Формирование исторического сознания дошкольников посредством ознакомления с музыкой военно-патриотического содержания
статья (подготовительная группа)
Успешность работы по патриотическому воспитанию дошкольников зависит не только от мастерства педагога и методов, применяемых им в работе, но и от привлечения внимания родителей к данной проблеме. В частности, важно, чтобы музыкальный руководитель изначально познакомил с программным музыкальным произведением о войне родителей воспитанников, тем самым подготовив базу для правильного, более осознанного восприятия детьми музыки военно-патриотического содержания. И только после этого следует переходить к ознакомлению с данным материалом самих детей. Такая методика работы способствует более успешному формированию у ребенка осознанной гражданской позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_patriotichekomu_vospitaniyu.doc | 98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Голощапова Тамара Васильевна, музыкальный руководитель,
МБДОУ ДС № 62 «Золотой улей», Белгородская область, г.Старый Оскол
Формирование исторического сознания дошкольников посредством ознакомления с музыкой военно-патриотического содержания
На современном этапе развития общества в свете введения в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выступает необходимостью проводить работу в ДОУ по воспитанию патриотических чувств через развитие познавательного интереса, любви к Родине, к её историко-культурному наследию. Необходимо возрождать преемственность поколений, передавая подрастающему поколению те важные нравственные устои, патриотические чувства, которые есть в людях старшего возраста, переживших войну, но, несмотря ни на что, вынесших чистоту помыслов, чувство любви к Родине, к своему народу.
Успешность работы по патриотическому воспитанию дошкольников зависит не только от мастерства педагога и методов, применяемых им в работе, но и от привлечения внимания родителей к данной проблеме. В частности, важно, чтобы музыкальный руководитель изначально познакомил с программным музыкальным произведением о войне родителей воспитанников, тем самым подготовив базу для правильного, более осознанного восприятия детьми музыки военно-патриотического содержания. И только после этого следует переходить к ознакомлению с данным материалом самих детей. Такая методика работы способствует более успешному формированию у ребенка осознанной гражданской позиции.
В перспективном плане нашего дошкольного учреждения запланирована работа по патриотическому воспитанию, ознакомлению детей с историей родного города, страны, которая отражена также и в календарном плане детского сада. Заранее планируется специально организованная тематическая образовательная деятельность и совместная воспитателей и детей. Особое место в работе коллектива по патриотическому воспитанию отводится теме Великой Отечественной войны. Регулярно проводятся мероприятия, посвященные памятной дате 9 мая, освобождению Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков. Организовываются выставки рисунков, демонстрируется коллекция боевых наград и орденов, проводятся как посещения детьми памятных мест воинской славы с возложением цветов у вечного огня, так и мини-музея боевой славы, находящегося в школе № 27.
Готовясь к празднованию «Дня Победы», я провожу подготовительную работу по ознакомлению с музыкальным материалом. Подбираю наглядно-демонстрационный материал, который соответствует образному содержанию музыкального произведения военной направленности; рассказываю детям об истории возникновения музыкального произведения, о тех исторических событиях времен ВОВ, которые стали основополагающими при создании песен военного времени, стараясь вызвать у детей эмоциональный отклик на события военных лет, чувство гордости за подвиг своего народа. Разучиваем такие песни, как «Вечный огонь» А. Филиппенко на слова Д. Чибисова, «Победа» Р. Габичвадзе на слова С. Михалкова. Дети с особым проникновением и большим вдохновением исполняют их. Неотъемлемой частью мероприятия «День Победы» является прослушивание и исполнение музыкальным руководителем и детьми песен времен ВОВ, таких как «Священная война», «Землянка», «Катюша», «На безымянной высоте», «День Победы». Проникновенное содержание и особый мелодизм песен военных лет не оставляют равнодушным ни одного ребенка.
В воспитании патриотических чувств подрастающего поколения важную роль играет свойственная песне сила эмоционального воздействия на чувственную сферу человека. Для того чтобы пробудить чувства детей, научить с уважением и пониманием относиться к памяти героических лет, а не просто дать информацию о Великой Отечественной войне, я обратилась к песням военных лет как к действенному средству, с помощью которого можно воспитать в детях чувство сопереживания людям, пережившим военное лихолетье. Дети легко различают добро и зло, им свойственно чувство справедливости и сострадания, они способны испытывать гордость за героический подвиг своих прадедов, за величие своей Родины.
Готовясь к мероприятию «День освобождения города Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков», так же провожу подготовительную работу с детьми. На основе данных исторического исследования А.П. Никулова, провожу познавательные беседы с детьми о тех днях войны, когда наш родной город Старый Оскол подвергся фашистскому нападению, семь месяцев находился в зоне оккупации и был освобожден решительным штурмом советских войск. Использую наглядные пособия и видеоматериалы при ознакомлении детей с памятниками и братскими могилами погибших воинов, которые находятся на территории Старого Оскола. Музыкальным материалом в подготовке данного мероприятия стали песни белгородских композиторов, таких как В. Шувалов, Е. Рыбкин, Н. Лисицин, которые создали замечательные музыкальные произведения, посвященные Дню Победы, Дню освобождения городов Белгород и Старый Оскол. В моем исполнении звучат такие патриотические песни как «У обелиска», Е.Рыбкина на слова В.Молчанова, «Спят герои», В. Шувалова на слова Н.Соколова и др. Дети с большим вниманием и трепетом слушают и поют патриотические песни о войне, проникаясь чувством гордости за свой народ.
Военно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста напрямую связано с уровнем духовного развития личности, с глубиной переживания. Поэтому педагог не сможет пробудить в ребенке чувство любви к Отечеству, если сам в душе не будет патриотом. Это чувство необходимо именно пробудить, но не навязать, потому что именно духовное самоопределение ложится в основу патриотизма.
Список литературы:
- Зацепина, М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. / М.Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 2004.
- Материалы Интернет-сайтов www.pedmir.ru, www.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование эстетического сознания дошкольников через синтез искусств – музыки, поэзии, живописи.
Выступление на МО педагогов города из опыта работы по теме:"Формирование эстетического сознания дошкольников через синтез искусств – музыки, поэзии, живописи"....
Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через проектную деятельность"
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, ...
Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников
Цель проекта: воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе изучения истории своей семьи и своей страны...
Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников
попытка раскрытии проблемы нравственно-патриотического воспитания в современном мире....
«Формирование бережливого сознания дошкольников посредством бережливых технологий.»
laquo;Формирование бережливого сознания дошкольников посредством бережливых технологий.»...
Перспективный план работы инновационной площадки по теме: «Формирование творческих способностей дошкольников посредством ознакомления с искусством костюма России ХIXв.»
Перспективный план работы инновационной площадки по теме:«Формирование творческих способностей дошкольников посредством ознакомления с искусством костюма России ХIXв.»...
Формирование духовной культуры дошкольника посредством ознакомления с традициями народной культуры как фактора личностного развития
Нравственное воспитание – одна из актуальных сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что заложим в душу ребёнка сейчас, проявиться позднее, стане...