Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]
картотека по логопедии

Ксензик Анна Александровна

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Свистящие звуки

Звук [с]

Занятие начинается с выполнения дыхательного упражнения. Предложите ребенку улыбнуться, показать зубки (они сближены, но не сомкнуты), кончик языка прижать к нижним зубам, а ладошку поднести к губам. Теперь спойте песенку водички с-с-с. Когда мы поем эту песенку, получается холодный ветерок, который ощущает ладошка. Чтобы ребенку было интереснее, предложите ему пустой пузырек, объяснив, что он не простой, а волшебный, и если в него правильно подуть, он запоет вместе с язычком с-с-с-с. Назавтра можете спросить: «Как выходит воздух из шарика?» — (с-с-с).  Сдуватем ватные шарики, самолетики и другие фигурки из папиросной бумаги. Для разнообразия налейте тёплой воды в таз и положите туда мелкие плавающие игрушки, чтобы ребенок дул на них. Устройте соревнование, кто дальше сдует игрушку. Главная задача на этом этапе — научить малыша длительному выдоху. Если звук все равно не получается, попросите ребенка растянуть губы в улыбку, высунуть распластанный язык и подуть на его кончик.

Только после того, как ребенок научится правильно произносить звук [с], соединяйте его с другими гласными звуками. Сначала произносит взрослый, затем п ребенок. Это называется методом отраженного произнесения звука в слогах, словах и т. д. Произнося слог, протяните звук с. Если ребенок знает буквы, вы можете класть перед ним слоги, если нет, просто сделайте из синего картона звук [с] и поставьте перед ребенком. Так вы заодно сможете выучить и буквы и слоги. Покажите ему букву и спросите, на что она похожа (на месяц, подкову, кусок бублика).

СА —СА —СА        СУ —СУ — СУ      СО —СО —СО         СЫ —СЫ —СЫ

Отработав слоги так, чтобы они не вызывали трудностей, можно переходить к словам, с которых начинаются эти слоги.

сад  сани   салат   сам

сом  сон   сок  соня

сук  суп сучок  сумка

сын сыр сытый сырник

Придумывайте сами слова на этот звук, но проверяйте, знает ли ребенок их значение, а еще лучше, если малыш попробует сам придумать слова на звук [с]. Попросите ребенка объяснить разницу между словами «сук» и сучок». Подберите картинки, где есть слова, начинающиеся на звук [с], и произносите их. Поиграйте в игру: малыш называет первый слог, а вы заканчиваете слово:

СА....(ни)      СА...(лат)          СА ... (молет) и т. д.

Потом поменяйтесь ролями и устройте соревнование, кто больше слов придумает и лучше их произнесет, конечно мама будет ошибаться, а малыш ее поправлять.

Далее учим ребёнка  произносить звук в начале слова, попросите ребенка произнести отраженно слоги:

АС — АС — АС      ОС — ОС — ОС      УС — УС — УС          ИС — ИС — ИС

Усвоив слоги, переходите к словам с обратными слогами:

бас

нас

квас

нос

голос

колос

уксус

кактус

фокус

Борис

ирис

чибис

Для закрепления правильного произношения звука попросите ребенка придумать простые предложения со словами, где есть этот звук, наподобие этих.

На окне стоит кактус.

У нас есть сад, и т. д.

Придумайте слова, в которых первый или последний слог са (сани, сало, оса и т. д.).

Когда ребенок научится чисто произносить звук [с] в начале и в конце слова, переходите к слогам со стечением согласных:

СВА СВО                             СКА СКО СКУ      СМА СМУ СМЫ

СПА СПО СПУ               СТА СТО СТУ СТЫ

Произносите отраженно слова с этими слогами:

свалка

свора

сварить

свобода

скамейка

скоро

скука

скакать

сковорода

скулить

смак

смутить

смычок

смазать

смуглый

смыть

спасибо

спор

спуск

спальня

спорт

спутник

стакан

сто

стул

стыд

старик

стол

стужа

стыть

Разберите слова: спать проспать выспаться, выясните что обозначает каждое из них. Ребенку будет понятнее, если, объяснения, вы сопроводите их поясняющими предложениями. (Пора спать. Пора вставать, а то ты проспишь завтрак. В субботу можно выспаться).

