Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной направленности для детей 4 до 7 лет
рабочая программа по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной направленности для детей 4 до 7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Оленёнок»
Принята Педагогическим советом Протокол № 1 от 13.10.2015 | Утверждаю Заведующий МБДОУ «ДС «Оленёнок» ______________Н.Н. Черкова приказ от 16.10.2015 № 166 |
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной направленности
для детей 4 до 7 лет
Срок реализации программы: 3 года
Автор-составитель:
Броварная Людмила Андреевна,
воспитатель
МБДОУ «ДС «Оленёнок»
Муравленко, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
I. | Целевой раздел | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. | Актуальность | 5 |
1.1.2. | Новизна | 5 |
1.2. | Цели и задачи реализации Программы | 6 |
1.3. | Основные принципы реализации Программы | 6 |
1.4. | Характеристики особенностей развития контингента воспитанников | 6 |
II. | Содержательный раздел | 7 |
2.1. | Формы и режим организации образовательной деятельности | 7 |
2.2. | Годовой календарный учебный график Программы | 8 |
2.3. | Учебный план Программы | 10 |
2.4. | Учебно-тематический план | 11 |
2.5. | Календарно-тематический план | 12 |
2.6. | Целевые ориентиры Программы на ее завершении | 20 |
2.7. | Формы и методы выявления возможных достижений детей | 21 |
2.8. | Формы подведения итогов реализации Программы | 23 |
2.9. | Формы работы с родителями | 23 |
III. | Организационный раздел | 23 |
3.1. | Материально-техническое обеспечение Программы | 23 |
3.2. | Учебно-методическое обеспечение Программы | 24 |
3.3. | Кадровое обеспечение Программы | 24 |
3.4. | Финансовое обеспечение Программы | 25 |
VI. | Список используемой литературы | 25 |
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.
Систему музыкально-ритмического воспитания одним из первых разработал в конце XIX в. швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Над созданием современной системы музыкально-ритмического воспитания работали многие музыканты, педагоги, психологи, методисты, музыкальные руководители дошкольных учреждений. Ведущее место среди них принадлежит Н.Г. Александровой, а также ее ученикам и последователям - Е.В. Коноровой, Н.П. Збруевой, В.И. Гринер, Н.Е. Кизевальтер, М.А. Румер. Учитывая потребность ребенка в движении, вызываемую ростом организма, они стремились к формированию его моторики и главное - к всестороннему развитию посредством органического сочетания движений с музыкальным звучанием.
Известно, что при помощи движения ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Задача воспитателя состоит в том, чтобы развить в детях умение быстро выполнять предлагаемые им движения и, в случае надобности, уметь затормозить их, т. е. развивать активное торможение. Музыка - это раздражитель, который обусловливает реакцию, как в сторону возбуждения, так и в сторону торможения. На занятиях по музыкальному воспитанию можно наблюдать, как вялые, пассивные дети становятся активными, а возбужденные - дисциплинированными.
В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм ребенка; развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества, ловкость, точность, быстрота, целеустремленность, вырабатываются такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей. Музыкальный ритм способствует упорядочению движения и облегчает овладение им. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру.
В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т. е. мелодию в связи со всеми выразительными средствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает все музыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер; музыкального произведения со всеми его компонентами (развитием и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т. д.).
Таким образом, музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.
Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.
Музыкально-ритмические построения, национальные пляски, инсценировки, хороводные игры с пением, построенные на лучших образцах народной, русской классической и современной музыки, формируют нравственный облик ребенка, развивают музыкальность и художественный вкус, воспитывают любовь к Родине. Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют развитию пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу.
Следовательно, занятия музыкально-ритмическими движениями связаны со всеми сторонами воспитания. Они способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию ребенка.
Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они:
- обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности;
- развивают познавательные способности;
- воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;
- способствуют физическому совершенствованию организма.
Главным направлением в работе над музыкально-ритмическими движениями является систематическое музыкальное развитие ребенка.
Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущность, т. е. движение не должно быть только движением под аккомпанемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать:
- характеру музыки;
- средствам музыкальной выразительности;
- форме музыкального произведения.
Программа направлена на развитие музыкально-ритмических способностей детей 4-7 лет, где дети приобретают музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения – вот что должно быть характерным при выполнении детьми музыкально-ритмических движений. В этом возрасте ребенок физически крепнет, становится более подвижным, успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, улучшается произвольная память, проявляются элементы творчества.
Программа дает возможность развитию творческих способностей детей 4-7 лет средствами музыкально-ритмических движений, обучения элементам танцевального искусства. Упражнения, игры знакомят с некоторыми жанрами, видами, стилями хореографии. Помогает дошкольникам влиться в громадный мир музыки от классики до современных стилей и попытаться проявить себя посредством пластики, близкой детям дошкольного возраста.
Значительное место в системе общего музыкального образования отводится ритмике – как учебно-воспитательной дисциплине. Это исполнительный вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движении. Основы ритмики – музыка, а движения используются, как средство более глубокого ее восприятия и понимания. Программное содержание ритмики подводит детей к ощущению гармонической слитности своих движений с музыкой, что способствует развитию творческого воображения.
Особое значение уделяется восприятию музыки как активному слухо-двигательному процессу. Через движение ребенок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, закрепляет знания о средствах музыкальной выразительности (лад, темп, динамика, ритм, строение музыкальной речи). У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и вкус, вырабатывается умение правильно и красиво двигаться, укрепляются различные виды мышц, происходит приобщение к ритму музыки. При планировании работы по ритмике подбирается репертуар, способствующий формированию музыкального вкуса, расширяющий кругозор, пополняющий «музыкальный багаж» ребенка высокохудожественными произведениями, обогащающими словарный запас и предлагающий обширные знания о музыке.
Помня о том, что музыкально–ритмическая деятельность весьма значима для дошкольников, организация этой деятельности обеспечивает комфорт, чувства радости у детей, вызывает позитивное эмоциональное отношение к ней.
1.1.1. Актуальность программы
Воспитание личности ребенка является одной из самых основных задач любого цивилизованного общества. Средства раскрытия потенциальных возможностей подрастающего человека, формирование его физических и духовных качеств достаточно разнообразно. Как и раньше, учитывая огромную силу воздействия музыки, живописи, танца, испытывается потребность в приобщении детей к искусству. Сегодня наблюдается необходимость, как можно раньше ввести ребенка в мир искусства.
Музыкально – танцевальное искусство в единстве чувств и мыслей формирует отношение детей к жизни, помогает построить свою жизнь по законам красоты, поэтому наиболее актуальной целью является – приобщение ребенка к миру танца, воспитание любви и интереса, формирование пластики, культуры движений, их выразительности, развитие творческих способностей посредством танцевально-ритмических движений.
Осуществляя преемственность между музыкально – ритмическими занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального воспитания и развития детей, возможен положительный результат в эстетическом развитии дошкольников.
Приобщение к музыке, танцу вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения в рамках, доступных его возрасту. Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкально – творческой деятельности, воспитывать эмоциональную отзывчивость. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности. Вот почему, мы пришли к выводу, что уже в дошкольном детстве надо развивать творческую музыкальность у всех детей, независимо от тех возможностей, которыми они обладают от природы.
Этот период в жизнедеятельности ребенка не предполагает глубокого проникновения в школу танца, ему лишь закладываются основы музыкальности, культуры движения и исполнительской выразительности. Разглядеть в каждом ребенке его природные данные, «подобрать к нему свой ключик», чтобы добиться наибольшей точности при выполнении движений, вот чему посвящены занятия ритмикой.
