УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего от 26.02.2015 года № 17.
Дополнительная общеразвивающая программа
«РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»
Разработчик: музыкальный руководитель Воробьева Е.А.
г. Н.Новгород 2015 год
Пояснительная записка
Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни-это свободное движение под музыку И научиться этому можно у ребенка... А.И. Буренина
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным, всесторонне развитым. Дошкольный возраст является основным периодом в организации процесса обучения музыкально –ритмическим движениям. Именно в этом возрасте необходимо воспитывать в детях «мышечные чувства», которые в свою очередь способствуют успешной работе мозга. Дополнительная общеразвивающая программа «Ритмическая мозаика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста. Обучение музыкально –ритмическим движениям, является универсальным средством развития музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения, а также психического и физического развития детей. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир. Программа основана на игровом методе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и помогает приобщать к движению под музыку всех детей, а не только способных и одаренных. Занятия помогают психологически раскрепостить ребёнка через освоение своего собственного тела, как выразительного инструмента. Именно музыкально-ритмические и танцевальные движения дают возможность обучать детей свободно управлять своим телом через работу всех мышц. Постепенно через умение управлять своими мышцами начинает вырабатываться навык раскрытия эмоционального внутреннего состояния ребенка. Музыкально-ритмическая деятельность не только удовлетворяет потребность детей в движениях, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки. Музыкальные движения –это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности. Базой данного курса являются программы «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной.
Актуальность. Внедрение программы дополнительного образования «Ритмическая мозаика», связано так же с возрастающей учебной нагрузкой в детском саду, и направлена она на сохранение и укрепление здоровья детей. Актуальность программы «Ритмическая мозаика» заключается в том, что она как раз направлена на формирование у детей интереса к оздоровлению собственного организма посредством получения элементарных знаний и умений. Следовательно, программа «Ритмическая мозаика», основанная на движениях под музыку, предусматривает развитие двигательных способностей, музыкального слуха, а также психическое раскрепощение ребенка в целом. Гармоническое воздействие музыки и движения на организм детей многогранно, так как оно: -содействует эстетическому воспитанию детей и формированию положительных эмоций; -воспитывает и развивает ритм движений и слух; -повышает культуру движений и работоспособность детского организма. Таким образом, дополнительная программа «Ритмическая мозаика» нацелена на общее, гармоничное, психическое, духовное и физическое развитие детей.
Цель программы: Развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. А также создание условий для укрепления физического и психологического здоровья детей. В ходе реализации программы решаются следующие задачи: 1. Развитие музыкальности: - развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать музыку, настроение и характер, понимать её содержание;
- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
- развитие музыкальной памяти.
2. Развитие двигательных качеств и умений: - развитие ловкости, точности, координации движений;
- развитие гибкости и пластичности;
- воспитание выносливости, развитие силы;
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- развитие умения ориентироваться в пространстве;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3.Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку: - развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие способности к импровизации: в движении, в изобразитель ной деятельности, в слове.
4. Развитие и тренировка психических процессов: - развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности: - воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
В программе раскрывается технология, в основе которой – музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей.
Основные методы и приемы для активации музыкально – ритмической деятельности:
Методы | Приемы | Наглядный | Показ движений, рассматривание иллюстраций, показ видео, аудиовизуальная техника. | Практический | Сюжетные композиции, этюды, инсценировка песен, пантомимические движения, сюжетные танцы, упражнения по типу детской аэробики. | Словесный | Беседы, консультации, разъяснения, вопросы. | Игровой | Использование сюжета игр для организации детской музыкальной деятельности. | Познавательно-исследовательский | Изображать в музыкальных играх характерные движения: бег оленя, прыжки зайца, повадки песца, собаки, белки, лисы. Использовать народные игры в самостоятельной деятельности. | Слуховой | Анализ средств музыкальной выразительности, восприятие музыки, сравнение, сопоставление.
|
Программа разработана с учётом принципов обучения детей дошкольного возраста: - Развивающий характер образования в соответствии со способностями и возможностями ребенка.
- Системность, целенаправленность
- Тесная взаимосвязь теоретических сведений с музыкальным
репертуаром. - Обучение –через творчество и игру!
- Успешность. (каждый ребенок должен знать и понимать, что он уникален и неповторим, получать задания, которые способен успешно выполнить)
- Доступность. (учет возрастных особенностей, адаптированность материала к возрасту детей).
- Динамичность ( интеграция программы в разные виды деятельности).
- Дидактики-от простого к сложному.
- Наглядности;
- Повторности;
- Самостоятельности;
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения музыкально–ритмическим движениям, овладение детьми элементарными двигательными навыками и умениями.