Попросите ребенка придумать слова или нарисовать картинки, в которых слышится звук [с].

Назовите ребенку 5-7 слов, содержащих звук [с], и попросите их повторить. Ваша задача, чтобы ребенок запомнил максимальное количество слов.

сок — носок — песок — кусок — часок — лесок.

Чем отличаются эти слова? Какая часть в них похожа?

Ребята пили сладкий сок

Пе добавили и стал ...(песок),

А но пришло — ...(носок),

А если ку — читай ...(кусок),

Со слогом ле

Прочтем ... (лесок)

Туда пошли мы на ... часок.

Чтобы ребенку было нагляднее, можно нарисовать следующую схему:

Чем отличаются слова?

сор — рос

нос — сон стол — стул стог — стон

фикус — фокус

кость — гость

каска — маска

киска — миска

Загадайте ребенку загадки и внимательно послушайте, как он будет в ответе произносить звук [с].

На дворе горой, а в избе водой.

(Снег)

Красная девушка по небу ходит.

(Солнце)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком.

(Собака)

Длинное хвостище.

рыжее волосище,

сама хитрище.

(Лиса)

Бел, как снег,

в чести у всех,

в рот попал —

там и пропал.

(Сахар)

Летом спят, а зимой бегут.

(Сани)

Я над речкою лежу,

Оба берега держу.

(Мост)

Прочтите ребенку следующие двустишия и предложите закончить.

Серый волк в глухом лесу

Встретил рыжую...

(Лису).

Десять дней Айболит

Не ест, не пьет и не...

(Спит)

Эй, не стойте слишком близко.

Я тигренок, а не...

(Киска).

Для закрепления звука с выучите наизусть с ребенком чистоговорки. Чистоговорки вначале проговариваются в медленном темпе, потом быстрее, и только когда ребенок чисто произносит нужные звуки, произносятся в быстром темпе, т. е. темп можно убыстрять только по мере улучшения звукопроизношения. Ребенок повторяет их отраженно и затем учит наизусть. Сначала вы произносите фразу без последнего слога, который договаривает ребенок, после этого он произносит всю фразу. Придумайте сами и попросите ребенка придумать подобные чистоговорки. Даже если они будут не совсем складные, ничего страшного.

са — са — са — расплелась ко... (са)

со — со — со — поломалось коле... (со)

су — су — су — видел я ли... (су)

ас — ас — ас — у нас свет пог... (ас)

сы — сы — сы — длинные усы

ос — ос — ос — на поляне много ос

ус — ус — ус — какой укус

аска — аска — аска — у Вовы каска

иска — иска — иска — на окне миска

Звук [с']

Произносите отраженно слитно два звука, голосом выделяя звук [с'].

СИ — СИ — СИ СИ — СИ — СЕ СИ — СЕ — СИ

СЕ — СЕ — СЕ СЯ — СЯ — СЕ СЯ — СЕ — СИ

СЯ — СЯ — СЯ СЕ — СЕ — СИ СЕ — СИ — СЕ

СЕ — СЕ — СЯ СЕ — СЯ — СЕ

Подберите ряд слов со звуком [с'] так, чтобы звук был в начале слова, а потом — в середине и поупражняйтесь в произношении.

синяк

север

сядь

сила

сегодня

Люся

сирень

селедка

персик

носит

весенний

присядь

носи

осень

отсядь

босиком

бисер

пересядь

Попросите ребенка объяснить разницу между словами: сядь, присядь, отсядь, пересядь.

Ребенок повторяет отраженные слоги:

АСЬ — АСЬ — АСЬ     ОСЬ — ОСЬ — ОСЬ  УСЬ — УСЬ — УСЬ  ИСЬ — ИСЬ — ИСЬ

Произносите отраженно слова: Карась, лосось, рысь, радость, крепость, гусь, восьмой, брысь, письмо, осень, лось.