Программа направлена на развитие танцевально-ритмических движений детей 5-7 лет, ведь через движения ребенок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, закрепляет знания о средствах музыкальной выразительности (лад, темп, динамика, метр, ритм, регистр, строение музыкальной речи), способен определить музыку танца и подобрать соответствующий характер движений (польки, вальса, пляски). Услышать национальные интонации народных плясок и использовать элементы народных танцев в своих импровизациях, что способствует развитию творческого воображения. Необходимо учитывать желания и физические возможности детей. Занятия должны приносить детям радость, побуждать к общению с музыкой, развивать творческие способности.
Дети подготовительной группы по окончании продолжают обучение ритмике, танцам в учреждениях дополнительного образования города. Дети старших групп по желанию продолжают обучение по программе на следующий учебный год.
1.1.2. Новизна Программы
Кроме развития физических качеств, формирования танцевальной, музыкальной культуры, в ходе занятий дети знакомятся:
- с разнообразием музыкально-ритмических движений;
- с профессиями взрослых: хореограф, балетмейстер, балерина, болеро, танцор и др.
- сценическими костюмами: танцевальные, бальные, народные;
- с новыми словами, пополняют свой словарный запас профессиональными терминами: этюд, импровизация, танцевальный образ, партерная гимнастика и т.д.
- классификацией танцев: народные, современные, стандартизированные, бальные, диско-танцы.
1.2. Цель Программы – развитие творческих способностей детей средствами музыкально-ритмических движений.
Основные задачи программы:
- Обучать лексике танцевальных движений: прямой галоп, пружинка, поскоки, выставление ноги на носок, на пятку, кружение по одному и в парах, движение парами по кругу, перестроения из круга врассыпную и обратно.
- Закреплять танцевальные движения с помощью музыкально-ритмических движений.
- Учить понимать язык музыки и выражать его в танце.
- Формировать пластику, культуру и выразительность движений.
- Способствовать физическому развитию ребенка, формировать осанку, эластичность мышц, подвижность, правильное дыхание.
- Воспитывать умение эмоционального выражения раскрепощенности и творчества в движении.
Контингент воспитанников.
Воспитанники от 4 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
Срок реализации Программы – 3 года.
Вид программы. Модифицированная.
1.3. Основные принципы реализации Программы:
- Основными принципами планирования, организации и проведения занятий по ритмике и танцу являются: систематичность, последовательность, перспективность, повторяемость, заинтересованность.
- Начинать работу с детьми любой возрастной группы следует с постановки корпуса, головы, ног, рук, что является основой высокой исполнительской культуры.
- С первого занятия важно начать работать над лицом своих воспитанников: открытостью взгляда и приветливой улыбкой. Для этого можно использовать упражнения для мышц лица: вытягиваем губы трубочкой, оттягиваем краешки губ в стороны, играем в «сердилки» зажигаемся, как «лампочки» улыбкой.
- Важно помнить, что ничего приблизительного в движениях и танцах нет. Это означает, что с первого занятия информацию до детей следует доносить с помощью точности терминологии, акцентировать внимание на том, что каждое движение имеет начало и конец.
- Воспитывать культуру движения следует через мышечное ощущение, а также через формирование потребности у ребенка включаться в движение всем двигательным аппаратом – все инструменты вашего тела играют одновременно (активно или пассивно).
- Музыка и движения разделимы: музыка «дает команды» движению, а движение раскрывает музыку.
- Помним, что движения, которые мы используем на занятиях, пришли к нам из жизни (бег, ходьба, прыжки) и многие приобретенные навыки пригодятся детям в жизни.
1.4. Характеристики особенностей развития детей от 4 до 7 лет
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ( ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ)
В возрасте 4-5 лет у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения. Возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности. Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения. Выразительность исполнения образных движений, воссоздавая образ в целом. В основном это мир природы, окружающей нас, игрушки, добрые сказочные персонажи. Детям предлагаются этюды, небольшие по содержанию рассказы, яркие короткие музыкальные произведения для освоения образа, задания для импровизации танцевальных движений, игры с импровизациями.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ( ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ)
В возрасте 5-6 лет дети владеют выразительностью движений под музыку, могут координировать свои движения с основными средствами музыкальной выразительности, способны запоминать и самостоятельно исполнять различные музыкальные композиции. Это даёт возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения (например, «Менуэт» Л.Боккерини, «Вечерняя серенада» Ф.Шуберта). На занятиях большое внимание уделяется овладению элементов плясовых движений: поскоки, «ковырялочка», боковой галоп, приставной шаг с приседанием, шаг с притопом и др. Используются упражнения на развитие гибкости, точности и ловкости движений. Выполняются упражнения с мячами, гимнастическими палками, лентами и др. Дети самостоятельно выполняют перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.). Проводится работа по развитию нравственно – коммуникативных качеств личности. На занятиях дети учатся сопереживать своим сверстникам, радоваться успеху других. На занятиях у детей воспитывается чувство такта, умение вести себя во время занятий, находить своё место, не толкаясь, высказываться самому и слушать товарищей. Мальчикам умение пригласить девочку на танец и затем проводить её на место и т.д.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ (ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ)
В возрасте 6-7 лет у детей освоен большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений. В работе уделяется внимание качеству исполнения и разнообразию видов двигательной активности. В этом возрасте у детей происходит обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными произведениями, включая классические и современные произведения крупной формы. На занятиях дети учатся передавать образно – игровые движения, жесты, раскрывающие понятный детям образ, динамику настроений или состояний (в природе, в настроениях человека, в вымышленных игровых ситуациях). Усложняются танцевальные движения: шаг польки, переменный шаг, шаг с каблучка и т.д. На данном этапе у детей хорошо развито воображение, фантазия, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и умение дать объективную оценку другим детям. Игровой метод придаёт учебно – воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
II. Содержательный раздел
2.1. Формы и режим организации деятельности
Режим организации деятельности - 1 раз в неделю (4 раза в месяц), длительность занятия -20-25 минут для детей средней группы (4-5лет), 20-25 минут для детей старшей группы (5-6 лет), 25-30 минут – для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).
Форма работы – групповые занятия, группа из десяти человек.
Занятия осуществляются на платной основе согласно утвержденным тарифам на платные услуги.
Место организации деятельности
Музыкальный зал/кабинет (88,2 м2).
Методы работы
Обучение в кружке проходит в форме развивающих занятий, игр, партерной гимнастики.
На занятиях используются методы и приемы:
- поклон-приветствие;
- показ;
- словесно-образное объяснение;
- пальчиковая гимнастика;
- элементы партерной гимнастики;
- дыхательная гимнастика;
- танцевальные движения;
- этюды, танцевальные импровизации;
- массовые танцы;
- подведение итогов;
- поклон-прощание;
- объяснение;
- упражнение.
Структура занятия
Разминка (основные виды движений: ходьба, бег, галоп).
Основная часть (танцевальные элементы, основные элементы танцев).
Заключительная часть (музыкальные творческие задания, музыкальные подвижные игры).
Этапы обучения. Процесс обучения ритмики и танца можно условно разделить на три этапа:
1 этап – начальное обучение новым музыкально-ритмическим движениям.
2 этап – углубленное разучивание.
3 этап – закрепление и совершенствование ритмических упражнений и танцевальных элементов.
2.2. Годовой календарный учебный график
Годовой календарный учебный график к рабочей программе к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной направленности для детей 5 до 7 лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Оленёнок» является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в течение учебного года.
