«Формирование социокультурных ценностей у дошкольников посредством ознакомления с кубанским музыкальным фольклором».
учебно-методический материал по теме
Выступление на районном семинаре по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Выступление на районном семинаре «Формирование социокультурных ценностей у дошкольников посредством ознакомления с кубанским музыкальным фольклором».
Проработав в детском саду четверть века музыкальным руководителем, я пришла к твёрдому убеждению: народная культура – главное средство нравственного, познавательного и эстетического развития ребёнка.
В народе говорят: « Нет дерева без корней, дома - без фундамента». И этим фундаментом является фольклор, посредством которого строится и раскрывается ребёнок как ЛИЧНОСТЬ. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности.
Любой народ продлевает себя в детях. Естественно стремление цивилизованного народа иметь этнопедагогику в дошкольном образовании. Академик Д.С.Лихачёв сказал: «Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Духовность надо воспитывать с раннего детства. Поэтому: фольклор – это не просто наше наследие, но наряду с православием, ещё и та основа основ, на которой держится нравственность русского человека. И если исчезнет этот фундамент, то рухнет и национальное самосознание.
Актуальность данной темы заложена в изучении именно регионального фольклора с детьми дошкольного возраста, т.к. одним из основных принципов ФГОС является учёт этнокультурной ситуации развития детей. Ценность же регионального фольклора состоит в возможности на его основе узнать историю края, традиции казаков, кубанскую культуру, что способствует формированию у детей любви к родному краю, воспитывает чувство патриотизма. Специфика кубанского фольклора заключается в употребление в речи кубанских слов- «балачки», особенностях игр, частушек, сказок, которые отражают жизненный уклад казаков, особенности природы, восхваляют кубанский народ, край.
Цель темы: Отражение содержания регионального компонента в образовательной деятельности.
Задачи :
1.Знакомство детей с характерными особенностями кубанского фольклора, традиционными праздниками.
2.Разучить с детьми кубанские песни на кубанском говоре и современных авторов. Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;
3.Развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности детей на основе разных жанров кубанского фольклора.
4.Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край.
5.Воспитание любви к родному краю;
6.Воспитывать желание познавать и возрождать лучше традиции казачества;
Для успешной реализации поставленных задач я определила основные направления, по которым осуществляли деятельность в ходе предшествующей работы:
-слушание кубанских казачьих песен в исполнении Государственного кубанского казачьего хора, образцового ансамбля казачьей песни «Соловейко» и «Квиток»;
-разучивание хороводов и танцев под кубанские казачьи песни «При лужку», «Спивай, казаки», «Барыня», «Трава, моя трава»;
-инсценирование, обыгрывание песен: «Сон казака», «Казачата», «Кубанские казаки», «Как во чистом поле», «Ой, я молода» , «Ой, да Краснодарский край», «О Кубани» Яценко, «Золотая нива» Захарченко, колядок и щедровок, разучивание частушек;
-знакомство с кубанскими народными играми.
На материале кубанского фольклора составляю тематические развлечения, инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему.
Реализация темы:
В процессе работы над выбранной темой мною собран фольклорный материал: песни, хороводы, щедровки, частушки, танцы, обрядовые праздники, игры.
Работа с социумом.
-МБОУ СОШ№3
-МУЧ СДК «Колос»
-Образцовый ансамбль казачьей песни «Квиток»
-Каневское ХКО
Сотрудничая с казачьей школой, мы организовали преемственность между нашими образовательными учреждениями по приобщению детей дошкольного возраста к кубанскому фольклору (традициям и обрядам). Наши ребята посещают музей казачьей культуры СОШ №3. Регулярно проводятся совместные праздники для детей.
Расположение нашего ДОУ в непосредственной близости с Домом Культуры «Колос» даёт нам возможность посещать мастер-классы народного казачьего танца, проводимые образцовым ансамблем «Оки-Доки». Работая в социуме с коллективом Дома Культуры, нам предоставлена возможность проводить совместные творческие мероприятия, что благотворно влияет на развитие творческих способностей детей, позволяет знакомить с кубанскими традициями и культурой.
Давняя дружба с образцовым ансамблем казачьей песни «Квиток» даёт нам возможность слышать живое красивое исполнение кубанских обрядовых песен и хороводов.
И, конечно же, кубанские народные праздники, которые включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.
Итогом проведённой работы является большой праздник, на котором ребята подготовительной к школе группы торжественно принимаются в казачата казаками Каневского ХКО.
Вся проделанная работа и собранный материал повлияли на составление авторских сценариев и конспектов занятий, в которых учитываются особенности развития детей. В ходе активного, целенаправленного, систематизированного использования фольклорной педагогики, с учетом лично - ориентированного подхода, у наших ребят обогатился и расширился словарный запас, повысился интерес к окружающему миру, народному слову, кубанским обычаям, улучшился микроклимат и взаимопонимание со взрослыми. Дети с удовольствием исполняют кубанские песни, участвуют в различных народных праздниках, с большим желанием выступают перед родителями. Таким образом, мы создаем все условия для проявления детьми любви к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда, воспитываем толерантность.
Пока жив кубанский народный фольклор, дети никогда не забудут своего прошлого, своей истории и свои знания передадут своим детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/04/picture-558753-1420377288.jpg)
Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.
Познакомить родителей с с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/01/picture-445777-1406906938.jpg)
Обобщение опыта по теме "Формирование диалогической речи дошкольников посредством русского народного фольклора"
Данный материал рекомендован воспитателям детского сада разновозрастных групп. Данная работа направлена на формирование диалогической речи дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/25/picture-609850-1632576098.jpg)
Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры. Задачи:Пробужда...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/25/picture-609850-1632576098.jpg)
Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/10/picture-293892-1731245738.png)
Перспективный план работы инновационной площадки по теме: «Формирование творческих способностей дошкольников посредством ознакомления с искусством костюма России ХIXв.»
Перспективный план работы инновационной площадки по теме:«Формирование творческих способностей дошкольников посредством ознакомления с искусством костюма России ХIXв.»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/19/picture-1270296-1600509930.jpg)
Формирование духовной культуры дошкольника посредством ознакомления с традициями народной культуры как фактора личностного развития
Нравственное воспитание – одна из актуальных сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что заложим в душу ребёнка сейчас, проявиться позднее, стане...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/30/picture-113062.jpg)
Формирование исторического сознания дошкольников посредством ознакомления с музыкой военно-патриотического содержания
Успешность работы по патриотическому воспитанию дошкольников зависит не только от мастерства педагога и методов, применяемых им в работе, но и от привлечения внимания родителей к данной проблеме. В ча...