Закрепите звукопроизношение в коротких предложениях, а после этого переходите к слогам со стечением согласных.

СВИ СВЕ СВЯ       СМИ СМЕ СМЯ    СПИ СПЕ СПЯ

СТИ СТЕ СТЯ       СНИ СНЕ СНЯ

Закрепляйте произношение, повторяя отраженно слова с этими слогами, затем составляйте короткие предложения.

Выучите наизусть чистоговорки, поговорки.

си — си — си — сено накоси                                 се — се — се — ленточка в косе

ся — ся — ся — плавники у карася                        си — си — си — огонь не гаси

ась — ась — ась — вот какой карась                      усь — усь — усь — вот это гусь

ось — ось — ось — какой красивый лось              ысь — ысь — ысь — вот такая рысь

ес — ес — ес — кругом лес

У маленькой Сани едут сани сами.                        У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Дифференциация звуков [с] и [с']

Произнесите отраженно слоги:

СА — СЯ

СО — СЕ

СУ —СЮ

СЫ — СИ

АСА — АСЯ  АСО — АСЕ  АСУ — АСЮ АСЫ — АСИ

    СЯ — СА

    СЕ — СО

    СЮ —  СУ

    СИ — СЫ

АСЯ — АСА    АСЕ — АСО АСЮ — АСУ АСИ — АСЫ

Выучите наизусть слоги:

СА — СЯ — СА

СО — СЕ — СО

СУ — СЮ — СУ

СА — СЯ — СА — СЯ           СО — СЕ — СО — СЯ

СУ — СЮ — СУ — СЮ

СЯ — СА — СЯ

СЕ — СО — СЕ

СЮ —СУ —СЮ

Попросите ребенка определить, в каком слове мягкий звук [с'], а в каком твердый звук [с]. На твердый звук он хлопает в ладошки один раз, на мягкий — два раза.

Сито, сыты, бас, бис, нос, ось, сор, рис, сила, сельдь, коса, роса, веся, сад, гуси.

Назови игрушки, в названии которых есть звуки [с], [с'].

Назови предметы в доме, в названии которых есть звуки [с], [с'].

Закрепляйте звуки в словах, коротких предложениях, показывайте картинки, просите пересказать короткие рассказики. Выучите наизусть:

За мамой-слонихой

Топал слоненок,

За мамой-лисицей

Крался лисенок.

А. Екимцев

* * *

Самолет построим сами.

Понесемся над лесами.

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

А. Барто

* * *

Два Степана у сметаны.

* * *

— Скажи: двести.

— Двести.

— Голова в тесте.

* * *

Семь суток сорока старалась, спешила,

Себе сапоги сыромятные сшила.

Звук [з]

Звук [з] образуется, когда губы чуть растянуты в улыбке. Зубы сближены. Но не сомкнуты, а кончик языка слегка касается передних зубов. Звук [з] образуется аналогичным образом, но произносится с участием голоса. Можете вспомнить сказку о «Веселом язычке», но теперь язычку стало совсем скучно и он решил спеть песенку с голосом, звонкую. Язычок в своем домике прижался к нижним зубкам, пустил ветерок, включил голосок и звонко-звонко запел: з-з-з. Получилась новая песенка — песенка комара з-з-з. Так поет комар, когда летит и хочет кого-нибудь укусить. Когда муха попадает в паутину, она жалобно кричит: з-з-з. Когда ребенок научится хорошо петь песенку комара, можно переходить к слогам.

Ребенок произносит отраженно следующие слоги:

ЗА — ЗА — ЗА

ЗО — ЗО — ЗО

ЗУ — ЗУ — ЗУ

ЗЫ — ЗЫ — ЗЫ

ЗА — ЗО

ЗО —- ЗУ

ЗУ — ЗЫ

ЗЫ — ЗУ

ЗА — ЗУ — ЗО — ЗЫ

ЗА — ЗЫ—ЗО — ЗУ

ЗО — ЗЫ- ЗУ — ЗА

ЗУ — ЗА— ЗЫ — ЗО

Когда слоги будут полностью освоены, можно переходить к словам. Вначале произносятся слова, которые начинаются звуком [з], чтобы ребенку было легче фиксировать свое внимание на изучаемом звуке.