Сроки комплектование групп детей для обучения пол программе: | до 31 августа каждого календарного года (доукомплектование в течение учебного года по желанию родителей (законных представителей). |
Продолжительность учебного года: | Начало учебных занятий детей – 1 сентября 2019, окончание учебных занятий – 31 мая 2020 года. Продолжительность учебного года на каждом возрастном этапе – один учебный год. |
Продолжительность учебного года в неделях (в том числе по полугодиям): | 35 недель в год |
1 полугодие -17 недель | |
2 полугодие – 18 недель | |
Продолжительность учебной недели: | пятидневная учебная неделя (понедельник – пятница). |
Регламент образовательного процесса: | 1 раз в неделю. |
Образовательная нагрузка (количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана в неделю). | Непосредственно образовательная деятельность: от 4 лет до 5 лет – 1 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут; от 5 лет до 6 лет - 1 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут; от 6 лет до 7 лет - 1 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут. |
Режим занятий: | занятия проводятся по расписанию, утвержденному заведующим МБДОУ «ДС «Оленёнок». |
Минимальный перерыв между занятиями | 10 минут |
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов | 2 раза в год (сентябрь, май) |
Праздничные дни | 4 ноября, 1- 9 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая |
Каникулы зимние: | с 01 января по 10 января. |
Каникулы летние: | с 01 июня по 31 августа. |
Родительские собрания | В сентябре каждого учебного года (в течение учебного года по мере необходимости). |
Консультации для родителей | Согласно утвержденному графику в течение учебного года. |
2.3. Учебный план
I. Пояснительная записка
Учебный план к рабочей программе к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной направленности для детей 4 до 7 лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Оленёнок» является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса по предоставлению платной дополнительной образовательной услуги «Развитие детей в музыкально-ритмической деятельности «Ритмическая мозаика».
Нормативной базой для составления учебного плана являются следующие нормативные документы:
Нормативно-правовые документы Федерального уровня:
- Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
- Закон от 07.02.1992 № 2300-1 Российской Федерации «О защите прав потребителей».
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. №26).
Локальные акты МБДОУ «ДС «Оленёнок».
- Устав МБДОУ «ДС «Оленёнок».
- Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг МБДОУ «ДС «Оленёнок».
II. Общие положения
2.1. Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются Учреждением.
2.2. Занятия по дополнительной программе проводятся во второй половине дня после дневного сна, с 16.00 до 17.00
2.2.1. продолжительность занятий в зависимости от возраста детей составляет:
- от 4 лет до 5 лет - 1 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;
- от 5 лет до 6 лет - 1 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;
- от 6 лет до 7 лет - 1 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.
Проведение занятий за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон, не допускается.
В качестве форм организации образовательного процесса применяются:
игры, практические занятия, беседы, аудио и видео занятия, конкурсы, фестивали, открытые просмотры.
III. Структура учебного плана
Учебный план по оказанию дополнительной образовательной услуги
«Развитие детей в музыкально-ритмической деятельности «Ритмическая мозаика»
Форма занятий | Учебные группы | Возраст детей | Количество учебных часов в неделю на каждую учебную группу | Итого часов в неделю | Количество занятий в год | ||
Год обучения | Количество групп | Наполняемость | |||||
Групповая | 1 | 1 | 10 | 4-5 лет | 1*25мин | 1 | 35 |
1 | 1 | 10 | 5-6 лет | 1*25 мин | 1 | 35 | |
1 | 1 | 10 | 6-7 лет | 1*30 мин | 1 | 35 |
2.4. Учебно-тематический план
Первый год обучения (средняя группа) 4-5 лет
№ | Название разделов и тем | Количество учебных часов | ||
Практика | Теория | Всего | ||
1 | Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей | 2 | - | 2 |
2 | Вводная беседа о танце | - | 1 | 1 |
3 | Упражнения и этюды на развитие ориентации в пространстве | 2 | - | 1 |
4 | Ритмическая разминка на развитие отдельных групп мышц | 2 | - | 2 |
5 | Упражнения на развитие мимики | 2 | - | 2 |
7 | Упражнения, игры, активизирующие внимание Знакомство с элементами классического танца | 4 | - | 4 |
9 | Несюжетные, сюжетные подвижные игры, игры с элементами спорта | 4 | - | 4 |
10 | Танцы-игры на развитие творческих способностей детей | 4 | - | 4 |
11 | Встреча с любимыми героями мультфильмов | 4 | - | 4 |
12 | «На птичьем дворе» | 2 | - | 2 |
13 | «Куклы». Этюды на закрепление и расслабление групп мышц | 2 | - | 2 |
14 | «В цирке». Закрепление элементов классического танца | 2 | - | 2 |
15 | Русский танцевальный фольклор | 3 | - | 3 |
16 | Отчетное выступление | 1 | - | 1 |
Итого: | 34 | 1 | 35 |
Второй год обучения (старшая группа) 5-6 лет
№ | Название разделов и тем | Количество учебных часов | ||
Практика | Теория | Всего | ||
1 | Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей | 2 | - | 2 |
2 | Вводная беседа о танце | - | 1 | 1 |
3 | Азбука музыкального движения | 2 | - | 1 |
4 | Волшебная осень | 2 | - | 2 |
5 | Танцевальное искусство | 2 | - | 2 |
7 | Танцевальные элементы и композиции. Танцевальные композиции | 4 | - | 4 |
9 | Новогодняя сказка | 4 | - | 4 |
10 | Элементы ритмической гимнастики. Танцевальные движения. Образные движения | 4 | - | 4 |
11 | Русский народный танец | 4 | - | 4 |
12 | Танцы народов севера | 2 | - | 2 |
13 | Элементы татарского танца | 2 | - | 2 |
14 | Элементы классического танца | 2 | - | 2 |
15 | Танцевальные движения и современные танцы. | 3 | - | 3 |
16 | Отчетное выступление | 1 | - | 1 |
Итого: | 34 | 1 | 35 |
Третий год обучения (подготовительная к школе группа/6-7 лет)
№ | Название разделов и тем | Количество учебных часов | ||
Практика | Теория | Всего | ||
1 | Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей | 2 | - | 2 |
2 | Музыкальная грамота | 1 | 1 | 2 |
3 | Танцевальные игры | 1 | - | 1 |
4 | Танцевальные элементы и композиции | 2 | - | 2 |
5 | Рисунок танца. «Круг» | 2 | - | 2 |
6 | «Колонна», «Линия» | 1 | - | 1 |
7 | «Диагональ», «Спираль», «Змейка» | 1 | - | 1 |
8 | Элементы ритмической гимнастики. Танцевальные движения. | 2 | - | 2 |
9 | Элементы бального танца. Вальс, Полонез, Полька | 3 | - | 3 |
10 | Танцевальные движения и современные танцы. Эстрадный танец | 4 | - | 4 |
11 | Сюжетный танец | 4 | - | 4 |
12 | Народный танец. Русский танец | 4 | - | 4 |
13 | Танцы других народов. Хантыйский танец | 2 | - | 2 |
14 | Украинский танец | 2 | - | 2 |
15 | В мире музыки и танца | 2 | - | 2 |
16 | Отчетное выступление | 1 | - | 1 |
Итого: | 34 | 1 | 35 |
2.5. Календарно-тематический план
Первый год обучения (средняя группа/4-5 лет)
№ занятия /Тема | Программное содержание | Репертуар | |
Сентябрь |
| ||