Оборудование, необходимое для реализации целей и задач: Для реализации данной программы необходимо учебно–дидактическое обеспечение, методическая работа педагога, работа с родителями и желание детей освоить данную программу. Учебно – дидактическое обеспечение: - Наглядное пособие, слайды, аудиозаписи, плакаты,
Научно-методические условия и средства: - учебно-методический комплекс, включающий наглядные пособия и дидактический материал;
- специальная музыкальная литература.
Техническое обеспечение: - просторное помещение для НОД;
- музыкальный инструмент: фортепиано;
- музыкальный центр;
- аудиозаписи репертуара;
- реквизит к танцевальным постановкам.
Ожидаемые результаты: 1. Проявление самостоятельности и творческой инициативы у дошкольников. 2. Названия и правила выполнения танцевальных движений; 3. Формирование терминологических знаний, определяющих: - характер музыки;
- основные положения рук, ног, корпуса;
- музыкальные движения, этюды, миниатюры, которые исполняют.
4. Овладение практическими умениями: - передача игрового образа в соответствии с характером музыки;
- исполнение танцевальных движений (не менее 10-12).
- Переход к более развернутым и сложным композициям.
Формы проведения итогов: 1.Итоговые занятия. 2.Открытые занятия для родителей.
Режим НОД НОД кружка проводится два раза в неделю, во второй половине дня. Длительность НОД: - Младшая группа -15 минут.
- Средняя группа - 20 минут.
- Старшая группа 25 минут.
- Подготовительная – 30 минут.
Список литературы: 1. Буренина А.И. Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» - СП., 2005. 2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка – М.: Просвещение, 2000.
Учебный план работы дополнительной программы «Ритмическая мозаика». Младший дошкольный возраст. № | Основное содержание | Задачи | Время, ак.час | 1. | Развитие музыкальности | - Воспитание интереса потребности движения под музыку, развития слухового внимания, умение выполнять движения в соответствии с характером музыки. - Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание; - Развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма; - Развитие способности различать жанры произведения. - Развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма; - развитр - Развитие музыкальной памяти.
| 8 | 2. | Развитие двигательных качеств и умений. | Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя движения: - Ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках; - Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ;(Бабочки, птички) - Прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями. | 8 | 3. | Развитие умений ориентироваться в пространстве. | Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, друг за другом.
| 8 | 4. | Развитие творческих способностей. | -Формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку; -Развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки. | 8 | 5. | Развития нравственно - коммуникативных качеств.
| - воспитание умения чувствовать настроение музыки, умение передать образ, выражая это в пластике; -воспитание умения вести себя, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе общения с детьми и взрослыми.
| 4 |
| Итого 36 часов. |
|
|
Старший возраст. № | Основное содержание | Задачи | Время,ак.час | 1. | Развитие музыкальности | - воспитание интереса и любви к музыке, потребности двигаться под музыку в характере. - обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями; - развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение. - развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр. | 4 2
2
2 | 2. | Развитие двигательных качеств и умений. | Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя движения: ходьбу, бег, прыжковые движения одной, общеразвивающие упражнения, имитационные движения, плясовые движения. | 10 | 3. | Развитие умений ориентироваться в пространстве. | Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, друг за другом.
| 4 | 4.
| Развитие творческих способностей.
| - развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации; - формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ; - развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
| 10
| 5.
| Развитие и тренировка психических процессов.
| - тренировка подвижности нервных процессов - умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения — по фразам; - развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.); - развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения.
| 10 | 6. | Развития нравственно – коммуникативных качеств.
| - воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам. - воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий. - воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
| 4 |
| Итого 48 часов. |
|
|
Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников.
№ | Мероприятия | Срок | Направленность | 1. | Консультации: - «Ритмика в музыкальном развитии детей». - «Танцевать – это красиво!» | Октябрь Апрель | Родители младших, средних, старших, подг. групп. | 2. | Открытое занятие | Апрель | Родители младших, средних, старших, подг. групп. | 3. | Анкетирование родителей «Оценка деятельности кружка» | Май | Родители младших, средних, старших, подг. групп. |
Модель выпускника. Будущее страны – это сегодняшние дошкольники. Их завтрашний уровень эстетического сознания закладывается сейчас. И такую возможность предоставляет программа кружка «Ритмическая мозаика», нацеленная на развитие творческих способностей в танце. Выпускник кружка – это творчески активная личность, развивающаяся гармонично, со своей яркой индивидуальностью, высоким уровнем двигательной обученности, обладающая следующими качествами: -красиво, легко и непринужденно двигаться, выполнять движения различного ритмического рисунка, соотносить движения с характером музыки; -ориентироваться в пространстве и перестраиваться в нем; - создавать новые, собственные выразительные движения; -осмысленно выполнять свою роль в пластических этюдах; - участвовать в коллективной сценической работе; - внимательно относиться друг к другу, искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей. |