Попросите ребенка произнести отраженно слова, внимательно следя за произношением звука [з].

заря

закат

завод

закон

залив

зависть

задача

зов

зола

зона

зонт

золото

зоосад

зоопарк

зуб

зуд

зудеть

зурна

Зураб

зубы

козы

розы

вазы

березы

грозы

морозы

тазы

Закрепите произношение в словах, повторяя их отраженно, затем в коротких предложениях. После этого ребенок произносит отраженно слоги аз, оз, уз. Придумайте слова, которые начинаются на эти слоги и проговаривайте их с ребенком. Теперь можно проговаривать следующие слоги:

ЗБА ЗБО ЗБУ ЗБЫ

ЗВА ЗВО ЗВУ ЗВЫ

ЗДА

ЗДО

ЗДУ

ЗДЫ

ЗЛА ЗЛО ЗЛУ ЗЛЫ

ЗНА ЗНО ЗНУ

ЗНЫ

Постарайтесь, чтобы ребенок запомнил слоговые ряды, повторяйте нужное для вашего ребенка количество раз.

Попросите малыша произнести и объяснить значение слов.

Звон — звонить — звонкий — позвонить — зазвонить — перезвонить — отзвонить — звонарь.

Раздается звон. Звонить в колокола. Звонкий голос. Позвонить сестре. Зазвонил звонок. Звонарь звонит в колокол. Отзвонил звонок. Перезвонить Зое.

Звать — позвать — прозвать — вызвать — зазвать — назвать.

Звать на помощь. Позвать Зою с улицы. Прозвали Васю — Вася-Гарася. Вызвать врача. Зазвать в гости. Куклу можно назвать Зиной.

Звук — звучать — прозвучать — зазвучать — отзвучать.

Раздался резкий звук. Вдали звучат голоса. Прозвучал сигнал. Зазвучали струны. Отзвучали песни.

Выучите наизусть чистоговорки:

за — за — за — здесь привязана коза

за — за — за — раскрой глаза

зу — зу — зу — ручеек внизу

зу — зу — зу — прогони козу

зи — зи — зи — ты мне не грози

аз — аз — аз — приехал наш КамАЗ

зы — зы — зы — прибежали козы

Звук [з']

Вначале, как и в предыдущем случае, произносятся слоги с мягким звуком [з'] перед гласными буквами е, ё, и, я, ю, затем — после этих гласных, потом слоги со стечением согласных. Закрепляете это произнесенными словами.

Поиграйте в игру «Угадай-ка». Вы называете разные слова, а ребенок должен выделить те, в которых есть звук [з], [а»]. Например: зима, сестра, зонтик, нельзя, Сима.

Прочтите рассказ, задайте к нему вопросы и попросите ребенка пересказать его.

Зоопарк

Мама повела Зою и Зину в зоопарк. Там было много разных зверей. Они видели волка со злющими глазами, змей, зебру. Но больше всего им понравились обезьяны. Обезьяны забавно прыгали и всех передразнивали.

Куда повела мама Зою и Зину?

Кого Зоя и Зина видели в зоопарке?

Какие глаза у волка?

Кто больше всех понравился Зое и Зине?

Что делали обезьяны?

Произнесите и выучите наизусть чистоговорки.

За — за — за — начинается гроза

Зу — зу — зу — еду на возу

Зе — зе — зе — хлеб даю козе

Зы — зы — зы — сильные морозы

Зя — зя — зя — ничего нельзя

Зи — зи — зи — конфету привези

Яз — яз — яз — красивый вяз

Ез — ез — ез — нет у нас берез

Уз — уз — уз — сладенький арбуз.

Из — из — из — сели птицы на карниз

У маленькой Зины бузина в корзине.

* * *

Зоин звонок звонко звенит.