2.Вводная беседа о танце. | Ознакомление с позициями ног, рук. Прыжки на двух ногах: подскок на правой и левой ноге, прыжки с отбрасыванием ног назад и выбрасыванием ног вперед. Танцевальные движения: пружинка, пружинка с поворотом, каблучок. Специальные упражнения: укрепление позвоночника методом поворотов и наклонов в стороны – «маятник», «месяц», «стрекоза», «лисичка». | Игра-этюд: (для развития внимания и слуха) Марш Ф. Шуберт «Игра в жмурки» Р. Шуман «Цирковые лошадки» «Стирка» «Весёлые дети» | |
3-4 Упражнения и этюды на развитие ориентации в пространстве | Закреплять умение построения врассыпную. -Развивать умение выполнять общеразвивающие упражнения под музыку, с акцентом на сильную долю такта –основного движения (наклона, приседа, маха и т.д.). -Способствовать развитию умения исполнять движения не как спортивные, а как танцевальные, с фантазией. Правильность выполнения движений с ускорением темпа. | «Марш» Л.Шульгин, «Этюд» Т. Ломова, «Топ и хлоп», «Весёлые ладошки», «Птички летают». | |
-Способствовать развитию быстроты, ловкости, звуковысотного слуха. -Закрепление комплекса танцевальных элементов. -Развивать умение в положении лежа на спине вытягивать руки в стороны, вытягивание рук вверх, ног вниз. | |||
Октябрь | 5-6. Ритмическая разминка на развитие отдельных групп мышц | Способствовать развитию творческих способностей, выдумки, фантазии. Закрепить выполнение упражнений танцевально-ритмической гимнастики «Хоровод». Содействовать развитию прыгучести, ловкости, координации движений, ориентировки в пространстве. | «Нетерпеливые бегуны» С.Руднева «Танец с осенними листьями и зонтиками» «Барбос и птички» |
Формировать умение ориентироваться в пространстве. Способствовать развитию быстроты и ловкости. Разучивание комплекса танцевальных элементов. | |||
7-8. Упражнения на развитие мимики | Повторить изученный материал по ритмическим танцам. Учить импровизировать под музыку. Содействовать развитию танцевальности, музыкальности и координации движений, чувства ритма. | «Здравствуйте» Хороводная игра «Здравствуй, Осень» | |
Упражнения на ритм «Привет – здравствуй». Учить различать сильные и слабые доли такта, распознавать и передавать ритм (быстро – медленно, резко – плавно). Развивать чувства ритма, внимание, память. | |||
Ноябрь | 9-12. Упражнения, игры, активизирующие внимание Знакомство с элементами классического танца | Знакомить детей с элементами классического танца Allegro (прыжки). Развивать физические данные, силу, натянутость стопы, чувство равновесия. Гимнастические позы. | Танцевальная композиция «Вот такие кубики» |
Формировать умение и навыки в области партерной гимнастики. Повышать гибкость суставов, улучшать эластичность мышц и связок, наращивать силу мышц. | |||
Классический танец в партере. Знакомить детей с основами классического танца, развивать силу ног, натянутость стопу, постановку корпуса выворотность тазобедренного сустава. | Композиция «Розовые щёчки» | ||
Ритмическая разминка «По кругу». Повышать гибкость суставов, улучшать эластичность мышц и связок, наращивать силу мышц. | |||
Декабрь | 13-16. Несюжетные, сюжетные подвижные игры, игры с элементами спорта | Постановка танца «Ласточки». Развивать чувства ритма, выразительность, пластику, грацию. Воспитывать дисциплину, аккуратность. | «Игра со снежками» «Здравствуйте» |
Музыкально-пространственное упражнение «Нитка с иголкой». Учить ориентироваться в пространстве. Развивать умение намечать диагональные линии из угла в угол. | «Хорошо» «Котята-поварята» | ||
Игра «Василек». Учить импровизировать на заданную тему. Развивать воображение, творческие способности, подвижность. Экзерсис на середине зала. Закреплять навыки и умения в области классического танца (позиции ног). | «Новогодние хороводы», «Певучий хоровод». | ||
Упражнения на координацию движения. Чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом на пятках, держа ровно спину. Учить объединять несколько движений для получения комбинации. | |||
Январь | 17-19 Танцы-игры на развитие творческих способностей детей | Танцевальная разминка на середине зала (комплекс упражнений на развитие групп мышц и подвижных суставов). Повышать гибкость суставов, улучшать эластичность мышц и связок, наращивать силу мышц. | Упр. «Погремушка», «Лебедь», «Пружина» Игра: «Зайчики и лисичка» |
Воспитать дисциплину, волевые качества ребенка. Темповые динамические упражнения. Учить различать сильные и слабые доли такта, распознавать и передавать ритм. Развивать чувства ритма, внимание, память. Воспитывать общую музыкальную культуру. | |||
Постановка танца «Ладошки». Развивать чувства ритма, выразительность, пластику, грацию. Воспитывать дисциплину, аккуратность. Комплекс дыхательной гимнастики. Учить правильно, дышать во время движений. | Упражнения: «Зеркало», «Воздушный шарик» | ||
Февраль | 20-23 Встреча с любимыми героями мультфильмов | Экзерсис на середине зала. Формировать навыки и умения в области классического танца (Постановка корпуса). Развивать правильную постановку корпуса, равновесие. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям. | Танец с ложками Упр: «Вертушка», «Волна», перепляс «Стенка на стенку» |
Дать понятие дими плие в 1,2, и3 позиции ног. Ритмическая разминка «Веселая карусель». Формировать музыкально - ритмическую координацию движений, развивать музыкальный слух, память, внимание, чувство ритма. Воспитывать общую музыкальную культуру. | |||
Этюд «Незнайка» (Упражнения на координацию движения). Учить объединять несколько движений для получения комбинации. Развивать координацию внимание. Воспитывать общую культуру. | Танцевальная композиция «Незнайка» | ||
Постановка танца «Парная полька». Отрабатывать шаг польки в парах. Перестроение из одного круга в кружочки по 4 пары и обратно в общий круг. Развивать чувства ритма, выразительность, пластику, грацию. | Р.н.п., игра «У окошка», «Как у наших у ворот» р.н.м., «Затейники» | ||
Март | 24-25 На птичьем дворе | Игра-импровизация на заданную тему «Создаем характеры» (работа над мимикой лица). Учить импровизировать на заданную тему. Развивать воображение, творческие способности, подвижность. | Танец-игра «Эй ты, мишка» «Салют» |
Гимнастические позы. Формировать умение и навыки в области партерной гимнастики. | |||
26-27 «Куклы». Этюды на закрепление и расслабление групп мышц | Этюд «Колокольчики» (Упражнения на ритм). Учить различать сильные и слабые доли такта, распознавать и передавать ритм (быстро – медленно, резко – плавно). Развивать чувства ритма, внимание, память. | «Куклы» «Колокольчик» «Пляска с платочками» | |
Постановка танца «Куклы». Развивать чувства ритма, выразительность, пластику, грацию. Дать понятие гран плие в 1 и 2 позиции. | |||
Апрель | 28-29 «В цирке» | Игра «Штанга». Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук. Развивать воображение, творческие способности, подвижность. | «Прекрасный замок» обр. Ш.Видора, Игра «У жирафа» |
Формировать навыки и умения в области классического танца (батман тандю). Упражнения для координации движений. Учить объединять несколько движений для получения комбинации. | Танец «Весенняя нежность» | ||
30-31 Русский танцевальный фольклор. | Формировать умение и навыки в области народного танца. Вытягивание ноги на носок с последовательным переходом на каблук и на носок, батман тандю каблучный (вытягивание ноги с одновременным ударом пяткой опорной ноги. | «Каждая пара пляшет по своему» Л.Генералова | |
