«Формирование социокультурных ценностей у дошкольников посредством ознакомления с кубанским музыкальным фольклором».
учебно-методический материал по теме

Фисан Елена Георгиевна

Выступление на районном семинаре  по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rayonnom_seminare.docx28.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление на районном семинаре «Формирование социокультурных ценностей  у дошкольников посредством ознакомления с кубанским музыкальным фольклором».

Проработав в детском саду четверть века музыкальным руководителем, я пришла к твёрдому убеждению: народная культура – главное средство нравственного, познавательного и эстетического развития ребёнка.

       В народе говорят: « Нет дерева без корней, дома  - без фундамента». И этим фундаментом является фольклор, посредством которого строится и раскрывается ребёнок как ЛИЧНОСТЬ. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности.

       Любой народ продлевает себя в детях. Естественно стремление цивилизованного народа иметь этнопедагогику в дошкольном образовании. Академик Д.С.Лихачёв сказал: «Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Духовность надо воспитывать  с раннего детства. Поэтому: фольклор – это не просто наше наследие, но наряду с православием, ещё и та основа основ, на которой держится нравственность русского человека. И если исчезнет этот фундамент, то рухнет и национальное самосознание.

Актуальность данной темы заложена в изучении именно регионального фольклора с детьми дошкольного возраста, т.к. одним из основных принципов  ФГОС  является учёт этнокультурной ситуации развития детей. Ценность же регионального фольклора состоит в возможности на его основе узнать историю края, традиции казаков, кубанскую культуру, что способствует формированию у детей любви к родному краю, воспитывает чувство патриотизма. Специфика кубанского фольклора заключается в употребление в речи кубанских слов- «балачки», особенностях игр, частушек, сказок, которые отражают жизненный уклад казаков, особенности природы, восхваляют кубанский народ, край.

Цель темы:   Отражение содержания регионального компонента в образовательной деятельности.

Задачи :

1.Знакомство  детей с характерными особенностями кубанского фольклора, традиционными праздниками.

2.Разучить с детьми кубанские песни  на кубанском говоре и современных авторов. Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;

3.Развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности детей на основе разных жанров кубанского фольклора.

4.Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты,     справедливости, правдивости, гордости за свой край.

5.Воспитание любви к родному краю;

6.Воспитывать желание познавать и возрождать лучше традиции казачества;

Для успешной реализации поставленных задач  я определила основные направления, по которым осуществляли деятельность в ходе предшествующей работы:

-слушание кубанских казачьих песен в исполнении Государственного кубанского казачьего хора, образцового ансамбля казачьей песни «Соловейко» и «Квиток»;

-разучивание  хороводов и танцев  под кубанские казачьи песни  «При лужку», «Спивай, казаки», «Барыня», «Трава, моя трава»;

-инсценирование, обыгрывание песен: «Сон казака», «Казачата», «Кубанские казаки», «Как во чистом поле»,  «Ой, я молода» , «Ой, да Краснодарский край», «О Кубани» Яценко, «Золотая нива» Захарченко, колядок и щедровок, разучивание частушек;

-знакомство с кубанскими народными играми.

На материале кубанского фольклора составляю тематические развлечения, инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему.

Реализация темы:

В процессе работы над выбранной темой мною собран фольклорный материал:  песни, хороводы, щедровки, частушки, танцы, обрядовые праздники, игры.

Работа с социумом.

-МБОУ СОШ№3

-МУЧ СДК «Колос»

 -Образцовый ансамбль казачьей песни «Квиток»

-Каневское ХКО

Сотрудничая с казачьей школой, мы  организовали преемственность между нашими образовательными учреждениями по приобщению детей дошкольного возраста к кубанскому фольклору (традициям и обрядам). Наши ребята посещают музей казачьей культуры СОШ №3. Регулярно проводятся совместные праздники для детей.

Расположение нашего ДОУ в непосредственной близости  с Домом Культуры «Колос» даёт нам возможность посещать мастер-классы народного казачьего танца, проводимые  образцовым ансамблем  «Оки-Доки». Работая в социуме с коллективом Дома Культуры, нам предоставлена возможность проводить совместные творческие мероприятия, что благотворно влияет на  развитие творческих способностей детей, позволяет знакомить с кубанскими традициями и культурой.

Давняя дружба с образцовым ансамблем казачьей песни «Квиток» даёт нам возможность слышать живое красивое исполнение кубанских обрядовых песен и хороводов.

И, конечно же, кубанские  народные праздники, которые  включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность    развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве  всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего  дошкольного  возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и  народному искусству в целом.

Итогом проведённой работы является большой праздник, на котором ребята подготовительной к школе группы  торжественно принимаются в казачата казаками Каневского ХКО.

Вся проделанная работа и собранный материал повлияли на составление авторских сценариев и конспектов занятий, в которых учитываются особенности развития детей. В ходе активного, целенаправленного, систематизированного использования фольклорной педагогики, с учетом лично - ориентированного подхода, у наших ребят обогатился и расширился словарный запас, повысился интерес к окружающему миру, народному слову, кубанским обычаям, улучшился микроклимат и взаимопонимание со взрослыми. Дети с удовольствием исполняют кубанские песни, участвуют в различных народных праздниках, с большим желанием выступают перед родителями.  Таким образом, мы создаем все условия для проявления детьми любви к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда, воспитываем толерантность.

Пока жив кубанский народный фольклор, дети никогда не забудут своего прошлого, своей истории и свои знания передадут своим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.

Познакомить родителей с  с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....

Обобщение опыта по теме "Формирование диалогической речи дошкольников посредством русского народного фольклора"

Данный материал рекомендован воспитателям детского сада разновозрастных групп. Данная работа направлена на формирование диалогической речи дошкольников....

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

Перспективный план работы инновационной площадки по теме: «Формирование творческих способностей дошкольников посредством ознакомления с искусством костюма России ХIXв.»

Перспективный план работы инновационной площадки по теме:«Формирование творческих способностей дошкольников посредством ознакомления с искусством костюма России ХIXв.»...

Формирование духовной культуры дошкольника посредством ознакомления с традициями народной культуры как фактора личностного развития

Нравственное воспитание – одна из актуальных сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что заложим в душу ребёнка сейчас, проявиться позднее, стане...

Формирование исторического сознания дошкольников посредством ознакомления с музыкой военно-патриотического содержания

Успешность работы по патриотическому воспитанию дошкольников зависит не только от мастерства педагога и методов, применяемых им в работе, но и от привлечения внимания родителей к данной проблеме. В ча...