Дифференциация звуков [с] и [з]

Следующие слоги произносятся ребенком отраженно, с четким выделением звуков [с] и [з]

СА — ЗА

СО — ЗО

СУ — ЗУ

СЫ — СЫ

АСА — АЗА АСО — АЗО АСУ — АЗУ АСЫ — АЗЫ

УСА — УЗА ОСА — ОЗА УЗА — УСА ОЗА — ОСА

СА — ЗА — СА

СО — ЗО — СО

СУ — ЗУ — СУ

СЫ — ЗЫ — СЫ

ЗА — СА — ЗА

ЗО — СО — ЗО

ЗУ — СУ — ЗУ

ЗЫ — СЫ — ЗЫ

Предложите ребенку произнести следующие пары слов и словосочетания.

Зайка — сайка, Лиза — лиса, посади — позади, коса — коза, забор — собор, без — бес; несу косу — везу козу, Лиза засолила, роса на розе, за собором забор, а за забором собор.

Выучите чистоговорки, потешки.

са — са — са — выпала роса

за — за — за — залетела стрекоза

си — си — си — смотри не укуси

зи — зи — зи — капусту погрузи

су — су — су — землянику несу

зу — зу — зу — мы пасем козу

се — се — се — помоги лисе

зе — зе — зе — подарок Розе

сы — сы — сы — мне нужны весы

оз — оз — оз — большой воз

ос — ос — ос — много ос

зы — зы — зы — расцветали розы

сы — сы — сы — выросли усы

Пошел спозаранку        

Назар на базар.        

Купил там козу        

И корзинку Назар.

* * *

Ослик был

Ужасно зол.

Он узнал,

Что он осел.

Звук [ц]

Звук [ц] сложный звук, поскольку содержит элементы артикуляции звуков [т] и [с]. Поэтому переходить к этому звуку можно только тогда, когда ребенок освоил звук [с]. Кончик языка плотно прикасается к нижним зубам. Чтобы ребенку было легче, придержите кончик языка ложечкой и попросите ребенка произнести звук [т], прикусывая переднюю часть языка верхними зубками. Звук произносится отрывисто. Научившись свободно произносить звук [т], к нему добавляют звук [с]. Ребенок сначала медленно, потом быстро произносит слитно звуки [тс] до тех пор, пока не получится звук [ц] — песенка синички.

После того как хорошо отработаны упражнения для подготовки звука, произнесение изолированного звука не вызывает проблем, можно отраженно произносить слоги.

ЦА — ЦА — ЦА

ЦИ — ЦИ — ЦИ

ЦЕ — ЦЕ — ЦЕ

АЦ — АЦ — АЦ

ИЦ — ИЦ — ИЦ              ЕЦ — ЕЦ — ЕЦ

ЦО — ЦО — ЦО

ОЦ — ОЦ — ОЦ

ЦУ — ЦУ — ЦУ

УЦ — УЦ — УЦ

ЦЫ — ЦЫ — ЦЫ

ЫЦ — ЫЦ — ЫЦ

ЯЦ — ЯЦ — ЯЦ

Слоговые ряды лучше выучить, чтобы ребенок мог их сказать по памяти.

ЦА — ЦУ — ЦА

ЦО — ЦО — ЦО

ЦУ — ЦА — ЦУ

ЦЫ — ЦА — ЦЫ

АЦ — УЦ — АЦ

ОЦ — УЦ — ОЦ

УЦ — АЦ — УЦ

УЦ — ОЦ — УЦ

ЯЦ — АЦ — ЯЦ

ИЦ — ЕЦ — ЙЦ

ЕЦ — ИЦ — ЕЦ

ЯЦ — ОЦ — ЯЦ

ЦА — ЦО — ЦА

ЦО — ЦУ — ЦО

ЦУ — ЦА — ЦУ

ЦЕ — ЦИ — ЦЕ

ЦИ — ЦА — ЦИ

АЦА — АЦО — АЦА

ОЦА — УЦА — ОНА

АЦИ — АЦЕ — АЦИ

ОЦЕ — ОНИ — ОЦЕ

УЦА — УЦИ — УЦА

Слова вначале несколько раз произносит мама и только потом ребенок.