Ритмическая разминка. Формировать музыкально - ритмическую координацию движений, развивать музыкальный слух, память, внимание, чувство ритма. Воспитывать общую музыкальную культуру | Танец «Звездочки» | ||
Май | 32-33. Повторение. Подготовка к итоговому занятию. | Движения в паре: «лодочка» вправо, влево; легкое покачивание лицом друг к другу; поворот по парам. Торжественное шествие Повторение и подведение итогов. | Танец «Мы маленькие дети» |
34. Отчетное выступление | |||
35. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на конец года |
Второй год обучения (старшая группа/5-6 лет)
№ занятия /Тема | Программное содержание | Репертуар | |
Сентябрь |
| ||
2.Вводная беседа о танце. | Ознакомление с позициями ног, рук. Прыжки на двух ногах: подскок на правой и левой ноге, прыжки с отбрасыванием ног назад и выбрасыванием ног вперед, ковырялочка на подскоке. Танцевальные движения: пружинка, пружинка с поворотом, каблучок. Специальные упражнения: укрепление позвоночника методом поворотов и наклонов в стороны – «маятник», «месяц», «стрекоза», «лисичка». | Игра-этюд: (для развития внимания и слуха) Марш Ф. Шуберт “Игра в жмурки” Р. Шуман “Цирковые лошадки” “Стирка” «Весёлые дети» | |
3-4 Азбука музыкального движения. | Ориентировка в пространстве. Исходные положения. Основные движения под музыку: разные виды шага (бодрый, высокий, хоровод-ный, шаг на носочках, мягкий, пружинящий) | «Марш» Л.Шульгин, «Этюд» Т. Ломова, Ритмические упражнения с шумовыми инструментами. Хороводная игра «Здравствуй, Осень» Витлин | |
Упражнения на ориентировку в пространстве: положение прямо (анфас), полуоборот, профиль. | |||
Октябрь | 5-6. Волшебная осень | Упражнения на ориентировку в пространстве: квадрат. Основные движения под музыку: виды бега (лёгкий, на носочках, энергичный, стремительный). | «Нетерпеливые бегуны» С.Руднева «Танец с осенними листьями и зонтиками» М. Ленграна. |
Упражнения на ориентировку в пространстве: свободное размещение по залу, пары, тройки. | |||
7-8. Танцевальное искусство | Танцевальная комбинация, основанная на элементах классического танца. Контрастные темпы. | «Вейся, вейся, капуста» р.н.п. Хороводная игра «Здравствуй, Осень» Витлин | |
Познакомить детей с понятиями «танцевальное искусство», «хореографический образ», «пластика», «жест», «выразительность». | |||
Ноябрь | 9-12. Танцевальные элементы и композиции. | Положения и движения рук: положение рук на поясе – кулачком; смена ладошки на кулачок. Движения ног: шаг с каблука в народном характере; простой шаг с притопом. | Танцевальная композиция «Осенний парк» Е. Доги. |
Положения и движения рук: переводы рук из одного положения в другое (в характере русского танца). | |||
Движения ног: простой переменный шаг с выносом ноги на каблук в сторону (в конце музыкального такта); простой переменный шаг с выносом ноги на пятку в сторону и одно-временной открыванием рук в стороны | Композиция «Зимушка - зима» | ||
Познакомить детей с видами хореографии: классический, народный, бальный, историко-бытовой и современные танцы. Движения ног вперед и в сторону на носок (каблук), в сочетании с пружинкой; притоп простой, двойной, тройной. | |||
Декабрь | 13-16. Новогодняя сказка | Положения и движения рук: «приглашение». Движения ног: простой русский шаг назад через полупальцы на всю стопу; хлопки в ладоши – двойные, тройные; руки перед грудью – «полочка». | Танец Вальс снежных хлопьев, П.Чайковский |
Положения рук в паре: «лодочка» (поворот под руку). Движения ног: простой шаг с притопом с продвижением вперед, назад; простой бытовой шаг по парам под ручку вперед, назад; танцевальный шаг по парам (на последнюю долю приседание и поворот корпуса в сторону друг друга). | «Танец Солдатиков и Куколок» | ||
Хороводные шаги: топающий (топотушки, перетопы), дробный шаг. Хороводные шаги: приставной шаг, шаг с притопом. Движение с ускорением, замедлением темпа | «Новогодние хороводы», «Певучий хоровод» Т.Ломова | ||
Движение по линии танца, против хода, в колонне по диагонали, в шеренге взявшись за руки. Выступление на Новогоднем утреннике. | |||
Январь | 17-19 Элементы ритмической гимнастики. Танцевальные движения. Образные движения | Положение рук в паре: «под ручки» (лицом друг к другу). Движения ног: простой бытовой шаг по парам в повороте, взявшись под ручку противоположными руками. Упражнения на ориентировку в пространстве: колонна по одному, по парам, тройкам, по четыре. | Упр. «Кошка», «Собака», «Лебедь», «Пружина», «Скобка», «Ветер», «Лошадки» С.Руднева. |
Развитие «мышечного чувства»: расслабление и напряжение мышц корпуса, рук и ног. Упражнения на координацию движений: повороты головы с шагами, движение рук и головы с шагами и др. | |||
Положения рук в паре: сзади за талию (по парам, тройкам). Движения ног: танцевальный шаг по парам, тройкам (с положением рук сзади за талию). Упражнения на ориентировку в пространстве: диагональ. Виды хлопков. Гимнастика для развития мышц и суставов плеч, рук, кистей, головы. Прыжки на 180* и обратно | Танец «Птичка польку танцевала» А. Рыбникова. Упражнения: «Зеркало», «Кто лучше спляшет?», игра «Пляши, да не зевай» Е.Трестман | ||
Февраль | 20-23 Русский народный танец | Познакомить детей с костюмами музыкой и культурными особенностями русского народа. Происхождение и особенности русского хоровода. Положение рук в русской пляске. Построения и перестроения, орнаментальные хороводы. Хороводные шаги: переменный, тройной шаг. Движения ног: «шаркающий шаг», «елочка»; (мальчики) подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и свободной позиции). | Фонограмма русских народных мелодий Упр: «Ручеёк», «Вертушка», «Волна», перепляс «Стенка на стенку» |
Движения ног: «гармошка»; (девочки) простой бег с открыванием рук в подготовительную позицию (вверху, между 2 и 3 позициями). Движения ног: «ковырялочка» с двойным и тройным притопом; (девочки) маленькое приседание (с наклоном корпуса), руки перед грудью «полочка». | |||
Движения ног: поклон на месте с руками; поклон с продвижением вперед и отходом назад; (мальчики) подскоки на двух ногах (1 прямая, свободная позиция); (девочки) бег с сгибанием ног назад по диагонали, руки перед грудью «полочка». | Танцевальная композиция «Калинка» | ||
Упражнения на ориентировку в пространстве: «звездочка» «корзиночка», «змейка», «ручеек». Хороводные шаги: приставной шаг, шаг с притопом. Танцевальная комбинация, построенная на шагах народного танца. | Р.н.п., игра «Плетень», «Как у наших у ворот» р.н.м., «Затейники» (пляска-импровизация). | ||
Март | 24-25 Танцы народов Севера | Слушание национальной музыки хантов, имитация движений животных и охотников, составление танцев. | Танец-игра «Важенка и оленята» Танец «Северные олени» |
особенности хореографии, особенности костюма особенности орнамента. | |||
26-27 Элементы татарского танца | Основной ход. Мужской шаг на каблук. Женский ход с продвижением. | Фонограммы татарских мелодий Танец «Су буенда» | |
Бег с ударом полупальцев сзади Боковой ход с поворотом стопы. «Борма», «Присядка-мячик», «Ёлочка». | |||
Апрель | 28-29 Элементы классического танца. | Познакомить детей с понятием «бальный танец» - вальс, полька. Танцевальная комбинация, построенная на элементах бального танца. | «Мелодия» Т. Ломова, «Прекрасный замок» обр. Ш.Видора, «Мари» обр. Ж.Векерлена. |
