образует звук.

                                           Физминутка: (Тучка)

- Звук хорошо распространятся не только в воздухе, но и в воде. И сейчас мы попробуем сделать из стаканчиков музыкальный инструмент. Пройдемте в следующую лабораторию «Поющая вода»

                                          «Поющая вода»

         (Перед детьми стоят несколько стеклянных стаканов)

-  Что надо сделать, чтобы бокалы  зазвучали? (постучать по ним)

- С вашей помощью наши стаканчики зазвучали. А сейчас мы попробуем изменить звук наших стаканчиков?                  

(В стаканы наливается  вода в равных  количествах.)

- Но  звук у них какой-то одинаковый. Попробуем его изменить.                          (Наливаем в стаканчики разное количество воды)

- Одинаковые ли звуки мы слышим?

- Почему стаканчики звучат по - разному? Что влияет на звон?

(В заключении педагог играет для детей детскую песенку.)

Вывод: На звон влияет количество воды, звуки получаются разные.

                                               «Пуговички»

- Музыкальный инструмент можно сделать не только с помощью стаканов с водой. Мы можем сделать шумовой музыкальный инструмент.

(Показать коробочку, которая, если ее потрясти издает необычное шуршание. Воспитатель  предлагает детям сделать свои музыкальные инструменты из пуговичек и коробочек от киндер-сюрпризов. )

                                    «Самодельный телефон»
- А знаете, как можно самим сделать самый простой «телефон» для двоих человек? Конечно, с настоящим телефоном его сравнить нельзя, но на небольшом расстоянии он будет все же отлично передавать звуки.

- Надо взять два стаканчика. Проткнуть их донышки в центре, продеть сквозь них тонкий крепкий шнур или веревку. Концы шнура закрепить внутри стаканов, привязав к каждому короткую палочку. Чем длиннее шнур, тем лучше.
(Участники разговора берут стаканы и расходятся, насколько позволяет шнур, так, чтобы веревка хорошо натянулась.)
- Теперь, если один из вас будет говорить в стакан, а другой приставит свой стаканчик к уху, то даже тихо произносимые слова будут отлично слышны.



http://www.verling.ru/donat.files/image074.jpg

  Вывод: Причина возникновения звука – распространение звуковых волн.

                                               Рефлексия.

Ребята, скажите, вам понравилось быть учеными?

- Что интересного вы узнали?

- Что особенно понравилось?

( В заключение – выступление шумового оркестра)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...