отец

певец

братец

птенец

огурец

холодец

перец

заяц

палец

мизинец

молодец

борец

Слова произносятся отраженно.

овца, царь, цапля, царапина, матрац,

цоколь, цокот, яйцо, кольцо, крыльцо

цукат, цунами, месяц, заяц, овцы

цель, цепь, цена, целый, палец

цирк, циклоп, цифра, цистерна, огурец

цыган, цыпленок, цыпки, певцы, пальцы

Выучите чистоговорки, считалки, загадки:

ца — ца — ца — нет продавца

цо — цо — цо — выйди на крыльцо

цы — цы — цы — сильные борцы

це — це — це — муха на яйце

иц — иц — иц — дайте шприц

цу — цу — цу — зову курицу

ец — ец — ец — поет певец

ац — ац — ац — какой матрац

* * *

Из соседнего колодца целый день водица льется.

* * *

Девица в темнице, а коса на улице.

(Морковь)

* * *

Два кольца, два конца, посередке гвоздик.

(Ножницы )

В темной темнице

Красны девицы

Без нитки, без спицы

Вяжут вязеницы.

(Улей, пчелы, соты)

Не зверь, не птица,

А нос, как спица.

(Комар)

Проживают в умной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти.

Сосчитают все на свете.

(Цифры)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат.

(Цапля)

Цынцы — брынцы, балалайка,

Цынцы — брынцы, заиграй-ка,

Цынцы — брынцы, не хочу,

Цынцы — брынцы, спать хочу!

* * *

Цынцы — брынцы, куда едешь?

Цынцы — брынцы, в городок.

Цынцы — брынцы, чего купишь?

Цынцы — брынцы, молоток.

Дифференциация звуков [с] [ц]

Вы четко и ясно называете слоги, а ребенок называет первый или последний звук в них.

СА — ЦА СО — ЦО ЕЦ — ЕС

СУ — ЦУ АЦ — АС СИ — ЦИ

ЦЫ — СЫ УС — УЦ ИЦ — ИС

Попросите ребенка выделить звуки [с] и [ц] из слогов

АСА — АЦА

ИСИ — ИДИ

УЦУ — УСУ

ЫЦЫ — ЫСЫ

ОСУ — ОЦУ

Произнесите отраженно слова:

Цып — сыпь, сабля — цапля, лиса — лицо; сок — цок; цвет — свет, цветет — светит.

Попросите ребенка сказать во множественном числе: Синица — сини...(цы); сестрица — сестри...(цы); песец — пес.(цы); скворец — сквор...(цы).

Чистоговорки:

са — са — са — красивая коса

ца — ца — ца — я умница

со — со — со — мы сменили колесо

цо — цо — цо — бросай кольцо

ее — ее — ее — пошли в лес

ец — ец — ец — семь колец

су — су — су — мы в лесу

цу — цу — цу — поймали лисицу

сы — сы — сы — у сестренки две косы

ис — ис — ис — у дороги чибис


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты логопедических занятий по постановке, автоматизации и дифференциации свистящих звуков.

В сборнике представлены подробные логопедические занятия по постановке, автоматизации и дифференциации свистящих звуков с детьми старшего дошкольного возраста. Настоящее пособие может быть использован...

индивидуальная программа коррекционной работы по постановке, автоматизации и дифференциации звука Р

Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке звука Р...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР На тему: «Автоматизация свистящих звуков. Звук «С»»

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей старшей группы.Цель занятия: автоматизация звука «С» с помощью игр и игровых упражнений....

Картотека по постановке, автоматизации и дифференциации свистящих звуков.

Картотека по постановке, автоматизации и дифференциации свистящих звуков....

Картотека индивидуальных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации свистящих звуков

Картотека индивидуальных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации свистящих звуков...

Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке, автоматизации и свистящих звуков (звук [c]).

Программа содержит подробное поэтапное календарное планирование с подробным описанием коррекционной работы над звукопостанвкой и автоматизацией звука С...