Постановка корпуса, головы, рук и ног. Движения ног: шаги: бытовой и танцевальный; поклон, реверанс. Основные позиции ног и рук в классическом танце. Лирические танцы. Построение двух концентрических кругов. | Танец «Весенняя нежность» | ||
30-31 Танцевальные движения и современные танцы. | Первоначальные сведения по историческому танцу, происхождение и особенности эстрадных танцев. Движения ног: «боковой галоп» простой (по кругу), «боковой галоп» с притопом (по линиям). | «Каждая пара пляшет по своему» Л.Генералова | |
Положения рук в паре: основная позиция. Движения ног: легкий бег на полупальцах по кругу по парам лицом и спиной вперед. Движения в паре: (мальчик) присед на одно колено, (девочка) легкий бег вокруг мальчика. | Танец «Хорошее настроение» | ||
Май | 32-33. Повторение. Подготовка к итоговому занятию. | Движения в паре: «боковой галоп» вправо, влево; легкое покачивание лицом друг к другу; поворот по парам. Торжественное шествие Повторение и подведение итогов | Танец «Мы маленькие звезды» Полька «Добрый жук». |
34. Отчетное выступление | |||
35. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на конец года |
Третий год обучения (подготовительная к школе группа/6-7 лет)
№ занятия/ Тема | Программное содержание | Репертуар | |
Сентябрь |
| ||
2-3 Музыкальная грамота | Закрепить знания, умения и навыки, полученные ранее. Расширить представления о танцевальной музыке. Учить детей сознательно подбирать нужные сложные характеристики к музыкальным образам. | Игры: «Вопрос – ответ», «Эхо», «Повтори-ка» — прохлопывать заданный ритмический рисунок. | |
Развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки. Музыкальный жанр (полька, марш, вальс) (устно определить жанр). | Задания на анализ музыкальных произведений (темп, характер, динамика, ритмический рисунок, регистр, строение). Игра: «Марш – полька – вальс | ||
4. Танцевальные игры | Развивать внимание, память, координацию движений. Подготовить организм ребенка к выполнению более сложных элементов. Двигаться в соответствии с характером музыки. Учить через движения передавать эмоциональный настрой произведения. | «Разноцветная игра», «Красная шапочка», «Любитель-рыболов», «Кошки-мышки», «Танцуем, сидя» | |
Октябрь | 5-6. Танцева-льные элементы и композиции | Повторение элементов танца по программе предыдущего года: шаг на носках, шаг польки. | Фонограммы русских народных мелодий. Полька «Добрый жук», «Аннушка». |
Комбинации танцевальных элементов по кругу: полька, вальс, широкий высокий бег, сильные поскоки, боковой галоп. | «Берлинская полька», «Старинный французский галоп» обр. Ш.Видора | ||
7-8 Рисунок танца. «Круг» | Изучить простые рисунки танца для использования их в концертных номерах Движение по линии танца. Рисунок танца «Круг»: замкнутый круг; раскрытый круг (полукруг); круг в круге. | «Калинка», «Ах, вы, сени», «Из-под дуба», «Полянка» р.н.п. Танец «Девочки и мальчики» Танец «Маленькие ангелы» | |
Рисунок танца «Круг»: сплетенный круг (корзиночка); лицом в круг, лицом из круга; круг парами, круг противоходом. | |||
Ноябрь |
| Рисунок танца «Колонна», «Линия»: перестроения из круга в колонну, в линию, (на задний, передний план);перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав ведущих). | |
10. «Диагональ», «Спираль», «Змейка» | Понятие «Диагональ»: перестроение из круга в диагональ; перестроение из маленьких кружков в диагональ (самостоятельно указав ведущих). Рисунок танца «Спираль». Рисунок танца «Змейка»: горизонтальная. Перестроение из «круга» в «змейку» (самостоятельно, выбрав ведущего). | Игра «Клубок ниток». «Вейся, вейся, капуста» р.н.п. | |
11 – 12 Элементы ритмической гимнастики. Танцевальные движения. | Парные пляски. Положения в парах. Упражнения на равновесие. Характерные движения. Упражнения на координацию движений: повороты головы с шагами, движение рук и головы с шагами и др. | «Русская пляска» (парами), игра «Смени пару», упр. «Ласточка», «Журавль», «Попрыгунчики» анг.н.п. | |
Построения и перестроения группы:«Воротца», «Звёздочки», «Карусели». Упражнения: наклоны к ногам, упражнения на подвижность стопы и эластичность голеностопного сустава. | Хоровод «Змейка с воротцами» С.Руднева, упр. «Бабочка», «Лягушка», «Собака», «Березка», «Мост» «Рыбка», «Кораблик» | ||
Декабрь | 13. Элементы бального танца. | Основные позиции ног и рук в классическом танце. | «Мелодия» Т.Ломова, «Прекрасный замок» обр. Ш.Видора, «Мари» обр. Ж.Векерлена. |
14. Вальс | Музыкальный размер 3\4. Вальс, кружение «лодочкой». Менуэт, шаг менуэта. Перестроения в танце. Постановка корпуса, осанка. | Вальс «Раз, два, три на носочки», «Снежинки» С.Руднева, «Менуэт» | |
15. Полонез | Шаг полонеза. Характерные перестроения. Упражнения для выработки осанки, эластичности и крепости коленного и тазобедренного суставов. | «Полонез» Б.Андреев, «Экосез», №5 А.Жилин. | |
16. Полька | Шаги польки. Галоп (прямой и боковой) в кругу по линии танца, в парах, лицом друг к другу. Поскоки на месте, кружение поскоками. Перестроения в колонны по два, по четыре. | «Марш» Л.Вишкарёв | |
Январь | 17-18 Танцевальные движения и современные танцы. | Первоначальные сведения по историческому танцу, происхождение и особенности эстрадных танцев. Движение в парах. | «Каждая пара пляшет по своему» Л.Генералова |
Лирические танцы. Построение двух концентрических кругов. | «Лирический танец» Карамышев | ||
19. Эстрадный танец | Музыкально – пространственные композиции. Сужение и расширение круга. Современные танцы. Перестроения группы: из круга врассыпную. Танцевальные комбинации и перестроения в эстрадных танцах. | Тренаж «Раз, два, три», танец «Бабка – Ёжка» | |
Февраль | 20-23 Сюжетный танец | Простые танцевальные комбинации. Выра-зительно передавать различные игровые образы инсценировать игровые песни. Придумывать новые варианты образного движения в танцах | Танец «Солдаты» Танец «У самовара» |
Уметь ориентироваться в пространстве; правильно и выразительно выполнять основные движения под музыку, танцевальные элементы, характерные и образные движения; | Ритмический танец«Большая стирка» (музыка в стиле диско). | ||
Март | 24-27 Народный танец. Русский танец | Изучение основ русского народного танца: развитие подвижности стоп на основе элементов «елочка», «гармошка», ковырялочка; работа рук в русском танце; навыки работы с платочком; русский поклон; подскоки; припадания; тройные прыжочки | Фонограммы р.н.м. |
Бег с вытянутыми носочками. Боковой галоп. Шаг с вытянутыми носочками (хороводный). Хлопки. Движение с выставлением ноги на носок; Движение «ключик». «Ковырялочка» вперед и назад, пружинка с поворотом, приставные шаги в сторону. | Фонограммы р.н.м. Танец «Русский перепляс» Танец «Сапожки» | ||
Ходы: простой, на полупальцах, боковой, приставной, боковой ход «припадание» по VI позиции, беговой шаг с отбрасыванием согнутых ног назад. | |||
Подготовка к «дробям»: притопы, удары полупальцами, удары каблуком. Хлопки и хлопушки для мальчиков: одинарные по бедру и голенищу, каблучные упражнения – вынесение рабочей ноги на каблук во все направления. | |||
Апрель | 28-29 Танцы других народов. Хантыйский танец | Изучение элементов северного танца: знакомство с костюмом; характерное положение рук; «Бег оленёнка», «шаг оленёнка». Бег с высоким подниманием колен, оттягивая носок. | Фонограмма «Олененок» Муз. Г. Лагея |
Выполнять движения танца. Пружинящий приставной шаг. Прыжки с ноги на ногу. Бег вокруг себя с захлестом. | |||
30-31 Украинский танец | Особенности в исполнении украинского танца. Знакомство с костюмом. Основной шаг. Положение рук, рисунок танца | «Украинская полечка» | |
Учить ориентироваться в пространстве, Соблюдать расстояние между парами | |||
Май | 32-33 В мире музыки и танца | Способствовать развитию творческих способностей занимающихся при использовании знакомых движений в танцевальных композициях и импровизациях. Закреплять умение ритмично и выразительно двигаться в танце. | «Я танцую» (импровизация на изученных танцевальных движениях). Танец «Первоклассников», «Выпускной вальс» |
Научить детей самостоятельно двигаться под музыку. Подготовить к показательным выступлениям. Учить выражать через движения заданный образ. | |||
34. Отчетное выступление | |||
35. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей |
2.6. Целевые ориентиры Программы на завершении
Целевые ориентиры на завершении 1 этапа реализации Программы (средняя группа):
По окончании первого года обучения дети должны научиться:
- в умеренном и быстром темпе переключаться с одного движения на другое в соответствие с заданной музыкой;
- перестраиваться из круга врассыпную и обратно;
- в совершенстве выполнять простейшие образные движения;
- иметь представление о настроении и характере музыки;
- владеть своим телом.
Целевые ориентиры на завершении 2 этапа реализации Программы (старшая группа):
По окончании второго года обучения дети должны научиться:
- чувствовать музыкальные основы и выразительно передавать их в движении: отражать в движениях умеренный, быстрый и медленный темп, ритмический рисунок, паузы, динамику звучания (громко, тихо);
- менять движения в соответствии с двух – и трехчастной формой произведения;
- различать в движении жанровые признаки (песня, танец, марш);
- обучиться лексике танцевальных движений: прямой галоп, пружинка, поскоки, выставление ноги на носок, на пятку, кружение по одному и в парах, движение парами по кругу, перестроения из круга врассыпную и обратно;
- проявлять творческие способности, выполняя задания на импровизацию, этюды;
- проявлять интерес к танцам, танцевальным импровизациям;
- владеть движениями с предметами (цветами, лентами, платочками и т.д.);
- умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
- импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных движений;
- стараться точно и правильно исполнять движения в танцевальных композициях.
Целевые ориентиры на завершении 3 этапа реализации Программы (подготовительная к школе группа):
По окончании третьего года обучения дети должны научиться:
- ощущать метрическую долю и, сначала в хлопках, а затем в движениях, исполнять несложный ритмический рисунок, овладеть разнообразными движениями (от ритмического бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприсядки, переменного шага, ходьба, бега, подскоков, прыжков и т. д.).
- уметь выполнять танцевально-ритмические движения с предметами (мячами, лентами, обручами, флажками);
- обладать музыкальным восприятием, музыкально-ритмическим чувством и в связи с этим ритмичностью движений;
- согласовать движения с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, владеть пространственными и временными ориентировками;
- уметь выполнять имитационные движения, которые представляют собой сочетания основных движений с имитацией разнообразных действий и движений птиц, людей, зверей, транспортных средств и т. д.
- выполнять выразительно и ритмично под музыку определенные основные гимнастические и танцевальные движения, соблюдать темп;
- исполнять разученные танцы в различных жанрах;
- самостоятельно выполнять разученные комплексы упражнений по ритмической гимнастике;
- определять на слух характер музыки, определяя темп и ритм;
- воспринимать на слух речевой материал, связанный с содержанием музыкально-ритмических занятий;
- импровизировать на определенные музыкальные темы (например: летний день в лесу, падают снежинки и т.д.)
Знать:
- основные понятия о жанрах танцев (виды, особенности исполнения и т.д.);
- названия музыкальных инструментов;
- основные позиции ног и рук;
- правила поведения при исполнении музыкально-ритмических и танцевальных движений.
2.7. Формы и методы выявления возможных достижений детей на этапе завершения Программы.
Диагностика уровня музыкального развития ребенка
Цель диагностики - выявление уровня музыкального развития ребенка (начального уровня, динамики развития, эффективности педагогического воздействия).
Метод диагностики - наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
Критерии оценки уровня музыкального развития
1. Музыкальность — способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения — без показа педагога).
Пример оценки детей 6-го года:
5 баллов — умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения на каждую часть музыки;
4-2 балла — в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда;
0-1 балл — движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.
Оценка детей 7-го года жизни:
5 баллов — движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, фразами;
4-2 балла — передают только общий характер, темп и метроритм;
0-1 балл — движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого.
- Эмоциональность — выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (Э-1, Э-5).
- Экстраверсия и интроверсия – выясняется по тому, какое место ребенок занимает в зале (если предлагается встать куда угодно) и насколько этот выбор постоянен. Если малыш постоянно занимает место ближе к педагогу, чтобы его было видно, - то, скорее всего он экстраверт. И наоборот, если ребенок постоянно старается спрятаться за спину других, то, пожалуй, его можно отнести к интровертам. При сопротивлении этих данных с другими проявлениями поведенческого характера педагог может делать очень важные выводы о внутреннем мире ребенка (его благополучии или наличии тревожности на эмоциональном фоне), о состоянии малыша в эту минуту - по типичности или не типичности в его поведении и.т.д. можно условно оценить выше названные параметры тоже по девятибалльной системе: зрительно разделить пространство зала на пять зон по степени удаленности от педагога и посмотреть, какое место выбирает ребенок на занятии.
Примечание: при подсчете баллов этот параметр не учитывается в среднем показателе.
- Творческие проявления — умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные "па". Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Творчески одаренные дети способны выразить свое восприятие и понимание музыки не только в пластике, но также и в рисунке, в слове. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.
- Внимание — способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию (младшие дети — 1-го уровня сложности, старшие — 2-го и 3-го уровня сложности) от начала до конца самостоятельно - это высокий уровень, оценка — 5 баллов. Если выполняет с некоторыми подсказками, то от 4-х до 2-х баллов. В случае больших затруднений в исполнении композиции из-за рассеянности внимания — оценка 0-1 балл.
- Память — способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с 3-5 исполнений по показу, то это высокий уровень развития памяти — оценка 5 баллов. Неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз) оценивается в 2-0 баллов.
- Координация, ловкость движений — точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих видах движений).
- Гибкость, пластичность — мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения ("рыбка", "полушпагат" и др. — от 1 до 5 баллов).
В результате наблюдений и произведенной диагностики педагог может подсчитать средний суммарный балл для общей оценки, динамики в развитии ребенка на протяжении определенного периода, выстроить диаграмму или график показателей развития.
Оценка музыкально – ритмического развития детей
Количество баллов | Критерии диагностирования музыкально –ритмического развития детей |
0 – 1 балла | Движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания музыки, а также на счет и показ взрослого. |
2-4 балла | Движения передают только общий характер музыки, темп и метроритм. |
5 баллов | Движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, музыкальными фразами. |
2.8. Формы подведения итогов реализации Программы
- концерты;
- фестивали детского творчества;
- итоговый концерт «Талантливые малыши»;
- открытые занятия;
- выступления на праздниках, спортивных мероприятиях;
- участие в конкурсах, фестивалях различного уровня;
- анкетирование родителей.
2.9. Формы работы с родителями
- Родительские собрания.
- Посещение занятий.
- Консультации, беседы (индивидуальные и подгрупповые).
- Дни открытых дверей.
- Совместные праздники и развлечения.
- Информационные стенды, копилки советов, памятки.
- Анкетирование.
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
Материально-техническая база достаточна, размеры помещений, освещение и мебель соответствуют количеству и возрасту воспитанников, требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Занятия проводятся в специально оборудованном помещении – музыкальном зале/кабинете (88, 2м2), где есть:
- цифровое пианино;
- видеокамера;
- музыкальный центр и набор СD дисков с музыкальным материалом;
- шкаф для хранения оборудования (флажки, мячи, ленточки, обручи, скакалки, гимнастические палки, реквизит для танцев);
- музыкальные инструменты;
- игрушки.
3.2. Учебно-методическое обеспечение Программы
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста, Санкт-Петербург, ЛОИРО, 2000.
- Буренина А.И. Диагностика уровня музыкального развития ребенка. Дошкольное музыкальное воспитание. – М.; Прогресс, 2002.
- Елисеева Е.И., Родионова Ю.Н. Ритмика в детском саду. Методическое пособие. – УЦ «Перспектива», Москва, 2012.
- Комарова Т.С., Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Кутузова Е., Коваленко С., Шарифуллина И. Танцевально-игровое пособие «Ку-ко-ша», Санкт-Петербург, 2009.Мерзлякова С.И. Учим петь детей, Творческий центр «Сфера», 2015.
- Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб: КОРОНА принт, 2005.
- Раевская Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду: Книга для воспитателей и муз. руководителя детского сада/Составитель: Е.П. Раевская, С.Д. Руднева, Г.Н. Соболева, З.Н. Ушакова. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.
- Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика для детей» в пяти книгах. Санкт Петербург, издательство «Музыкальная палитра» 2004-2007.
- Кадровое обеспечение Программы
Для успешной реализации Программы в Учреждении привлекаются педагоги, специалисты Учреждения или других образовательных учреждений города, владеющих спецификой работы с детьми дошкольного возраста. Все педагоги являются дипломированными специалистами, владеющими знаниями о физиологии и психологии детей дошкольного возраста, имеют высокий квалифицированный и профессиональный уровень подготовки, обладают необходимым потенциалом для осуществления образовательного процесса, организации дополнительных образовательных услуг по запросам родителей, обладают коммуникативными качествами, выстраивают партнёрские отношения со своими воспитанниками и их родителями. Владеют знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы, используют в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приёмы, инновационные образовательные и здоровьесберегающие технологии, осуществляют активное взаимодействие с родителями, педагогической и городской общественностью по поддержке детских талантов.
Для выполнения работ по оказанию дополнительных платных услуг могут привлекаться как основные сотрудники Учреждения, так и специалисты из других организаций на договорной основе. Оплата труда специалистов осуществляется согласно дополнительному соглашению к трудовому договору.
- Финансовое обеспечение Программы
Источником формирования финансовых ресурсов является доход, полученный от оплаты за платные дополнительные образовательные услуги. На оказание платной дополнительной образовательной услуги составляется калькуляция в расчете на одного получателя услуги. Платные дополнительной образовательные услуги предоставляются только после оплаты их стоимости, в соответствии с условиями Договора. Оплата осуществляется в безналичном порядке.
Поступившие средства расходуются согласно плану финансово-хозяйственной деятельности, утверждённому руководителем Учреждения, и распределяются следующим образом:
- на оплату труда работникам за оказание платной образовательной услуги, согласно дополнительному соглашению к Договору, заключенному с сотрудниками, оказывающими платные дополнительные образовательные услуги;
- на укрепление материально-технической базы Учреждения (в т.ч. на приобретение основных средств);
- на развитие и совершенствование образовательного процесса.
IV. Список используемой литературы
- Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н.Музыка и движение, Москва, Издательство «Просвещение», 1983.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста, Санкт-Петербург, ЛОИРО, 2000.
- Буренина А.И. Диагностика уровня музыкального развития ребенка. Дошкольное музыкальное воспитание. – М.; Прогресс, 2002.
- Веракса Н.Е., Т.С. Комарова, М.А. Васильева, Программа «От рождения до школы», Москва, Издательство «Мозаика-Синтез», 2015.
- Елисеева Е.И., Родионова Ю.Н. Ритмика в детском саду. Методическое пособие. – УЦ «Перспектива», Москва, 2012.
- Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду с детьми 2-7 лет Москва, Издательство «Мозаика-Синтез», 2015.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Программа «Ладушки», Санкт-Петербург «Невская нота», 2010.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Методическое пособие Потанцуй со мной дружок, Санкт-Петербург «Невская нота», 2010.
- Комарова Т.С., Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Кутузова Е., Коваленко С., Шарифуллина И. Танцевально-игровое пособие «Ку-ко-ша», Санкт-Петербург, 2009.
- Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб: КОРОНА принт, 2005.
- Раевская Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду: Книга для воспитателей и муз. руководителя детского сада/Составитель: Е.П. Раевская, С.Д. Руднева, Г.Н. Соболева, З.Н. Ушакова. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.
- Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. институтов, муз. руководителей и воспитателей детского сада/О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили; Под ред. О.П. Радыновой. – М.: Просвещение: Владос, 1994.
- Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика для детей» в пяти книгах. Санкт Петербург, издательство «Музыкальная палитра» 2004-2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по музыкальному воспитанию детей «Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»
В консультации представлен теоретический материал о музыкально-ритмических движениях, даны некоторые приемы для разучивания и закрепления ритмического рисунка, а также есть подборка двигательных упраж...

Творческий проект "Использование танцевальных и спортивных атрибутов в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям (создание предметно-игровой среды в музыкальном зале)".
Творческий проект по созданию предметно-развивающей среды в музыкальном зале....

«Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»
Музыка для ребёнка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, вызвать интерес и любовь к музыке, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоцио...

Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям
Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями. Систематическо...
Консультация «Игровые приемы в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям» (Сентябрь 2020)
Консультация по музыкальному воспитанию детей для родителей и воспитателей...

Консультация на тему: " Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям"
Консультация будет полезна как для начинающих педагогов так и для педигогов стажистов. Так как поможет узнать или освежить отдельные аспекты такого важного направления как развитие музыкально ритмичес...

Взаимодействие воспитателей и музыкального руководителя в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям
Консультация для воспитателей...